Методическая разработка Дидактическое пособие «Кубики историй» Для развития связной речи у детей подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа)
Методическая разработка Дидактическое пособие «Кубики историй» Для развития связной речи у детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubiki_istoriy.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Красноярский край
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17. тел. (8 39132) 2 66 77. Email: ds1@uo-minusinsk.ru
Методическая разработка
Дидактическое пособие «Кубики историй»
Для развития связной речи у детей
подготовительной группы
Воспитатель Терехова Т. П.
Актуальность
2 слайд
Одним из направлений работы с детьми с ТНР является развитие у них самостоятельной связной речи. Недоразвитие связной речи у дошкольников влияет на их успешность не только в обучении, но и социализации. Особенностями связной речи детей с тяжёлым нарушением речи являются: нарушение связности и последовательности изложения, низкая информативность, бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка, пропуски смысловых звеньев и необоснованные повторы слов, паузы по тексту, незаконченность смыслового выражения мысли, необходимость в стимулирующей помощи. Характерна низкая мотивация к процессу рассказывания.
Для педагогов является актуальным подобрать такие педагогические средства, которые обеспечат решение этих проблем с максимальной результативностью. Одним из таких средств может стать дидактическое пособие «Кубики историй».
3 слайд
«Кубики историй» - это один из компонентов технологии «Сторителлинг»
«Сторителлинг» - искусство составления увлекательных рассказов, в переводе на русский язык обозначает «сказительство».
4 слайд
Автором «Кубиков историй» является ирландский коуч (тренер, наставник) Рори О’Коннор, когда у него возникла идея создать учебное пособие, развивающее креативность. Сначала Рори нанёс 54 картинки на Кубик Рубика. При повороте кубика в разные стороны создавались разные комбинации картинок. Однако, в компании, владеющей правами на Кубик Рубика, не приняли эту идею.
Позже он решил сделать альтернативный вариант из 9 отдельных кубиков. В 2007 году Рори начинает заниматься собственным производством и делает запуск первой версии своей игры с наклейками.
5 слайд
Чуть позже, получая отзывы от покупателей о недолговечности кубиков с наклейками, он принимает решение выпускать кубики без них, печатая изображения на пластиковой поверхности кубиков. Но и этот вариант не дотягивал до идеала, ведь изображения на пластике царапались и стирались. С того момента при производстве Кубиков в литьевые формы были сразу заложены изображения, утопленные на полмиллиметра. Современные Кубики историй до сих пор выпускаются по этой технологии.
6 слайд
К сожалению, имеющиеся в продаже готовые наборы «Кубиков историй» не адаптированы на детей дошкольного возраста, в том числе на детей с тяжелыми нарушениями речи ни по лексической наполняемости, ни по содержательной структуре рассказа, ни по качеству наглядного материала.
Поэтому педагоги ДОУ их модернизировали: стали использовать кубики большего размера и применять красочные картинки для размещения на грани.
7 слайд
Цель использования «Кубиков историй»
– обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.
Задачи:
- обучающие:
- показать детям способ составления рассказа, опираясь на наглядно графический план посредством выстраивания цепочки из кубиков;
− научить детей использовать дидактическое пособие «Кубики историй» при составлении описательных, повествовательных, творческих рассказов.
8 слайд
развивающие задачи
уточнять, актуализировать, расширять словарь детей в рамках изучаемых лексических тем;
- развивать умение логично и последовательно излагать свои мысли с опорой на наглядную основу;
- развивать умение продолжить рассказ за собеседником;
- развивать умение внимательно слушать других;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы.
9 слайд
воспитательные задачи:
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе создания коллективного рассказа;
- формировать навыки сотрудничества.
10 слайд
Этапы обучения:
1. Знакомство с правилами игры.
2. Накопление детьми представлений по теме рассказа. Чтобы дети могли составить любой рассказ (описательный, повествовательный, творческий и др.), необходимо, чтобы у них был определённый багаж знаний.
3. Показ образца - составление рассказа по «Кубикам историй» педагогом.
4. Определение жанра. Составление рассказа совместно с педагогом: например, начинает рассказ педагог, продолжает ребёнок, потом опять педагог и т. д. На первоначальном этапе использовать 4 – 5 кубиков, то есть рассказ будет состоять из 4-5 предложений.
5. Самостоятельное составление рассказа по 4 -5 кубикам.
6. Самостоятельное составление рассказа по 9 -12 кубикам (педагог помогает наводящими вопросами детям сохранять нить истории).
11 слайд
Структура рассказа
При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:
1. Вступление.
Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.
Однажды, много лет назад…В некотором царстве, в некотором государстве…Когда-то давным-давно…
Жили-были… Случилось это в одном городке…
2.Основная часть истории.
Описывается основная сюжетная линия.
3. Заключение.
Итог рассказа.
12 слайд
Правила игры
1 вариант.
Первый ребёнок начинает историю со слов, в зависимости от жанра. Затем берёт один кубик, бросает его и по картинке верхней грани составляют предложение. Следующий выполняет то же самое. При этом его предложение должно быть логическим продолжением первого и т. д.
2 вариант.
Кубики сразу все бросаются на пол или на стол. Затем выкладываются в определённом порядке в одну линию и составляется коллективная или индивидуальная история.
13 слайд
3 вариант. Ребёнок по своему желанию выбирает кубик, а также картинку на гранях куба и по ней составляет предложение. Следующий игрок выполняет те же действия.
4 вариант. Вместо одной или нескольких картинок поставить карточку с вопросительным знаком, давая возможность ребёнку придумать предложение без опоры на картинку, то есть проявить больше свободы, больше творчества.
14 слайд
При использовании «Кубиков историй» необходимо учитывать возрастные особенности детей, в том числе интеллектуальный, эмоциональный уровень развития.
Для создания игры подбираются красочные предметные и сюжетные картинки, которые потом размещаются на грани кубиков.
Так получается замечательная и увлекательная игра для детей, сделанная своими руками !
15 слайд
РЕЗУЛЬТАТ:
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования «Кубиков историй» в индивидуальной, групповой и коллективной работе с детьми старшего дошкольного возраста:
- Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;
- Развитие всех речевых компонентов;
- Развитие психических функций;
- Развитие коммуникативных навыков детей.
16 слайд
ПЕРСПЕКТИВА:
1. Использование в различных видах НОД в ДОУ.
2. Мастер-класс для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Инсценирование диалоговых миниатюр как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста со сложной структурой дефекта»
Проблема развития связной речи является одной из актуальных в коррекционной педагогике, поскольку речь, являясь средством общения и мышления, возникает и развивается в процессе общения.Чтобы сформиров...
Консультация «Дидактические игры и упражнения для развития связной речи в средней группе»
Дидактические игры и упражнения...
Методическая разработка "Формирование родительской компетентности в области развития связной речи детей средней группы"
Представленная методическая разработка отражает опыт моей работы по развитию связной речи детей во взаимодействии с родителеями (законными представителями) моих воспитанников. В материалах метод...
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале Зима.
Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!
Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале дикие животные
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале дикие животные...
Применение технологии "Кубики историй" для развития связной речи дошкольников.
Автором представлен материал о развитии связной речи дошкольников....