Методическая разработка Дидактическое пособие «Кубики историй» Для развития связной речи у детей подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Терехова Татьяна Петровна

Методическая разработка Дидактическое пособие «Кубики историй» Для развития связной речи у детей подготовительной группы

                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubiki_istoriy.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»

662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17. тел. (8 39132) 2 66 77. Email: ds1@uo-minusinsk.ru

Методическая разработка

Дидактическое пособие «Кубики историй»

Для развития связной речи у детей

подготовительной группы

                           

 

Воспитатель Терехова Т. П.

Актуальность

2 слайд

Одним из направлений работы с детьми с ТНР является развитие у них самостоятельной связной речи. Недоразвитие связной речи у дошкольников влияет на их успешность не только в обучении, но и социализации. Особенностями связной речи детей с тяжёлым нарушением речи являются: нарушение связности и последовательности изложения, низкая информативность, бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка, пропуски смысловых звеньев и необоснованные повторы слов, паузы по тексту, незаконченность смыслового выражения мысли, необходимость в стимулирующей помощи. Характерна низкая мотивация к процессу рассказывания.

        Для педагогов является актуальным подобрать такие педагогические средства, которые обеспечат решение этих проблем с максимальной результативностью. Одним из таких средств может стать дидактическое пособие «Кубики историй».

3 слайд

«Кубики историй» - это один из компонентов технологии «Сторителлинг»

 «Сторителлинг» - искусство составления увлекательных рассказов, в переводе на русский язык обозначает «сказительство».

4 слайд

Автором «Кубиков историй» является ирландский  коуч (тренер, наставник)  Рори О’Коннор, когда у него возникла идея создать учебное пособие, развивающее креативность. Сначала Рори нанёс 54 картинки на Кубик Рубика. При повороте кубика в разные стороны создавались разные комбинации картинок. Однако, в компании, владеющей правами на Кубик Рубика, не приняли эту идею.

        Позже он решил сделать альтернативный вариант из 9 отдельных кубиков. В 2007 году Рори начинает заниматься собственным производством и делает запуск первой версии своей игры с наклейками.

5 слайд

Чуть позже, получая отзывы от покупателей о недолговечности кубиков с наклейками, он принимает решение выпускать кубики без них, печатая изображения на пластиковой поверхности кубиков. Но и этот вариант не дотягивал до идеала, ведь изображения на пластике царапались и стирались. С того момента при производстве Кубиков в литьевые формы были сразу заложены изображения, утопленные на полмиллиметра. Современные Кубики историй до сих пор выпускаются по этой технологии.

6 слайд

К сожалению, имеющиеся в продаже готовые наборы «Кубиков историй» не адаптированы на детей дошкольного возраста, в том числе на детей с тяжелыми нарушениями речи ни по лексической наполняемости, ни по содержательной структуре рассказа, ни по качеству наглядного материала.

        Поэтому педагоги ДОУ их модернизировали: стали использовать кубики большего размера и применять красочные картинки для размещения на грани.

7 слайд

Цель использования «Кубиков историй»
– обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.

Задачи:

  • обучающие:

 - показать детям способ составления рассказа, опираясь на наглядно графический план посредством выстраивания цепочки из кубиков;

 научить детей использовать дидактическое пособие «Кубики историй» при составлении описательных, повествовательных, творческих рассказов.

8 слайд

развивающие задачи

уточнять, актуализировать, расширять словарь детей в рамках изучаемых лексических тем;

- развивать умение логично и последовательно излагать свои мысли с опорой на наглядную основу;

- развивать умение продолжить рассказ за собеседником;

- развивать умение внимательно слушать других;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы.

9 слайд

воспитательные задачи:

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе создания коллективного рассказа;
  • формировать навыки сотрудничества.

10 слайд

Этапы обучения:

1. Знакомство с правилами игры.

2. Накопление детьми представлений по теме рассказа. Чтобы дети могли составить любой рассказ (описательный, повествовательный, творческий и др.), необходимо, чтобы у них был определённый багаж знаний.

3. Показ образца - составление рассказа по «Кубикам историй» педагогом.

4. Определение жанра. Составление рассказа совместно с педагогом: например, начинает рассказ педагог, продолжает ребёнок, потом опять педагог и т. д. На первоначальном этапе использовать 4 – 5 кубиков, то есть рассказ будет состоять из 4-5 предложений.

5. Самостоятельное составление рассказа по 4 -5 кубикам.

6. Самостоятельное составление рассказа по 9 -12 кубикам (педагог помогает наводящими вопросами детям сохранять нить истории).

11 слайд

Структура рассказа

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

Однажды, много лет назад…В некотором царстве, в некотором государстве…Когда-то давным-давно…

Жили-были… Случилось это в одном городке…

2.Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

3. Заключение.

Итог рассказа.

12 слайд

Правила игры

1 вариант.

Первый ребёнок начинает историю со слов, в зависимости от  жанра. Затем берёт один кубик, бросает его и по картинке верхней грани составляют предложение. Следующий выполняет то же самое. При этом его предложение должно быть логическим продолжением первого и т. д.

2 вариант.

Кубики сразу все бросаются на пол или на стол. Затем выкладываются в определённом порядке в одну линию и составляется коллективная или индивидуальная история.

13 слайд

3 вариант. Ребёнок по своему желанию выбирает кубик, а также картинку на гранях куба и по ней составляет предложение. Следующий игрок выполняет те же действия.

4 вариант. Вместо одной или нескольких картинок поставить карточку с вопросительным знаком, давая возможность ребёнку придумать предложение без опоры на картинку, то есть проявить больше свободы, больше творчества.

14 слайд

При использовании «Кубиков историй» необходимо учитывать возрастные особенности детей, в том числе интеллектуальный,  эмоциональный  уровень  развития. 

        Для создания игры подбираются красочные предметные и сюжетные картинки, которые потом размещаются на грани кубиков.

Так получается замечательная и увлекательная игра для детей, сделанная своими руками !

15 слайд

РЕЗУЛЬТАТ:

     Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования «Кубиков историй» в индивидуальной, групповой и коллективной работе с детьми старшего дошкольного возраста:

  • Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;
  •  Развитие всех речевых компонентов;
  •  Развитие психических функций;
  •  Развитие коммуникативных навыков детей.

   

16 слайд

ПЕРСПЕКТИВА:

1. Использование в различных видах НОД в ДОУ.

2. Мастер-класс для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Инсценирование диалоговых миниатюр как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста со сложной структурой дефекта»

Проблема развития связной речи является одной из актуальных в коррекционной педагогике, поскольку речь, являясь средством общения и мышления, возникает и развивается в процессе общения.Чтобы сформиров...

Методическая разработка "Формирование родительской компетентности в области развития связной речи детей средней группы"

Представленная методическая разработка отражает опыт моей работы по развитию связной речи детей во взаимодействии с родителеями (законными представителями) моих воспитанников.  В материалах метод...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале Зима.

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале дикие животные

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале  дикие животные...

Применение технологии "Кубики историй" для развития связной речи дошкольников.

Автором представлен материал о развитии связной речи дошкольников....