НОД по познавательно-речевому развитию на тему: «История возникновения родного города Саранск» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Формировать у детей 6-7 лет двуязычие, через сохранение и развитие этно-исторических ценностей.
Задачи:
Обучающие: Формировать у детей этно-исторические ценности, продолжать учить воспринимать и понимать эрзянскую речь, правильно произносить словосочетания.
Развивающие: Развивать эмоционально-творческие качества ребенка, способности к социальному взаимодействию.
Воспитывающие: Воспитывать чувство гордости и уважение к своей малой родине, к истории возникновения родного города.
Предварительная работа: Беседа о родном городе Саранск. Экскурсия по Бульвару Эрзя, по улице Т. Бибиной. Чтение мордовских сказок. Мордовские народные игры. Заучивание потешек, дразнилок. Рассматривание иллюстраций, национального костюма.
Методы и приемы:
Словесный: заучивание песенок, поговорок, заучивание стихов мордовских писателей: А. Моро, Ф.И. Беззубовой; заучивание стихотворения «Родина» - З. Александровой.
Игровой: Дидактическая игра «Знакомство», старинная мордовская игра «Маки-маки».
Наглядный: Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности города», плана города.
Материал и оборудование: Иллюстрации, план города, звуковая запись новорожденного, атрибуты для игры, звуковая запись песни «Мой город Саранск».
I Вводная часть – 5 минут
- Организационный момент.
б) Дыхательная гимнастика.
II Основная часть – 20 минут
а) Беседа по вопросам.
б) Рассматривание иллюстраций.
в) Рассказ воспитателя.
г) Дыхательная гимнастика «вейке, кавто, колмо, ниле».
д) Чтение отрывков произведений А. Моро, Ф.И. Беззубовой.
е) Рассматривание плана города.
ё) Чтение стихотворения «Родина» З. Александровой.
III Заключительная часть – 5 минут
а) Беседа по вопросам.
б) Итог занятия.
ХОД НОД
Воспитатель: Шумбрачи тенк вечкевикс ялгат!
- Доброго здоровья Вам дорогие гости!
(Обращается к детям)
- Эйкакшт, поздоровайтесь с гостями.
Дети : Шумбратадо!
Воспитатель: А теперь представтесь гостям.
1. Мон Вика Абаева. Мон тейтерькан.
2. Мон Артем Ледяйкин. Мон цёрынян.
3. Мон Лиза Канцерова. Монь кото иень.
4. Монь лемем Илья.
5. Мон Ильнур Севкаев. Монь ули тетям.
6. Мон Маша. Мон якан эйкакшонь кудов.
7. Мон Лина Артемьева. Монь ули сырькаем.
8. Мон Лиза Слугина. Монь ули тетям.
9. Мон Матвей Слугин. Монь улить ялгам.
10. Мон Лиза Шохина. Монь ули ялаксом.
11. Мон Рита Коротина. Монь сырькаем эри велесэ.
12. Мон Сабир монасыпов. Монь ием кото.
Воспитатель: - Эйкакшт ютадо и озадо.
Воспитатель: - Дети проходите и садитесь. Каждый человек отмечает этот праздник только раз в году, что это за праздник?
Дети: Это День рождения.
Воспитатель: - Правильно. День рождения отмечают не только дети и взрослые, но и города.
Воспитатель: - Наш город тоже отмечает свой день рождения, когда это бывает?
Дети: Летом. В июне – 12 числа.
Воспитатель: Сегодня ми с вами и поговорим о нашем городе.
- А кто помнит, как называется наш город?
Д: Наш город называется Саранск!
Воспитатель: А кто его покажет на карте? (один из детей показывает)
Воспитатель: Что Вы сможете рассказать о своём городе? Какой он?
Дети: Наш город красивый и уютный!
- Наш город тёплый и чистый!
- Наш город высотный!
- Наш город богатый и большой!
- Наш город интернациональный! (живут мордва, татары, русские и другие национальности)
- Наш город исторический!
- Наш город старинный!
- Наш город орденоносный!
- Наш город достопримечательный!
Воспитатель: - Хорошо, давайте посмотрим, какой наш город. (Воспитатель выставляет иллюстрации с новыми постройками, памятниками (Советская площадь) и т.д.
Воспитатель: Вы узнаёте это место? (Показывает на Советскую площадь).
Дети: Да, это Советская площадь!
- Здесь находится Музыкальный Драматический Театр. Там показывают театры-спектакли, концерты.
- Там есть фонтаны.
- Там есть памятники.
- Там строится новый собор.
- Здесь на Советской площади проводятся разные мероприятия (Новогодняя ёлка, концерты, праздники).
Воспитатель: - А кто помнит, как раньше называлась эта площадь?
Дети: Раньше она называлась «Базарная».
Воспитатель: - А почему?
Дети: А потому что, здесь все продавали и продукты и вещи.
Воспитатель: - Про наш город можно сказать, что он очень красивый, а ещё можно сказать, что он старинный, исторический. (Выставляет план-рисунок старинного города).
Воспитатель: - Наш город возник в 1641 году, как военная крепость – на юго-восточной сторожевой черте Московского государства. Основан на перекрёстке больших гужевых трактов, соединяющих Астрахань с Москвой, Крым с Казанью. (Тракт – большая дорога, гужевой – на лошади в повозках-зимой на санях, летом на телегах).
Воспитатель: - Наш город имел четырёхугольную форму, с большими башнями – построен на левом берегу реки Саранка (Сарлей – старое название). Сарлей, Саранка, Саранск, ИнСар, Сарга происходят от слов «Сар», «Сарема» - что означают на русском, мордовском языках сырое, заболоченное место с множеством ручьёв и родников. Такой и была в те давние времена местность, где протекали река Инсар и Саранка. Внутри города находились: караульные поста, церковь, осадные избы, солёные амбары, воеводческий двор. Крепость и военное население управлялось воеводами. Одним из первых воевод Саранска были Савва Козловский и Пётр Лермонтов (предок М.Ю.Лермонтова).
Воспитатель: Как Вы думаете, что могло привлечь сюда людей?
Почему они здесь стали строить дома?
Дети: Здесь были леса
Воспитатель: Лес – это?
Дети: Где много деревьев, ягод, птиц.
Из брёвен строили дома.
Дети: Здесь была рядом вода, а в реках – рыба.
Воспитатель: И земли здесь были плодородные – можно было пахать, сеять, сажать пшеницу, овощи. Вот какое было время. А хотите попасть в старину?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель : Давайте поиграем в игру мордовскую-народную «Маки-Маки» (с помощью считалки выбирают деда или бабу).
1.Вейке, кавто, колмо, ниле
Мон кундынь нумолонь пиле!
Игра – за место физкультминутки.
Воспитатель: Вот так играли в старину. Само слово город – произошло от слова городить – городить значит огораживать, ставить ограду, стену. Как вы думаете, сохранился ли старый Саранск?
Дети: Нет, он много раз горел и перестраивался.
Воспитатель: И так, наш город строился и перестраивался и расширялся: из военной крепости он превратился в торгово-промышленный центр (с крестьянским укладом жизни). А через два с половиной века он превратился в красивый, богатый город. О нашем городе писали. Все кто в нём жили, очень любили свой город. Поэты писали о нём стихи, художники запечатлевали его на картинах. Вот как писал о нашем городе мордовский поэт А. Моро:
Читают дети.
Я – гляжу на город и не мало,
Нахожу огромных перемен.
Вырастают новые кварталы,
Льются песни заводских сирен.
Воспитатель: А вот мордовская, народная сказительница Ф.И. Беззубова писала так:
Читают дети.
В светлом городе интересно жить
Есть где песню спеть, силу приложить.
Из конца в конец он раскинулся,
Устремился ввысь, в ширь раздвинулся.
(Воспитатель показывает план современного города).
Воспитатель: Наш город раздвинулся в ширь и ввысь. Есть микрорайоны – Светотехстрой, Юго-запад, Центр иХиммаш. Химмаш – это наш микрорайон. (Показывает на схеме свой детский сад).
Воспитатель: Что ещё есть у нас на Химмаше?
Дети: Завод Резинотехника.
- Школы.
- Детские сады.
- Профтехучилище.
- Магазины.
- Банки.
- Бульвар Эрзи.
- Улица Тани Бибиной.
- Родильный дом.
Воспитатель показывает родильный дом и говорит, что многие из вас здесь родились (хорошо бы послушать плач ребёнка).
Воспитатель: Вот с такими словами появились и мы с вами.
Воспитатель: Дети, как вы понимаете слово Родина?
Дети: Это то место, где мы живём.
Дети: Это там, где мы родились.
Воспитатель: Правильно, Родина, это то место, где мы родились, где мы живём и это наш любимый город Саранск.
Воспитатель: Эйкакшт, давайте послушаем песню мордовского поэта Баркова. Он сам сочиняет слова и музыку и сам поёт. Песня «Мой город – Саранск». Вот какие добрые и ласковые слова в песне.
А вот Матвей и Лиза расскажут стихотворение «Родина» З. Александровой.
Воспитатель: Эйкакшт, как вы понимаете две строчки «Родина бывает разная – но у всех она одна!»
(Высказывание детей)
Воспитатель: Эйкакшт, вы мне сегодня очень понравились, хорошо отвечали и много узнали, а что именно?
Дети: Мы узнали, что наш Саранск – старинный.
- Мы узнали, что Саранск был как военная крепость.
- Саранск возник на реке Сарлей – Саранка, и наш город раньше назывался Саранеск.
Воспитатель: Молодецтадо, настоящие патриоты своей Родины и за это я вас хочу наградить медальончиками – восьмигранная – звёздочка, пусть она освещает всегда ваш долгий путь в жизни. Шумбрачи всем! Доброго здоровья всем! Вастомазонок!
Скачать:
Предварительный просмотр:
НОД по познавательно-речевому развитию (региональный модуль) на тему: «История возникновения родного города Саранск» для детей подготовительной группы.
Цель: Формировать у детей 6-7 лет двуязычие, через сохранение и развитие этно-исторических ценностей.
Задачи:
Обучающие: Формировать у детей этно-исторические ценности, продолжать учить воспринимать и понимать эрзянскую речь, правильно произносить словосочетания.
Развивающие: Развивать эмоционально-творческие качества ребенка, способности к социальному взаимодействию.
Воспитывающие: Воспитывать чувство гордости и уважение к своей малой родине, к истории возникновения родного города.
Предварительная работа: Беседа о родном городе Саранск. Экскурсия по Бульвару Эрзя, по улице Т. Бибиной. Чтение мордовских сказок. Мордовские народные игры. Заучивание потешек, дразнилок. Рассматривание иллюстраций, национального костюма.
Методы и приемы:
Словесный: заучивание песенок, поговорок, заучивание стихов мордовских писателей: А. Моро, Ф.И. Беззубовой; заучивание стихотворения «Родина» - З. Александровой.
Игровой: Дидактическая игра «Знакомство», старинная мордовская игра «Маки-маки».
Наглядный: Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности города», плана города.
Материал и оборудование: Иллюстрации, план города, звуковая запись новорожденного, атрибуты для игры, звуковая запись песни «Мой город Саранск».
I Вводная часть – 5 минут
- Организационный момент.
б) Дыхательная гимнастика.
II Основная часть – 20 минут
а) Беседа по вопросам.
б) Рассматривание иллюстраций.
в) Рассказ воспитателя.
г) Дыхательная гимнастика «вейке, кавто, колмо, ниле».
д) Чтение отрывков произведений А. Моро, Ф.И. Беззубовой.
е) Рассматривание плана города.
ё) Чтение стихотворения «Родина» З. Александровой.
III Заключительная часть – 5 минут
а) Беседа по вопросам.
б) Итог занятия.
ХОД НОД
Воспитатель: Шумбрачи тенк вечкевикс ялгат!
- Доброго здоровья Вам дорогие гости!
(Обращается к детям)
- Эйкакшт, поздоровайтесь с гостями.
Дети : Шумбратадо!
Воспитатель: А теперь представтесь гостям.
1. Мон Вика Абаева. Мон тейтерькан.
2. Мон Артем Ледяйкин. Мон цёрынян.
3. Мон Лиза Канцерова. Монь кото иень.
4. Монь лемем Илья.
5. Мон Ильнур Севкаев. Монь ули тетям.
6. Мон Маша. Мон якан эйкакшонь кудов.
7. Мон Лина Артемьева. Монь ули сырькаем.
8. Мон Лиза Слугина. Монь ули тетям.
9. Мон Матвей Слугин. Монь улить ялгам.
10. МонЛиза Ханина. Монь ули ялаксом.
11. Мон Оля Кажайкина. Монь сырькаем эри велесэ.
12. Мон Семён Лемайкин. Монь ием кото.
Воспитатель: - Эйкакш тютадо и озадо.
Воспитатель: - Дети проходите и садитесь. Каждый человек отмечает этот праздник только раз в году, что это за праздник?
Дети: Это День рождения.
Воспитатель: - Правильно. День рождения отмечают не только дети и взрослые, но и города.
Воспитатель: - Наш город тоже отмечает свой день рождения, когда это бывает?
Дети: Летом. В июне – 12 числа.
Воспитатель: Сегодня ми с вами и поговорим о нашем городе.
- А кто помнит, как называется наш город?
Д: Наш город называется Саранск!
Воспитатель: А кто его покажет на карте? (один из детей показывает)
Воспитатель: Что Вы сможете рассказать о своём городе? Какой он?
Дети: Наш город красивый и уютный!
- Наш город тёплый и чистый!
- Наш город высотный!
- Наш город богатый и большой!
- Наш город интернациональный! (живут мордва, татары, русские и другие национальности)
- Наш город исторический!
- Наш город старинный!
- Наш город орденоносный!
- Наш город достопримечательный!
Воспитатель: - Хорошо, давайте посмотрим, какой наш город. (Воспитатель выставляет иллюстрации с новыми постройками, памятниками (Советская площадь) и т.д.
Воспитатель: Вы узнаёте это место? (Показывает на Советскую площадь).
Дети: Да, это Советская площадь!
- Здесь находится Музыкальный Драматический Театр. Там показывают театры-спектакли, концерты.
- Там есть фонтаны.
- Там есть памятники.
- Там строится новый собор.
- Здесь на Советской площади проводятся разные мероприятия (Новогодняя ёлка, концерты, праздники).
Воспитатель: - А кто помнит, как раньше называлась эта площадь?
Дети: Раньше она называлась «Базарная».
Воспитатель: - А почему?
Дети: А потому что, здесь все продавали и продукты и вещи.
Воспитатель: - Про наш город можно сказать, что он очень красивый, а ещё можно сказать, что он старинный, исторический. (Выставляет план-рисунок старинного города).
Воспитатель: - Наш город возник в 1641 году, как военная крепость – на юго-восточной сторожевой черте Московского государства. Основан на перекрёстке больших гужевых трактов, соединяющих Астрахань с Москвой, Крым с Казанью. (Тракт – большая дорога, гужевой – на лошади в повозках-зимой на санях, летом на телегах).
Воспитатель: - Наш город имел четырёхугольную форму, с большими башнями – построен на левом берегу реки Саранка (Сарлей – старое название). Сарлей, Саранка, Саранск, ИнСар, Сарга происходят от слов «Сар», «Сарема» - что означают на русском, мордовском языках сырое, заболоченное место с множеством ручьёв и родников. Такой и была в те давние времена местность, где протекали река Инсар и Саранка. Внутри города находились: караульные поста, церковь, осадные избы, солёные амбары, воеводческий двор. Крепость и военное население управлялось воеводами. Одним из первых воевод Саранска были Савва Козловский и Пётр Лермонтов (предок М.Ю.Лермонтова).
Воспитатель: Как Вы думаете, что могло привлечь сюда людей?
Почему они здесь стали строить дома?
Дети: Здесь были леса
Воспитатель: Лес – это?
Дети: Где много деревьев, ягод, птиц.
Из брёвен строили дома.
Дети: Здесь была рядом вода, а в реках – рыба.
Воспитатель: И земли здесь были плодородные – можно было пахать, сеять, сажать пшеницу, овощи. Вот какое было время. А хотите попасть в старину?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель : Давайте поиграем в игру мордовскую-народную «Маки-Маки» (с помощью считалки выбирают деда или бабу).
1.Вейке, кавто, колмо, ниле
Мон кундынь нумолонь пиле!
Игра – за место физкультминутки.
Воспитатель: Вот так играли в старину. Само слово город – произошло от слова городить – городить значит огораживать, ставить ограду, стену. Как вы думаете, сохранился ли старый Саранск?
Дети: Нет, он много раз горел и перестраивался.
Воспитатель: И так, наш город строился и перестраивался и расширялся: из военной крепости он превратился в торгово-промышленный центр (с крестьянским укладом жизни). А через два с половиной века он превратился в красивый, богатый город. О нашем городе писали. Все кто в нём жили, очень любили свой город. Поэты писали о нём стихи, художники запечатлевали его на картинах. Вот как писал о нашем городе мордовский поэт А. Моро:
Читают дети.
Я – гляжу на город и не мало,
Нахожу огромных перемен.
Вырастают новые кварталы,
Льются песни заводских сирен.
Воспитатель: А вот мордовская, народная сказительница Ф.И. Беззубова писала так:
Читают дети.
В светлом городе интересно жить
Есть где песню спеть, силу приложить.
Из конца в конец он раскинулся,
Устремился ввысь, в ширь раздвинулся.
(Воспитатель показывает план современного города).
Воспитатель: Наш город раздвинулся в ширь и ввысь. Есть микрорайоны – Светотехстрой, Юго-запад, Центр иХиммаш. Химмаш – это наш микрорайон. (Показывает на схеме свой детский сад).
Воспитатель: Что ещё есть у нас на Химмаше?
Дети: Завод Резинотехника.
- Школы.
- Детские сады.
- Профтехучилище.
- Магазины.
- Банки.
- Бульвар Эрзи.
- Улица Тани Бибиной.
- Родильный дом.
Воспитатель показывает родильный дом и говорит, что многие из вас здесь родились (хорошо бы послушать плач ребёнка).
Воспитатель: Вот с такими словами появились и мы с вами.
Воспитатель: Дети, как вы понимаете слово Родина?
Дети: Это то место, где мы живём.
Дети: Это там, где мы родились.
Воспитатель: Правильно, Родина, это то место, где мы родились, где мы живём и это наш любимый город Саранск.
Воспитатель: Эйкакшт, давайте послушаем песню мордовского поэта Баркова. Он сам сочиняет слова и музыку и сам поёт. Песня «Мой город – Саранск». Вот какие добрые и ласковые слова в песне.
А вот Матвей и Лиза расскажут стихотворение «Родина» З. Александровой.
Воспитатель: Эйкакшт, как вы понимаете две строчки «Родина бывает разная – но у всех она одна!»
(Высказывание детей)
Воспитатель: Эйкакшт, вы мне сегодня очень понравились, хорошо отвечали и много узнали, а что именно?
Дети: Мы узнали, что наш Саранск – старинный.
- Мы узнали, что Саранск был как военная крепость.
- Саранск возник на реке Сарлей – Саранка, и наш город раньше назывался Саранеск.
Воспитатель: Молодецтадо, настоящие патриоты своей Родины и за это я вас хочу наградить медальончиками – восьмигранная – звёздочка, пусть она освещает всегда ваш долгий путь в жизни. Шумбрачи всем! Доброго здоровья всем! Вастомазонок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с использованием мультимедийных средств для детей старшего и подготовительного возраста на тему: «История возникновения родного города Усть - Кута».
Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа). Воспитывать любовь к «малой Роди...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОДНОГО ГОРОДА
Цель:Закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности....
Беседа на тему: “История возникновения родного города. Здравствуй, Русь!” Подготовительная группа
Цель. Уточнить и закрепить знания детей об истории возникновения родного города.Задачи. Закрепить знания детей о Москве – столице России, средствами рассказа, стихотворений, рассматриванием иллю...
Проект в старшей группе на тему «История возникновения родного города»
Активизировать мыслительно-поисковую деактивизировать мыслительно-поисковую деятельность детей, систематизировать и углубить знания детей о Москве....
Проект в старшей группе на тему «История возникновения родного города»
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей, систематизировать и углубить знания детей о Москве....
Проект в старшей группе на тему «История возникновения родного города»
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей, систематизировать и углубить знания детей о Москве....
Проект в старшей группе на тему «История возникновения родного города»
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей, систематизировать и углубить знания детей о Москве....