Проект "Русский народ: история, культура, традиции и обычаи" старшая группа
проект (старшая группа) по теме
Цель проекта:
Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Задачи проекта:
Образовательные:
-Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) своего народа;
-Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм, русских народных игр и праздников).
- Обобщить представление детей о декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта, изготовление оберегов, выпекания рождественских пряников;
- Формировать представления о русском народе в целом;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.
Развивающие:
- Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
-Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.
Актуальность проекта:
Мы не зря взяли эту тему, ведь сегодня наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения традиций нашего народа. Духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения остаётся актуальной проблемой. Наше подрастающее поколение должно знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, научиться осознавать и понимать её, любить свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.
Наши дети должны знать историю русского народа, культуру, традиции и обычаи. Перед нами стоит задача дать не только знания о русском народе, привить любовь к нашей Родине, родному краю, но и воспитывать уважение к другим народам.
Вот почему важно именно сейчас в дошкольном возрасте ребенка включать вопросы духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю, разнообразные виды художественной творческой деятельности, что способствует развитию детей в различных видах деятельности. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью. Ведь это кладезь старины. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. С фольклорными произведениями мы и будем знакомить детей.
В работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру он будет вместе с родителями. Которые в свою очередь должны быть активными помощниками и наставниками для своих детей на протяжении всего проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkiy_narod_starshaya_gr.docx | 44.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
Проект
«Русский народ: история, культура,
традиции и обычаи»
для детей старшей группы
Выполнила: Воспитатель первой категории
Лобанова Светлана Васильевна
г.Приозерск
2018 год
Ведущая педагогическая идея:
«Воспитание, лишенное народных корней - бессильно»
Р.К. Ушинский.
Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:
-обучающий,
-информационный,
-творческий,
-исследовательский,
- игровой.
Продолжительность: долгосрочный (6 месяцев).
Время реализации проекта: сентябрь 2017 года - февраль 2018 года
Участники проекта: дети старшей группы МДОУ №1 г. Приозерска Ленинградской области, воспитатели группы, родители воспитанников.
Цель проекта:
Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Задачи проекта:
Образовательные:
-Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) своего народа;
-Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм, русских народных игр и праздников).
- Обобщить представление детей о декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта, изготовление оберегов, выпекания рождественских пряников;
- Формировать представления о русском народе в целом;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.
Развивающие:
- Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
-Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.
Содержание проекта.
- Актуальность проекта:
Мы не зря взяли эту тему, ведь сегодня наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения традиций нашего народа. Духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения остаётся актуальной проблемой. Наше подрастающее поколение должно знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, научиться осознавать и понимать её, любить свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.
Наши дети должны знать историю русского народа, культуру, традиции и обычаи. Перед нами стоит задача дать не только знания о русском народе, привить любовь к нашей Родине, родному краю, но и воспитывать уважение к другим народам.
Вот почему важно именно сейчас в дошкольном возрасте ребенка включать вопросы духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю, разнообразные виды художественной творческой деятельности, что способствует развитию детей в различных видах деятельности. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью. Ведь это кладезь старины. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. С фольклорными произведениями мы и будем знакомить детей.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру он будет вместе с родителями. Которые в свою очередь должны быть активными помощниками и наставниками для своих детей на протяжении всего проекта.
2. Проблема:
Незнание детьми истории, культуры, традиций и обычаев русского народа.
Родители не рассказывают и не передают историю русских. Углубить и расширить знания детей 5-6 лет о русских: истории, традиции, праздники и обычаии. Сформировать такие понятия как: «рождественские колядки», «пряники «козюли», «оберег», «тряпичная кукла – крупеничка», «пасха», «кокошник» и т.д.
3. Принципы обучения.
-принцип активности и сознательности, требующий активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;
-принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности;
-принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
-принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
-принцип естественной ориентира на человеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, эмоционально открытого)
4. Гипотеза проекта:
Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности (по познанию истории и культуры русского народа), при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей Родине. Будут чтить, и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны.
5. Основные методы, приемы.
Наглядные материалы: плакаты, иллюстрации; информация из интернета, литература. Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, использую в своей работе средства ИКТ (проектор, экран) так как они позволяют воспитателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации. Сбор информации с непосредственным участием родителей и воспитанников.
Методы и приемы:
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
- практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе).
- Метод трех вопросов:
Что знаем?
Русский народ.
Что хотим узнать?
Историю, культуру русского народа.
Прикоснуться и окунуться в традиции и обычаи русского народа.
Где и как найдем ответы на вопросы?
Будем спрашивать у взрослых.
Будем рассматривать фотографии, читать литературу.
6. Форма взаимодействия с родителями.
1. Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с историей, культурой, традиции и обычаи русского народа»;
2. Родительское собрание «Как рассказать детям о русских» показ презентации «Как зарождалась Русь».
3.Памятка для родителей «Как зарождалась Русь».
4. Выставка совместного творчества родителей и детей «Русское декоративно - прикладное искусство».
5. Лэпбук «Масленица», алгоритмы по изготовлению оберегов.
6. Книжки-малышки «Матрешки».
7.Оформление альбома «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи».
8. Мастер-классы (оберег «Крупеничка», изготовление рождественских пряников «козюль»).
9. Изготовление русских национальных костюмов.
10. Русские народные праздники: «Осенние посиделки», «Рождественские колядки».
Подготовительный этап.
- Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
- Приготовить наглядные и демонстрационные материалы.
- Информирование родителей о теме данного проекта.
Практический этап
Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:
Перспективное планирование проектной деятельности:
Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми | Взаимодействие с родителями, другими специалистами ДОУ | |
Через зрительный канал восприятия | Просмотр электронной презентации:
о русских традициях для детей. | Просмотр родителями с детьми мультфильмов (на выбор)
|
Через чтение художественной литературы. Фольклор (устное народное творчество)
| Чтение с детьми произведений о русских:
|
Русская народная игрушка.
|
Детское декоративно-прикладное искусство. |
| Родителями выполняется совместная работа Изготовлению лепбука «Матрешка». |
Наша художественная мастерская |
| Родителями выполняется совместная работа с детьми по художественному искусству «Русский народный костюм» (рисунки, аппликации, раскраски). |
Народные подвижные физкультминутки, дыхательная, пальчиковая гимнастика, игры, сказки. | Физкультминутка
Подвижные игры:
Игры-драматизации по русским народным сказкам
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика.
| Играем вместе с родителями.
|
Русская игротека Народные игрушки. | Дидактические игры:
Деревянные игрушки:
| Поиск вместе с родителями материал для музея: "Русский народ - история, культура, традиции и обычаи». Изготовление деревянных игрушек. Дидактические игры дл детей. |
Музыкальный фольклор. Русская народная музыка. | Известные песни (советских лет) Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров:
| На музыкальных праздниках прослушать стихи и песни, потешки, русские народные игры. Изготовление национальной русской одежды для девочек и мальчиков. |
Совместные мероприятие с родителями и воспитанниками. | Мастер – класс «Крупеничка» - изготовление оберега, (русский обычай) для достатка, богатства в доме. Кулинарный мастер-класс по изготовлению рождественских праздников. Музыкальные русские народные праздники «Осенние посиделки», «Рождественские колядки». | |
Совместное создание музея «Все о Русском народ» | -декоративно-прикладное творчество (вязаные салфетки, пасхальное яйцо из папье-маше, дымковские игрушки, предметы из соломы, мини-изба с деревянной мебелью, глиняной посудой, вязаными дорожками и т.д.). -литература о родине русских России, природа России, животный мир, раскраски, все о народном костюме. -деревянные игрушки (матрешки, лошадка-качалка) | |
Итоговое мероприятие проекта | Создание альбома «Русский народ – история, культура, традиции и обычаи». Презентация на тематическом родительском собрании «Как зарождалась Русь» |
Предполагаемые итоги реализации проекта.
- Расширить и углубить знания и представления детей о русском народе.
- Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве, декаративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками. Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.
- Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.
- Развивать познавательную активность, понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.
- Наладить активный контакт с родителями и детьми. Стать во время проекта одной дружной семьей.
- Привлечение, интерес, участие, вовлеченность родителей и детей в образовательный процесс.
- Выставка работ (рисунки, аппликации, музей, альбом, книжки-малышки).
Список литературы
- Под редакцией Т.С. Комаровой «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
- Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Центр коренных народов Ленинградской области. О.И. Конькова, Л.С. Лавреньтьева, Л.А. Сакса «коренные народы Ленинградской области» справочно иформационное издание для детей Санкт-Петербург 2014год.
- «Наша родина-Россия» Москва РОСМЭН 2016,
- «Природа России» Москва РОСМЭН 2016,
- Из «Сказаний русского народа», собранных И.П.Сахаровым «Народные праздники и обычаи». Москва «Дружба народов» 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Русский народ: история, культура, традиции и обычаи" для детей старшей группы
Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:-обучающий,-информационный,-творческий,-исследовательский,- игровой.Продолжительность: долгосрочный (6 месяцев).Время реализации проекта: сентябрь 20...
Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»
Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»...
Долгосрочный проект для старших групп "История и традиции русского народа"
Долгосрочный проект по духовно-нравственному для старших групп "История и традиции русского народа"...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа
Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа...
Рекомендации "Распространение знаний об основах российской государственности, истории, культуры, а также традиций народов региона пребывания и правил поведения среди детей иностранных граждан в ДОУ
Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-мигрантов должна быть реализована через взаимодействие семьи, ДОУ, психологов и педагогов....
Знакомство детей мигрантов с историей, культурой, традициями российской государственности в ДОУ
Практика освоения детьми – мигрантами русской национальной культуры, участие в традиционных народных праздниках благотворно воздействует на них. Праздник имеет ...
Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи» для детей подготовительной группы
Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи» для детей подготовительной группыВыполнила: Воспитатель Сарычева Наталья НиколаевнаЦель проекта: Воспитание творчески развитой ...