Проект "Русский народ: история, культура, традиции и обычаи" старшая группа
проект (старшая группа) по теме

Лобанова Светлана Васильевна

Цель проекта:

      Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи проекта:

Образовательные:

-Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

     - Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

    - Познакомить детей старшего дошкольного возраста с  культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) своего народа;

-Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм,  русских народных игр и праздников).

- Обобщить представление детей о декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта, изготовление оберегов, выпекания рождественских пряников;

     - Формировать представления о русском народе в целом;

     - Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.

Развивающие:

   - Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

   -Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.

Актуальность проекта:

    Мы не зря взяли эту тему, ведь сегодня наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения традиций нашего народа. Духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения  остаётся актуальной проблемой. Наше подрастающее поколение должно знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, научиться осознавать и понимать её, любить свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.  

Наши дети должны знать историю русского народа, культуру, традиции и обычаи. Перед нами стоит задача  дать не только знания о русском народе, привить любовь к нашей Родине, родному краю, но и воспитывать уважение к другим народам.

    Вот почему важно именно сейчас в дошкольном возрасте ребенка включать  вопросы духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю, разнообразные виды художественной творческой деятельности, что способствует развитию детей в различных видах деятельности.    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей  непосредственностью. Ведь это кладезь старины.  Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. С фольклорными произведениями мы и будем знакомить детей.

    В  работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа.  Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру он будет вместе с родителями. Которые в свою очередь должны быть активными помощниками и наставниками для своих детей на протяжении всего проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkiy_narod_starshaya_gr.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»

Проект

«Русский народ: история, культура,

традиции и обычаи»

для детей старшей группы

                                     Выполнила: Воспитатель первой категории

                                     Лобанова Светлана Васильевна

г.Приозерск

2018 год

Ведущая педагогическая идея:

                                          «Воспитание, лишенное народных корней - бессильно»

Р.К. Ушинский.

Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:

-обучающий,

-информационный,

-творческий,

-исследовательский,

- игровой.

Продолжительность: долгосрочный (6 месяцев).

Время реализации проекта: сентябрь 2017 года - февраль 2018 года

Участники проекта: дети старшей группы МДОУ №1 г. Приозерска Ленинградской области, воспитатели группы, родители воспитанников.

Цель проекта:

      Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи проекта:

Образовательные:

-Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

     - Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

    - Познакомить детей старшего дошкольного возраста с  культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) своего народа;

-Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм,  русских народных игр и праздников).

- Обобщить представление детей о декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта, изготовление оберегов, выпекания рождественских пряников;

     - Формировать представления о русском народе в целом;

     - Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.

Развивающие:

   - Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

   -Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.

  Содержание проекта.

  1. Актуальность проекта:

Мы не зря взяли эту тему, ведь сегодня наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения традиций нашего народа. Духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения  остаётся актуальной проблемой. Наше подрастающее поколение должно знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, научиться осознавать и понимать её, любить свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.   

Наши дети должны знать историю русского народа, культуру, традиции и обычаи. Перед нами стоит задача  дать не только знания о русском народе, привить любовь к нашей Родине, родному краю, но и воспитывать уважение к другим народам.

Вот почему важно именно сейчас в дошкольном возрасте ребенка включать  вопросы духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю, разнообразные виды художественной творческой деятельности, что способствует развитию детей в различных видах деятельности.    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей  непосредственностью. Ведь это кладезь старины.  Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. С фольклорными произведениями мы и будем знакомить детей.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа.  Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру он будет вместе с родителями. Которые в свою очередь должны быть активными помощниками и наставниками для своих детей на протяжении всего проекта.

 2. Проблема:

   Незнание детьми истории, культуры, традиций и обычаев русского народа.

 Родители не рассказывают и не передают историю русских. Углубить и расширить знания детей 5-6 лет о русских: истории, традиции, праздники и обычаии. Сформировать такие понятия как: «рождественские колядки», «пряники «козюли», «оберег», «тряпичная кукла – крупеничка», «пасха», «кокошник» и т.д.  

3. Принципы обучения.

-принцип активности и сознательности, требующий активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;

-принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности;

-принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

-принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

-принцип естественной ориентира на человеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, эмоционально открытого)

4. Гипотеза проекта: 

Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной  деятельности (по познанию истории и культуры русского народа), при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей Родине. Будут чтить, и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны.

5. Основные методы, приемы.

Наглядные материалы: плакаты, иллюстрации; информация из интернета, литература. Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, использую в своей работе средства ИКТ (проектор, экран) так как они позволяют воспитателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации. Сбор информации с непосредственным участием родителей и воспитанников.

Методы и приемы:

  • метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
  • словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
  • практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
  • сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе).
  • Метод трех вопросов:
    Что знаем? 
    Русский народ.
    Что хотим узнать?
    Историю, культуру русского народа.
    Прикоснуться и окунуться в традиции и обычаи русского народа.
    Где и как найдем ответы на вопросы?
    Будем спрашивать у взрослых.
    Будем рассматривать фотографии, читать литературу.

6. Форма взаимодействия с родителями.

1. Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с историей, культурой, традиции и обычаи русского народа»;

2. Родительское собрание «Как рассказать детям о русских» показ презентации «Как зарождалась Русь».
3.Памятка для родителей «Как зарождалась Русь».
4. Выставка совместного творчества родителей и детей «Русское декоративно - прикладное искусство».
5. Лэпбук «Масленица», алгоритмы по изготовлению оберегов.

6. Книжки-малышки  «Матрешки».

7.Оформление альбома «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи».

8. Мастер-классы (оберег «Крупеничка», изготовление рождественских пряников «козюль»).

9. Изготовление русских национальных костюмов.

10. Русские народные праздники: «Осенние посиделки», «Рождественские колядки».


Подготовительный этап.

  • Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
  • Приготовить наглядные и демонстрационные материалы.
  • Информирование родителей о теме данного проекта.

Практический этап

Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:

Перспективное планирование проектной деятельности:

Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

Взаимодействие с родителями, другими специалистами ДОУ

Через зрительный канал восприятия

Просмотр электронной презентации:

  • « Как зарождалась Русь»,
  •  «История русского платка»,
  • «Городецкая роспись,  
  • «Дымковская игрушка»;

  • Просмотр мультфильмов 

о русских традициях для детей.

Просмотр родителями с детьми мультфильмов

(на выбор)

  • "Снегурочка" (1952г.) сказка.
  • "Ивашка и Баба-Яга". СССР: Союзмультфильм (1938).
  • "Дудочка и кувшинчик"  Союзмультфильм,
  • "Молодильные яблоки" Союзмультфильм.
  • «Три мешка храбрости» Союзмультфильм.

Через чтение художественной литературы.

 Фольклор

 (устное народное творчество)

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение с детьми произведений о русских:

  •  знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);
  •  чтение русских народных сказок: «Гуси - лебеди»; «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», 
  •  чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки»; «Христос и дети»; «Материнская любовь»; «Любовь к людям прогоняет скуку»; «Пасхальный звон колоколов».
  • чтение коренные народы Ленинградской области О.И. Конькова, Санкт-Петербург 2014год.

  • Беседы и рассказы  о русском народе.

  • Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)

 Русская народная игрушка.

  • Б. Житков «Что я видел».
  • С Маршак «Мяч»
  • А. Барто «Веревочка», «Игрушки».
  • В. Катаев «Цветик – семицветик»
  • Е. Серова «Нехорошая история».
  • М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
  • Ю. Круторогов «дождь из семян».
  • Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
  • М. Глинская «Хлеб»
  • Наша Родина Россия. Москва – столица России.
  • А. Прокофьев «Родина».
  • З. Александрова «Родина».
  • М.Ю. Лермонтов «Родина»
  • С.Баруздин «За Родину».
  • Учим с детьми стихи о Родине русского народа.

Детское декоративно-прикладное искусство.

  • Аппликация 
  • «Матрешка»,
  •  «Петрушка на елке»,
  • Лепка
  • «Дымковские игрушки- Олешко»

Родителями выполняется совместная работа Изготовлению лепбука «Матрешка».

Наша художественная мастерская

  •  Рисование на темы:
  • «Городецкая  роспись разделочной доски»;
  •  «Роспись Гжельской посуды, мебели»;
  • «Роспись дымковских игрушек».

Родителями выполняется совместная работа с детьми по художественному искусству «Русский народный костюм» (рисунки, аппликации, раскраски).

 Народные подвижные физкультминутки, дыхательная, пальчиковая гимнастика, игры, сказки.

Физкультминутка

  • «За землю русскую»,
  • «Каштаны»
  • «Я, младешенька, Буренушку пасу»

Подвижные игры:

  • «Сиди, сиди Яша»,
  • «Шатер»,
  • «Гуси - лебеди»,
  • «Горелки»,
  • «Пятнашки» 

Игры-драматизации по русским народным сказкам

  • «Теремок»,
  • «Колобок».

Дыхательная гимнастика

  • «После дождя»,
  • «Птенчик».

Пальчиковая гимнастика.   

  • «Вышел дождик на прогулку»,
  • «Корзина с овощами»,
  • «Аленка-маленка»,
  • «У Матрешиной сестрицы»,
  • «Жил да был один налим».

    Играем вместе с родителями.

  • «Ветер и листья»,
  • «За грибами»,
  • «Игра в стадо»,
  • «В лесу»,
  • «Гуси-гуси га, га, га.»

Русская игротека Народные игрушки.

   Дидактические игры:

  • «Чей костюм»,
  • «Укрась кокошник»,
  • «Составь узор», 
  • «Угадай роспись».

Деревянные игрушки:

  • Матрешки,
  • Лошадка-качалка

            Поиск вместе с родителями материал для музея:

 "Русский народ - история, культура, традиции и обычаи».

 Изготовление деревянных игрушек.

 Дидактические игры дл детей.

Музыкальный фольклор.

Русская народная музыка.

Известные песни (советских лет)

 Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров:

  • Былины,
  • Хороводные,
  • Плясовые,
  • Частушки,
  • Игровые,
  • Песни о природе и родном крае.

 

 На музыкальных праздниках   прослушать стихи и песни, потешки, русские народные игры.

  Изготовление  национальной русской одежды для девочек и мальчиков.

Совместные мероприятие с родителями и воспитанниками.

   Мастер – класс «Крупеничка» - изготовление оберега, (русский обычай) для достатка, богатства в доме.

     Кулинарный мастер-класс по изготовлению рождественских праздников.

    Музыкальные  русские народные праздники «Осенние посиделки», «Рождественские колядки».

Совместное создание музея «Все о Русском народ»

-декоративно-прикладное творчество (вязаные салфетки, пасхальное яйцо из папье-маше, дымковские игрушки, предметы из соломы,  мини-изба с деревянной мебелью, глиняной посудой, вязаными дорожками и т.д.).

-литература о родине русских России, природа России, животный мир, раскраски, все о народном костюме.

-деревянные игрушки (матрешки, лошадка-качалка)

Итоговое мероприятие проекта

Создание альбома «Русский народ – история, культура, традиции и обычаи».

    Презентация на тематическом родительском собрании «Как зарождалась Русь»

Предполагаемые итоги реализации проекта.

  - Расширить и углубить знания и представления  детей о русском народе.

  -  Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве,  декаративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками.  Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.

- Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.

 - Развивать познавательную активность, понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.

-  Наладить активный контакт с родителями и детьми. Стать во время проекта одной дружной семьей.

- Привлечение, интерес, участие, вовлеченность родителей и детей  в образовательный процесс.

-  Выставка работ (рисунки, аппликации, музей, альбом, книжки-малышки).

Список литературы

  • Под редакцией Т.С. Комаровой  «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016.
  • Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  • Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
  • Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
  • Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Центр коренных народов Ленинградской области. О.И. Конькова, Л.С. Лавреньтьева, Л.А. Сакса «коренные народы Ленинградской области» справочно иформационное издание для детей Санкт-Петербург 2014год.
  • «Наша родина-Россия» Москва РОСМЭН 2016,
  • «Природа России»  Москва РОСМЭН 2016,
  • Из «Сказаний русского народа», собранных И.П.Сахаровым «Народные праздники и обычаи». Москва «Дружба народов» 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Русский народ: история, культура, традиции и обычаи" для детей старшей группы

Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:-обучающий,-информационный,-творческий,-исследовательский,- игровой.Продолжительность: долгосрочный (6 месяцев).Время реализации проекта: сентябрь 20...

Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»

Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»...

Долгосрочный проект для старших групп "История и традиции русского народа"

Долгосрочный проект по духовно-нравственному для старших групп "История и традиции русского народа"...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа

         Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа...

Рекомендации "Распространение знаний об основах российской государственности, истории, культуры, а также традиций народов региона пребывания и правил поведения среди детей иностранных граждан в ДОУ

Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-мигрантов должна быть реализована через взаимодействие семьи, ДОУ, психологов и педагогов....

Знакомство детей мигрантов с историей, культурой, традициями российской государственности в ДОУ

       Практика освоения детьми – мигрантами русской национальной культуры, участие в традиционных народных праздниках благотворно воздействует на них. Праздник имеет ...

Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи» для детей подготовительной группы

Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи» для детей подготовительной группыВыполнила: Воспитатель Сарычева Наталья НиколаевнаЦель проекта: Воспитание творчески развитой ...