Проект история ложки
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Чижикова Наталья Алексеевна
Краткосрочный проект в старшей группе «История ложки»
Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети группы, родители.
Срок реализации : с 6.02.2023г. по 17.02.2023 г.
Актуальность проекта:
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.
Проблема: как появилась ложка и для чего она нужна.
Цель проекта: способствовать познавательному и художественно-эстетическому развитию детей в ходе реализации проекта.
Задачи проекта: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
расширять представления о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;
учить заботиться о младших, развивать желание порадовать их (показать сказку, сделать игрушку)
совершенствовать культуру еды (правильно пользоваться столовыми приборами);
расширять представления о труде взрослых, формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека;
закреплять навыки безопасного пользования столовыми приборами.
Образовательная область «Познавательное развитие»
-расширять и уточнять представления о ложке, систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах, материалах и назначении различных ложек, способах ее изготовления и использования;
- формировать элементарные представления об истории человечества, через знакомство с историей возникновения ложки;
- развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы (ложки, учить сравнивать ложки по назначению, цвету, форме, материалу, классифицировать их (ложки чайные, столовые, кухонные и др.);
- развивать исследовательский интерес, формировать умение обследовать предметы, расширять представления о фактуре и свойствах ложек, включая проведение опытов (гладкая, шероховатая, легкая, холодная на ощупь, тонет – не тонет, быстро нагревается и др.);
- знакомить детей с трудом творческих профессий: музыкантов, играющих на ложках, мастеров народного декоративно-прикладного искусства (ложкарей);
- учить использовать ложку в качестве измерительного прибора (измерение объема сыпучих тел).
Образовательная область «Речевое развитие»
способствовать участию детей в создании развивающей речевой среды группы : создание мини-музея «Дорога ложки», рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков, книг, просмотр мультфильмов;
поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, посещение выставки, рассказ знакомого человека, книга и др.);
- расширять и активизировать словарный запас детей за счет слов, обозначающих качество и свойство ложек (шероховатая, гладкая, березовая, липовая и др.,
-познакомить со значением слов: черпак, ручка, ложкарь, резьба, роспись и т. д.,
- отрабатывать интонационную выразительность речи (во время чтения стихов);
- учить связно (по плану) составлять рассказ о ложке, рассказывать и пересказывать сказки;
- побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки о ложке);
- поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей;
- развивать интерес к художественной литературе.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах, связанных с деревянной ложкой;
- расширять представления о творческой деятельности, ее особенностях, называть творческие профессии (музыкант-ложкарь, ложкарь, делающий деревянные ложки);
- учить создавать узоры по мотивам хохломской росписи на листах в форме народного изделия (силуэт ложки); развивать навыки декоративной лепки;
- закреплять прием обрывной аппликации, умение построить изображение (узор) из мелких кусочков бумаги (мозаика);
- совершенствовать навыки игры на ложках, умение исполнять музыкальные произведения в оркестре.
Образовательная область «Физическое развитие»
- расширять представления о полезных продуктах, которые можно есть ложкой;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей во время проведения игр;
- воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Этапы проекта :
Подготовительный этап (с 1.03.2023 г. по 6.03 .2023 г.)
1)Определение цели и задач проекта;
2)Подбор книг о том, как появились ложки ;подбор русских народных сказок, в которых встречаются ложки;
3)Подбор иллюстраций «Первая ложка и современная ложка», «Ложки в других странах».
4)Создание презентации «История ложки».
5)Подбор иллюстраций «Ложка- музыкальный инструмент».
Основной этап (с 6.02.2023 г. по 10.02 .2023 г.
1)Знакомство с историей ложки, рассматривание иллюстраций.
2)Экскурсия в мини библиотеку, где представлены книги об истории ложки, русские народные сказки в которых используется ложка.
3)Просмотр презентации о том, как появилась ложка, какую роль она играет для человека, из чего делали первые ложки и как выглядит современная ложка.
4)Просмотр мультфильмов на основе русских народных сказок, в которых упоминается ложка, чтение сказок.
5)Проведение бесед, занятий с показом презентации «Ложка в Древней Руси». Говорим о том, что благодаря ложке было создано огромное количество пословиц и поговорок.
6) Беседа и просмотр презентации "Ложка- музыкальный инструмент"
7)Слушаем, как звучит игра на ложках у профессиональных артистов (аудиозапись)
8)Самостоятельно создаем свой оркестр "Игра на ложках"
9)Рисование ложки «Хохломская ложка».
10) лепка из пластилина "Столовый прибор-ложка"
11)Аппликация "Деревянная ложка"
12) Участие детей в играх "Съедобное, несъедобное", "Из какого материала сделан столовый прибор ", "Хорошо, плохо" (правила поведения за столом, эстафета "Перенеси ложкой".
13) Составляем рассказы "Столовые приборы у меня дома"
14)Создаем в группе свой мини-музей ложки.
Заключительный этап (с 13.02 .23 г. по 17.02.2023 г.)
1. Подведение итогов (беседа, загадки)
2. Организация выставок детских работ (рисунков, аппликации, лепка из пластилина)
3. Проведение викторины "Ложка - поварешка"
Пути реализации :
1)Оформление и пополнение книжного уголка русскими народными сказками, в которых упоминается ложка. Ежедневное чтение сказок и рассматривание иллюстраций. Просмотр презентаций и мультфильмов.
2)Создание мини-музея в группе «Дорога ложки», «История появления в семье, моей любимой ложки»
3)Рисование, лепка и аппликация ложки.
4)Дать понятие о том, что ложка не только важный столовый прибор, но и музыкальный инструмент.
3)Организация выставок детских работ «Столовый прибор – ложка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"История ложки"
Занятие для детей подготовительной группы по позновательно-речевому развитию....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ИСТОРИЯ ЛОЖКИ»
Познакомить с историей появления первой ложки, с ее назначением, активизировать речь новыми словами.Воспитывать чувство уважения к произведениям народных умельцев и чувство гордости за свой народ....
непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия в старшей группе «История ложки»
Непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия в старшей группе «История ложки». Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие (музыка, ...
Проект "Путешествие в историю ложки для детей старшего дошкольного возраста"
Данный проект помогает детям и взрослым взгянуть по-другому на знакомый всем предмет - ложку. Объединяет усилия педагогов, родителей и детей в ходе реализации....
Проект "Путешествие в историю ложки"
Проект "Путешествие в историю ложки"...
Проект по духовно-нравственному воспитанию в смешанной группе «История ложки в русской культуре».
Работа по проекту направлена на ознакомление с историей ложки. В ходе проекта дети получат знания о происхождении ложки, способах её изготовления....
Проект "История возникновения ложки".Вторая младшая группа.
Ложки-это отражение самобытности нашей русской культуры и ее традиций. В течении проектной недели воспитанники младшей группы познакомились с историей возникновения ложки,играли в дидактические игры: ...