Проект по духовно-нравственному воспитанию в смешанной группе «История ложки в русской культуре».
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Работа по проекту направлена на ознакомление с историей ложки. В ходе проекта дети получат знания о происхождении ложки, способах её изготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русская ложка32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по духовно-нравственному воспитанию

в смешанной группе

(старший и подготовительный возраст)

на тему «История ложки в русской культуре».

Выполнили :

Воспитатель

Блинова Т.В.

Балахна

2024

 1.Актуальность проекта

 «Дорога ложка к обеду» - так гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, так как ложка – это самый практичный предмет из всех столовых предметов.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями

Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.

На протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.

Данный проект играет большую роль в нравственном воспитании детей на примерах традиций русского народа. Работа над проектом направлена на развитие познавательных интересов детей, развития их кругозора.

Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

Работа по проекту направлена на ознакомление с историей ложки. В ходе проекта дети получат знания о происхождении  ложки, способах её изготовления.

Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

 В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

2.Вид проекта: познавательно- творческий

3.Длительность работы над проектом: краткосрочный (2 нед)

4.Участники проекта: дети, педагоги, родители.

5.Проблемное поле: создать ситуацию интереса у детей к обычной ложке, показав им необычную и красиво оформленную ложку. Предложить им подумать: «Какая история появления у маленькой ложечки?», «Чья она?», «Из чего сделана?». Подвести детей к принятию решения: узнать историю ложки, ка ее можно украсить.

6.Цель проекта: формировать познавательный интерес к открытию новых знаний о знакомых предметах (ложке). Развивать познавательные способности, поисковую деятельность. Уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях.Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию;

развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

7.Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • расширять представления о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;
  • совершенствовать культуру еды (правильно пользоваться столовыми приборами);
  • расширять представления о труде взрослых, формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека;
  • закреплять навыки безопасного пользования столовыми приборами.

  

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • расширять и уточнять представления о ложке,систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах, материалах и назначении различных ложек, способах ее изготовления и использования;
  • формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с историей возникновения ложки;
  • развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы (ложки),  учить сравнивать ложки по назначению, цвету, форме, материалу, классифицировать их (ложки чайные, столовые, кухонные и др.);
  • развивать исследовательский интерес, формировать умение обследовать предметы, расширять представления о фактуре и свойствах ложек, включая проведение опытов (гладкая, шероховатая, легкая, холодная на ощупь, тонет – не тонет, быстро нагревается и др.);
  • знакомить детей с трудом творческих профессий: музыкантов, играющих на ложках, мастеров народного декоративно-прикладного искусства (ложкарей);
  • учить использовать ложку в качестве измерительного прибора (измерение объема сыпучих тел).

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • способствовать участию детей в создании развивающей речевой среды группы: рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков, книг, просмотр мультфильмов;
  • поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, посещение выставки, рассказ знакомого человека, книга и др.);
  • расширять и активизировать словарный запас детей за счет слов, обозначающих качество и свойство ложек (шероховатая, гладкая, березовая, липовая и др.), познакомить со значением слов: черпак, ручка, ложкарь, резьба, роспись и т.д.;
  • учить связно (по плану) составлять рассказ о ложке, рассказывать и пересказывать сказки;
  • побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки о ложках)
  • поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей;
  • развивать интерес к художественной литературе.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах, связанных с деревянной ложкой;
  • расширять представления о творческой деятельности, ее особенностях, называть творческие профессии (музыкант-ложкарь, ложкарь, делающий деревянные ложки);
  • учить создавать узоры по мотивам хохломской росписи на листах в форме народного изделия (силуэт ложки); развивать навыки декоративной лепки;
  • совершенствовать навыки игры на ложках, умение исполнять музыкальные произведения в оркестре;
  • развивать четкую координацию ритмичных движений с текстом и музыкой;создавать условия для самовыражения, реализации творческого потенциала детей в различных видах художественной деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • расширять представления о полезных продуктах, которые можно есть ложкой;
  • совершенствовать двигательные умения и навыки детей во время проведения игр;
  • воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

 8.Предполагаемый результат:

1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.

2. Обогатились знания детей о быте русского народа.

 3.Расширились знания о традициях русского народа.

4. Возросло желание детей изучать фольклор и музыкальные традиции русского народа во время свободного досуга.

9.Продукт проекта:

Мини-музей «Такие разные ложки!»

Расписывание ложек

Оформление альбома «Ложка в русской культуре»

Этапы реализации проекта

 1.Подготовительный этап.

Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми; создание условий, необходимых для реализации проекта, обогащение предметно-развивающей среды.

 2.Основной этап.

ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие».

Беседы:

 «Наша посуда», «Путешествие в прошлое ложки», «Моя ложечка».

«Что было бы если…», «Безопасное обращение со столовыми приборами.»

Чтение художественной литературы:

К.Пино «История деревянной ложки» (в сокращении), К.Нефедов «Ложка», К.Чуковский «Федорино горе», Г.Горбовский «Деревянная ложка», р.н.с. «Три медведя», «Жихарка», И.Мазнин «Как Иван Васильевич баклуши бил».

Загадки,стихи,потешки,пословицы, поговорки про ложку.

Загадки  о народных промыслах, о росписи.

Подбор книг и иллюстраций о ложках в библиотеку группы :«Три медведя», «Федорино горе», «Жихарка».

Музыкальная инсценировка  м\ф «Антошка».

Просмотр мультфильмов «Антошка», «Жихарка».

ОО «Познавательное развитие»

Презентации «История ложечки», «История про деревянную ложку».

Рассматривание ложек из разного материала и разного назначения.(предметы и картинки).

 Познавательно мероприятие «В гости к ложкарю».

Игровые технологии:

«Подбери ложки по размеру», «Из чего сделаны ложки?», «Повтори узор как на ложке?», «Повтори такой же ритм», «Подбери ложку к сервизу  с таким же узором», «Угадай узор»,«Накроем стол к обеду», «Угощаем чаем», «Магазин расписных ложек», «Угадай ложку наощупь».

Сюжетно-ролевые игры «Художественная мастерская», «Магазин ложек», «Экскурсия в музей расписных ложек».

Детское экспериментирование:

«Какая ложка тяжелее?», «Горячо-холодно», «Тонет-не тонет».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

Рассматривание узоров разных росписей.

Рассматривание иллюстраций с изображением ложек разных мастеров.

Рисование:«Гжельская ложечка», «Городецкая  роспись на ложке».

Раскраски с  посудой  разной росписи.

«Декоративная ложечка»

Лепка:«Моя ложка»

Вырезывание ложек из бумаги.

Слушание музыкальных народных произведений в исполнении ансамбля ложкарей.

Музыкальные минутки: творческая игра на деревянных ложках «Мы – ложкари»

Разучивание слов песни «Ложки деревянные»

ОО «Физическое развитие».

Игра-забава «Пронеси – не урони», «Кто быстрее возьмет ложку», «ложку по кругу  передавай друг другу», «Ты беги быстрее ложка», п\и «Картошка» и другие подвижные игры.

Пальчиковая гимнастика«Посуда»

Физкультминутка «Пляска с ложками»

Взаимодействие с родителями.

Организация мини-музея «Такие разные ложки!».

Консультация «Народные промыслы», «Знакомство детей с хохломской росписью».

Оформление альбома «Ложка в русской культуре».

        3.Заключительный этап.

Чаепитие  «У самовара я и мои ложки»

 Применение детьми полученных знаний и умений в самостоятельной  деятельности и совместном общении с детьми и взрослыми. Организация выставок детских работ.

 Используемая литература.

  1. Белая К.Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ “Перспектива”, 2013. – 104 с.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова “Красна изба” – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: “Детство-пресс”, 2004.
  4. В.Н.Косарева-Волгоград:Учитель,2014. Народная культура и традиции:занятия с детьми 3-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное обогащение личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры

Для тех, кому не безразлично будущее России, и в первую очередь, кто занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения,  предназначен проект "Духовно-нравственное обогащение личности реб...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...