Перспективный план по экологии (средняя группа)
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
В источнике представлен пример перспективного плана по экологии в средней группе.
Задачи:
Обогащать представление детей о временах года, особенностях каждого времени года.
Развивать умения замечать красоту времён года.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
persp._plan_osen_sr.gr_.docx | 42.46 КБ |
prespekti.planir._zima_sr.gr_.docx | 40.37 КБ |
perspekt._plan_vesna_sr.gr_.docx | 41.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь | Люби и знай свой край родной | Экологические игры | Художественная литература | Наблюдения, работа в уголке природы | |
| - «Найди листок какой покажу»; - «Кто как кричит»; - «Сложи картинку» (изображение кошки); | - Песенки - потешки «Как у нашего кота», «У кота ли у кота»; - Сказки «Кот, лиса и петух», «Почему кот моется»; | - Поместить модели строения тела котенка (хвост, уши, четыре ноги, мордочка с усами). | ||
Наблюдения в природе | Опыты | ||||
Золотая осень. Обратить внимание детей на то, что в начале осени еще много теплых дней. |
| ||||
| - «Угадай растение по описанию» | - А. Кольцов «Дуют ветры»; А. Плещеев «Скучная картина!». | - Строения растения (корень, стебель, лист, цветок). | ||
Наблюдения в природе | Опыты | ||||
Определение состояния погоды по одежде людей. Наблюдения за ветром: в начале осени он прохладный; в конце – холодный. Ветер бывает сильный, порывистый. Посмотреть, как он гонит по небу облака, срывает листья с деревьев. Обратить внимание детей на то, что от сильного ветра на лужах появляется рябь. Организовать наблюдение за ветром на участке. Учить детей определять силу ветра по растениям, деревьям. | - Углубление знаний детей о свойствах воздуха: легкий, прозрачный, не имеет запаха. Ветер – это движение воздуха. | ||||
| - «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек» (овощи); - Угадай, что в руке. | - Стихи, загадки об овощах; - Чтение сказки «Репка»; - Ю. Тувим «Овощи». | - Пересадить цветы с клумбы в уголок природы | ||
Наблюдения в природе | Опыты | ||||
Отметить, что осенью часто идут холодные дожди. После дождей на земле долго сохраняются лужи. На песчаной почве луж почти нет, а на глинистой их много. Наблюдение за осенними цветами | - Наблюдение за испарением воды в разных условиях. Знакомство с глиной. | ||||
| - «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек» (фрукты); - «Узнай по запаху» (фрукты). | - Стихи, загадки о фруктах | |||
Наблюдения в природе | Опыты | ||||
Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом); Длительное наблюдение за кленом и березой (учить детей сравнивать деревья по форме листьев и по цвету).
| - Выявление свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячи выносятся в солнечный день на участок |
Сентябрь
Задачи:
- Продолжать формировать представление детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде (стало холоднее, чаще идет дождь, много ветреных дней), изменения в живой природе (листья на деревьях и кустарниках постепенно желтеют, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору);
- Познакомить с основными видами овощей и фруктов;
- Развивать умение анализировать структуру объектов природы (растение и животное);
- Воспитывать способность переживания чувства радости, удовольствия от рассматривания растения и общения с домашним животным.
Октябрь | Люби и знай свой край родной | Экологические игры | Художественная литература | Наблюдения, работа в уголке природы |
| - «Сложи картинку» (изображение рыбки); - «Где спряталась рыбка» | - Стихи о рыбке | - Совместно с воспитателем ухаживать за рыбкой в аквариуме | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Продолжить наблюдения за неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных, стало холоднее – надо теплее одеваться) | - Есть ли у воды цвет, запах. | |||
| - Подвижная игра «Ветерок», «Найди такой же лист». | - И. Воробьева «Березка»; О. Высотская «Елочка» | - Поместить модель дерева | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Наблюдение за ветром. Показать детям как можно «найти», «увидеть» ветер. Дети замечают листочки, бегущие по земле, колеблющие от ветра веточки. | - Рассматривание коры деревьев через лупу - Вынести вертушки на улицу и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья. | |||
| - «Третий лишний» | - Стихи о насекомых Т.А.Петуховой - М.Ивенсен «Падают, падают листья …»; В.Мирович «Листопад». | - Поместить панно «Осенний лес» | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья). Наблюдение за отлетом перелетных птиц. | ||||
| - «Оденем куклу Олю на прогулку». | - А. Майков «Осень»; А. Плещеев «Осень наступила»; Н. Соконская | ||
«Где мой пальчик». | ||||
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Наблюдение за прохожими в осенней одежде. Подобное наблюдение планируется в дождливую погоду. Внимание детей привлекается к зонтикам |
Октябрь
Задачи:
- Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде, изменения в живой природе – листья на деревьях и кустарниках опадают (листопад), все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели;
- Продолжать анализировать структуру объектов природы (дерево, рыбка);
- Формировать знания о потребностях растений и животных в пище;
- Воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.
Ноябрь | Люби и знай свой край родной | Экологические игры | Художественная литература | Наблюдения, работа в уголке природы |
| - «Угадай, чей хвост» | - Загадки о лесных зверях - Потешки «Шла лисичка по мосту» «Сидит белка на тележке»; | - Поместить иллюстрации диких животных | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Продолжать наблюдение за солнцем, ветром, наблюдение за первым снегом (как снежинки кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю). | - Рассмотреть снежинку через увеличительное стекло. | |||
| - Игровое упражнение «Научи мишку мыть растение», «Найди растение похожее на травку». | - В. Бианки «Холодно в лесу зимой»; В. Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты белочка живешь» | - Поместить модель трудового процесса | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Начать знакомство со свойствами снега: снег пушистый, легкий. Подбросить снег на лопатках и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. | - Снег от тепла тает: взять снег на ладошку и понаблюдать | |||
| - «Какое время года» | - А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». | ||
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Рассмотреть лужи, покрытые корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит. Начать знакомить со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда | - Положить лед на ладошку посмотреть, что с ним произойдет. Лед как и снег тает на ладошке. | |||
| - «Помоги поросенку Тише собраться на прогулку». | - Приметы осени; - В. Берестов «Осень в лесу»; - И. Пивоварова «Осенний клад». | - Поместить иллюстрации осенних пейзажей. | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Наблюдение за птицами. Какие птицы прилетели на наш участок? |
Ноябрь
Задачи:
- Формировать представление об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью (стало еще холоднее – изменения в одежде, все листья с деревьев опали, звери в лесу готовятся к зиме);
- Познакомить детей с компонентами трудового процесса на примере мытья комнатного растения. Закрепить названия частей растения;
- Воспитывать желание участвовать в труде. Формировать интерес к жизни зверей в лесу.
Предварительный просмотр:
Декабрь | Люби и знай свой край родной | Экологические игры | Художественная литература | Наблюдения, работа в уголке природы |
| - «Сложи картинку» (изображения кошки и кролика). | - С. Маршак «В декабре..»; В. Фетисова «О зиме»; - В. Чарушин «Кролик», В. Степанова «Как вы кролики живете» | - Поместить модель кролика | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Изменения в природе: сильное похолодание, солнце светит тускло. | - Наблюдение за свойствами снега (снег бывает липкий и рассыпчатый). | |||
| - «Выложи цветок из частей» (корень, стебель, лист, цветок) | - Поместить модель трудового процесса (поливка) | ||
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Наблюдение за снегопадом. Обратить внимание на то, что в теплую погоду снег влажный, липкий. В морозную – сухой, твердый. | - Набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег тает. | |||
| - «Кто, где живет» | - С.Сердобольский «Зимний кот»; Ф. Тютчев «Зима». | ||
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Рассматривание узоров на окнах (в какую погоду они появляются). | ||||
| - Поговорки о зиме | |||
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Наблюдение за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушку с кормом для птиц. Рассмотреть следы на снегу: чьи следы? |
Декабрь
Задачи:
- Формировать представление детей о зимних изменениях в природе: все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад), солнце светит, но не греет;
- Развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал;
- Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы;
- Формировать представление о потребности растений во влаге (поливка растений);
- Продолжать развивать умение выделять основные компоненты трудового процесса (цель, объект, материал, орудие труда, трудовое действие, результат);
- Воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность.
Январь | Люби и знай свой край родной | Экологические игры | Художественная литература | Наблюдения, работа в уголке природы |
| - «Где спряталась рыбка» (изображение рыбки) | - И. Токмакова «Где спит рыбка», Н. Байрамов «Рыбка» | - Поместить модель существенных признаков строения рыбки. | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед – что общего и чем отличаются. | - Изготовление ледяных игрушек | |||
3. Посадка лука | - «Сложи картинку» (луковица с корешками). | -Шотландская песенка «Купите лук», загадки о луке; - И. Токмакова «Голуби» | - Поместить модель трудового процесса посадки лука. | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Наблюдение за снегопадом. Наблюдение за снегоуборочной машиной. Вместе с детьми продолжать подкармливать птиц. | - Выявить свойства снега: снег белый, от тепла он тает. | |||
| - «Помоги поросенку Тише выбрать одежду для прогулки». | - Загадки о снеге, льде; - Песенки - потешки о морозе; - С. Маршак «Январь»; - В. Поляков «Синички»; Г. Бойко «Прилетайте под окно» | - Поставить альбом «Зимующие птицы» | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Наблюдение за работой дворника: чистит дорожки, посыпает их песком. |
Январь
Задачи:
- Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега;
- Продолжать развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал (карась и золотая рыбка);
- Формировать представление детей о потребности растений в земле;
- Закрепить умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты;
- Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.
Февраль | Люби и знай свой край родной | Экологические игры | Художественная литература | Наблюдения, работа в уголке природы |
| - «В зимней столовой», «Узнай по голосу» | - «Мы кормушку смастерили», М. Лапыгин «Снегирь» | - Поместить модель снегиря | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Наблюдение за солнцем: оно появляется все чаще, с каждым днем светит ярче. | - Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. В это время зима борется с наступающей весной. | |||
| - «Узнай растение по описанию» (бальзамин, китайская роза, фикус) | - П. Воронько «Падал снег на порог», | - Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений. | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Наблюдение за первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине ) | - Внести сосульку в теплое помещение | |||
| - «Птицы», «Сложи картинку» (изображение птиц) | - «Покормите птиц зимой», |
| |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Подкормка птиц на прогулке | ||||
|
| - В. Берестов «О чем поют воробышки», «Гололедица» | ||
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Наблюдение за снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становится липким. Обратить внимание на первое, веселое щебетание птиц. |
Февраль
Задачи:
- Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело покрытое перьями, две ноги), закреплять эти признаки с помощью моделей;
- Продолжать развивать умение сравнивать, выделяя контрастные признаки различия и некоторого сходства;
- Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудится вместе.
Предварительный просмотр:
Март | Люби и знай свой край родной | Экологические игры | Художественная литература | Наблюдения, работа в уголке природы |
| - «Сложи картинку» (изображение птиц); «Кто во что одет», «Кто как кричит» | - С. Маршак «Весенняя песенка», А. Барто «Птичка», В. Чарушин «Яшка». | - Поместить модель птиц; - Поместить модель признаков весны(сосулька, капель, солнце, снег с дождем, проталины) | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Продолжать наблюдение за солнцем (первые признаки весны): солнышко стало более ярким, теплым. | - Наблюдение за таянием снега и льда | |||
| - «Угадай по описанию» | - С. Маршак «Март», В. Берестов «Солнцеворот» | - Поместить модель комнатных растений, | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Наблюдение за небом: небо чаще бывает голубым, облака светлые | Определение температуры воздуха (по выдыхаемому пару) | |||
| - На прогулке «Найди, что потерялось», «Через ручеек» | -И. Токмакова «Весна» | - Совместно с воспитателем продолжать уход за комнатными растениями | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Уборка с площадки кусочков льда. | ||||
| - Подвижные игры «Воробышки и кот», «Солнышко и дождик». | - Е.Авдиенко «Воробей» |
| |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Понаблюдать за поведением воробьев на участке, рассказать детям, что воробьи готовятся вить гнездышки. |
Март
Задачи:
- Формировать представление детей о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней все больше, стало немного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед);
- Развивать умение сравнивать объекты природы по признакам сходства и различия;
- Совместно с воспитателем составлять короткий описательный рассказ о растении, развивать связную речь;
- Формировать навык пользования моделями;
- Развивать интерес к жизни комнатных растений и птиц.
Апрель | Люби и знай свой край родной | Экологические игры | Художественная литература | Наблюдения, работа в уголке природы |
| - Подвижные игры «К дереву беги», «Через ручеек» | - Л. Толстой «Пришла весна», - А. Плещеев «Весна», Л. Аграчева «Ау!» | - Поместить панно «Весенний лес» | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Продолжать наблюдение за небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогулки тают. | - Запустить в ручей кораблик. Понаблюдать как он намокнет | |||
| - «Угадай растение по описанию» | - Н. Полякова «Сосулька», И. Никитин «Звонко тинькает синица». | - Поместить модели строения дерева и кустарника. | |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Обратить внимание на набухшие почки. Наблюдение за ветром. | - Определение силы ветра по ленточкам, деревьям. | |||
| - «Найди детеныша» | - Стихи о животных |
| |
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Выбрать и отметить ветку тополя (отметить красной ленточкой) и проводить длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки, как прилетают первые грачи и просыпаются мухи. |
| |||
| - «Кто быстрее найдет березу, ель, клен» | - Стихи о деревьях | ||
Наблюдения в природе | Опыты | |||
Наблюдение за птицами. Продолжать подкармливать птиц. |
Апрель
Задачи:
- Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе, которые происходят в апреле месяце, закреплять основные представления о них;
- Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: на ветвях деревьев набухают почки, появляется первая травка, первые цветы. Звери в лесу меняют окраску (заяц), просыпаются после зимней спячки (медведь, ежик), из теплых стран прилетают птицы;
- Учить находить общие признаки у деревьев и кустарников. Развивать умение сравнивать;
- Закреплять знания детей о строении растений, их основных частях;
- Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.
Май | Люби и знай свой край родной | Экологические игры | Художественная литература | Наблюдения, работа в уголке природы | |
| - «Собери цветок из частей» | - З. Александрова «Одуванчик» |
| ||
Наблюдения в природе | Опыты | ||||
Наблюдения за солнцем – солнце яркое, теплое, много солнечных дней | - Познакомить со свойствами воды (теплая, холодная) | ||||
|
| - С. Капутикян «Май», Н. Полякова «Весенний дождь» | |||
Наблюдения в природе | Опыты | ||||
Ежедневные наблюдение за облаками. Предложить придумать, на что похожи облака. Познакомить детей с грозой. Рассказать, что такое гроза, молния. | - Познакомить со свойствами песка (сухой песок – сыпучий, мокрый - липкий) | ||||
| - «Когда это бывает» | - А. Плещеев «Мой садик», В. Жуковский «Черемуха» |
| ||
Наблюдения в природе | Опыты | ||||
Наблюдения в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдение за цветением кустарников: черемухой, вишней, сирени. Рассмотреть первые цветы - одуванчик | - Игры детей с водой: проверить, какие предметы тонут, а какие нет. | ||||
| - «Что изменилось» | - «Малыш, не рви цветы напрасно» | |||
Наблюдения в природе | Опыты | ||||
Обратить внимание на появление насекомых. Рассмотреть майского жука, бабочку. Рассказать, что сейчас возвращаются перелетные птицы. По возможности понаблюдать за грачами или скворцами, понаблюдать, как птицы купаются в лужах. |
|
Май
Задачи:
- Закреплять представления о весенних изменениях в неживой природе: много солнечных теплых дней, снег совсем растаял, солнце стало греть сильнее;
- Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений происходит бурный рост – травка подросла, раскрылись почки, появились первые цветочки; у зверей в лесу появились детеныши, прилетели из теплых краев птицы (грачи, скворцы), оживились воробьи, проснулись после зимней спячки насекомые;
- Познакомить со свойствами воды (теплая, холодная, способность отражения) и свойства песка (сухой песок – сыпучий, сырой - липкий);
- Развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план "Исследовательская деятельность" средняя группа
Перспективный план "Исследовательская деятельность" образовательная область "Познание" средняя группа...
Перспективный план. Труд в средней группе.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в процессе режимных моментов.Образовательная область "Труд".Возраст детей : 4-5 лет (средняя группа)....
Перспективный план работы в средней группе по ФГТ на 2012-2013 уч.год
Непосредственная образовательная деятельность на сентябрь месяцПонедельникМузыкаХудожественное творчество( Конструирование/аппликация) АппликацияКрасивые флажкиКонструирование«Домики»«Заборчики»«...
перспективный план по экологии младшая группа.
"Экологическое воспитание детей младшего возрастта в условиях реализации ДОУ".Цель: Воспитание бережного и правильного отношения к природе. Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой ...
Перспективный план работы в средней группе по разделу: «Экология».
ДатаТема, цель, итоговое мероприятие по темеВид деятельностиФормы организации совместной взросло-детской (партн...
перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию
перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы. перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...