Конспект специально организованной деятельности по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Возрастная группа: Вторая младшая группа общеразвивающей направленности
ФИО воспитателя: Купряшова Жанна Андреевна
Тема: «Народная культура и традиции»
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие»
Цель: формировать знания и представления о гостеприимстве и традициях русского народа.
Задачи:
Образовательные: знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, игр, потешек, костюмов, обрядов)
Развивающие: развивать связную речь, память и внимание.
Воспитательные: воспитывать интерес к родной культуре, обычаям; формировать культурное поведение.
Словарная работа:
Активировать и обогащать словарь детей новыми словами (печь, калач, самовар, сарафан, шаровары, рубаха, изба)
Методические приёмы:
1. Словесные: беседа, вопросы, уточнения, пояснения, обобщения, чтение потешек, отгадывание загадок
2. Наглядные: рассматривание
Предварительная работа:
- Слушание аудиозаписей русских народных песен;
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказка;
- Знакомство с русскими народными потешками, пестушками, закличками;
- Чтение русских народных сказок «Колобок», «Как коза избушку построила», «Теремок», «Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц» и др.
- Беседы «Русская изба», «Ремесла на Руси», «Знакомство с дымковской игрушкой», «Знакомство с Гжельской росписью»
- Дидактические игры: «Одень куклу в русский народный костюм»; «Подбери матрешки узор на платье» и др.
Материал и оборудование:
Самовар, посуда, куклы мальчик и девочка в русских костюмах, выпечка (калач, пряники, бублики), письмо, макет русской избы, колонка, аудиозаписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_traditsii.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект специально организованной деятельности
по познавательному развитию
Возрастная группа: Вторая младшая группа общеразвивающей направленности
ФИО воспитателя: Купряшова Жанна Андреевна
Тема: «Народная культура и традиции»
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие»
Цель: формировать знания и представления о гостеприимстве и традициях русского народа.
Задачи:
Образовательные: знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, игр, потешек, костюмов, обрядов)
Развивающие: развивать связную речь, память и внимание.
Воспитательные: воспитывать интерес к родной культуре, обычаям; формировать культурное поведение.
Словарная работа:
Активировать и обогащать словарь детей новыми словами (печь, калач, самовар, сарафан, шаровары, рубаха, изба)
Методические приёмы:
1. Словесные: беседа, вопросы, уточнения, пояснения, обобщения, чтение потешек, отгадывание загадок
2. Наглядные: рассматривание
Предварительная работа:
- Слушание аудиозаписей русских народных песен;
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказка;
- Знакомство с русскими народными потешками, пестушками, закличками;
- Чтение русских народных сказок «Колобок», «Как коза избушку построила», «Теремок», «Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц» и др.
- Беседы «Русская изба», «Ремесла на Руси», «Знакомство с дымковской игрушкой», «Знакомство с Гжельской росписью»
- Дидактические игры: «Одень куклу в русский народный костюм»; «Подбери матрешки узор на платье» и др.
Материал и оборудование:
Самовар, посуда, куклы мальчик и девочка в русских костюмах, выпечка (калач, пряники, бублики), письмо, макет русской избы, колонка, аудиозаписи.
Ход совместной образовательной деятельности.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (сюрпризный момент)
(Дети играют)
Воспитатель: Ребята сегодня утром по дороге в детский сад я встретила почтальона, который передал мне письмо. Хотите узнать от кого оно?
(Ответы детей)
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам, Ванюша и Танюша. Мы приглашаем Вас к нам в гости на чаепитие. Приходите, узнаете много нового»
Воспитатель: Ну, что ребятки отправимся в гости к Ванюше и Танюше?
Дети: да
Воспитатель: Давайте повторим правила поведения, как надо себя вести в гостях.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А еще давайте вспомним вежливые слова.
(здравствуйте, спасибо, пожалуйста).
Воспитатель: Вот теперь можно и в гости ехать
(Дети берутся парами и под потешку «Чики – чики – чикалочки» отправляются в гости)
Воспитатель: Чики чики чикалочки
Едет гусь на палочке,
Удочка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Чики чики чикалочки
Едет Ваня на палочке,
А Дуня на тележке,
Щелкает орешки.
Воспитатель: Приехали. Проходите и присаживайтесь. Ребята, посмотрите нас с вами встречают Ваня и Таня. Давайте с ними поздороваемся
Дети: Здравствуйте, ребята
Куклы: Здравствуйте, гости дорогие. Мы рады вас видеть у нас в гостях. (аудиозапись)
Воспитатель: Ребята посмотрите, какие интересные наряды у ребят. Такие сейчас уже не носят. Сейчас совсем по-другому одеваются.
Воспитатель показывает кукол
Воспитатель: На Тане сарафан, украшенный вышивкой. А на голове кокошник. На Ване рубаха и шаровары (штаны)".
(Дети рассматривают наряды кукол)
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как в старину жили? Как гостей встречали?
Дети: да
Воспитатель: «Тогда давайте вместе с Танюшей и Ванюшей посмотрим дом, в котором жили люди в старину»
Воспитатель: "Раньше люди жили в скромных домах – избах".
Дети видят старинную избу. (Рассматривают избу)
Воспитатель: "Делался дом из бревен. Крыша выкладывалась из соломы. В доме была большая печь, большой стол, а по обе стороны стола стояли лавки. Для малых деток висела люлька.
Кукла Таня: Ребята, а у кого мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки? Ответы детей
Кукла Ваня: Ах, какие молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди избы.
Воспитатель показывает русскую печку.
Воспитатель: Хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые.
Физминутка
Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Ваней и Таней поплясать, используя движения русского народного танца – присядка, кружение, взмахи платочками.
Воспитатель: славно детки поплясали.
Ребята, посмотрите, что за чудо – чудное, диво – дивное.
Стоит толстячок, под боченивший бочок.
Шипит и кипит, всем чай пить велит.
Воспитатель: Это красавец самовар! А на Руси, то есть много лет назад, когда жили наши прабабушки и прадедушки, было принято пить чай не из чайника, а из самовара. Считалось, у кого дома есть самовар – у того и гостей полон дом, а у кого гостей полон дом – там мир да дружба. Проходят года, а самовар не стареет. Традиции русского чаепития продолжают жить".
Воспитатель: Послушайте стихотворение
(Чтение стихотворения)
Это, что там за пожар? закипает самовар!
Он кипит и бурлит, будто с нами говорит:
«Подходи, кто хочет чай, да в стаканы наливай,
Доставай пироги, да с начинкой кураги»
Воспитатель: "Ну а какое чаепитие за самоваром без вкусностей. Посмотрите, ребята, сколько на столе выпечки. Выпечка - это съедобные изделия из теста". (Показ изделий)
Чтение потешки:
Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!
Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи — Все румяны, горячи
Налетели тут грачи, подхватили калачи
Нам осталися ба-ра-а-а-ночки!
Медовые и мятные
Фигурные, занятные
Издавна по всей Руси
Люди ПРЯНИКИ пекли.
Воспитатель: «Пряники-сладкие, мятные, фигурные». Ваня и Танюша угощают вас пряниками»
Воспитатель: «Молодцы! Ребята очень много сегодня вы узнали нового!»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Рефлексия)
Воспитатель: Ребята, к кому мы с вами в гости ходили?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Что видели?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Из чего пили чай?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какими сладостями угощали гостей на Руси?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Обязательно помогайте дома мамам и бабушкам в приготовлении выпечки к чаю
(Воспитатель хвалит детей: Вы сегодня очень постарались, молодцы!)
Давайте прощаться с Ваней и Танюшей" и отправимся пить чай с угощениями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итоговой организованной деятельности по познавательному развитию в средней группе Тема: «Войди в природу другом»
Интеграция образовательных областей:- речевое развитие,- социально-коммуникативное развитие,- художественно-эстетическое развитие,- физическое развитие....
Конспект непрерывной организованной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Осторожно, огонь!»
Актуальность: Известно, что без пожарной охраны не может существовать ни одно государство, ни один город, поселок, любой населенный пункт. Пожар для любого из нас - это страшная беда. И в ...
Конспект непосредственно-организованной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе Тема: «Чтобы не ссориться с огнем, нужно больше знать о нем».
Пожар – одно из самых опасных явлений, страшное не только таким последствием как материальный ущерб. Он часто приводит к потере здоровья и даже жизни. Самое печальное, если пострадавшими ок...
Конспект непосредственно-организованной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе «Спасибо за ваш труд».
Конспект непосредственно-организованной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе. Тема: «Спасибо за ваш труд»....
Конспект специально организованного занятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Транспотр»
Конспект специально организованного занятияпо познавательному развитиюКол-во детей: 7 человек Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитиеЦ...
Конспект специально организованной деятельности по познавательному развитию
Возрастная группа: Вторая младшая группа общеразвивающей направленностиФИО воспитателя: Купряшова Жанна АндреевнаТема: «Народная культура и традиции»Интеграция образовательных областей:...