Конспект специально организованной деятельности по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Купряшова Жанна Андреевна

Возрастная группа: Вторая младшая группа общеразвивающей направленности

ФИО воспитателя: Купряшова Жанна Андреевна

Тема: «Народная культура и традиции»

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие»

Цель: формировать знания и представления о гостеприимстве и традициях русского народа.

Задачи:

Образовательные: знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, игр, потешек, костюмов, обрядов)

Развивающие: развивать связную речь, память и внимание.

Воспитательные: воспитывать интерес к родной культуре, обычаям; формировать культурное поведение.

Словарная работа:

Активировать и обогащать словарь детей новыми словами (печь, калач, самовар, сарафан, шаровары, рубаха, изба)

Методические приёмы:

1. Словесные: беседа, вопросы, уточнения, пояснения, обобщения, чтение потешек, отгадывание загадок

2. Наглядные: рассматривание

Предварительная работа: 

  1. Слушание аудиозаписей русских народных песен;
  2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказка;
  3. Знакомство с русскими народными потешками, пестушками, закличками;
  4. Чтение русских народных сказок «Колобок», «Как коза избушку построила», «Теремок», «Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц» и др.
  5. Беседы «Русская изба», «Ремесла на Руси», «Знакомство с дымковской игрушкой», «Знакомство с Гжельской росписью»
  6. Дидактические игры: «Одень куклу в русский народный костюм»; «Подбери матрешки узор на платье» и др.

Материал и оборудование:

Самовар, посуда, куклы мальчик и девочка в русских костюмах, выпечка (калач, пряники, бублики), письмо, макет русской избы, колонка, аудиозаписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_traditsii.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект специально организованной деятельности

по познавательному развитию

Возрастная группа: Вторая младшая группа общеразвивающей направленности

ФИО воспитателя: Купряшова Жанна Андреевна

Тема: «Народная культура и традиции»

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие»

Цель: формировать знания и представления о гостеприимстве и традициях русского народа.

Задачи:

Образовательные: знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, игр, потешек, костюмов, обрядов)

Развивающие: развивать связную речь, память и внимание.

Воспитательные: воспитывать интерес к родной культуре, обычаям; формировать культурное поведение.

Словарная работа:

Активировать и обогащать словарь детей новыми словами (печь, калач, самовар, сарафан, шаровары, рубаха, изба)

Методические приёмы:

1. Словесные: беседа, вопросы, уточнения, пояснения, обобщения, чтение потешек, отгадывание загадок

2. Наглядные: рассматривание

Предварительная работа: 

  1. Слушание аудиозаписей русских народных песен;
  2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказка;
  3. Знакомство с русскими народными потешками, пестушками, закличками;
  4. Чтение русских народных сказок «Колобок», «Как коза избушку построила», «Теремок», «Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц» и др.
  5. Беседы «Русская изба», «Ремесла на Руси», «Знакомство с дымковской игрушкой», «Знакомство с Гжельской росписью»
  6. Дидактические игры: «Одень куклу в русский народный костюм»; «Подбери матрешки узор на платье» и др.

Материал и оборудование:

Самовар, посуда, куклы мальчик и девочка в русских костюмах, выпечка (калач, пряники, бублики), письмо, макет русской избы, колонка, аудиозаписи.

Ход совместной образовательной деятельности.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (сюрпризный момент)

(Дети играют)

Воспитатель: Ребята сегодня утром по дороге в детский сад я встретила почтальона, который передал мне письмо. Хотите узнать от кого оно?

(Ответы детей)

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам, Ванюша и Танюша. Мы приглашаем Вас к нам в гости на чаепитие. Приходите, узнаете много нового»

Воспитатель: Ну, что ребятки отправимся в гости к Ванюше и Танюше?

Дети: да

Воспитатель: Давайте повторим правила поведения, как надо себя вести в гостях.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А еще давайте вспомним вежливые слова.

(здравствуйте, спасибо, пожалуйста).

Воспитатель: Вот теперь можно и в гости ехать

(Дети берутся парами и под потешку «Чики – чики – чикалочки» отправляются в гости)

Воспитатель: Чики чики чикалочки

                        Едет гусь на палочке,

                        Удочка на дудочке,

                        Курочка на чурочке,

                        Зайчик на тачке,

                        Мальчик на собачке.

                        Чики чики чикалочки

                        Едет Ваня на палочке,

                              А Дуня на тележке,

                              Щелкает орешки.

Воспитатель: Приехали. Проходите и присаживайтесь. Ребята, посмотрите нас с вами встречают Ваня и Таня. Давайте с ними поздороваемся

Дети: Здравствуйте, ребята

Куклы: Здравствуйте, гости дорогие. Мы рады вас видеть у нас в гостях. (аудиозапись)

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие интересные наряды у ребят. Такие сейчас уже не носят. Сейчас совсем по-другому одеваются.

Воспитатель показывает кукол

 Воспитатель: На Тане сарафан, украшенный вышивкой. А на голове кокошник. На Ване рубаха и шаровары (штаны)".

(Дети рассматривают наряды кукол)

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как в старину жили? Как гостей встречали?

Дети: да

Воспитатель: «Тогда давайте вместе с Танюшей и Ванюшей посмотрим дом, в котором жили люди в старину»

Воспитатель: "Раньше люди жили в скромных домах – избах".

Дети видят старинную избу. (Рассматривают избу)

Воспитатель: "Делался дом из бревен. Крыша выкладывалась из соломы. В доме была большая печь, большой стол, а по обе стороны стола стояли лавки. Для малых деток висела люлька.

Кукла Таня: Ребята, а у кого мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки? Ответы детей

Кукла Ваня: Ах, какие молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди избы.

Воспитатель показывает русскую печку.

Воспитатель: Хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые. 

Физминутка

Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Ваней и Таней поплясать, используя движения русского народного танца – присядка, кружение, взмахи платочками.

Воспитатель: славно детки поплясали.

Ребята, посмотрите, что за чудо – чудное, диво – дивное.

Стоит толстячок, под боченивший бочок.

Шипит и кипит, всем чай пить велит.

Воспитатель: Это красавец самовар! А на Руси, то есть много лет назад, когда жили наши прабабушки и прадедушки, было принято пить чай не из чайника, а из самовара. Считалось, у кого дома есть самовар – у того и гостей полон дом, а у кого гостей полон дом – там мир да дружба. Проходят года, а самовар не стареет. Традиции русского чаепития продолжают жить".

Воспитатель: Послушайте стихотворение

(Чтение стихотворения)

Это, что там за пожар? закипает самовар!

Он кипит и бурлит, будто с нами говорит:

«Подходи, кто хочет чай, да в стаканы наливай,

Доставай пироги, да с начинкой кураги»

Воспитатель: "Ну а какое чаепитие за самоваром без вкусностей. Посмотрите, ребята, сколько на столе выпечки. Выпечка - это съедобные изделия из теста". (Показ изделий)

Чтение потешки:

Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи — Все румяны, горячи

Налетели тут грачи, подхватили калачи

Нам осталися ба-ра-а-а-ночки!

Медовые и мятные

Фигурные, занятные

Издавна по всей Руси

Люди ПРЯНИКИ пекли.

Воспитатель: «Пряники-сладкие, мятные, фигурные». Ваня и Танюша угощают вас пряниками»

Воспитатель: «Молодцы! Ребята очень много сегодня вы узнали нового!»  

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Рефлексия)

Воспитатель: Ребята, к кому мы с вами в гости ходили?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Что видели? 

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Из чего пили чай?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Какими сладостями угощали гостей на Руси?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Обязательно помогайте дома мамам и бабушкам в приготовлении выпечки к чаю

 (Воспитатель хвалит детей: Вы сегодня очень постарались, молодцы!)

Давайте прощаться с Ваней и Танюшей" и отправимся пить чай с угощениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой организованной деятельности по познавательному развитию в средней группе Тема: «Войди в природу другом»

Интеграция образовательных областей:- речевое развитие,- социально-коммуникативное развитие,- художественно-эстетическое развитие,- физическое развитие....

Конспект непрерывной организованной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Осторожно, огонь!»

Актуальность: Известно, что без пожарной охраны  не может существовать ни одно государство, ни один город, поселок, любой населенный пункт. Пожар для любого из нас  - это страшная беда. И в ...

Конспект непосредственно-организованной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе Тема: «Чтобы не ссориться с огнем, нужно больше знать о нем».

Пожар – одно из самых опасных явлений, страшное не только таким последствием как материальный ущерб. Он часто приводит к потере здоровья и даже жизни. Самое печальное, если пострадавшими ок...

Конспект непосредственно-организованной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе «Спасибо за ваш труд».

Конспект непосредственно-организованной деятельности по познавательному развитию  детей  в подготовительной к школе группе. Тема: «Спасибо за ваш труд»....

Конспект специально организованного занятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Транспотр»

Конспект специально организованного занятияпо познавательному развитиюКол-во детей: 7 человек Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитиеЦ...

Конспект специально организованной деятельности по познавательному развитию

Возрастная группа: Вторая младшая группа общеразвивающей направленностиФИО воспитателя: Купряшова Жанна АндреевнаТема: «Народная культура и традиции»Интеграция образовательных областей:...