Интегрированное занятие с элементами экспериментирования «Вода и ее свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Любовь Армянинова

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_voda_i_ee_svoystva.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие с элементами экспериментирования «Вода и ее свойства»

Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

Задачи: обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды для всего живого.

Дидактическая игра «Кому нужна вода»

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»

ОД

I. Организационный момент.

Давайте поздороваемся,  возьмемся за руки и подарим тепло друг другу.

Улыбнемся друзьям,

Улыбнемся друг другу,

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

(Сели на стулья)

(Звучит аудиозапись журчания ручья)

Воспитатель: - Ребята, слышите? На что похожи эти звуки? (Это звуки воды)

- Да, правильно это журчит ручеёк. Сегодня будем говорить о воде и его свойствах.

II. Основная часть.

(Стук в дверь – входит Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте ребята! Я Незнайка, принес в качестве подарка детям снег.

-  А что нам с ним делать?

Незнайка: Кушать, он вкусный как мороженое

- Ребята, а снег можно кушать?

Снег нельзя кушать, он холодный. Снег впитывает в себя очень много пыли, грязи и есть его нельзя, так как эта грязь попадает в рот и можно отравиться. От холодного снега может заболеть горло.

Воспитатель: Правильно, он грязный, холодный. Заболит живот и горло. Снег кушать нельзя.

- Спасибо тебе Незнайка, за такой подарок. Мы поставим ведро со снегом в тёплое место. А потом посмотрим, что произойдёт со снегом. Незнайка, а ты знаешь, что такое вода?

Незнайка: Нет, не знаю. Расскажите, пожалуйста. А я за это вам подарю значки.

 Тогда слушай внимательно, ребята тебе расскажут. Хоть они ещё немного знают о воде, но вместе мы всё выясним.

(Раздать значки детям)

Воспитатель: А где можно встретить воду? (Ответы детей)

Дети, давайте вспомним, для чего нам нужна вода? (Ответы детей)

- люди пьют воду;

- варят еду;

- моют грязные фрукты и овощи;

- каждый день моют руки и лицо;

-  поливают растения, чтобы не засохли;

- вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;

- люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают).

Конечно жевода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.

А давайте мы сейчас проговорим чистоговорку о воде.

Да-да-да - в реке бежит вода,

Ду-ду-ду – за водой сейчас пойду,

Ды-ды-ды – принесу домой воды,

Ди-ди-ди – каждый день идут дожди,

Дя-дя-дя – зонтик нужен от дождя.

Ро-ро-ро - воду я налью в ведро.

  Для того чтобы еще больше узнать о воде, я приглашаю вас в детскую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? Лаборатория – это то место, где проводятся опыты и эксперименты.

Ребята, даже в детской лаборатории, чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения:

1. Внимательно слушать объяснение и только после этого приступать к эксперименту.

2. Брать только нужные материалы.

3. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

4. Не забывать, после каждого опыта сделать вывод.

5. Здесь нужно вести себя тихо, спокойно, не толкать соседа во время работы, слушать внимательно и делать все аккуратно и осторожно!

Сейчас вы будете проводить эксперименты с водой, узнаете, что может происходить с водой и какими же свойствами она обладает.

Прежде чем приступим к опытам, мы с вами разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни,

Раз, два, три, четыре, пять –

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели!

II. Опытно-экспериментальная деятельность.

ОПЫТ №1. «Вода жидкая, может течь».

Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой –пустой. Предлагаю аккуратно перелить воду с одного стаканчика в другой. Почему вода льётся? Она жидкая. Предположительные ответы детей: потому что ее можно вылить, налить, перелить, отлить и др.

Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках и не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. (выставляю картинку с первым свойством воды)

Вывод: вода – это жидкость.

ОПЫТ №2. «У воды нет запаха»

Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры, а есть ли запах у воды?

- Чтобы ответить на этот вопрос,  проведём  второй опыт:

Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый)

- А как вы догадались? (пахнет апельсинами)

- А теперь возьмите стакан с водой.

- Понюхайте, чем пахнет? (У воды нет запаха)

- Так есть ли запах у воды? (Нет)

(На доску вешаю картинку с изображением этого свойства воды, дети по картинке делают вывод)

Вывод: У воды нет запаха!

ОПЫТ №3. «Вода прозрачная»

А какого цвета ваш сок? (Оранжевый)

- А можно сказать про воду какого она цвета? (Нет)

- А как можно проверить, какого цвета вода? (Ответы детей)

-Возьмём стакан с соком поставим его на картинку, а теперь на эту же картинку поставим стакан с водой. Через стакан с соком картинка не видна, а через стакан с водой видна. Делаем вывод – вода прозрачная.

(На доске - картинка с изображением этого свойства воды)

Вывод: У воды нет цвета – она прозрачная.

Физминутка «Капля»

Раз, два, три, четыре, пять

Любят капельки играть

Мы ногами топ-топ

Мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг

Мы плечами чик-чик

Раз - туда, два - сюда

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки к верху все подняли

Раз- два, раз- два

Заниматься нам пора

А сейчас я покажу вам фокус. Смотрите внимательно: я беру бутылку с чистой водой, закрываю крышкой и, встряхиваю воду, помогите мне и подуйте на бутылку. Что случилось с водой? (Ответы детей.) Почему вода стала зеленой? (Дети высказывают предположения.)

Воспитатель: Интересно, ребята, но почему вода в бутылках окрасилась в зеленый цвет? (Ответы детей.) А теперь я открою вам тайну.

(Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду и окрашивает ее.)

Вывод: вода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители.

Воспитатель: А давайте теперь посмотрим на снег в ведёрке, которое принес Незнайка.

 Вот посмотри, Незнайка, что произошло со снегом. Ребята, куда же подевался снег?

 (Снег растаял.)

И во что он превратился?

Он превратился в воду.

Ребята, посмотрите,  какая получилась из снега вода?

 Вода получилась грязная.

Да, правильно, вода получилась грязная, а что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

 Воду надо очистить, профильтровать.

ОПЫТ № 4 «Фильтрование воды»

Существуют разные способы очистки воды. Мы с вами сейчас будем очищать воду с помощью ваты и бинта и салфетки. В воронку кладём салфетку, бинт, вату, и через этот фильтр будем проливать грязную воду. Какая получилась у нас вода? Чистая. 

ВЫВОД: Грязную воду можно очистить с помощью фильтра, который можно сделать самим.

Незнайка, мы тебе показали и рассказали,  какими свойствами обладает вода. Ребята, а вы запомнили эти свойства? Давайте их вспомним:

Вода --- жидкая,

Вода --- не имеет запаха

Вода --- прозрачная

Воду можно очистить.

Незнайка: Спасибо, ребята теперь я всё знаю о воде!

Воспитатель: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда вымыл руки, нужно сразу закрыть кран?

Незнайка: А зачем её беречь? Вон сколько воды!

Воспитатель: Воды много, она основа нашей жизни, но для умывания и приготовления пищи необходима только очищенная вода. Ведь не вся вода питьевая, много соленой воды, которая находится в морях и океанах, а вот пресной – питьевой мало. А чтобы получить чистую воду, нужно её фильтровать .

Вот поэтому воду нужно беречь, экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, наливать в стакан столько воды, сколько можешь выпить, нужно оберегать ее от загрязнений. Нельзя бросать мусор в водоемы, мыть грязные машины, разливать бензин и другую химию.

Незнайка: Спасибо, ребята, я узнал после сегодняшнего занятия на сколько важная вода! Теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать. До свидания! (Незнайка прощается)

III. Рефлексия.

  И так наша лаборатория закрывается. (Дети встают и становятся в круг.) Вы ребята, молодцы, сегодня вы много узнали о воде, о её свойствах. А что понравилось больше всего? Что нового узнали? Вам было интересно, весело или грустно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Экологическая цепочка»

Данное занятие разработано с использованием принципа интеграции,       причем интеграция не только  образовательных областей,  видов деятельности, но и  ин...

КОНСПЕКТ интегрированного занятия с элементами экспериментирования в I младшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Материал НОД направлен на обогащение словарного запаса детей, воспитания у них навыков организованного поведения. Дети в игровой форме узнают о том, откуда берётся дождь, порисуют пальчиками на стекля...

Интегрированное занятие с элементами экспериментирования на тему: «Как же хорошо зимой!» (ФЦКМ, развитие речи, опыт с водой) в старшей группе.

Тема: «Как же хорошо зимой!»Программное содержаниеЦель: - Обобщить и систематизировать представления о зиме по основным и существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, я...

Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования) «Вода и его свойства»

Открытое занятие по экологии для подготовительной группы на тему: "Вода и его свойства"...

Конспект занятия с элементами экспериментирования "Бумага и её свойства"

Занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста. Уточняются и расширяются представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Дети знакомятся с  историей появления бума...