Конспект игрового экологического занятия с элементами экспериментирования «Как обнаружить воздух?» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект игрового экологического занятия с элементами экспериментирования «Как обнаружить воздух?» в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект игрового экологического занятия с элементами экспериментирования «Как обнаружить воздух?» в старшей группе
Программное содержание: Продолжать формировать представление детей о свойствах воздуха, его роли. Учить устанавливать причинно – следственные связи на основе опытов. Развивать способность анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Воспитывать желание заботиться о чистоте воздуха.
Активизация словаря: глобус, живая природа, неживая природа, пузырьки, свежий воздух, запах, загрязнение воздуха, увидеть, услышать, почувствовать.
Обогащение словаря: воздух, океан, прозрачный, невидимый, бесцветный, газ.
Материал: ванночки с водой, прозрачные стаканы, трубочки, салфетки, баночки, лук, чеснок, лимон, карандаши, карточки, полиэтиленовые пакеты, глобус, коробочка, музыкальные инструменты.
Скачать конспект
Предварительная работа: наблюдение за воздухом во время прогулок, опыты, чтение экологической литературы, дидактические игры, загадывание загадок, беседы о воздухе.
Методы и приёмы: сюрпризный момент – коробочка, опыты, эксперименты, физкультурная минутка, работа с карточками, игры на музыкальных инструментах, художественное слово.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я принесла вам необыкновенную коробочку.
Хотите узнать, что в ней находится?
Дети: Да (воспитатель открывает)
Воспитатель: Что вы видите в коробочке?
Дети: Ничего
Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы по отгадке догадаетесь, что находится в коробочке.
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем».
Воспитатель: Как вы думаете: что это за невидимка?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Так что же находится в этой коробочке?
Дети: воздух.
Воспитатель: А что такое воздух?
Дети: Это то, чем мы дышим.
Воспитатель: Посмотрите, что я вам еще принесла?
Дети: глобус.
Воспитатель: Давайте рассмотрим его.
Почему на нём так много голубой краски?
Дети: голубой цвет – это вода.
Воспитатель: Как много воды на нашей планете. Всё это моря, океаны.
Кто живёт в океане?
Дети: рыбы, дельфины, акулы.
Воспитатель: А где мы живём?
Дети: на Земле.
Воспитатель: Я хочу раскрыть вам одну тайну.
Мы с вами тоже живём в огромном океане. Он без берегов и воды. Это океан воздуха. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было воздушного океана, то не было бы и жизни на земле. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы сможем без него прожить?
Дети: Нет
Воспитатель: Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. Что вы чувствуете?
Дети: Дышать трудно, без воздуха можно задохнуться.
Вывод: Без воздуха можно задохнуться, он необходим.
Воспитатель: А кому еще нужен воздух?
Дети: Птицам, животным, насекомым.
Воспитатель: А кому воздух не нужен?
Дети: Камням, песку, глине, радуге, облакам.
Воспитатель: Давайте пройдем в нашу лабораторию и сделаем соответствующие отметки на карточках. Красным карандашом отметьте объекты живой природы, а синим – неживой.
(На карточках по три объекта живой и неживой природы. Дети работают индивидуально, анализирую правильность — неправильность
выполненной работы).
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем.
Физминутка.
Дует ветер с высоты,
Гнуться травы и кусты (руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс — наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки на обеих ногах)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора. (дети садятся за столы)
Воспитатель: Воздух – невидимка, волшебник. Почему мы его так называем?
Дети: Он прозрачный, через него все видно.
Воспитатель: А что еще есть в нашей комнате прозрачное?
Дети: Стекло.
Воспитатель: А что еще может быть прозрачным?
Дети: Вода.
Воспитатель: Мы с вами можем сделать вывод: воздух бесцветный, невидимый.
А сейчас я предлагаю вам провести ряд опытов, с помощью которых мы можем увидеть, услышать и почувствовать воздух.
Опыт№1 «Водолазы»
На дно стакана изнутри прикреплена сухая бумажная салфетка. Дети осторожно погружают стакан вверх дном в ванночку с водой. Затем поднимают стакан и сухой рукой достают салфетку.
Воспитатель: Почему салфетка осталась сухой?
Дети: в стакане был воздух, он и не пустил в него воду.
В ванночку с водой, дети ставят стакан дном вверх.
Воспитатель: Почему нет воды в стакане?
Дети: Воду не пропускает воздух.
Воспитатель: Хотя воздух прозрачный, но его можно увидеть.
Отодвиньте стакан. Что вы видите?
Дети: Пузырьки.
Вывод: это выходит воздух, образуя пузырьки.
Воспитатель: А вы бы хотели поиграть с воздухом?
Дети: Да.
Опыт № 2 Игра: «Поймаем воздух».
Дети берут в руки полиэтиленовые пакеты, встряхивают их, давая воздуху наполнить пакет, и закручивают его.
Воспитатель: Почему пакет раздулся?
Дети: пакет наполнен воздухом, но мы его не видим.
Воспитатель: Воздух, какой?
Дети: прозрачный, невидимый, бесцветный.
Опыт № 3
На столах у каждого есть стаканчик и трубочка для коктейля. При помощи этих предметов мы увидим воздух. Опустите трубочку в воду. Дуйте через трубочку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Что с ними происходит?
Дети: Они поднимаются вверх.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что они легкие.
Воспитатель: Это пузырьки воздуха. А теперь дуйте сильнее. Что происходит?
Дети: Буря.
Воспитатель: Мы увидели воздух, а теперь почувствуем его. Возьмите салфетку и помашите перед собой. Что вы чувствуете?
Дети: Дует ветерок.
Воспитатель: Ребята, а что это за ветерок?
Дети: Это воздух движется.
Опыт № 4
Воспитатель: Скажите, а у воздуха есть запах?
Дети: Нет
Воспитатель: Сейчас мы это с вами проверим. Возьмите корку апельсина и помните ее. Что вы чувствуете?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Как вы думаете, это пахнет воздух, или апельсиновая корка издает такой аромат?
Дети: Этот запах идет от корки.
Игра «Угадай по запаху».
Детям предлагается с закрытыми глазами угадать запах чеснока, колбасы, лимона, семян укропа.
Воспитатель: Что вы почувствовали? Какие запахи? (ответы детей).
Воспитатель: Вы чувствовали запах того вещества, которое я вам предлагала понюхать.
Вывод: воздух присваивает запах того вещества или продукта, который находится в помещении.
Воспитатель: А имеет ли свой запах воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как передается запах?
Дети: По воздуху.
Опыт № 5
Воспитатель предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах.
Воспитатель: Что мы слышим?
Дети: Звук.
Воспитатель: Что нам принесло звук?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Услышали мы с вами воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте ещё раз поиграем на музыкальных инструментах.
Давайте сделаем вывод наших опытов:
Воздух – это газ. Он какой?
Дети: Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Воспитатель: Вот наши открытия.
Воспитатель: Ребята, а всегда ли воздух нам друг? Где вы можете встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, в парке, на море, в горах.
Воспитатель: А что значит чистый воздух?
Дети: Это когда дышится легко.
Воспитатель: А грязный воздух может быть?
Дети: Да. На улице, где много машин; рядом с заводом, где из трубы валит дым, где много мусора.
Воспитатель: А что значит грязный воздух?
Дети: Это когда дышать трудно и вредно.
Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы должны сделать, чтобы воздух был чистым?
Дети: Не загрязнять его.
Дети читают стихотворение:
1. Ну, а теперь о самом важном.
Взглянуть на нашу землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днем.
А воздух! Сколько грязи в нем!
2. Когда — то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной.
Погибнуть может все живое,
Земля, что сделали с тобою?
3. Нас много, ребята!
Везде, где живем,
Деревья посадим, сады разведем.
Воспитатель: После занятия мы с вами сделаем коллаж: посадим деревья, цветы, чтобы воздух стал чище.
Итог:
Воспитатель: С каким «океаном» мы сегодня с вами познакомились?
Дети: Воздушным.
Воспитатель: А что вам особенно понравилось на занятии?
Если вам всё понравилось, возьмите на память солнышко, а если не понравилось – тучку. Дети берут награды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования во второй младшей группе
Конспект экологического занятия с элементамиэкспериментирования во второймладшей группе...
Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы. Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья» (Возраст: 3-4 года)
Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы.Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья»(Возраст: 3-4 года)...
Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для средней группы.
Расширяем представление детей о воде и воздухе....
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ по профилактике нарушений осанки и плоскостопия в старшей группе
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольн...
Конспект НОД познавательного занятия с элементами экспериментирования. Тема: "Волшебная капелька воды" Подготовительная группа
НОД с элементами экспериментирования...
Конспект игрового интегрированного занятия с элементами основных движений в подготовительной к школе группе «Проделки Водяного»
Цель занятия: закрепление с детьми полученных знаний, с помощью игр развивающей направленности.Задачи.Обучающая: - закреплять умение выполнять основные виды движений (ходьба приставным шагом, рав...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре сюжетно-игрового занятия с элементами экспериментирования (с листом бумаги) в средней группе «Путешествие в страну фантазий»
формирование двигательных умений и навыков при совместном выполнении занимательных физических упражнений путем экспериментирования с листом бумаги....