Технологическая карта НОД «Байкал любим и знаем. Его тайны открываем».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Способствовать развитию познавательного интереса детей через детское экспериментирование. Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста о природе родного края. Формировать представления детей о происхождении озера Байкал, свойствах воды. Активизировать коммуникативные умения и навыки детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bondareva_t.n.tehnologicheskaya_karta.docx | 65.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности «Байкал любим и знаем. Его тайны открываем».
(для детей старшего дошкольного возраста), проведенного 22.02.2024 г.
Бондарева Татьяна Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Предмет (направление): | Образовательная область «Познавательное развитие». |
Группа: | Старшая группа (дети 5-6 лет). |
Тип занятия: | Занятие - эксперимент. Познавательно-практическое. |
Тема занятия: | «Байкал любим и знаем. Его тайны открываем». |
Место занятия в разделе темы (про-граммы) учебного курса, раздела про-грамм внеурочной деятельности, дополнительного образования: | Разделы: «Познавательно-исследовательская деятельность», «Ознакомление с окружающим природным миром». |
Межпредметные понятия и связи: | «Познавательное развитие», в интеграции образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Физическое развитие». |
Целевая установка | Способствовать развитию познавательного интереса детей через детское экспериментирование. Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста о природе родного края. Формировать представления детей о происхождении озера Байкал, свойствах воды. Активизировать коммуникативные умения и навыки детей. |
Задачи | Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные). | 1. Личностные: дети имеют мотивацию к деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность. 2. Метапредметные:
3. Предметные: у детей сформированы знания о природных явлениях, бережном отношении к природе. |
Используемые технологии: | Технология обучения детей исследовательской деятельности (А.И. Савенков). Игровая технология обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова). |
Формы обучения: | Коллективная (совместная деятельность педагога с детьми, совместная деятельность детей друг с другом), индивидуальная. |
Методы работы: |
|
Методы и формы контроля, оценки результатов: | Наблюдения, беседа, моделирование, анализ. |
Оборудование, дидактические средства и электронно-образовательные ресурсы: |
|
Предварительная работа: |
|
Содержание НОД
Этапы деятельности | Содержание взаимодействия воспитателя с детьми (действия воспитателя) | Содержание деятельности детей (действия детей) | Формирование предпосылок УУД |
I этап. Мотивационно- побудительный | Воспитатель: Дети стоят в кругу Доброе утро, я вам говорю, Доброе утро, я всех вас люблю. Желаю вам хорошо заниматься, Смелыми быть и добра набираться. Проводится игра – приветствие: «Скажи другу комплимент» | Дети здороваются и выполняют ритуал приветствия. | Личностные: Дети проявляют мотивацию к деятельности. Познавательные: Понимают смысл услышанного. Коммуникативные: Позитивно относятся к процессу сотрудничества. |
II этап. Организационный | Воспитатель: На почту детского сада пришла посылка для детей группы «Почемучки». Рассматривание содержания посылки. В посылке кедровая шишка, конверт и маленькие блокноты по количеству детей. Письмо: Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я давно живу на берегу озера Байкал. Мне очень хочется узнать, как появилось озеро. Мне много рассказывали разных легенд. Очень прошу Вас помочь мне. С уважением Сибирячок. Воспитатель: -Ребята, поможем Сибирячку? -А вы бы хотели узнать о тайнах озера Байкал? -Тогда предлагаю отправиться в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? -Лаборатория –это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А как вы думаете для чего проводят учёные опыты? -Как вы думаете Сибирячок будет рад, если мы отправим ему видеозапись с нашими исследованиями? Приглашаю вас в лабораторию. Эксперименты, задачи, опыты- Всё это ждёт вас в лаборатории. Творите, исследуйте, не стойте на месте, Ведь в этом мире много интересного. | Дети слушают воспитателя. Отвечают на поставленные вопросы. Дети слушают воспитателя. Отвечают на поставленные вопросы. | Личностные: Оценивают происходящее, исходя из услышанного. Регулятивные: Планируют свою предстоящую деятельность. Познавательные: Извлекают информацию из речи воспитателя, Коммуникативные: Слушают и отвечают на поставленные вопросы. |
III этап. Деятельностный | Опытно-экспериментальная часть Воспитатель: Кто шагает дружно в ряд? Это Почемучек отряд! Почему шагаем дружно? В лабораторию нам нужно. Слайд 1 Алгоритм поведения в лаборатории Прежде чем мы начнем проводить опыты вспомним правила поведения в лаборатории. Выставляется алгоритм «Правила знай и их выполняй» Дети проходят в лабораторию, одевают халаты, рассаживаются на свои места. Слайд 2 На экране изображение глубокой впадины – кратер Воспитатель: (загадывает загадку) Я плююсь огнём и лавой, - Мы оказались с вами у кратера. Учёные предполагают, что произошло озеро много лет тому назад, мощный источник глубинной энергии-вулкан. Вулкан вырвался наружу (извержение вулкана) и образовалась впадина, т.е. большое углубление. Опыт № 1 Слайд 3 - Предлагаю вам провести опыт. У вас на столе тарелочки с влажной крупой (почва), с помощью палочек вы сможете сделать кратер и увидеть, как образовалась впадина. На экране мультимедийного проектора схема к опыту№1 -Что произошло, когда вы дотронулись до верхушки горки? Что получилось? Опыт №2 «Вода – жидкость» Слайд 4 -Кратер постепенно наполнялся дождевой и грунтовой водой - образовалось озеро Байкал. Воспитатель предлагает детям рассмотреть макет Кратер вулкана, наполненный водой. - Что вы видите? Что такое вода?
На экране мультимедийного проектора схема к опыту № 2 На столах стаканы с водой. Воспитатель предлагает перелить воду из одного стакана в другой. -Что происходит с водой? -Правильно, она льется. Мы можем тонкой струйкой лить воду не прерываясь. Значит вода какая? Вывод: вода- это жидкость. Опыт №3 «Имеет ли форму вода?» Слайд 5 На экране мультимедийного проектора алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы. Воспитатель: -Вода имеет форму? Как это можно узнать? Воспитатель предлагает налить воду в разные колбы: треугольную, круглую и цилиндрический стакан. -Что произошло? Вывод: вода не имеет формы, а приобретает ту форму, в которую её поместили. Опыт №4 «Прозрачность воды» Слайд 6 На экране мультимедийного проектора схема к опыту№ 4 Воспитатель: - Ребята, как мы можем определить насколько прозрачна вода? Можно поместить в стакан с водой камушек или монетку. -Как вы думаете, почему в стакане с водой виден камушек? Вывод: Вода прозрачная, бесцветная. Физминутка Предлагаю немного отдохнуть, а затем мы продолжим наши исследования. «Очень всем нужна вода» Очень всем нужна вода, Делай раз и делай два. (повороты влево и вправо) Звери из ручья попили, Влево, вправо поклонились, Вместе на носочки встали, Тучку лапками достали. Дождик вдруг полил с утра, Заниматься нам пора. -Продолжим изучения воды? Опыт №5 «Вода не имеет вкуса» Слайд 7 -Как вы думаете вода имеет вкус? -Нам предстоит узнать имеет ли вода вкус. Как это можно определить? На экране мультимедийного проектора появляется алгоритм к опыту№ 5 -Правильно, попробовать на вкус. Вывод: Мы узнали, что своего вкуса у воды нет. Такую воду называют пресной. В Байкале вода пресная. Байкальская вода уникальная и удивительная, как и сам Байкал. Воспитатель предлагает детям в воде размешать сахар в первом стакане, соль – во втором. -Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? - Правильно, они растворились в воде. После растворения веществ предлагает попробовать снова воду на вкус. - Что изменилось? Вывод: вода приобрела вкус веществ, которые мы растворили в ней. Опыт №6 «Очистка воды» Слайд 8 Воспитатель: -На берегу озера Байкал расположен завод по изготовлению бумаги. В настоящее время завод не работает - его закрыли т.к. отходы, поступающие в озеро, очень загрязняли воду, начали гибнуть рыбы, животные, погибать растения. Директор завода сообщил, что фильтры для очистки воды пришли в негодность, сломались. А вы знаете, что такое фильтры и для чего они нужны? Посмотрите, какая вода стала в Байкале. Фильтры – это очистительные устройства. Чтобы вода была чистой на заводе необходимо заменить сломанные фильтры. На экране появляются схема к опыту №6 - Может нам удастся помочь. Давайте представим, что мы исследователи по очистке воды. Внимательно посмотрите, что лежит у вас на столах? Вам нужно очистить грязную воду используя имеющиеся у вас фильтры. Вывод: Грязная вода, проходя через фильтр очищается. Воспитатель предлагает вспомнить свойства воды, установленные в ходе опытов. Воспитатель: Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете почему? -Для чего нам нужна вода? Воспитатель: Ребята, почему в Байкале кристально чистая вода? Слайд 9 Воспитатель: Огромное множество рачков эпишура очищают воду Байкала, они выполняют своеобразную роль биологического фильтра, проходящая через них вода становится чистой. Вывод: Байкал - самое глубокое озеро в мире. Это уникальный уголок природы, где живёт много организмов, которых больше на Земле нигде нет (эндемики). | Дети проходят в лабораторию, одевают халаты, рассаживаются на свои места. Называют правила при проведении опытов. Смотрят презентацию на экране мультимедийного проектора. Слушают информацию воспитателя, выполняют задание по схеме, отвечают на поставленные вопросы. В дневниках «Юного исследователя» дети выполняют графические записи. Смотрят презентацию на экране мультимедийного проектора. Выполняют инструкцию воспитателя. Смотрят презентацию на экране мультимедийного проектора. Знаками–символами дети в дневниках делают записи отвечают на поставленные вопросы. Высказывают свои умозаключения, участвуют в эксперименте, отвечают на поставленные вопросы. Дети выполняют творческую работу, соблюдая технику безопасности, отвечают на вопросы. Выполняют физическую разминку согласно тексту. Дети слушают воспитателя, участвуют в эксперименте, пробуют воду на вкус, делают умозаключение, отвечают на поставленные вопросы Смотрят презентацию на экране мультимедийного проектора. Дети слушают воспитателя, участвуют в эксперименте, соблюдая технику безопасности. Дети зарисовывают в дневниках схему опыта. На столе дети выбирают нужные карточки, и выкладывают их под словом «вода». Дети по карточкам называют свойства воды. Смотрят презентацию «Эндемики Байкала» на экране мультимедийного проектора. | Личностные: Ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях. Умеют оценивать свои поступки. Соотносят свои действия с предложенными заданиями Регулятиные: Осуществляют действия по определенному правилу. Контролируют свои действия в соответствии со временем. Доводят начатое дело до конца. Реализуют учебную задачу. Работают по коллективно составленному плану. Проявляют волевые усилия. Познавательные: Предлагают пути возможного решения, сравнивают, группируют предметы, объекты по нескольким основаниям. Анализируют объект с целью выделения признаков. Умеют построить логическую цепочку рассуждений. Находят и выделяют информацию. зарисовывают в дневники. Коммуникативные: Слушают и предлагают пути возможного решения. Оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог и обсуждение. Общаются в группе. Выполняют задания. |
IV этап. Рефлексивный | Рефлексия Воспитатель: Молодцы! Сегодня, ребята, вы были настоящими учёными, хорошо потрудились, выполнили с вами непростую и очень интересную работу. -Предлагаю отправить Сибирячку видеозапись нашего исследования. - Нужно ли беречь Байкал и для чего? -Что интересного вы узнали? Если вам наше исследование понравилось и было интересно возьмите солнышко. Если были затруднения и какие – то задания не понравились или были не интересны -тучку. Если вы не можете сделать выбор возьмите солнышко и тучку. Выбор детей А я хочу поблагодарить вас за творчество, смекалку, умения думать, договариваться в совместной работе. До новых встреч, друзья! | Ответы детей. Рассуждают. Делают выводы. Ребята высказывают свои мысли о проведённом занятии и своей работе. Формулируют конечный результат своей работы на занятии. | Личностные: Умеют оценивать свои действия и действия сверстников. Регулятивные: Адекватно принимают оценку своего результата. Предвосхищают результат своих действий, делают выбор деятельности. Познавательные: Предоставляют и преобразовывают информацию. Включаются в постановку вопроса. Коммуникативные: Участвуют в коллективном обсуждении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».
Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...
Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1. Организация деятельности детей п...
Технологическая карта оздоровительного игрового занятия в подготовительной группе "Тайна весёлых человечков"
Двигательная деятельность оздоровительная игровая .Занятие проходит в виде квеста....
Технологическая карта ОД "Люби и знай родной свой край"
Закрепить знания детей о б особенностях Республики Бурятия...
Технологическая карта ООД "Открываем супермаркет" (познание)
Цель образовательной деятельности по финансовой грамотности познакомить детей старшего возраста с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов. В ходе деятельности дети приобретают понимание,...
Технологическая карта «Театр открывается - сказка начинается»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИТема: «Театр открывается - сказка начинается»Дошкольный возраст (средняя группа)Игровое взаимодействие...
Технологическая карта НОД по познавательному развитию "Знаем, помним, не забудем!"
Расширение представлений детей о событиях Великой Отечественной войны через обращение к героическому прошлому нашей страны.Продолжать знакомить дошкольников с историческими фактами военных лет. Активи...