Технологическая карта НОД «Байкал любим и знаем. Его тайны открываем».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Бондарева Татьяна Николаевна

Способствовать развитию познавательного интереса детей через детское экспериментирование. Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста о природе родного края. Формировать представления детей о происхождении озера Байкал, свойствах воды. Активизировать коммуникативные умения и навыки детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bondareva_t.n.tehnologicheskaya_karta.docx65.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности «Байкал любим и знаем. Его тайны открываем».

(для детей старшего дошкольного возраста), проведенного 22.02.2024 г.

Бондарева Татьяна Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории.

Предмет (направление):

Образовательная область «Познавательное развитие».

Группа:

Старшая группа (дети 5-6 лет).

Тип занятия:

Занятие - эксперимент. Познавательно-практическое.

Тема занятия:

«Байкал любим и знаем. Его тайны открываем».

Место занятия в разделе темы (про-граммы) учебного курса, раздела про-грамм внеурочной деятельности, дополнительного образования:

Разделы: «Познавательно-исследовательская деятельность», «Ознакомление с окружающим природным миром».

Межпредметные понятия и связи:

«Познавательное развитие», в интеграции образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Физическое развитие».

Целевая установка

Способствовать развитию познавательного интереса детей через детское экспериментирование. Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста о природе родного края. Формировать представления детей о происхождении озера Байкал, свойствах воды. Активизировать коммуникативные умения и навыки детей.

Задачи

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление детей о происхождении озера Байкал.
  • Расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы.
  • Вызвать устойчивый интерес к познанию её законов и явлений, познакомить с природными явлениями- вулкан, свойствами воды.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе опытно- экспериментальной деятельности.
  • Развивать личностные качества: любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края интереса к познанию её законов и явлений.
  • Поощрять навыки сотрудничества и доброжелательное отношение детей в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные).

1. Личностные: дети имеют мотивацию к деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность.

2. Метапредметные:

  • познавательные: способны воспринимать и анализировать информацию;
  • регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию, контролируют и оценивают свои действия;
  • коммуникативные: умеют взаимодействовать друг с другом, участвовать в коллективном обсуждении.

3. Предметные: у детей сформированы знания о природных явлениях, бережном отношении к природе.

Используемые технологии:

Технология обучения детей исследовательской деятельности (А.И. Савенков).

Игровая технология обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова).

Формы обучения:

Коллективная (совместная деятельность педагога с детьми, совместная деятельность детей друг с другом), индивидуальная.

Методы работы:

  • Мотивационные (сюрпризные моменты, загадки); словесные (репродуктивные и проблемные вопросы, беседа, объяснение, педагогическая оценка).
  • Наглядные (показ, демонстрация слайдов презентации); метод практической деятельности; опыты.
  • Личностно-ориентированные (индивидуальная работа, поощрение, помощь).

Методы и формы контроля, оценки результатов:

Наблюдения, беседа, моделирование, анализ.

Оборудование, дидактические средства и электронно-образовательные ресурсы:

  • Оборудование ИКТ (экран, проектор).
  • Материалы раздаточные: палочки, тарелочки с крупой, клеёнки, стаканы с водой, монетки, камушки, соль и сахар, воронка, ложки, фильтры, дневники «Юного исследователя».
  • Демонстрационные: посылка с шишкой и письмо, презентация, макет «Кратер Байкала», колбы разной формы, карточки с изображением свойств воды.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о природе родного края.
  • -Чтение художественной литературы (стихи, сказки, журнал «Сибирячок»).
  • Знакомство с круговоротом воды в природе.
  • Просмотр презентаций: «Подводные обитатели озера Байкал», «Где живут вулканы», «Путешествие по озеру Байкал».

Содержание НОД

Этапы

деятельности

Содержание взаимодействия воспитателя с детьми

(действия воспитателя)

Содержание деятельности детей

(действия детей)

Формирование предпосылок УУД

I этап.

Мотивационно-

побудительный

Воспитатель: Дети стоят в кругу

Доброе утро, я вам говорю,

Доброе утро, я всех вас люблю.

Желаю вам хорошо заниматься,

Смелыми быть и добра набираться.

Проводится игра – приветствие: «Скажи другу комплимент»

Дети здороваются и

выполняют ритуал приветствия.

Личностные:

Дети проявляют мотивацию к деятельности.

Познавательные:

Понимают смысл услышанного.

Коммуникативные:

Позитивно относятся к процессу сотрудничества.

II этап.

Организационный

Воспитатель: На почту детского сада пришла посылка для детей группы «Почемучки».

Рассматривание содержания посылки. В посылке кедровая шишка, конверт и маленькие блокноты по количеству детей.

Письмо: Здравствуйте, мои маленькие друзья!

Я давно живу на берегу озера Байкал. Мне очень хочется узнать, как появилось озеро. Мне много рассказывали разных легенд. Очень прошу Вас помочь мне.photo.jpg

С уважением Сибирячок.

Воспитатель:

-Ребята, поможем Сибирячку?

-А вы бы хотели узнать о тайнах озера Байкал?

-Тогда предлагаю отправиться в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?

-Лаборатория –это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А как вы думаете для чего проводят учёные опыты?

-Как вы думаете Сибирячок будет рад, если мы отправим ему видеозапись с нашими исследованиями?

Приглашаю вас в лабораторию.

Эксперименты, задачи, опыты-

Всё это ждёт вас в лаборатории.

Творите, исследуйте, не стойте на месте,

Ведь в этом мире много интересного.

Дети слушают воспитателя. Отвечают на поставленные вопросы.

Дети слушают воспитателя. Отвечают на поставленные вопросы.

Личностные:

Оценивают происходящее, исходя из услышанного.

Регулятивные:

Планируют свою предстоящую деятельность.

Познавательные:

Извлекают информацию из речи воспитателя,

Коммуникативные: Слушают и отвечают на поставленные вопросы.

III этап.

Деятельностный

Опытно-экспериментальная часть

Воспитатель:

Кто шагает дружно в ряд?

Это Почемучек отряд!

Почему шагаем дружно?

В лабораторию нам нужно.

Слайд 1 Алгоритм поведения в лаборатории

Прежде чем мы начнем проводить опыты вспомним правила поведения в лаборатории.

Выставляется алгоритм «Правила знай и их выполняй»

Дети проходят в лабораторию, одевают халаты, рассаживаются на свои места.

Слайд 2 На экране изображение глубокой впадины – кратер

Воспитатель: (загадывает загадку)

Я плююсь огнём и лавой,
Я — опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня…(
Вулкан)

- Мы оказались с вами у кратера. Учёные предполагают, что произошло озеро много лет тому назад, мощный источник глубинной энергии-вулкан.

Вулкан вырвался наружу (извержение вулкана) и образовалась впадина, т.е. большое углубление.

Опыт № 1

Слайд 3

- Предлагаю вам провести опыт. У вас на столе тарелочки с влажной крупой (почва), с помощью палочек вы сможете сделать кратер и увидеть, как образовалась впадина.

На экране мультимедийного проектора схема к опыту№1

-Что произошло, когда вы дотронулись до верхушки горки? Что получилось?

Опыт №2 «Вода – жидкость»

Слайд 4

-Кратер постепенно наполнялся дождевой и грунтовой водой - образовалось озеро Байкал.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть макет Кратер вулкана, наполненный водой.

- Что вы видите? Что такое вода?

 

На экране мультимедийного проектора схема к опыту № 2

На столах стаканы с водой. Воспитатель предлагает перелить воду из одного стакана в другой.

-Что происходит с водой?

-Правильно, она льется. Мы можем тонкой струйкой лить воду не прерываясь. Значит вода какая?

Вывод: вода- это жидкость.

Опыт №3 «Имеет ли форму вода?»

Слайд 5

На экране мультимедийного проектора алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы.

Воспитатель:

-Вода имеет форму? Как это можно узнать?

Воспитатель предлагает налить воду в разные колбы: треугольную, круглую и цилиндрический стакан.

-Что произошло?

Вывод: вода не имеет формы, а приобретает ту форму, в которую её поместили.

Опыт №4 «Прозрачность воды»

Слайд 6

На экране мультимедийного проектора схема к опыту№ 4

Воспитатель:

- Ребята, как мы можем определить насколько прозрачна вода?

 Можно поместить в стакан с водой камушек или монетку.

-Как вы думаете, почему в стакане с водой виден камушек?

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная.

Физминутка

Предлагаю немного отдохнуть, а затем мы продолжим наши исследования.

«Очень всем нужна вода»

Очень всем нужна вода,

Делай раз и делай два. (повороты влево и вправо)

Звери из ручья попили,

Влево, вправо поклонились,

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дождик вдруг полил с утра,

Заниматься нам пора.

-Продолжим изучения воды?

Опыт №5 «Вода не имеет вкуса»

Слайд 7

-Как вы думаете вода имеет вкус?

-Нам предстоит узнать имеет ли вода вкус. Как это можно определить?

На экране мультимедийного проектора появляется алгоритм к опыту№ 5

-Правильно, попробовать на вкус.

Вывод: Мы узнали, что своего вкуса у воды нет. Такую воду называют пресной. В Байкале вода пресная. Байкальская вода уникальная и удивительная, как и сам Байкал.

Воспитатель предлагает детям в воде размешать сахар в первом стакане, соль – во втором.

-Что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

- Правильно, они растворились в воде.

 После растворения веществ предлагает попробовать снова воду на вкус.

- Что изменилось?

Вывод: вода приобрела вкус веществ, которые мы растворили в ней.

Опыт №6 «Очистка воды»

Слайд 8

Воспитатель:

-На берегу озера Байкал расположен завод по изготовлению бумаги.  В настоящее время завод не работает - его закрыли т.к. отходы, поступающие в озеро, очень загрязняли воду, начали гибнуть рыбы, животные, погибать растения.   Директор завода сообщил, что фильтры для очистки воды пришли в негодность, сломались.

А вы знаете, что такое фильтры и для чего они нужны?

Посмотрите, какая вода стала в Байкале.

Фильтры – это очистительные устройства.

Чтобы вода была чистой на заводе необходимо заменить сломанные фильтры.

На экране появляются схема к опыту №6

- Может нам удастся помочь. Давайте представим, что мы исследователи по очистке воды. Внимательно посмотрите, что лежит у вас на столах?  

Вам нужно очистить грязную воду используя имеющиеся у вас фильтры.

Вывод: Грязная вода, проходя через фильтр очищается.  

Воспитатель предлагает вспомнить   свойства воды, установленные в ходе опытов.

Воспитатель: Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете почему?

-Для чего нам нужна вода?

Воспитатель: Ребята, почему в Байкале кристально чистая вода?

Слайд 9

Воспитатель: Огромное множество рачков эпишура очищают воду Байкала, они выполняют своеобразную роль биологического фильтра, проходящая через них вода становится чистой.

Вывод: Байкал -  самое глубокое озеро в мире. Это уникальный уголок природы, где живёт много организмов, которых больше на Земле нигде нет (эндемики).

Дети проходят в лабораторию, одевают халаты, рассаживаются на свои места.

Называют правила при проведении опытов.

Смотрят презентацию на экране мультимедийного проектора.

Слушают информацию воспитателя,

выполняют задание по схеме, отвечают на поставленные вопросы.

В дневниках «Юного исследователя» дети выполняют графические записи.

Смотрят презентацию на экране мультимедийного проектора.

Выполняют инструкцию воспитателя.

Смотрят презентацию на экране мультимедийного проектора.

Знаками–символами дети в дневниках делают записи отвечают на поставленные вопросы.

Высказывают свои умозаключения, участвуют в эксперименте, отвечают на поставленные вопросы.

Дети выполняют творческую работу, соблюдая технику безопасности, отвечают на вопросы.

Выполняют физическую разминку согласно тексту.

Дети слушают воспитателя, участвуют в эксперименте, пробуют воду на вкус, делают умозаключение, отвечают на поставленные вопросы

Смотрят презентацию на экране мультимедийного проектора.

Дети слушают воспитателя, участвуют в эксперименте, соблюдая технику безопасности.

Дети зарисовывают в дневниках схему опыта.

На столе дети выбирают нужные карточки, и выкладывают их под словом «вода». Дети по карточкам называют свойства воды.

Смотрят презентацию «Эндемики Байкала» на экране мультимедийного проектора.

Личностные:

Ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях.

Умеют оценивать свои поступки.

Соотносят свои действия с предложенными заданиями

Регулятиные:

Осуществляют действия по определенному правилу.

Контролируют свои действия в соответствии со временем.

Доводят начатое дело до конца.

Реализуют учебную задачу.

Работают по коллективно составленному плану.

Проявляют волевые усилия.

Познавательные:

Предлагают пути возможного решения, сравнивают, группируют предметы, объекты по нескольким основаниям.

Анализируют объект с целью выделения признаков.

Умеют построить логическую цепочку рассуждений.

Находят и выделяют информацию. зарисовывают в дневники.

Коммуникативные:

Слушают и предлагают пути возможного решения.

Оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог и обсуждение.

Общаются в группе.

Выполняют задания.

IV этап.

Рефлексивный

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы! Сегодня, ребята, вы были настоящими учёными, хорошо потрудились, выполнили с вами непростую и очень интересную работу.

-Предлагаю отправить Сибирячку видеозапись нашего исследования.

- Нужно ли беречь Байкал и для чего?

-Что интересного вы узнали?

Если вам наше исследование понравилось и было интересно возьмите солнышко.

Если были затруднения и какие – то задания не понравились или были не интересны -тучку.

Если вы не можете сделать выбор возьмите солнышко и тучку.9cfc2da4-fa14-4329-b267-93fb52cf770f.jpgkisspng-clip-art-cloud-portable-network-graphics-cartoon-v-5ca9d1af6fe641.1902608915546331354584.jpg

Выбор детей

А я хочу поблагодарить вас за творчество, смекалку, умения думать, договариваться в совместной работе. До новых встреч, друзья!

Ответы детей.  Рассуждают. Делают выводы.

Ребята высказывают свои мысли о проведённом занятии и своей работе.

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Личностные:

Умеют оценивать свои действия и действия сверстников.

Регулятивные:

Адекватно принимают оценку своего результата.

Предвосхищают результат своих действий, делают выбор деятельности.

Познавательные:

Предоставляют и преобразовывают информацию.

Включаются в постановку вопроса.

Коммуникативные:

Участвуют в коллективном обсуждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».

Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...

Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1.      Организация деятельности детей п...

Технологическая карта оздоровительного игрового занятия в подготовительной группе "Тайна весёлых человечков"

Двигательная деятельность оздоровительная игровая .Занятие проходит в виде квеста....

Технологическая карта ОД "Люби и знай родной свой край"

Закрепить знания детей о б особенностях Республики Бурятия...

Технологическая карта ООД "Открываем супермаркет" (познание)

Цель образовательной деятельности по финансовой грамотности познакомить детей старшего возраста с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов. В ходе деятельности дети приобретают понимание,...

Технологическая карта «Театр открывается - сказка начинается»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИТема: «Театр открывается - сказка начинается»Дошкольный возраст (средняя группа)Игровое взаимодействие...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию "Знаем, помним, не забудем!"

Расширение представлений детей о событиях Великой Отечественной войны через обращение к героическому прошлому нашей страны.Продолжать знакомить дошкольников с историческими фактами военных лет. Активи...