Проект "Мы маленькие исследователи-почемучки"
проект по окружающему миру
Главное - научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_issledovateli.docx | 97.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение
детский сад «Золушка»
Проект по экологическому воспитанию
«Маленькие исследователи - почемучки»
(старшая группа)
Разработали воспитатели:
Умарова И. И.
Остапкевич О.Ф.
Когалым 2023г.
Экологический проект «Маленькие исследователи-почемучки»
Актуальность проекта:
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личности мы, взрослые обязаны научить наших будущих «учёных», «инженеров», «агрономов», «планетологов» элементарным анализу и синтезу, умению сравнивать и классифицировать, доводить начатое дело до конца. А главное - научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора.
Поэтому формирование осознанного выполнения правил поведения в природе на основе сформированных навыков поисковой деятельности приобретает особую значимость.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Цель проекта: Формирование знания о естественной природе, о ее преобразованиях, развитие познавательного интерес у детей в процессе экспериментирования.
Задачи проекта:
Для работы с детьми
1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
*Наблюдения за объектами неживой природы;
*Беседы о свойствах и значимости воздуха, песка, глине, камней, почвы, воды, в жизни человека и живой природы в целом;
*Простейшие опыты с объектами неживой природы;
2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.
3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4.Формировать коммуникативные навыки.
Для работы с родителями
1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2.Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
4.Помогать детям добывать знания.
5.Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.
Принципы реализации проекта:
- принцип научности (применение только научно обоснованных форм и методов работы, учитывающих возрастные, психофизиологические особенности детей);
- принцип позитивизма (воспитание и обучение детей на положительных примерах для создания мотивации определенного типа поведения);
- принцип проблемности (создание проблемных ситуаций, в решении которых вовлекается ребенок: элементарная поисковая деятельность, экспериментирование, активное наблюдение);
- принцип системности (во взаимодействии специалистов ДОУ, с родителями, с различными учреждениями);
- принцип наглядности (учет наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольника, через наблюдения за объектом и использование наглядного материала);
- принцип гуманистичности (выбор гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированное воспитание);
- принцип последовательности (система последовательного развертывания знаний от простого к более сложному);
- принцип безопасности;
- принцип интеграции (тесное сотрудничество всех педагогов);
Методы проекта:
- практические: опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
- словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы о природе, объяснения,
- наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций о природе, картин, фотографий, рисунков, поделок, др.;
- игровые: дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения;
- практические: опытно –исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей:
- специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
- демонстрационные и раздаточные наглядные материалы
- картины, альбомы, открытки, календари и пр.
- жудожественная и научно-популярная литература
- книги (художественная литература, соответствующая возрасту детей, энциклопедии, обучающие диски (м/ф студии Берг Саунд, «Уроки тетушки Совы»)
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Время реализации проекта: сентябрь 2015г. – май 2016г.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Для детей: Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней, магнита и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение х/л, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Этапы реализации проекта:
I этап –установочный (сентябрь)
-Диагностирование детей, анализ полученных результатов;
-Анкетирование родителей;
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
II этап – подготовительный (сентябрь)
-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории
-Составление плана работы над проектом.
- Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.
- Разработка игр, конспектов НОД с элементами экспериментирования.
III этап – реализация проекта (октябрь – май)
Календарно-тематическое планирование
Месяцы | Тема | № занятия | Тема занятия | Программные задачи |
Октябрь | Воздух. | 1. | Этот удивительный воздух. Свойства воздуха. | Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха |
2. | Поиск воздуха | Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ. | ||
3. | Сжимаемость воздуха. Вес воздуха | Показать, что воздух сжимается и имеет вес | ||
4. | Вдох - выдох | Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. | ||
Ноябрь | Магнетизм. | 5. | Магнит и его свойства. | Развивать познавательные способности детей в процессе ознакомления со свойствами магнита. |
6. | Земля-магнит. Ознакомление с компасом. | Познакомить детей с тем, что Земля- большой магнит; выявить действие магнитных сил Земли. Познакомить с действием компаса. | ||
7. | Рисует магнит или нет | Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков | ||
8. | Как достать скрепку из воды, не замочив рук | Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею | ||
Декабрь | Звук. | 9. | Источник звука и его распространение. | Уточнить понятие «звук», дать понятие о распространении звуковых волн. Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники. |
10. | Звук помогает видеть. | Дать представление о том, как звук «помогает» человеку и животным. | ||
11. | Звуки в воде | Сформировать представление об особенностях передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела). | ||
12. | Как сделать звук громче | Обобщить представление детей о физическом явлении- звуке. | ||
Декабрь | Волшебные превращения. | 13. | Куда делись чернила? | Познакомить детей со свойствами некоторых веществ (акт. Уголь) впитывать молекулы красителя. |
13. | Делаем облака. | Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с круговоротом воды в природе. | ||
. | 14. | Темно-светло | Определять реакцию зрачков на различную степень освещенности. | |
15 | Фильтрование воды | Познакомить со способами очистки воды. | ||
Январь | Свет. Прямолинейность. | 16. | Свет. Прямолинейность его распространения. «Сломанный карандаш». | Сформировать представления о свойствах света. |
17. | Изменение размеров изображения. Преломление света. Исчезающая монетка. | Развивать познавательную активность детей при ознакомлении со световыми явлениями. | ||
18 | Знакомство со светом и тенью | Формирование представлений детей о свойствах света и тени. Познакомить детей со свойствами света и тени. Развивать стремление к поисково- познавательной деятельности. | ||
Февраль | Вода. | 19. | Сила воды. Вода-помощница. | Дать представления о природных явлениях, связанных с водой. Рассмотреть воду как источник энергии. |
20. | Круговорот воды в природе. | Подвести детей к пониманию круговорота воды в природе. | ||
21. | Замораживаем воду | Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода. | ||
Март | Вещества. | 22. | Из чего все сделано? Три состояния вещества. | Сформировать понятие о жидких, твердых, газообразных веществах. На примере воды объяснить, что одно вещество может находиться в трех состояниях. |
23. | Превращение вещества: вода-лед-пар. | Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | ||
24. | Крахмал и его свойства | Познакомить с веществом, которое содержится в еде. | ||
25. | Резина и её свойства. | Познакомить детей со свойствами резины; научить находить резиновые предметы в ближайшем окружении. | ||
Апрель | В мире электричества. | 26. | Электричество. Виды электричества. Молния. | Развивать познавательный интерес в процессе ознакомления с электричеством. |
27. | Электричество- наш помощник или «Волшебное электричество». | Обобщать знания детей об электричестве; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества. | ||
28. | «Ожившие волосы». | Формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве. | ||
29. | Понятие об электрических зарядах | Дать понятие об электростанциях, электрических приборах, правилах пользования. | ||
Май | Песок, глина, камни. | 30. | Какие бывают камни? | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам. |
31. | Полезные ископаемые. Чудесная кладовая нашего края. | Расширять представления о природных богатствах Земли, об их роли в жизни человека; познакомить с минералами нашего края. |
IV этап – обобщающий
-Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.
-Обобщение результатов инновационной деятельности.
-Презентация проекта:
Постановка сказки с элементами экспериментирования.
Представление опыта работы по проекту на педагогическом совете.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы.
2. Николаева С.Н.«Ознакомление дошкольников с неживой природой». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.
5.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
6.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Изд. дом «Карапуз», 2001г.
опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2005, с.89.
7. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013-2014 год.
8. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зёрнышек я дам"
Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Аппликация....
Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"
Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....
Конспект проведения тематического дня во второй младшей группе по теме "Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам..."
Конспект проведения тематического дня во второй младшей группе по теме "Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам..."Актуальность: Большое количество птиц гибнет в зимние холод...
Конспект игры - занятия по сенсорному воспитанию во 2 младшей группе на тему: « Я маленький да удаленький - помогу хоть большому, хоть маленькому»
Данная работа состоит из следующих частей:1. Сюрпризный момент ( дидактическая игра " Кто српятался в коробке")2. Д.И. " Чей голосок ?"3. Д.И. "Подбери клубочки по размеру"4. Пальчиковая гимнастика "У...
Консультация для родителей "МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ - МАЛЕНЬКИЕ БЕДКИ"
МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ - МАЛЕНЬКИЕ БЕДКИ...
"Маленькие детки - маленькие бедки".
Консультация для родителей....
"Исследователи-почемучки"
Проект "Исследователи -почемучки" в средне группе...