Проект "Мы маленькие исследователи-почемучки"
проект по окружающему миру

Умарова Ижайбат Имамудиновна

 Главное - научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_issledovateli.docx97.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение

детский сад «Золушка»

Проект по экологическому воспитанию

«Маленькие исследователи - почемучки»

(старшая группа)

Картинки по запросу проект по экологическому воспитанию исследователи природы

Разработали воспитатели:

Умарова И. И.

Остапкевич О.Ф.

Когалым 2023г.

Экологический проект «Маленькие исследователи-почемучки»

Актуальность проекта:

           Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личности мы, взрослые обязаны научить наших будущих «учёных», «инженеров», «агрономов», «планетологов» элементарным анализу и синтезу, умению сравнивать и классифицировать, доводить начатое дело до конца. А главное - научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора.

           Поэтому формирование осознанного выполнения правил поведения в природе на основе сформированных навыков поисковой деятельности приобретает особую значимость.

 Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. 

Цель проекта: Формирование знания о естественной природе, о ее преобразованиях, развитие познавательного интерес у детей в процессе экспериментирования.

Задачи проекта:

Для работы с детьми

1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:

*Наблюдения за объектами неживой природы;

*Беседы о свойствах и значимости воздуха, песка, глине, камней, почвы, воды, в жизни человека и живой природы в целом;

*Простейшие опыты с объектами неживой природы;

2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.

3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

4.Формировать коммуникативные навыки.

Для работы с родителями

1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

2.Выполнять совместные задания по проекту.

Для педагога

1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.

4.Помогать детям добывать знания.

5.Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.

Принципы реализации проекта:

-  принцип научности (применение только научно обоснованных форм и методов работы, учитывающих возрастные, психофизиологические особенности детей);

-  принцип позитивизма (воспитание и обучение детей на положительных примерах для создания мотивации определенного типа поведения);

-  принцип проблемности (создание проблемных ситуаций, в решении которых вовлекается ребенок: элементарная поисковая деятельность, экспериментирование, активное наблюдение);

-  принцип системности (во взаимодействии специалистов ДОУ, с родителями, с различными учреждениями);

принцип наглядности (учет наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольника, через наблюдения за объектом и использование наглядного материала);

-  принцип гуманистичности (выбор гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированное воспитание);

принцип последовательности (система последовательного развертывания знаний от простого к более сложному);

-  принцип безопасности;

-  принцип интеграции (тесное сотрудничество всех педагогов);

Методы проекта:

- практические: опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.

- словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы о природе, объяснения,  

- наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций о природе, картин, фотографий, рисунков, поделок, др.;

- игровые: дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения;

- практические: опытно –исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.

Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей:

  • специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;

  • совместная деятельность педагога с детьми;

  •  свободная самостоятельная деятельность детей.

  • демонстрационные и раздаточные наглядные материалы

  • картины, альбомы, открытки, календари и пр.

  • жудожественная и научно-популярная литература

  • книги (художественная литература, соответствующая возрасту детей, энциклопедии, обучающие диски (м/ф студии Берг Саунд, «Уроки тетушки Совы»)

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Время реализации проекта: сентябрь 2015г. – май 2016г.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.

Предполагаемый  результат:

Для детей: Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней, магнита  и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе;  развитие   наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление  эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.

Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми:

 Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение х/л, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Этапы реализации проекта:

I этап –установочный (сентябрь)

-Диагностирование детей, анализ полученных результатов;

-Анкетирование родителей;

-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

II этап – подготовительный (сентябрь)

-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме,  основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории

-Составление плана работы над проектом.

- Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.

- Разработка игр, конспектов НОД с элементами экспериментирования.

III этап – реализация проекта (октябрь – май) 

Календарно-тематическое планирование

Месяцы

Тема

№ занятия

Тема занятия

Программные задачи

Октябрь

Воздух.

1.

Этот удивительный воздух. Свойства воздуха.

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

2.

Поиск воздуха

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.

3.

Сжимаемость воздуха.

Вес воздуха

Показать, что воздух сжимается и имеет вес

4.

Вдох - выдох

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Ноябрь

Магнетизм.

5.

Магнит и его свойства.

Развивать познавательные способности детей в процессе ознакомления со свойствами магнита.

6.

Земля-магнит.

Ознакомление с компасом.

Познакомить детей с тем, что Земля- большой магнит; выявить действие магнитных сил Земли. Познакомить с действием компаса.

7.

Рисует магнит или нет

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков

8.

Как достать скрепку из воды, не замочив рук

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

Декабрь

Звук.

9.

Источник звука и его распространение.

Уточнить понятие «звук», дать понятие о распространении звуковых волн. Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники.

10.

Звук помогает видеть.

Дать представление о том, как звук «помогает» человеку и животным.

11.

Звуки в воде

Сформировать представление об особенностях передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

12.

Как сделать звук громче

Обобщить представление детей о физическом явлении- звуке.

Декабрь

Волшебные превращения.

13.

Куда делись чернила?

Познакомить детей со свойствами некоторых веществ (акт. Уголь) впитывать молекулы красителя.

13.

Делаем облака.

Развивать познавательную

активность детей в процессе знакомства с круговоротом воды в природе.

.

14.

Темно-светло

Определять реакцию зрачков на различную степень освещенности.

15

Фильтрование воды

Познакомить со способами очистки воды.

Январь

Свет. Прямолинейность.

16.

Свет. Прямолинейность его распространения. «Сломанный карандаш».

Сформировать представления о свойствах света.

17.

Изменение размеров изображения. Преломление света. Исчезающая монетка.

Развивать познавательную

активность детей при ознакомлении со световыми явлениями.

18

Знакомство со светом и тенью

Формирование представлений детей о свойствах света и тени.

Познакомить детей со свойствами света и тени.

Развивать стремление к поисково- познавательной деятельности.

Февраль

Вода.

19.

Сила воды.

Вода-помощница.

Дать представления о природных явлениях, связанных с водой. Рассмотреть воду как источник энергии.

20.

Круговорот воды в природе.

Подвести детей к пониманию круговорота воды в природе.

21.

Замораживаем воду

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

Март

Вещества.

22.

Из чего все сделано?

Три состояния вещества.

Сформировать понятие о жидких, твердых, газообразных веществах. На примере воды объяснить, что одно вещество может находиться в трех состояниях.

23.

Превращение вещества:

вода-лед-пар.

Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

24.

Крахмал и его свойства

Познакомить с веществом, которое содержится в еде.

25.

Резина и её свойства.

Познакомить детей со свойствами резины; научить находить резиновые предметы в ближайшем окружении.

Апрель

В мире электричества.

26.

Электричество.

Виды электричества.

Молния.

Развивать познавательный

интерес  в процессе ознакомления  с электричеством.

27.

Электричество- наш помощник или «Волшебное электричество».

Обобщать знания детей об электричестве;

познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества.

28.

«Ожившие волосы».

Формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.

29.

Понятие

об электрических зарядах

Дать понятие об электростанциях, электрических приборах, правилах пользования.

Май

Песок, глина, камни.

30.

Какие бывают камни?

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.

31.

Полезные ископаемые. Чудесная кладовая нашего края.

Расширять представления о природных богатствах Земли, об их роли в жизни человека; познакомить с минералами нашего края.

IV этап – обобщающий

-Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.

-Обобщение результатов инновационной деятельности.

-Презентация проекта:

 Постановка сказки с элементами экспериментирования.

Представление опыта работы по проекту на педагогическом совете.

Литература:

1. Программа «От рождения до школы»  под редакцией Н.Вераксы.

2. Николаева С.Н.«Ознакомление дошкольников с неживой природой». Москва «Просвещение» 2005 г.

3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.

4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.

5.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».

6.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Изд. дом «Карапуз», 2001г.

опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2005, с.89.

7. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013-2014 год.

8. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зёрнышек я дам"

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Аппликация....

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

Конспект проведения тематического дня во второй младшей группе по теме "Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам..."

Конспект проведения тематического дня во второй младшей группе по теме "Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам..."Актуальность: Большое количество птиц гибнет в зимние холод...

Конспект игры - занятия по сенсорному воспитанию во 2 младшей группе на тему: « Я маленький да удаленький - помогу хоть большому, хоть маленькому»

Данная работа состоит из следующих частей:1. Сюрпризный момент ( дидактическая игра " Кто српятался в коробке")2. Д.И. " Чей голосок ?"3. Д.И. "Подбери клубочки по размеру"4. Пальчиковая гимнастика "У...

"Маленькие детки - маленькие бедки".

Консультация для родителей....

"Исследователи-почемучки"

Проект "Исследователи -почемучки" в средне группе...