Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)" на тему: "Народы Южного Урала" для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Галяутдинова Татьяна Владимировна

Знакомство детей с народами проживающими на Южном Урале. Знакомство с фольклором чувашского народа, через чувашскую народную сказку "Лиса плясунья". Воспитание этнотолератного самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_narody_yuzhnogo_urala.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по образовательной области

«Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)»

на тему «Народы Южного Урала»

для детей подготовительной к школе группы.

Галяутдинова Т.В.

Воспитатель

Высшая квалификационная категория

Цель: формирование представлений у детей о народе Южного Урала- чуваши.

Познавательные задачи:

Познакомить с элементами народных костюмов разных народов Южного Урала.        

Углублять представление о том, что каждый человек принадлежит к определенной культуре.

Познакомить с фольклором чувашского народа.

Воспитывающие задачи:

Формирование представления о богатстве, разнообразии и красоте культур, проживающих на территории Южного Урала.

Формирование этнического самосознания.

Развивающие задачи:

Формировать умение проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, аппликации.

Развивать речь, логическое и образное мышление.

Словарная работа: монисто, народы, пюртре, кымака, тухья, чуваши, татары, башкиры, удмурты, русские.

Предварительная работа: беседа с детьми о народвх Южного Урала, просмотр видеоролика «Народы России», чтение художественной литературы.

Формы организации коллективной работы:

Подгрупповая: игра-драматизация по мотивам сказки «Лиса-плясунья»

Групповая: аппликация «Монисто»

Методы и приемы работы: наглядный, игровой (игра-драматизация), практическая деятельность детей (аппликация), беседа с детьми.

Оборудование: ноутбук (медиа) Видео презентация, куклы бабибо (лиса, дед, бабка), фольга, монисто (шаблон для аппликации), тухья.

Ход занятия:

Организационный момент (5 минут)

Дети входят в зал – слайд 1.

Игра – приветствие «Эстафета дружбы».

-Вот вам моя рука, назовите свое имя и положите свою ладошку на мою ладонь. Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше... и наконец, снова возвращается ко мне. Вот мы с вами и подружились!

Здравствуйте, дети! А вы умеете здороваться на каком-нибудь еще языке? На каком языке вы поздоровались? Я тоже умею здороваться на разных языках: по-чувашски, по-татарски, и по-башкирски. Слово «Дружба» не просто так прозвучало сегодня, сегодня мы поговорим о дружбе  народов, проживающих на территории Южного Урала, в нашем крае.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте, гости дорогие. Посмотрите, как заулыбались наши гости. Каждый народ разговаривает на своем языке, но все они желают здоровья, когда приветствуют друг друга.

Основная часть  (10-12 минут)

- Ребята, в какой стране расположен н6аш край – Южный Урал? (ответы детей). Наш край очень богат, чем он славится? (ответы детей). Есть здесь и просторные степи, и есть и леса, богатые дарами. Есть горы, а в горах спрятаны бесценные сокровища. Нет, это не золото и бриллианты, а бесценные руды, железные да медные. Но главное богатство нашего края – это народы, живущие в дружбе. Какие народы живут на Южном Урале? (ответы детей). Я предлагаю познакомиться с ними поближе.

Презентация «Народы Урала».

3 слайд – общая фотография.

-На Урале дружной семьей живут разные народы. Да, они разные, говорят на своих языках, по-разному одеваются, но есть у них и общая черта. Это любовь к родному краю, многовековая дружба и единство. Давайте рассмотрим их поближе (воспитатель показывает на представителя народности и вместе с детьми рассказывает про одеяние).

Сколько разных народов живет у нас на Урале. Сегодня я хочу поближе познакомить вас с чувашским народом. (4-6 слайды)

7 слайд – чувашская изба

Раньше чуваши жили в избах – пюртре. Избы отапливались печкой. По-чувашски она называется кымака. Избу строили из липы, сосны, или ели. Чувашские женщины украшали себя монистами. Монисто – это один из атрибутов национального кастюма разных народов.Это старинное шейное украшение, сделанное из серебряных монеток, бисера, бусинок и ракушек. Голову женщин украшает тухья. Дорогие серебряные украшения в семьях сохранятись столетиями и передавались из поколения в поколение. У меня есть тухья моей пробабушки. Хотите покажу? Чуваши- трудолюбивый и веселый народ. Когда слышишь чувашскую музыку, так и хочется пуститься в пляс, послушать звон монет тухьи.

Физминутка «Пляска с тухьей» - слайд 8.

Весело потанцевали! А сказки вы любите? Тогда присаживайтесь на ковер, я расскажу вам чувашскую народную сказку «Лиса-плясунья».

Инсценирование сказки с детьми.(напольный театр)-слайд 9.

Жили-были дед и баба. Вот пошел как-то дед на охоту, да и поймал там лису. Убивать не стал, решил бабу порадовать. Принес домой и говорит:

-Вот тебе подарочек, жена.

Баба: Ай! Какая красота! (разглядывает лису)

Дед: Будет у тебя новая шапка!

Понравилась бабе Лисичка и стала она ее просить:

-Спляши, лисичка-сестричка, повесели меня!

Лисичка взглянула в окно, увидела дорогу, убегающую в поле, а за полем лес родной... Только как убежишь то?

И дед просит лису: Спляши, лиса.

Лиса: Я бы сплясала, но у меня нет красивого наряда... Без наряда – что это за пляска?

Баба: Сейчас поищу..(Баба достает из сундука фартук, одевает на лису).

Баба достала из сундука свой красивый фартук, нарядила лисичку. Та посматривает на свой наряд, любуется и говорит:

Лиса: Спасибо.

Но плясать не торопиться.

Дед: А теперь пляши!

Лиса: Я бы сплясала да как плясать? У меня и монисто нет на шее.

Побежала баба к сундуку, достала монисто. Надела лисе на шею, а она украшением любуется, а плясать не пляшет.

Тогда дед говорит: Теперь пляши, хватит любоваться.

Лиса ему в ответ: Разве вы не видите? У меня на голове тухьи то нет.

Достала баба из сундука и тухью. Надела лисе на голову.

Повеселела лиса вышла на середину избы и пустилась в пляс.

Танец лисы под чувашскую народную мелодию.  

Глядят дед да баба как лиса пляшет и не наглядятся. ВДРУГ лиса остановилась... и говорит...

Лиса: Ой, жарко мне. Дышать нечем. Откройте дверь!

Баба тут же кинулась открывать окно, а дед открыл дверь. Жалко что ли: лишь бы лисичка плясала!

Лиса: Выходите со мной танцевать!

Дед да бабка пошли в пляс. А лисичка еще немного попрыгала да плясала и –юрк!- в открытую дверь. Только ее и видели.

Музыка выключается.

Сидят дед с бабкой, плачут. И лисы нет, и монисто потеряли.  Монисто то самой дорогой вещью было в доме...

- Ребята, как же нам утешить деда с бабкой? А давайте вместе сделаем бабке новое монисто? Вы мне поможете? Тогда надо нам немного руки размять.

Физминутка «Российская семья»

Живут в России разные народы с давних пор,                        массаж пальцев рук

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.             руки вперед, пальцы соединить

У каждого народа язык свой и наряд:

Один черкеску носит, другой надел халат.                            движения по тексту

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод,                ладони имитируют плаванье рыбки

Один кумыс готовит, другой – готовит мед.                      Круговое поглаживание живота рукой        

Одним милее осень, другим милей весна.                          Движения по тексту

А Родина – Россия у нас на всех одна.                                Все берутся за руки

Заключительная часть  (5 минут)

Изготовление детьми монет из фольги. Коллективная работа «Монисто».

Итог занятия:

-Вот какое красивое монисто у нас получилось. Вам нравится?

Мы с вами говорили о народах, проживающих в нашей стране, в частности на Южном Урале, об их традициях, их жилищах, о том, как женщины украшали себя... А теперь посмотрите на наше монисто. Каждая монетка красива, но только когда соберешь все монетки вместе6, получается такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по-своему, но когда все народы живут в одной стране дружно, страна от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила! Непростое у нас монисто. Символ дружбы! Мы поместим его в наш патриотический уголок и, если кому- то захочется поссориться, пусть посмотрит на наше монисто и вспомнит, что только вместе мы сила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР) по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы »

Цель ОД: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.Задачи:1.Расширять представления детей о живой природе родного края.2.Развивать связную речь и навыки общения, ...

Конспект итоговой НОД интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами аппликации Тема: «Виды транспорта» (подготовительная к школе группа)

Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.Упражнять в умении классифицировать транспорт ...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами легоконструирования «Путешествие в Лего-страну»

Цель: Создание условий для формирования творческой познавательной деятельности детей посредством конструктора.Образовательные задачи:Вызвать интерес к конструктору лего. Способствовать обучению д...

конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Плох обед, коли хлеба нет" в подготовительной к школе группе

Конспект разработан в рамках участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Воспитать человека - 2020"...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» конструирование из строительного материала у детей с нарушениями зрения подготовительной к школе группы по теме «Конкурс «Юный архитектор»

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» конструирование из строительного материала у детей с нарушениями зрения...

Конспект образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) на тему: «Путешествие по городу Ачинску» для детей подготовительной группы

Конспект образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) на тему: «Путешествие по городу Ачинску» для детей  подготовительно...

Конспект образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром «Покормим птиц зимой».

Занятие направлено на закрепление знаний детей о зимних явлениях природы, о характерных признаках зимы; расширение представлений о зимующих птицах....