"Мой любимый северный край"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕЯХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ОЛЕНЕНОК»
Интегрированное занятие
«Мой любимый северный край» »
Автор:
Дерябина Татьяна Михайловна
с. Сеяха, 2023 г
Конспект НОД «Мой любимый северный край»
Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей воспитания. Чтобы стать патриотом своей Родины, ребенок должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру, иметь желание как можно больше узнать о своем родном крае. А узнать дошкольники могут через игры, песни и пляски, рассказы, сказки, картины, музыку и т.д.
Мы живем на Крайнем севере. Север – это удивительный край. С его природой, животным и растительным миром, с самобытной культурой и обычаями народов севера. Наша задача воспитать у детей любовь к родному краю, уважение к своему народу, ведь именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине. Данное занятие разработано с целью:
Воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину, любовь к родному селу Сеяха.
Задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с образом жизни коренных жителей Севера.
Развивающие:
Развивать умение находить закономерность в климатических условиях и образе жизни людей (погода, природа, животный мир).
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное отношение к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренного народа (ненцы) Севера.
Материал: кусты, картинки – животные, макет чума, куклы в национальной одежде, макеты ягод, мох, массажные коврики, чашка из картона, ненецкие узоры, клей, кисточки, салфетки, влажные салфетки.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель. Мы живем, где оленей пасут,
А в чумах тепло и уют.
И над сопками туман,
Ветер, снег и ураган.
- Ребята, как вы думаете, о чем говорится в стихотворении?
Дети: О нашем северном крае, тундре.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами живем, где холодно, где не видно высоких деревьев, растут только кустарники, зимой дует холодный ветер, заметает пурга, на самом крайнем севере нашей родины – на Ямале. Но не смотря на холода, суровую зиму, мы любим свой край за его красоту, за его природу, интересных животных, живущих только на севере. А ещё у нас есть замечательное место-тундра, там можно увидеть и узнать много интересного.
- Ребята, а вы хотели бы оказаться в тундре?
Дети: Да. Хотели бы.
Воспитатель: Как мы можем добраться до тундры?
Дети: На трэколе, на снегоходе, на оленьей упряжке…
Воспитатель: Правильно, а быстрее всего, на чем можно добраться?
Дети: На вертолете.
Воспитатель: Да, вертолет очень необходимый транспорт в тундре. А наш вертолет необычный, волшебный. Чтобы он полетел, нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной:
Вертолет, вертолет, увези меня в полет.
Раз, два, три четыре с вами в тундре очутились.
Воспитатель: Мы с вами прилетели. Только в тундру мы попали или нет. Как мы узнаем, что мы в тундре?
Дети: Посмотрим вокруг, и увидим животных и растения, которые живут и растут только в тундре.
Воспитатель: Правильно. Какие животные живут в тундре? Давайте посмотрим и назовем их.
Дети: В тундре живут северный олень, песец, полярная сова, заяц, куропатка.
Воспитатель: Надо заметить, ребята, они не боятся ни мороза, ни вьюги, ни ветра. Как вы думаете, почему?
Воспитатель: Они подготовлены жить в таких условиях. У них густая, тёплая шерсть. А сейчас мы поиграем в игру.
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь ему стучит!
Стук, стук дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Зайка, зайка забегай
Лапу мне давай
Молодцы! Очень хорошо поиграли!
Посмотрите вокруг. Видите, как много здесь растений! Давайте назовем их,
Дети: Полярная ива, голубика, морошка, мох и т.д.
Молодцы! Я вижу, что вы много знаете про животных и растения тундры.
Воспитатель: Ребята, я что – то вижу вдалеке. А что, угадайте, отгадав загадку.
Загадка: В доме лишь одна стена,
Очень круглая она
До того она кругла –
Ни единого угла. (Чум)
Дети: Это чум. Дом оленеводов, ненцев.
Воспитатель: Правильно, чум – жилище ненцев - оленеводов. (Воспитатель выставляет макет чума).
Давайте вместе с вами отправимся в чум в гости. Ведь ненцы очень гостеприимный и добрый народ. Но кругом болота, кочки, а нам надо пройти, не промочив ноги. Давайте мы с вами будем перепрыгивать с кочки на кочку (массажные коврики). Нам нужно добраться до чума.
Воспитатель: Молодцы! Вот и чум. Нас встречает хозяйка чума. Присаживайтесь рядом на коврики, и послушаем, что она нам расскажет, как они здесь живут и чем занимаются. Она говорит, что ненцы – оленеводы живут в чуме. Это очень удобно. Когда нужно перегнать оленей на новое пастбище, чум разбирают, складывают на нарты и перевозят на новое. Приехав на новое место, чум снова собирают, и продолжают в нем жить.
- Как называется дом оленеводов?
Дети: Чум.
Воспитатель: Почему оленеводы ставят чумы, а не строят такие же дома, как у нас?
Дети: Потому что удобно перевозить на новое место.
Воспитатель: Одежда которую носят ненцы тоже необычная. Ее шьют из оленьих шкур. Она очень теплая и красивая. Малица одежда для мужчин, ягушка – женская одежда.
Воспитатель: Как интересно! Правда ребята?
Воспитатель: Какую одежду носят ненцы?
Дети: Малица, ягушка.
Воспитатель: Хозяйка предлагает нам попить чаю с брусничным вареньем. Но у нее не хватит чашек для всех ребят. Что же делать?
Дети: Сделаем чашки своими руками.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Ведь для этого у нас все есть: макеты чашек и ненецкие узоры, чтобы их украсить.
Сначала возьмем узоры и прикладываем на чашку. Посмотрите, как красиво получается. Теперь берем кисточку, макаем в клей, излишки убираем о край баночки, берем готовый узор и аккуратно промазываем полоску с узором клеем. Прикладываем на чашку. Салфеткой аккуратно прижимаем наш узор и убираем лишний клей. Какие замечательные чашки у вас получились! Хозяйке они очень нравятся. Давайте попьем из них чай (имитируют чаепитие). Какой вкусный чай! Скажем спасибо хозяевам чума, и полетим дальше.
Куда мы полетим?
Дети: Домой.
Воспитатель: Куда домой? Как же называется наш поселок?
Дети: Сеяха.
Воспитатель: Хорошо. Давайте сядем в вертолет. Повторяйте за мной волшебные слова.
Вертолет, вертолет, увези меня в полет.
Раз, два, три четыре снова дома очутились.
Воспитатель: Вам нравится жить в Сеяхе? Почему?
Дети: В Сеяхе наш дом. Есть детский сад, игровые площадки, где можно поиграть с друзьями. А еще есть школа, клуб, больница.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какое замечательное путешествие у нас получилось. Куда мы летали? Чем понравилось путешествие? Мне очень понравилось путешествовать с вами. Спасибо большое! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект КВН. Тема: «Наш любимый северный край»
Цель: расширять и углублять знания и представления детей о нашем крае. Подчеркнуть общность в культуре и месте проживания народов хаты и манси. Развивать познавательные способности: внимание, мышление...
Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем
Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...
Проект «Край мой северный, край мой любимый»
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.Задачи: 1. Развивать у детей положительное эмоц...
Проект «Край мой северный, край мой любимый»
Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился и вырос. И даже если судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой ...
Перспективное тематическое планирование : «Край мой северный – край родной» ( в рамках краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Со словом "Родина...
Творческий и познавательный проект: «Край мой северный, край мой любимый Коротчаево» для детей старшего дошкольного возраста
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок ещ...
Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»
Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота, без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...