конспект по ознакомлению с окружающим миром «Ой, ты батюшка, славный Тихий Дон»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
конспет разработан для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
don_batyushka.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №11 г. Донецк
Тема: «Ой, ты батюшка,
славный Тихий Дон»
группа компенсирующей направленности №6
Воспитатель высшей категории Иванова Т.Н.
2023-2024
Цель: Совершенствовать знания детей о великой русской реке Дон..
Интеграция образовательных областей:
« Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Речевое развитие», « Социально-коммуникативное развитие», «Физическое
развитие».
Образовательная область « Познавательное развитие»
● развивать познавательный интерес к истории своего народа..
●. познакомить детей с деятельности людей, проживающих на берегу Дона..
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
● развивать эмоционально-эстетическую сферу ребёнка в процессе
восприятия музыкальных, литературных и произведений искусства родного
края
Образовательная область «Речевое развитие».
●обогатить словарь детей новыми словами (исток, устье, русло, батюшка-
кормилец.).
Образовательная область« Социально-коммуникативное развитие»:
●развивать уважительное отношение к истории родного края.
●
воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские
отношения
Образовательная область «Физическое развитие»:
● развивать двигательную активность, физические качества, умение
договариваться, считаться с мнением своих сверстников.
Методы и приемы.
Наглядный метод: прием показа предметов. презентация.
Словесный метод: рассказ, беседа, художественное слово.
Информативно-рецептивный метод: рассматривание, показ воспитателя.
Игровой метод: участие в подвижных играх с правилами
Предшествующая работа:
● Познавательное развитие
«Рассматривание с детьми иллюстраций о Доне
● «Физическое развитие».
Подвижные игры: «Ручеек», «Селезень и утка»
●Речевое развитие
чтение и рассматривание альбомов и иллюстраций об обитателях реки,
разучивание пословиц и поговорок.
●Социально-коммуникативное развитие Игра «Наряди молодушку»
●Оборудование и материал: Карта Ростовской области, картина Дона
Ход НОД
1 слайд
Заставка фотография реки Дон.
2 слайд
Звучит песня «Дон –великая река»
Дети рассаживаются полукругом
Воспитатель Ребята, про какую реку поется в этой песне
(про реку Дон)
3 слайд
Раздается голос:
Родничок - Помогите, поспешите мне на помощь.
Воспитатель Ребята, слышите, кто-то просит помощи.
Родничок - Это я – родничок. Я так спешу.
- Куда ты спешишь, родничок?
Родничок - - Я и мои братья и сестры, такие же роднички, как и я, образуют
мелкие реки. А мелкие реки торопятся соединиться с водами больших рек.
Воспитатель. Вот как раз о такой большой реке мы с ребятами хотим
поговорить.
Сегодня мы с вами поговорим о великой русской реке Дон.
Давным-давно царь Иван Грозный отдал реку Дон казакам в вечное
пользование за победу в Казанском походе. Казаки крепко обосновались на
песчаных берегах Дона. Отсюда и название – донские казаки! Для казаков,
земля, на которой они родились и «батюшка Тихий Дон» являлись святыней.
Река Дон самая крупная в Ростовской области. Она широкая, тянется по всей
нашей области. По берегам Дона расположены казачьи станицы, деревни,
сёла, города.
4слайд
Давайте посмотрим на карту.
Дети подходят к столу и рассматривают карту.(карта на каждого ребенка)
Начинается она с маленького родничка и обозначена тонкой, синей линией,
т.к. река ещё мала и не так глубока. Началом считается крошечный ручеек
Урванка, вытекающий из под земли в Тульской области на Среднерусской
возвышенности. На географической карте исток реки Дон обозначено
немного севернее города Новомосковск. Течёт тихо, спокойно. Река Дон на
всем своем протяжении сильно петляет Потом в неё вливаются ручейки и
мелкие речки, она становится глубоководной и широкой и обозначена
широкой линией.
Послушайте стихотворение:
Из недр земли забил родник
Ручьем хрустальным стал он в миг.
Спешат ручьи, вперед бегут
И вот рекой уже текут.
Родничок- А как эта река называется? Я очень хочу попасть в эту реку.
- Мы сейчас о ней расскажем. Вот она наша красавица – река Дон.
5 слайд
Дон течет по России много километров. У него, как и у любой
другой реки, есть берега. И каждая река течет много – много лет по одному и
тому же месту. Называется это место – русло.
Родничок: «Я спешу, тороплюсь. Хочу все сам скорее увидеть».
- Родничок, ты много всего узнаешь и увидишь. Давайте вместе с родничком
отправимся в путешествие
Физминутка.
Река очень широка, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Река очень глубока. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
Вместе мы пойдем туда. (Шагают на месте.).
Всё в нашем краю связано с Доном. Казаки испокон веков со страстной
любовью относились к главной своей реке – Дону и называли его батюшка-
кормилец.
Как вы думаете почему его так называли (Дон давал и сейчас даёт своим
поселенцам всё: еду, питье, жилье.)
6слайд
Все люди проживающие на Реке Дон очень трудолюбивые:
занимаются сельским хозяйством, животноводством, рыболовством и живут
дружно.
7слайд
В Дону водится много рыбы.
Родничок А с какими рыбами я могу встретиться? Какие рыбы водятся в
Дону
8 слайд.
Загадки о рыбах
-В озере большая злюка, Эта зубастая и хищная (Щука)
-Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки
чуть видны. (Сом)
-С серебристой чешуёй, Не плотва. Какой большой! А копчёный – это вещь!
Догадались? Это … (Лещ)
-От зубастой щуки скрылся,
В зарослях он притаился.
Выплыл с тины серебрясь...
Подскажите, кто? ... (Карась)
9 слайд На Дону раздолье и водоплавающим птицам. Назовите их. (Утки,
гуси, цапли,пеликан..)
10 слайд Родничок А какой транспорт ходит по Дону?
(катер,баржа,пароход,теплоход)
Вода необходима для жизни людей, животных, растений. Ребята знают много
пословиц и поговорок о реке, о воде. Назовите их.
Вода и лес – краса природы.
В реке много водорослей, много рыбы.
Без воды нет рыбы. Без леса нет зверя.
Вода на лугу –сено в стогу. .
11 слайд
А вы знаете, как надо вести себя на берегу реки? (Не оставлять
мусор, не ломать ветки, не губить маленьких рыбок, не мыть машины).
Поэтому мы с вами должны знать закон об охране природы, т.к. природа –
это источник жизни на земле. Чтобы в реке было много рыб, водоплавающих
птиц, водорослей, растений, вода была чистой и прозрачной.
Я предлагаю вам ребята поиграть в игру «Бассейн рыб».
12 слайд
Игра «Бассейн рыб»
Речные(сом,щука,карась,лещ) и морские (акула,камбала,сельдь,морской
окунь) рыбы перепутались. Речные рыбы не могут жить в соленой воде. Надо
их спасать, иначе они погибнут. Давайте выберем двух главных рыбаков,
которые должны рассортировать всю рыбу морскую – в море, речную – в
реку.
Дети выполняют задание
Молодцы ребята! Вы настоящие рыбаки.
13 слайд Родничок Спасибо, ребята, я так много узнал. И мне теперь совсем
не страшно, я буду рад с вами встретиться уже в больших водах Дона.
Воспитатель Вам понравилось наше занятие?(ответы детей)
14 слайд. Игра с лодочкой(к кому лодочка плывет ,тот и отвечает на
вопрос)
О какой реке мы с вами говорили?Что такое русло? Какое значение Дон
имеет для россиян? Что такое исток? Что такое устье?
Ребята, а давайте возьмем наши лодочки и пустим их воду – это будет наш с
вами привет Дону.
15 слайд А родничок своим течением понесет наши лодочки в другие
города, к ребятам таким же, как вы. Пусть наши лодочки расскажут им, что
мы любим Дон, гордимся ей, отдыхаем на её берегу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ознакомлению с окружающим миром (по экологии)для детей младшей группы
1. Уточняют представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов,...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром во 2ой младшей группе. Тема:"Приключение Ушастика"
Конспект.по ознакомлению с окружающим миром для детей ...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром (Окружающий мир) в первой младшей группе на тему "Как мы дружно все живем"
Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.Задачи: закреплять знания детей о родственных отношениях; развивать умение называть ближайших р...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"
Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Славные защитники Отечества»
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.«Славные защитники Отечества»Задачи: Создать условия для закрепления представления детей об особенностях службы солдат в мирное...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему: " Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы (животный и растительный мир) через дидактические игры.
quot;Путешествие с зайчиком на волшебном паровозе"...
Конспект по ознакомление с окружающим миром на тему: "В мире пластмассы"
Конспект по ознакомление с окружающим миром на тему: "В мире пластмассы"Цель: формировать представление детей о свойствах и качествах предметов из пластмассы....