конспект по ознакомлению с окружающим миром «Ой, ты батюшка, славный Тихий Дон»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

татьяна 1959

конспет разработан для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл don_batyushka.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №11 г. Донецк

Тема: «Ой, ты батюшка,

славный Тихий Дон»

группа компенсирующей направленности №6

Воспитатель высшей категории Иванова Т.Н.

2023-2024

Цель: Совершенствовать знания детей о великой русской реке Дон..

Интеграция образовательных областей:

« Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,

«Речевое развитие», « Социально-коммуникативное развитие», «Физическое

развитие».

Образовательная область « Познавательное развитие»

● развивать познавательный интерес к истории своего народа..

●. познакомить детей с деятельности людей, проживающих на берегу Дона..

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

● развивать эмоционально-эстетическую сферу ребёнка в процессе

восприятия музыкальных, литературных и произведений искусства родного

края

Образовательная область «Речевое развитие».

●обогатить словарь детей новыми словами (исток, устье, русло, батюшка-

кормилец.).

Образовательная область« Социально-коммуникативное развитие»:

●развивать уважительное отношение к истории родного края.

воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские

отношения

Образовательная область «Физическое развитие»:

● развивать двигательную активность, физические качества, умение

договариваться, считаться с мнением своих сверстников.

Методы и приемы.

Наглядный метод: прием показа предметов. презентация.

Словесный метод: рассказ, беседа, художественное слово.

Информативно-рецептивный метод: рассматривание, показ воспитателя.

Игровой метод: участие в подвижных играх с правилами

Предшествующая работа:

● Познавательное развитие

«Рассматривание с детьми иллюстраций о Доне

● «Физическое развитие».

Подвижные игры: «Ручеек», «Селезень и утка»

●Речевое развитие

чтение и рассматривание альбомов и иллюстраций об обитателях реки,

разучивание пословиц и поговорок.

●Социально-коммуникативное развитие Игра «Наряди молодушку»

●Оборудование и материал: Карта Ростовской области, картина Дона

Ход НОД

1 слайд

Заставка фотография реки Дон.

2 слайд

Звучит песня «Дон –великая река»

Дети рассаживаются полукругом

Воспитатель Ребята, про какую реку поется в этой песне

(про реку Дон)

3 слайд

Раздается голос:

Родничок - Помогите, поспешите мне на помощь.

Воспитатель Ребята, слышите, кто-то просит помощи.

Родничок - Это я – родничок. Я так спешу.

- Куда ты спешишь, родничок?

Родничок - - Я и мои братья и сестры, такие же роднички, как и я, образуют

мелкие реки. А мелкие реки торопятся соединиться с водами больших рек.

Воспитатель. Вот как раз о такой большой реке мы с ребятами хотим

поговорить.

Сегодня мы с вами поговорим о великой русской реке Дон.

Давным-давно царь Иван Грозный отдал реку Дон казакам в вечное

пользование за победу в Казанском походе. Казаки крепко обосновались на

песчаных берегах Дона. Отсюда и название – донские казаки! Для казаков,

земля, на которой они родились и «батюшка Тихий Дон» являлись святыней.

Река Дон самая крупная в Ростовской области. Она широкая, тянется по всей

нашей области. По берегам Дона расположены казачьи станицы, деревни,

сёла, города.

4слайд

Давайте посмотрим на карту.

Дети подходят к столу и рассматривают карту.(карта на каждого ребенка)

Начинается она с маленького родничка и обозначена тонкой, синей линией,

т.к. река ещё мала и не так глубока. Началом считается крошечный ручеек

Урванка, вытекающий из под земли в Тульской области на Среднерусской

возвышенности. На географической карте исток реки Дон обозначено

немного севернее города Новомосковск. Течёт тихо, спокойно. Река Дон на

всем своем протяжении сильно петляет Потом в неё вливаются ручейки и

мелкие речки, она становится глубоководной и широкой и обозначена

широкой линией.

Послушайте стихотворение:

Из недр земли забил родник

Ручьем хрустальным стал он в миг.

Спешат ручьи, вперед бегут

И вот рекой уже текут.

Родничок- А как эта река называется? Я очень хочу попасть в эту реку.

- Мы сейчас о ней расскажем. Вот она наша красавица – река Дон.

5 слайд

Дон течет по России много километров. У него, как и у любой

другой реки, есть берега. И каждая река течет много – много лет по одному и

тому же месту. Называется это место – русло.

Родничок: «Я спешу, тороплюсь. Хочу все сам скорее увидеть».

- Родничок, ты много всего узнаешь и увидишь. Давайте вместе с родничком

отправимся в путешествие

Физминутка.

Река очень широка, (Дети широко разводят руки в сторону.)

Река очень глубока. (Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)

Вместе мы пойдем туда. (Шагают на месте.).

Всё в нашем краю связано с Доном. Казаки испокон веков со страстной

любовью относились к главной своей реке – Дону и называли его батюшка-

кормилец.

Как вы думаете почему его так называли (Дон давал и сейчас даёт своим

поселенцам всё: еду, питье, жилье.)

6слайд

Все люди проживающие на Реке Дон очень трудолюбивые:

занимаются сельским хозяйством, животноводством, рыболовством и живут

дружно.

7слайд

В Дону водится много рыбы.

Родничок А с какими рыбами я могу встретиться? Какие рыбы водятся в

Дону

8 слайд.

Загадки о рыбах

-В озере большая злюка, Эта зубастая и хищная (Щука)

-Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки

чуть видны. (Сом)

-С серебристой чешуёй, Не плотва. Какой большой! А копчёный – это вещь!

Догадались? Это … (Лещ)

-От зубастой щуки скрылся,

В зарослях он притаился.

Выплыл с тины серебрясь...

Подскажите, кто? ... (Карась)

9 слайд На Дону раздолье и водоплавающим птицам. Назовите их. (Утки,

гуси, цапли,пеликан..)

10 слайд Родничок А какой транспорт ходит по Дону?

(катер,баржа,пароход,теплоход)

Вода необходима для жизни людей, животных, растений. Ребята знают много

пословиц и поговорок о реке, о воде. Назовите их.

Вода и лес – краса природы.

В реке много водорослей, много рыбы.

Без воды нет рыбы. Без леса нет зверя.

Вода на лугу –сено в стогу. .

11 слайд

А вы знаете, как надо вести себя на берегу реки? (Не оставлять

мусор, не ломать ветки, не губить маленьких рыбок, не мыть машины).

Поэтому мы с вами должны знать закон об охране природы, т.к. природа –

это источник жизни на земле. Чтобы в реке было много рыб, водоплавающих

птиц, водорослей, растений, вода была чистой и прозрачной.

Я предлагаю вам ребята поиграть в игру «Бассейн рыб».

12 слайд

Игра «Бассейн рыб»

Речные(сом,щука,карась,лещ) и морские (акула,камбала,сельдь,морской

окунь) рыбы перепутались. Речные рыбы не могут жить в соленой воде. Надо

их спасать, иначе они погибнут. Давайте выберем двух главных рыбаков,

которые должны рассортировать всю рыбу морскую – в море, речную – в

реку.

Дети выполняют задание

Молодцы ребята! Вы настоящие рыбаки.

13 слайд Родничок Спасибо, ребята, я так много узнал. И мне теперь совсем

не страшно, я буду рад с вами встретиться уже в больших водах Дона.

Воспитатель Вам понравилось наше занятие?(ответы детей)

14 слайд. Игра с лодочкой(к кому лодочка плывет ,тот и отвечает на

вопрос)

О какой реке мы с вами говорили?Что такое русло? Какое значение Дон

имеет для россиян? Что такое исток? Что такое устье?

Ребята, а давайте возьмем наши лодочки и пустим их воду – это будет наш с

вами привет Дону.

15 слайд А родничок своим течением понесет наши лодочки в другие

города, к ребятам таким же, как вы. Пусть наши лодочки расскажут им, что

мы любим Дон, гордимся ей, отдыхаем на её берегу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим миром (по экологии)для детей младшей группы

1. Уточняют представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов,...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром во 2ой младшей группе. Тема:"Приключение Ушастика"

                                      Конспект.по ознакомлению с окружающим миром для детей ...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром (Окружающий мир) в первой младшей группе на тему "Как мы дружно все живем"

Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.Задачи: закреплять знания детей о родственных отношениях; развивать умение называть ближайших р...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Славные защитники Отечества»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.«Славные защитники Отечества»Задачи: Создать условия для закрепления представления детей об особенностях службы солдат в мирное...

Конспект по ознакомление с окружающим миром на тему: "В мире пластмассы"

Конспект по ознакомление с окружающим миром на тему: "В мире пластмассы"Цель: формировать представление детей о свойствах и качествах предметов из  пластмассы....