Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы "Что такое время?".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Викторовна Жигулова

 Данная занятие направлено на создание условий для формирование у детей старшей группы представлений о времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhigulova_e.v._zanyatie_chto_takoe_vremya.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Жигулова Елена Викторовна

Воспитатель

МДОУ – д/с № 27 «Сказка» муниципального образования

                  г. Саяногорск

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Что такое время?»

Цель: Создание условий для формирования представление у детей о времени.

Задачи: 

1. Познакомить с понятиями «минута», «час», «время суток», «дни недели», «времена года».

2. Познакомить с различными видами часов.

3. Обобщить временные представления у детей.

1. Организационный момент.  Приветствие:

Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно.

Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ.

 Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг, здравствуй весь наш дружный круг.

В.: - Ребята, сегодня мне позвонил Буратино и сказал, что он придет к нам на занятие ровно в 9.00 часов утра.

- Но почему – то он к нам не пришел.

- Вы не знаете почему он не пришел?

- А я знаю. Буратино не пришел, потому что он не знает времени.

- Мы начинаем занятие строго по времени и не можем больше его ждать.

- У нас с вами есть расписание занятий, а у школьников расписание уроков.

- Все рабочие идут на занятие в определенное время, магазины открываются в определенное время, транспорт начинает движение в определенное время по расписанию.

- Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот такая история.

Приходит, например, командир экипажа самолета на аэродром, смотрит в самолете, а в самолете никого нет. «Рано я пришел, - думает командир.

 – Пойду пока пообедаю». Только он ушел, пришли пассажиры. «Ах, говорят пассажиры, - командира еще нет. Пойдем что – ни будь еще в магазине купим».

 Не успели они уйти, возвращается голодный и сердитый командир. Без часов никто не знал, во сколько открывать столовую. Посмотрел командир, в салоне опять никого нет.

«Раз так, говорит он, - Улечу один. Будут знать, как опаздывать!» И улетел бы, если бы не было часов.

2. Игровое упражнение «Отгадай загадку»

  1. Оно век бежит вперед

И никогда не устает (Время)

  1. Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать (Часы)

В.: - Раньше часы были разные: солнечные, водяные, песочные. 

- Но такие часы никогда не тикали. Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня.

Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиник и больниц (1 минута, 5 минут).

- Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. 

***Время является регулятором различных видов деятельности. Ориентация в времени побуждает человека быть собранным, точным.

***Время постоянно бежит из прошлого в будущее, а бежит оно через настоящее

- А что же такое «время»

Время выражает длительность событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

- А как же измеряется время по длительности(рассматриваем механические часы.) 

Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам

Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. (рассматриваем календарь, определяем день недели, месяц, год).

 Время определяется веками, эпохами. (рассматриваем энциклопедию).

3. Отгадайте загадку:

1. Гляжу в окошко –

Ходит черная кошка (ночь)

  1. По утру оживает,

к вечеру умирает (день)

- Когда вы приходите в детский сад? (Утром.) 

- А уходите? (Вечером.)

- Как назвать, одним словом, утро, день, вечер, ночь? (Сутки.)

- Продолжительность каждой части суток бывает различной и зависит от времени года.

- Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче.

-  А летом наоборот.

Упражнение с картинками «Когда это бывает?» (день – ночь, утро – вечер, утро – день, вечер – ночь).

В.: - А вы ребята знаете, что такое сутки?

 Сутки — это день плюс ночь. В сутках 24 часа.

4. Чтение стихотворения «Сутки»

Пробегут часы, минутки

Соберутся вместе в сутки.

В них двадцать четыре часа,

И стрелки творят чудеса.

 

Стрелка первый круг проходит, —

Полдень в гости к нам приходит,

А она спешит опять

Час за часом отмечать.

 

Стрелка круг второй прошла, —

В гости полночь к нам пришла,

День прошел, прошла и ночь, —

Убежали сутки прочь.

5. В.: - Отгадайте загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний (дни недели)

- Правильно, это дни недели. Название дней недели в основном связаны с порядковыми номерами. Вторник – второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый.

- Сейчас давайте вспомним дни недели.

Среди дней любой недели

Первым будет понедельник.

День второй за ним пошел,

Это вторник к нам пришел.

 

Нам не деться никуда…

Третий день всегда среда.

Он четвертый там и тут,

Этот день четверг зовут.

 

В череде рабочих дней

Пятый пятница теперь.

Вся закончена работа

День шестой всегда суббота.

 

День седьмой?

Его мы знаем:

Воскресенье, — отдыхаем!

Сколько в неделе дней?

6. Чтение стихотворения П. Башмаковой «Дни недели»

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Вопросы:

 1. Что девочка делала в среду?

2. А что делала в пятницу?

3. В какой день недели она играла в мяч?

4. В какой день недели она отмечала свой день рождения?

В.: - Ребята, а какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Через сколько дней будет суббота? А воскресенье? Есть ли у Вас любимый день недели? (ответы детей).

7. Физминутка «Часы»

А часы идут, идут.

Тик-так, тик-так
В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) 
А в часах сидит кукушка, 
У неё своя избушка (Дети садятся в глубокий присед.) 
Прокукует птичка время, 
Снова спрячется за дверью, (Приседания.) 
Стрелки движутся по кругу. 
Не касаются друг друга (Вращение туловищем вправо.) 
Повернёмся мы с тобой 
Против стрелки часовой (Вращение туловищем влево.) 
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) 
Иногда вдруг отстают (Замедление темпа ходьбы.) 
А бывает, что спешат, 
Словно убежать хотят! (Бег на месте.) 
Если их не заведут, 
То они совсем встают (Дети останавливаются.)

8. Отгадайте следующую загадку:

Друг за другом ходят,

Друг друга е обходят (Месяцы)

- Правильно, это месяцы.

- А сколько месяцев в году (12) 

- Какие вы знаете месяцы?

- Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляют год.

9. В году различают 4 времени года.

Стихотворение А. Кузнецова «Времена Года»

Придумала Мать дочерям имена.

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна - зеленеют леса.

 И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло - все под солнцем цветет.

 И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

 Зимой отдыхает и дремлет земля.

В.: - Какое сейчас время года? - Какое время года было до него? - А какое будет после? - Есть ли у вас любимое время года? Какое? Почему нравится?

10. Итог занятия: - О чём мы сегодня говорили?

Программное со


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чрезвычайные ситуации — что это такое?»

Формирование представления о чрезвычайных ситуациях природного характера....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Что такое реклама"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Что такое реклама"...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое Рождество?»

Цель: приобщение детей к обычаям и традициям русского народа. -Расширение знаний детей о народных традициях во время святок с использованием игры.-Развитие личностных качеств: любознательности, активн...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Что такое ВОДА?"

Создание условий для вовлечения детей в элементарную поисково-исследовательскую деятельность; развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды; её свойствах; во...

Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в подготовительной группе) Тема: «Такие разные деньги»

Цель: расширение представления детей о деньгах.Задачи:Образовательные:Закрепить у детей представление о денежной единице.Формировать представление об истории денег.Наглядно продемонстрироват...

Конспект НОД в области "Познавательное развитие" в младшей группе. "Есть такая профессия - Родину защищать"

Дать начальные представления о военных профессиях.Расширить знания детей о профессиях. Познакомить с военными профессиями - солдат, моряк, летчик....