Публикация. Статья. Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Неофициальные символы России» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Федечкина Юлия Андреевна

Данный конспект открытого занятия создан для того, чтобы познакомить старших дошкольников с неофициальными символами России, закрепить представления детей об официальных государственных символах России (герб, флаг, гимн), обогатить словарный запас детей новыми словами, развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей, воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине и чувство гордости за свою страну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Неофициальные символы России»

(подготовительная группа)

 

Федечкина Юлия Андреевна. 2023 г.

 

Цель: познакомить детей с неофициальными символами России.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с неофициальными символами России: матрешкой, балалайкой, березой, валенками, ромашкой и другими.

-закрепить представления детей об официальных государственных символах России (герб, флаг, гимн).

-обогатить словарный запас детей новыми словами.

-создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу.

Развивающие:

-развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей

Воспитательные:

-воспитывать уважительное отношение к символам России, понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны

-воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

Ход занятия:

  1. Орг. момент:

(Дети заходят в группу под музыку «У моей России», и садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на огромной планете Земля: на ней очень много разных стран и народов и у каждой страны, у каждого народа - свой язык, своя культура, свои национальные обычаи и традиции. А еще каждая страна, неважно будь она самая маленькая или самая большая, как наша Россия, имеют свои официальные (традиционные), государственные символы. Вы их знаете. Назовите их. (символы закреплены на доске)

Дети: Герб, флаг и гимн.

Воспитатель: да, верно.

Мы живём в России, а когда надолго уезжаем из России, то при слове Родина вспоминаем свой родной дом, свой родной город, природу России.

Чтение стихотворений «Родина»:

1 реб: Великую землю, любимую землю,

      Где мы родились и живем,

 Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

 Мы Родиной нашей зовем.

2 реб: Если скажут слово Родина,

 Сразу в памяти встает

 Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

3 реб: Наша Родина – Россия!

      Здесь родились мы на свет,

      Нет земли для нас красивей

      И любимей в мире нет!

      Здесь твой дом, твоя семья,

      Здесь живут твои друзья!

      Должен Родину как мать,

      Ты беречь и защищать!

 Воспитатель: Спасибо за стихи. Послушав их мы понимаем какая наша Родина красивая.

  1. Сообщение темы занятия. «Неофициальные символы России»

Воспитатель: Кроме официальных символов России - гимна, герба и флага, есть ещё символы России, которые прославили нашу страну. Их много, а мы сегодня познакомимся лишь с некоторыми из них. Их называют неофициальными (нетрадиционными) 

(Дети проходят на стульчики у доски)

  1. Один из неофициальных символов отгадаете, послушав загадку:

Я – деревце российское, я – деревце краса.

Собою украшаю я зеленые леса.

Символом России недаром я зовусь,

Меня увидишь только – сразу вспомнишь Русь.  

Дети: Берёза

Берёза – любимое дерево русского народа, красотой березовых рощ восхищаются во всём мире в мире.  Перепутать берёзу с другим деревом просто невозможно. Чем отличается берёза от других деревьев?

     Дети: У неё белый ствол с черными вкраплениями, называющимися чечевички.  

Само слово «береза» происходит от глагола «беречь». Еще в древности наши предки свято чтили дерево и поклонялись ему. Считалось, что её веточка защищает дом от зла. На Руси у березы даже был свой праздник, когда вокруг нее водили хороводы, пели песни, повязывали ленточки и всячески веселились.  

Недаром ей посвящено столько песен, стихов и картин.  

5 реб: Белоствольная берёза –

 Символ Родины моей.

 Нету деревца другого

 Сердцу русскому милей.

     6 реб: Всем береза нравится,

 Ведь она красавица.

 Белый ствол, густая крона.

 Рассылает всем поклоны.

Дидактическое упражнение: «Скажи какая?»

- Берёза какая? (белоствольная, плакучая, развесистая, стройная, тонкая, нарядная, кудрявая)

  1. Воспитатель: Ещё одним символом России является цветок, отгадайте какой?

Стоит в поле кудряшка-белая рубашка

Сердечко золотое - что это такое?

Дети: Ромашка.

Воспитатель: Издавна на Руси ромашка считалась символом доброты и чистоты.  Летом 8 июля мы празднуем «День любви, семьи и верности», где ромашка является символом праздника. Ромашка – это целебный и полезный цветок. Из цветов ромашки заваривают чай, он помогает при простудных заболеваниях, настоем выполаскивают горло, девушки ополаскивают волосы, чтобы они были мягкими… Этот цветок часто упоминается в народных песнях, до сих пор не вышли из моды красивые букеты из ромашек, ну а девушки по-прежнему обрывают лепестки ромашки, гадая: «Любит – не любит…».

  1. Воспитатель: Ребята, это мы говорили про летние символы России

Мы также знаем, наши русские зимы всегда славились своими сильными

морозами, но на помощь человеку приходил следующий символ России, а

какой отгадайте:

 Не страшны зимой морозы

 Ни большим, ни маленьким.

 Что нам зимушки угрозы. Мы обуем…  

Дети: Валенки.

Воспитатель: Валенки - теплый символ России, исконно русская обувь. Валенки считались одним из лучших подарков зимой. Валенки были весьма дорогим удовольствием. Изготовление валенок дело долгое и тяжелое, поэтому к валенкам относились с большой аккуратностью, их берегли и передавали следующему поколению. А семью, в которой все носили валенки, считали богатой.

Подвижная Игра-забава: «Передай валенок»

Воспитатель: Дети делятся на две команды, встают друг за другом. Каждая команда по сигналу передает валенок из рук, в руки над головами, затем передают в обратном порядке, но уже между ног. У какой команды валенок быстрее доберётся до капитана, та и выиграла. (игра проходит под задорную, народную мелодию)

  1. Воспитатель: Ещё одним символом нашей замечательной России являются музыкальные инструменты. Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как звучат эти инструменты и отгадать их название.

(Звучит запись игры балалайки и ложек)

Воспитатель: Что же это за инструменты?

Дети: Балалайки и ложки.

Воспитатель: Правильно. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку и ложки. Этот музыкальный инструмент стал любимым у нашего народа. Гости нашей страны увозя с собой эти инструменты, наигрывают русские, народные мелодии по всему миру.

  1.  Воспитатель: Чтобы отгадать следующий символ, поиграем в игру «Сложи цифры по порядку».

Дидактическая игра: «Сложи цифры по порядку».

Воспитатель: У вас на столе лежат картинки, разрезанные на полоски, на каждой полоске написана цифра. Сложите цифры по порядку от одного до десяти, сверху вниз. – Что у вас получилось?  

Дети: Матрешка.

Воспитатель: Правильно, это матрешка. Матрешка - символ дружбы и любви. Эту русскую красавицу в косынке и русском народном платье знают и любят во всем мире.

Делают матрёшек из липы. Мастерят матрёшек мужчины. Сначала точат самую маленькую, а затем всё больше и больше. Иногда их бывает больше 50 штук. Потом эти фигурки попадают в руки к женщинам. Их обмазывают крахмалом и сушат, и становятся они белее снега. И уже затем пёрышками и кисточками начинают разрисовывать.

Матрёшка - одна из самых популярных русских, национальных игрушек. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты. А о самой матрешке написано много загадок, частушек, стихов.

(Выходят девочки и поют частушки, мальчики аккомпанируют на народных инструментах – балалайках и ложках)

     Кто в гостях у нас бывал

И матрешек не видал.

Тот и матушку Россию 

До конца не разгадал.

     Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? Матрёшки!

     Пухленькие крошки —

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются.

     Пыль клубится по дорожке.

Едут с ярмарки матрёшки

На баранах, на быках

Все с гостинцами в руках.

     Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрёшками зовут.

Воспитатель: Спасибо, ребята, за весёлые частушки.  Очень уж они поднимают настроение.

Итог:

 Воспитатель: Как мне понравилась наша сегодняшняя беседа. Мы так много успели вспомнить и узнать нового о нашей Родине России. Мы вспомнили сегодня государственные символы. Кто запомнил их?

Дети: Гимн, Герб, флаг.

Воспитатель: Мне очень нравится, что наша страна такая яркая, интересная. А если бы, ребята вы полетели далеко от России – нашей Родины в чужеземные, заморские страны, какой вы символ хотели взять от сюда в подарок своим новым друзьям?  Какой вам вам больше всего нравится?

 

  1. Воспитатель: Конечно же, у нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы.

Есть народный символ России, который нельзя положить ни в одну посылку мира! Это русское гостеприимство! Ни один праздник не обходился без главного украшения стола – самовара. Самовар - Это тоже, ребята, неофициальный символ России.

 Самовар - символ семейного благополучия. Во все времена. Самовар занимал почетное место в любом доме.  Самоварчик- так ласково звали его в прошлые времена, красавец, душа домашних чаепитий. За столом, на котором стоял самовар, всегда собирались гости, все пили чай и вели добрую, спокойную беседу.

(Показываю детям самовар).

 

С давних пор и поныне эти предметы вызывают гордость за богатую культуру русской земли. А в наше время, предметы древности, бережно сохранившиеся, можно найти только в музеях.

Воспитатель: А сейчас, ребята и дорогие гости, приглашаю вас за наш стол,

на котором стоит самовар. Будем пить чай и вести дружественную беседу,

как в давние добрые времена на Руси.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и изодеятельности в средней группе «В гости к нам пришла Матрешка»

Цель:  Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.Программное содержание:Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке. Формир...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию по ПДД в средней группе «Школа для пешехода»

Расширение знаний детей о правилах поведения в условиях дорожного движения....

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ. «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ.  «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:...

конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованию"одуванчик" средняя группа

Продолжать знакомить детей с  растительного мира родного края.Расширять и уточнять знания  об" Одуванчике"...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Наша страна — Россия».

Занятие знакомит с понятием «Родина», как о стране, в которой мы живём. Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре Рос...

Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»

Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»Автор: Сунгатуллина А.Р.Цели: - уточнит...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ.

«ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:  Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность....