Публикация. Статья. Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Неофициальные символы России» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный конспект открытого занятия создан для того, чтобы познакомить старших дошкольников с неофициальными символами России, закрепить представления детей об официальных государственных символах России (герб, флаг, гимн), обогатить словарный запас детей новыми словами, развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей, воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине и чувство гордости за свою страну.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Неофициальные символы России»
(подготовительная группа)
Федечкина Юлия Андреевна. 2023 г.
Цель: познакомить детей с неофициальными символами России.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с неофициальными символами России: матрешкой, балалайкой, березой, валенками, ромашкой и другими.
-закрепить представления детей об официальных государственных символах России (герб, флаг, гимн).
-обогатить словарный запас детей новыми словами.
-создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу.
Развивающие:
-развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей
Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к символам России, понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны
-воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Ход занятия:
- Орг. момент:
(Дети заходят в группу под музыку «У моей России», и садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на огромной планете Земля: на ней очень много разных стран и народов и у каждой страны, у каждого народа - свой язык, своя культура, свои национальные обычаи и традиции. А еще каждая страна, неважно будь она самая маленькая или самая большая, как наша Россия, имеют свои официальные (традиционные), государственные символы. Вы их знаете. Назовите их. (символы закреплены на доске)
Дети: Герб, флаг и гимн.
Воспитатель: да, верно.
Мы живём в России, а когда надолго уезжаем из России, то при слове Родина вспоминаем свой родной дом, свой родной город, природу России.
Чтение стихотворений «Родина»:
1 реб: Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
2 реб: Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
3 реб: Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину как мать,
Ты беречь и защищать!
Воспитатель: Спасибо за стихи. Послушав их мы понимаем какая наша Родина красивая.
- Сообщение темы занятия. «Неофициальные символы России»
Воспитатель: Кроме официальных символов России - гимна, герба и флага, есть ещё символы России, которые прославили нашу страну. Их много, а мы сегодня познакомимся лишь с некоторыми из них. Их называют неофициальными (нетрадиционными)
(Дети проходят на стульчики у доски)
- Один из неофициальных символов отгадаете, послушав загадку:
Я – деревце российское, я – деревце краса.
Собою украшаю я зеленые леса.
Символом России недаром я зовусь,
Меня увидишь только – сразу вспомнишь Русь.
Дети: Берёза
Берёза – любимое дерево русского народа, красотой березовых рощ восхищаются во всём мире в мире. Перепутать берёзу с другим деревом просто невозможно. Чем отличается берёза от других деревьев?
Дети: У неё белый ствол с черными вкраплениями, называющимися чечевички.
Само слово «береза» происходит от глагола «беречь». Еще в древности наши предки свято чтили дерево и поклонялись ему. Считалось, что её веточка защищает дом от зла. На Руси у березы даже был свой праздник, когда вокруг нее водили хороводы, пели песни, повязывали ленточки и всячески веселились.
Недаром ей посвящено столько песен, стихов и картин.
5 реб: Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
6 реб: Всем береза нравится,
Ведь она красавица.
Белый ствол, густая крона.
Рассылает всем поклоны.
Дидактическое упражнение: «Скажи какая?»
- Берёза какая? (белоствольная, плакучая, развесистая, стройная, тонкая, нарядная, кудрявая)
- Воспитатель: Ещё одним символом России является цветок, отгадайте какой?
Стоит в поле кудряшка-белая рубашка
Сердечко золотое - что это такое?
Дети: Ромашка.
Воспитатель: Издавна на Руси ромашка считалась символом доброты и чистоты. Летом 8 июля мы празднуем «День любви, семьи и верности», где ромашка является символом праздника. Ромашка – это целебный и полезный цветок. Из цветов ромашки заваривают чай, он помогает при простудных заболеваниях, настоем выполаскивают горло, девушки ополаскивают волосы, чтобы они были мягкими… Этот цветок часто упоминается в народных песнях, до сих пор не вышли из моды красивые букеты из ромашек, ну а девушки по-прежнему обрывают лепестки ромашки, гадая: «Любит – не любит…».
- Воспитатель: Ребята, это мы говорили про летние символы России
Мы также знаем, наши русские зимы всегда славились своими сильными
морозами, но на помощь человеку приходил следующий символ России, а
какой отгадайте:
Не страшны зимой морозы
Ни большим, ни маленьким.
Что нам зимушки угрозы. Мы обуем…
Дети: Валенки.
Воспитатель: Валенки - теплый символ России, исконно русская обувь. Валенки считались одним из лучших подарков зимой. Валенки были весьма дорогим удовольствием. Изготовление валенок дело долгое и тяжелое, поэтому к валенкам относились с большой аккуратностью, их берегли и передавали следующему поколению. А семью, в которой все носили валенки, считали богатой.
Подвижная Игра-забава: «Передай валенок»
Воспитатель: Дети делятся на две команды, встают друг за другом. Каждая команда по сигналу передает валенок из рук, в руки над головами, затем передают в обратном порядке, но уже между ног. У какой команды валенок быстрее доберётся до капитана, та и выиграла. (игра проходит под задорную, народную мелодию)
- Воспитатель: Ещё одним символом нашей замечательной России являются музыкальные инструменты. Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как звучат эти инструменты и отгадать их название.
(Звучит запись игры балалайки и ложек)
Воспитатель: Что же это за инструменты?
Дети: Балалайки и ложки.
Воспитатель: Правильно. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку и ложки. Этот музыкальный инструмент стал любимым у нашего народа. Гости нашей страны увозя с собой эти инструменты, наигрывают русские, народные мелодии по всему миру.
- Воспитатель: Чтобы отгадать следующий символ, поиграем в игру «Сложи цифры по порядку».
Дидактическая игра: «Сложи цифры по порядку».
Воспитатель: У вас на столе лежат картинки, разрезанные на полоски, на каждой полоске написана цифра. Сложите цифры по порядку от одного до десяти, сверху вниз. – Что у вас получилось?
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Правильно, это матрешка. Матрешка - символ дружбы и любви. Эту русскую красавицу в косынке и русском народном платье знают и любят во всем мире.
Делают матрёшек из липы. Мастерят матрёшек мужчины. Сначала точат самую маленькую, а затем всё больше и больше. Иногда их бывает больше 50 штук. Потом эти фигурки попадают в руки к женщинам. Их обмазывают крахмалом и сушат, и становятся они белее снега. И уже затем пёрышками и кисточками начинают разрисовывать.
Матрёшка - одна из самых популярных русских, национальных игрушек. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты. А о самой матрешке написано много загадок, частушек, стихов.
(Выходят девочки и поют частушки, мальчики аккомпанируют на народных инструментах – балалайках и ложках)
Кто в гостях у нас бывал
И матрешек не видал.
Тот и матушку Россию
До конца не разгадал.
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки? Матрёшки!
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются.
Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки матрёшки
На баранах, на быках
Все с гостинцами в руках.
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрёшками зовут.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за весёлые частушки. Очень уж они поднимают настроение.
Итог:
Воспитатель: Как мне понравилась наша сегодняшняя беседа. Мы так много успели вспомнить и узнать нового о нашей Родине России. Мы вспомнили сегодня государственные символы. Кто запомнил их?
Дети: Гимн, Герб, флаг.
Воспитатель: Мне очень нравится, что наша страна такая яркая, интересная. А если бы, ребята вы полетели далеко от России – нашей Родины в чужеземные, заморские страны, какой вы символ хотели взять от сюда в подарок своим новым друзьям? Какой вам вам больше всего нравится?
- Воспитатель: Конечно же, у нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы.
Есть народный символ России, который нельзя положить ни в одну посылку мира! Это русское гостеприимство! Ни один праздник не обходился без главного украшения стола – самовара. Самовар - Это тоже, ребята, неофициальный символ России.
Самовар - символ семейного благополучия. Во все времена. Самовар занимал почетное место в любом доме. Самоварчик- так ласково звали его в прошлые времена, красавец, душа домашних чаепитий. За столом, на котором стоял самовар, всегда собирались гости, все пили чай и вели добрую, спокойную беседу.
(Показываю детям самовар).
С давних пор и поныне эти предметы вызывают гордость за богатую культуру русской земли. А в наше время, предметы древности, бережно сохранившиеся, можно найти только в музеях.
Воспитатель: А сейчас, ребята и дорогие гости, приглашаю вас за наш стол,
на котором стоит самовар. Будем пить чай и вести дружественную беседу,
как в давние добрые времена на Руси.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и изодеятельности в средней группе «В гости к нам пришла Матрешка»
Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.Программное содержание:Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке. Формир...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию по ПДД в средней группе «Школа для пешехода»
Расширение знаний детей о правилах поведения в условиях дорожного движения....
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ. «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ. «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:...
конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованию"одуванчик" средняя группа
Продолжать знакомить детей с растительного мира родного края.Расширять и уточнять знания об" Одуванчике"...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Наша страна — Россия».
Занятие знакомит с понятием «Родина», как о стране, в которой мы живём. Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре Рос...
Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»
Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»Автор: Сунгатуллина А.Р.Цели: - уточнит...
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ.
«ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность....