«Наша ложка волшебная немножко» (С использованием методов ТРИЗ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе  на тему: «Наша ложка волшебная немножко» (С использованием методов ТРИЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе  на тему: «Наша ложка волшебная немножко» (С использованием методов ТРИЗ)

Подготовил воспитатель Стрельникова В.В.

Интегрированные задачи:

образовательные: Формировать познавательный интерес к окружающему миру. Формировать системное мышление через выявление функций объекта – «ложки», надсистемных и подсистемных связей; формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, обследования объектов, формулировать выводы своего исследования; закреплять молекулярное строение твердых объектов с помощью метода Маленьких человечков; формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм, свойстве металла притягиваться магнитом. Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Активизировать в речи детей слова: столовые приборы, «черпало», «держало»; лошкари, примагничивается.

 Развивающие: Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности; развивать свободное общение с взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи; воспитывать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности.

Предварительная работа: изучение модели твердого вещества методом МЧ, заполнение морфотаблиц, изучение системного анализа, рассматривание иллюстраций посуды, изучение истории возникновения ложки, решение проблемных ситуаций, словесные игры на образование прилагательных, рисование рисунков «Ложка будущего.

Оборудование: игрушка фиксик – Симка (картинка на слайде, рюкзачок – помогатор, картинки – ложка, части ложки, столовые приборы; морфотаблица на каждого ребенка (МТ, емкость с водой, модель твердого вещества; картинки с изображением предметов - металлический чайник, металлический гвоздь, иголка, кнопка, поварёшка, ведро, матрешка, книга, карандаш, мяч, лейка, нож, платье, ножницы, стул, вилка, ковш, пирамидка, игрушки с магнитами и магниты, магнитный конструктор, разные виды ложек, рисунки для выставки «Ложка будущего».

Ход занятия:

 1. Игровая мотивация.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А теперь посмотрите все друг на друга и подарите свои улыбки друг другу, ребята, вы любите мультфильмы? Сегодня у вас в гостях герой из мультфильма. А какой, попробуйте угадать загадку. Воспитатель: 

Человечки очень скоро

Чинят электроприборы!

Их не видно, не смотри,

Ведь они живут внутри.

Нет тут места мистике,

Если рядом… (Фиксики.)

Все верно, к вам обращается Симка

2. Системный анализ объекта - ложки (урезанный, рассматривается подсистема- строение объекта, надсистема - к группе каких объектов относится)

Симка: - Однажды Дим Димыч нашел сломаную ложку. Фиксики всё любят чинить, но обычно мы чиним электроприборы, а вот ложки нам чинить еще не приходилось.

Воспитатель:

- Поможем ребята им в этом трудном деле?

- Целая, не сломанная ложка выглядит так.

Показ картинки целой ложки, размещение её на доске.

- Сначала давайте подумаем и назовём, из каких частей состоит обычная, металлическая ложка (черпало, держало, перемычка).

Картинка частей крепится под изображением ложки. К чему относится ложка, к группе каких предметов? Как мы можем назвать двумя словами ложку, вилку, столовый нож? (столовые приборы).

Картинка столовых приборов крепится над изображением ложки.

Воспитатель: давайте сделаем вывод.

Дети делают вывод - ложка состоит из… (черпало, держало, ложка это (столовый прибор). Воспитатель:

- А для чего нужна ложка. Дети перечисляют её функции.

Игровое упражнение «Дразнилка»

- Ребята, а как мы можем назвать ложку по-другому, если вспомнить, для чего она нам нужна, где мы её можем использовать (черпалка, в рот кашу доставлялка и т. д.)

Воспитатель: ребята, я предлагаю вам познакомить Симку с историей ложки, какая она была в древности.

Просмотр презентации.

Картинки комментируют дети.

Воспитатель: а еще я предлагаю вам рассмотреть коллекцию ложек. Ложки используют не только для приема пищи, но еще бывают сувенирные, расписные, и в качестве музыкальных инструментов. А музыканты, которые играют на ложках называются лошкари.

Симка: - Ну, теперь, всё понятно, с помощью помогатора я быстро починю ложку. Кладем сломанную ложку в рюкзачок – помогатор. Звучит музыка или дети выполняют движения напевая песенку.

Музыкальная разминка «Помогатор» Достаём «починенную» ложку.

Симка: Спасибо, ребята! Какие вы молодцы!

3. Исследование объекта.

Воспитатель: - Ребята, а давайте закрепим наши знания о ложке и немного поиграем. Дети обследуют предмет и результаты фиксируем в таблице

4. Моделирование методом Маленьких Человечков

Воспитатель: - Наша металлическая ложка, как и всё вокруг, состоит из очень-очень маленьких частичек. Ученые называют их молекулы, а мы с вами называем их маленькие человечки. Вы уже сказали, что ложка — это твердый объект, значит в ней живут какие человечки? Давайте представим себя твердыми человечками, встанем рядом друг с другом и крепко возьмемся за руки.

5. Игровое упражнение «Мои друзья»

Воспитатель: - Ребята, а у вас есть друзья? Вот и у нашей ложки тоже есть друзья. У меня в помогаторе есть карточки. Возьмите все по одной. На них изображены предметы, в которых живут твердые человечки. -Со всеми этими предметами дружит ложка, но не со всеми сразу, будьте внимательны, и если услышите признаки своего предмета поднимайте карточку. Воспитатель держит ложку в руке. Сейчас ложка дружит с предметами из металла. …

-с предметами, которыми можно зачерпнуть воду. ….

- со всеми, кроме предметов из металла. …

- со всеми, в которых живут твёрдые человечки.

6. Закрепление знаний о свойстве металла притягиваться к магниту.

Воспитатель:- Ребята, а вы знаете, что наша ложка волшебная немножко. Давайте проведем нашими ложками над этими предметами (на подносе лежат игрушки с магнитом, магниты, камушки, мелкие резиновые и деревянные игрушки). Что произошло? К металлической ложке прилипли магнитные игрушки и магниты. Делаем вывод с детьми – металл, из которого делают ложки, может притягиваться к магниту.

7. Игровое упражнение «Достань предмет»

Воспитатель: - Ребята, собака Кусачка уронила в банку с водой детали конструктора. Как же нам достать их из воды не намочив рук? (постановка перед детьми проблемной задачи) Предложения детей. Дети пробуют достать детали и выясняют, что одни достаются легко, так как примагничиваются к ложке, а другие (без магнита) с трудом. Делают вывод, что в деталях конструктора, которые прилипают к ложке, находится магнит. В деталях конструктора «Лего» - магнита нет.

8. Итог. В форме игры «Хорошо – плохо» Мы сегодня многое узнали о ложке, а что хорошего в ложке? (ложка красивая, блестящая и т. д.) Что плохого? – может нагреваться и можно обжечься и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода ТРИЗ "Системный оператор"

Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор" позволяет рассмотреть объект во взаимосвязи во времени и в пространстве. На примере цыплёнка можно обобщить представления детей о домашних птицах....

НОД «Путешествие в волшебную страну» (с использованием элементов ТРИЗ (метод каталога)

Цель: развитие творческого потенциала детей и связной речи....

Конспект НОД по работе с проблемными ситуациями в предметном мире с использованием методов ТРИЗ – РТВ на тему: «Транспорт нашего города» в средней группе

Конспект НОД по работе с проблемными ситуациями в предметном мире с использованием методов ТРИЗ – РТВ на тему: «Транспорт нашего города» в средней группе...

НОД по развитию речи в старшей группе: "Составление сказки по мотивам стихотворения К.И. Чуковского "Мойдодыр" с использованием метода ТРИЗ символическая аналогия с использованием ЭОР ".

Занятие посвящено знакомству детей через творчество К.И. Чуковского,  с навыками ЗОЖ и культуре гигиены с использованием методов ТРИЗ-РТВ. Приурочено к 100 летю со дня рождения писателя в 2016 го...

Здравствуй, ложка, волшебная немножко!

Сформировать устойчивый познавательный интерес к процессу  новых знаний о ложке. Познакомить с разнообразием ложек...

План – конспект образовательной деятельности с использование технологии ТРИЗ «Наша ложка, волшебная немножко»

Создавать  благоприятные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру через игровую деятельность....

ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНЫЙ «А У НАС ЕСТЬ ЛОЖКА, ВОЛШЕБНАЯ НЕМНОЖКО»

: В последнее время интерес и внимание к народному искусству в нашей стране возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры. Ведь, приобщая детей к народному творч...