«Воздух, воздух, ты какой? Мы знакомимся с тобой!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с применением технологии исследовательской деятельности по А.И. Савенкову «Воздух, воздух, ты какой? Мы знакомимся с тобой!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_vozduh.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с применением технологии исследовательской деятельности по А.И. Савенкову «Воздух, воздух, ты какой? Мы знакомимся с тобой!»
«Воздух, воздух, ты какой? Мы знакомимся с тобой!»
Цель: знакомство со свойствами воздуха, формирование представлений о необходимости воздуха для жизни и здоровья человека.
Задачи:
1. Дать детям представления о воздухе и его свойствах. Помочь ребенку в процессе экспериментальной деятельности обнаружить воздух в окружающем пространстве и внутри себя. Подвести детей к пониманию того, что воздух обладает силой и упругостью. Формировать познавательную активность и интерес к процессу экспериментальной деятельности. Развивать память, наблюдательность, интерес к явлениям природы.
2. Активизировать речь детей посредством участия в диалоге с воспитателем. Обогатить словарь детей словами «невидимый», «упругий», «прозрачный». Формировать навыки доказательной речи на основе проведенных опытов и простых исследований
3. Приобщить детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе проведения опытов. Создать атмосферу творческого поиска
4. Сформировать представления о необходимости воздуха для жизни и здоровья человека
Методы и приемы:
Практические: опыты с воздухом, игры с соломинкой, игровые упражнения, решение проблемных ситуаций, зарисовки результатов опытов.
Наглядные: демонстрация опытов, рассматривание иллюстраций, прослушивание фонограммы со звуковым эффектом сильного ветра.
Словесные: вопросы, загадки, художественное слово.
Материалы и оборудование: демонстрационный материал: полиэтиленовый пакет, таз с водой, иллюстрации с изображением сильного ветра; фонограмма звукового эффекта «Шум ветра»; раздаточный материал: соломинки для коктейля, стаканчики с водой, бумажные лодочки, вертушки, воздушные шарики. Фотоаппарат для съемки этапов работы (фотографирует помощник воспитателя).
Ход занятия
Этапы реализации | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить | Включает детей в образовательную деятельность, активизирует внимание посредством загадки о воздухе: «Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем». Если дети затрудняются, подсказывает утрированным вдохом - выдохом. | Отгадывают (не отгадывают) загадку. |
Поставленная задача принята детьми, есть мотивация достижения результата в сотрудничестве с воспитателем и детьми. |
Шаг 2. Выбор темы исследования | Педагог интересуется у детей, хотят ли они узнать, что такое воздух, побуждает их к активному познанию. | Проявляют интерес к предстоящей теме исследования. Задают вопросы, предлагают варианты исследования. | |
Шаг 3. Определение цели исследования | Педагог приводит к тому, что дети должны определить, где мы можем обнаружить воздух, для чего он нужен. | Пытаются ответить на вопрос. | |
Шаг 4. Определение задач исследования | Задает вопросы: «Видите ли вы воздух?», «Можно ли потрогать воздух?» | Предлагают варианты ответа на вопрос. Делают предположение, о том, можно ли увидеть и потрогать воздух. | |
Шаг 5. Выдвижение гипотезы | Обращает внимание детей на то, что воздух невидим, но все-таки его можно обнаружить. Подводит детей к пониманию того, что воздух обладает силой и упругостью. | Включаются в беседу, пытаются сформулировать свои интересы о том, что бы они хотели узнать. | |
Шаг 6. Составление предварительного плана исследования | Предлагает узнать: Как потрогать воздух? Есть ли воздух внутри нас? Как увидеть воздух? Что такое ветер? | Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. | |
Шаг 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы | Предлагает понаблюдать за проведением опыта «Что в пакете?» Набирает в полиэтиленовый пакет воздух, закручивает открытый конец пакета так, чтобы пакет стал упругим. Демонстрирует наполненный воздухом пакет детям. Предлагает потрогать пакет руками, ответить, что в пакете? Какой воздух? Обобщение детских высказываний о свойствах воздуха. | Наблюдают за проведением опыта, включаются в беседу. Практическим путем обследуют заполненный воздухом пакет (трогают, мнут, сжимают). Пытаются сформулировать выводы о том, что в пакете воздух, он невидим, но его можно потрогать через пакет. Он легкий, он упругий. | Вызван интерес к практическому обследованию предмета. Формируются умения делать выводы на основе опытной деятельности. |
Предлагает детям проверить, есть ли воздух внутри нас. Раздает трубочки, спрашивает, как можно с ними поиграть. Обобщает детские высказывания. Предлагает проверить, смогут ли дети не дышать. Подводит к пониманию того, что воздух человеку необходим. | Дети играют: дуют в трубочки (вдувают и выдувают воздух). Проверяют наличие воздуха через подставленную ладошку. Делают вывод о том, что внутри человека тоже есть воздух. Без воздуха человек не может жить. | Поставленная задача – обнаружить воздух внутри себя – принята как собственная путем простого эксперимента. Опытным путем доказана невозможность существования человека без воздуха. | |
Раздает стаканчики с водой. Предлагает опустить соломинки в стакан и подуть. Спрашивает, что за пузырьки появились в стакане. Предлагает зарисовать опыт. | Дети дуют в трубочки, видят пузырьки. Формулируют вывод о том, что пузырьки – это воздух, который внутри нас. В Папке исследователя дети рисуют пузырьки в стакане. | Освоено понимание того, что воздух внутри человека можно увидеть. | |
Раздает детям вертушки, предлагает подуть на них слегка и сильно. Предлагает поиграть в игру: под фонограмму шума ветра побегать с вертушками по группе, под тишину – слегка подуть. Сравнить результаты. Помогает сделать вывод о том, что ветер – это сила воздуха. | Отвечают на вопросы. Играют с вертушками: дуют сильно и слабо, бегают по группе. Делают выводы о разной силе ветра (слабом ветре и сильном). Ветер – это сила воздуха. | Освоено понятие о том, что воздух обладает силой. | |
Предлагает вспомнить, чем занимались? во что играли? что понравилось делать? что нового узнали про воздух? Выслушивает детские ответы, дополняет и обобщает. Дарит каждому воздушный шарик. | Пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями. | Проявлен интерес к познавательной деятельности, к проведению опытов. Создана эмоционально теплая психологическая атмосфера в группе. | |
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы | Узнать, для чего используется сила ветра. Узнать о природном явлении – урагане. Каким он бывает по силе? Провести итоговое мероприятие: фотовыставка этапов работы к стенду «Мы исследователи». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"
Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...
Опыт с воздухом "Воздух работает"
опыт с воздухом...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»
- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...
Конспект образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности На тему «Воздух, воздух он везде…»
Конспект образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности На тему «Воздух, воздух он везде…» для подготовительной к школе группы...
Конспект занятия «Беседа о воздухе» «Воздух»
Цель: познакомить с «воздухом» как фактором, влияющим на здоровье человека.Задачи: познакомить со свойством воздуха, рассказать, какую роль он играет для человека, как можно использовать е...