Образовательная деятельность с детьми средней группы в условиях ФГОС. Тема: «Воздух, воздух, где ты, воздух?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность с детьми
средней группы в условиях ФГОС.
Тема: «Воздух, воздух, где ты, воздух?»
Форма организации педагогического мероприятия: групповая, подгрупповая.
Возрастная группа участников мероприятия: дети средней группы, возраст 4-5 лет.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Создание условий для развития любознательности, активности, познавательных интересов в процессе экспериментирования у детей с задержкой психического развития.
Задачи:
Обучающие:
- формировать навыки исследовательской деятельности у детей посредством экспериментирования;
- формировать представления детей о свойствах воздуха;
- формировать умение анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
Развивающие:
- развивать умение наблюдать, делать умозаключения, выводы;
- развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность;
- развивать способность к экспериментированию;
- развивать связную речь, активизировать в речи детей слова: воздух, легкий, невидимый, прозрачный, безвкусный;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать умение договариваться, учитывая интересы других;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Используемая образовательная технология: Опыты (Экспериментирование) Н.А.Коротковой
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
- содействие и сотрудничество детей и взрослых.
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
- воспитание через взаимодействие;
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.
Предварительная работа: проведение опытов со снегом и льдом, изготовление вееров, наблюдение за ветром на прогулке; проведение образовательных ситуаций; индивидуальная работа с детьми.
Материал:
Демонстрационный: насос, воздушный шар, миска с водой, стаканы, соломинки, веера из бумаги, мыльные пузыри.
Раздаточный: материалы для каждого ребёнка.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, использование проблемно-игровой ситуации.
Виды деятельности:
- игровая (моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со сверстниками и взрослым);
- познавательно-исследовательская (расширение кругозора у детей);
-двигательная (свободное перемещение в рабочем пространстве).
Этапы деятельности деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей |
I. Обсуждение реального события. Постановка целей мероприятия (1-2 мин) | - Ребята, к нам в гости торопился Пятачок со своим воздушным шариком, чтобы поиграть с вами. Но по дороге шарик лопнул. Пятачок очень расстроился. - Как ему помочь? - Что нужно для этого сделать? Можно надуть и другой шарик. - Как будем надувать шарик и с помощью чего? Насосом надуваем и завязываем шарик Если шарик накачать, Будет он тогда летать. Надо нитку привязать, Чтобы шарик удержать. Он не гордый, но надутый, Ниткой толстою опутан. Он с детьми всегда был дружен, И зовется ШАР…… ВОЗДУШНЫЙ. - Молодцы, ребята! | Педагог вносит игрушку, создаёт проблемную ситуацию. Эмоционально вовлекает детей в обсуждение. Комментирует высказывания. Инициирует общее обсуждение. Надувает шарик насосом. | Приветствуют педагога, проявляют заинтересованность, присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. Слушают стихотворение. |
II. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала (3-5мин) | Примерные вопросы к детям: Как вы думаете, что внутри шарика? Почему он так летает? Что вы почувствовали? Ребята, а хотите поиграть с воздухом: ощутить его, поймать, почувствовать? Тогда пойдемте в нашу «лабораторию». Мы с вами будем «учёными», будем проводить эксперименты с воздухом, изучать его свойства, делать выводы. | Педагог развязывает и направляет отверстие в шарике на детей. Побуждает детей к ответам на вопросы, приглашает к общему пространству для работы. | Включаются в беседу, активно вступают в диалог, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы педагога, Дети надевают халаты, проходят в «лабораторию», рассаживаются. |
III. Работа в общем пространстве (10мин) | Опыт 1 - Почему салфетка упала со стола? - Откуда взялся ветерок? - А вы хотите сами почувствовать движение воздуха и позвать ветерок? Каждый из вас может позвать себе свой ветерок. Возьмите веер, позовите ветерок. Опыт 2 - Что в стакане? - Что же не пускает воду в стакан? А теперь наклоним стакан. Что появляется в воде? Откуда взялись пузырьки воздуха? Воздух, попадая в воду, поднимается пузырьками вверх. Он легче воды. Опыт 3 - Посмотрите, ребята, что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? - А теперь подуйте сильнее. Что вы видите? Чем больше воздуха, тем больше пузырей. - Что же мы с вами узнали, сделав опыты? - Мы выяснили, что воздух есть везде: и в группе, и в стакане, и у нас дома, и на улице, и даже в нас. Мы его вдыхаем и выдыхаем. Как узнать, какой воздух на вкус? - Вдохните, попробуйте! Есть у воздуха вкус? - А как узнать, какой у воздуха запах? Есть у воздуха запах? - Какого он цвета? - Чистый воздух легкий, невидимый, не имеет вкуса, запаха и цвета (по карточкам). Ребята, воздух хочет с нами поиграть. Он прислал к нам своих друзей мыльные пузыри. Они спрятались вот в этом маленьком флакончике. Раз, два, три | Педагог кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит ее в движение, салфетка падает со стола. Предлагает детям принять участие в эксперименте Педагог показывает детям пустой стакан. Педагог переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан водой не наполняется. Педагог предлагает детям подуть в соломинку, опущенную в стакан с водой. Выставляются карточки: «безвкусный», «без запаха», «бесцветный». Предлагает детям поиграть (педагог выдувает мыльные пузыри). | Делятся чувствами, эмоциями. Предполагаемые ответы детей. Дети принимают участие в эксперименте с веером. Делают вывод, что воздух легче воды. Перечисляют свойства воздуха: безвкусный, бесцветный, прозрачный, лёгкий. Дети под стихотворение и музыкальное сопровождение ловят мыльные пузыри |
IV. Открытый конец | - Ребята, что для вас было интересным? - Что больше всего понравилось? - Ребята, у воздуха есть еще много разных забав. С ними мы познакомимся в следующий раз в нашей лаборатории. А сейчас мы пойдём на прогулку, возьмём воздушный шарик и поиграем с Пятачком. | Подводит детей к подведению итогов, к рефлексии. | Делятся своими впечатлениями, выражают собственные чувства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОЗДУХА»
Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а та...
Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС Тема недели «Сказка в нашей жизни» (1 - 6 декабря)
Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОСТема недели «Сказка в нашей жизни» (1 - 6 декабря)Образовательные области: Художественно ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с учетом ФГОС Тема: «Екатерина II и фонтаны» (старшая группа)
Данный материал, имеющий под собой историческую платформу, является опорным для воситателя и позволит ему четко и синхронно провести занятие по познавательному развитию с элементами экспериментировани...
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе «ПУТЕШЕСТВИЕ С КАРЛСОНОМ» СВОЙСТВА ВОЗДУХА
Эксперементирование...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы в условиях ФГОС. Тема "Грач на горе - весна на дворе".
Интегрированное занятие, обобщающее знания детей о признаках весны и весенних явлениях в природе. Закрепляет знания о перелетных птицах и птицах, живущих в нашей местности. расширяет и активизирует сл...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области"Секретный воздух"
Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп....