"Песок и глина - наши помощники"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Куприянова Ольга Владимировна

Конспект НОД  для обучения дошкольника исследовательской  деятельности по А.И. Савенкову.

Тема: Песок и глина - наши помощники

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_dlya_obucheniya_doshkolnika.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  для обучения дошкольника исследовательской  деятельности по А.И. Савенкову.

Тема: Песок и глина - наши помощники

Цель: Знакомство детей со свойствами глины и песка

Задачи:

  1. формировать представления о свойствах песка и глины;
  2. развивать умение детей делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать свою правоту;
  3. прививать интерес к исследовательской деятельности.

Ход занятия:

       

        Этапы

                    Деятельность педагога

Деятельность детей

I Этап

Выбор темы

II. Этап

Постановка цели и задач

IV. Этап

Проверка гипотезы, организация и методика исследования

V. Этап

Проведение эксперимента

VI. Этап

Защита исследования

-Ребята, сегодня к нам пришел Незнайка он только что приехал из путешествия по пустыне и привез с собой два пакетика с веществами, о которых он не знает ничего, но хотел бы, чтобы мы помогли ему разобраться в этом.

Находясь в пустыне, Незнайка заметил, что эти два вещества желтого цвета отличаются друг от друга по своей структуре.

Когда Незнайка шел по этому веществу  (показываю песок), ноги его утопали, и ему было тяжело идти – его заинтересовало это. Он взял это вещество в руки, оно было сыпучее и похожее на сахар только желтого цвета, когда же он проходил эту часть пустыни и ступал на это вещество, то Незнайке было легче идти (показываю глину), т.к. оно было твердое и не сыпалось как первое вещество.

И тогда Незнайка пришел к нам с этими пакетами и просит нас помочь ему разобраться, что эти за два вещества, которые он привез из путешествия.

-Ребята, а давайте представим что мы «почемучки». Знаете кто это такие?

-Это те, кто любит задавать вопросы.

-Ребята как вы думаете, что за вещества находятся в этих пакетиках?

-Какого он (а) цвета?

-Из чего состоит?

-Правда ли, что песок сыпучий а глина не сыпучая?

-Глина твердая, песок рыхлый.

Дети отвечают на вопрос, высказывают свои мнения. Совместно с воспитателем формируются гипотезы о том, что песок сыпется, а глина нет.

Каждая выдвинутая гипотеза проверяется на практике.

-Ребята, давайте возьмем с вами две емкости, где насыпаны песок и глина и попробуем воткнуть палочку сначала в песок, а потом в глину.

-Что мы видим?

-Почему?

Давайте сделаем вывод:

-Песок состоит из песчинок, которые не «прилипают» друг к другу – не держаться вместе, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

-Ребята давайте насыпим с вами в одни часы песок, а в другие глину, что происходит?

-Песок сыпется легко, глина сыпется труднее. Песок сыпучий, напоминает движение воды, а глина твердая и сыпется комочками.

Значит, делаем вывод: что песок сыпучий, а глина не сыпучая.

-Ребята посмотрите на картину, что вы на ней видите?

Правильно, это пустыня

Когда поднимается ветер в пустыне  - это песчаная буря.

-Ребята, а хотите, мы устроим с вами бурю в банке?

Берем трехлитровую банку, ложим на бок, внутрь насыпаем песок и глину, закрываем крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка.

-Ребята, а давайте вдунем в банку воздух. Внутри нее создается «ветер»: Что происходит с песчинками?

А с кусочками глины (песчинки поднялись в воздух, а глина осталось неподвижной). Почему?

-А теперь давайте сделаем вывод:

Песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому сдуваются, двигаются; кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелее.

-Что вас заинтересовало в опыте?

-Что мы увидели в опыте?

-Что мы узнали из опыта?

Составляют рассказ, фотографируют

Детям предлагают карточки: «модели» форм защиты проведения опыта.

Ответы детей

Высказывание предложений, обоснование

В песок воткну

ть палочку легче

Пустыню


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема: Природные материалы: песок и глина.

Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема: Природные материалы: песок и глина....

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники – песок и глина"

Применение квест-технологи  при организации образовательной деятельности в области познавательно-исследовательского развития...

«Песок и глина – наши помощники». (с элементами ТРИЗ и РВТ)

laquo;Песок и глина – наши помощники». (с элементами ТРИЗ и РВТ)...

ПРОЕКТ опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина - наши помощники»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    ПРОЕКТопытно-экспериментальной деятель...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей логопедической группе «Песок и глина - наши помощники»

Занятие по экспериментированию для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Песок и глина - наши помощники".

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....