ПРОЕКТ опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина - наши помощники»
проект (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Солнышко» Моршанского района
Тамбовской области
ПРОЕКТ
опытно-экспериментальной деятельности
«Песок и глина - наши помощники»
Материал участника муниципального этапа конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь»
участники эксперимента:
воспитанник средней группы Безруков Никита,
Руководитель:
Воспитатель I категории Хадеева И.Ф.
п. Молодежный, 2018 г.
«Песок и глина – наши помощники»
Цель:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Систематизировать знания детей о свойствах песка и глины через организацию совместной деятельности.
Проблема:
Песок и глина – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Актуальность:
Дети дошкольного возраста по своей природе — пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
В основе данной экспериментальной деятельности детей лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача — удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Гипотеза:
Если в группе создать благоприятные условия для проведения проекта (проведение бесед, заучивание стихов, эксперименты, то у детей будут сформированы познавательные знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе); родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.
Задачи:
- дать представление о свойствах песка и глины, о том, как человек использует их.
- научить лепить из глины элементарные предметы.
- закреплять умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту.
- формировать понятие о том, что песок и глина - это полезные ископаемые.
Предварительная работа: Вспомнить о том, как дети играли в песочнице в солнечную погоду и после дождя.
Форма организации: индивидуальная
Материал: Песок и глина, стеки, тетрадные листы, песочные часы, бумажные трубочки, карандаши, лупы, микроскоп. банка, кружка, резиновая трубочка.
Ход эксперимента
Мы пришли в лабораторию. Нас ждет много нового и интересного, мы сделаем немало открытий. Что вы видите на столе? (Песок и глину). Песок и глина - это полезные ископаемые
Опыт 1
Возьмите песок в руки и аккуратно насыпьте его на бумагу. Легко ли сыплется песок? (Да).
А теперь возьмите глину и попробуйте ее насыпать на бумагу.
Что легче сделать? (Легче насыпать песок). Верно, песок сыпучий, его движение напоминает движение воды. А как сыплется глина? (Комочками).
Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени? (Ответы.) Что у меня в руках? (Песочные часы.) Когда песок из одной емкости пересыплется в другую, пройдет одна минута. (Демонстрирует, засекая время.)
В этих часах песок пересыпается за 5 минут. Как вы думаете: можно ли сделать глиняные часы? (Нет) Почему нельзя?
Опыт 2
Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее сначала в ванночку с песком, потом - с глиной. Что происходит? (Сухая глина твердая – палочку в нее воткнуть трудно; а песчинки палочка легко расталкивает: не держатся друз за друга.) Верно, а сейчас мы проделаем еще один опыт.
Опыт 3
Возьмите бумажные трубочки, вложите в них карандаши, засыпьте песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вот так (показывает.) Вытаскиваем сначала карандаш, затем через некоторое время трубочку. Она поменялась? (Ответы.) Почему не поменялась?
Вывод: Верно, песчинки образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.
Помните, мы рассматривали через лупу камни? Вы хотели бы так же рассмотреть песок?
Опыт 4
Как выглядят песчинки? (Маленькие, круглые, полупрозрачные, похожи на зернышки.) Похожи ли песчинки друг на друга? (Нет)
Песчинки – это крохотные камушки, они образуются от трения ударов друг о друга больших камней.
Рассматривают глину сначала в комочках, затем в виде порошка. (Ее пылинки намного меньше песчинок.)
Вывод: песок состоит из песчинок которые не «прилипают» друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
Воспитатель. (показывает картину с изображением пустыни.) В пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые что спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь-выползают целыми и невредимыми. Помните опыт с бумажной трубочкой? Она ведь тоже осталась невредимой. Когда поднимается ветер, начинается пурга, метель, а когда поднимается ветер в пустыне - песчаная буря. Хотите, устроим бурю в трехлитровой банке?
Опыт 5
Банку надо положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которою вставлена резиновая трубочка. Через нее воспитатель с силой вдувает в банку воздух. Внутри нее создается «ветер». Что происходит с песчинками? (Они легко поднимаются верх). С кусочками глины? Почему? (Кусочки глины остаются лежать неподвижно).
Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому сдуваются, двигаются; кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелые. Почему при сильном ветре неудобно играть с песком? Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним и при сильном ветре? (Хорошо смочить.)
Опыт 6
Ребенок в своей банке смачивает песок. Каким он стал на ощупь? (Влажным, мокрым.) А куда исчезла вода? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.). Песок хорошо пропускает воду. Попробуем палочку воткнуть в мокрый песок. В какой песок она легче входит - мокрый или сухой? (Ответы.)
На сыром песке остаются следы (от человека, птиц, игрушек), по ним можно узнать, кто ходил, что происходило, на сухом песке вместо следов остаются ямки. По мокрому песку ходить легко – он уплотняется (при этом на подошве остаются песчинки), по сухому песку ходить трудно – он осыпается, ноги проваливаются.
Нальем воду в стаканчик с глиной. Как она впитывается - быстро или медленно? (Медленно, медленней, чем песок.) Часть воды остается на глине. Воспитатель выливает в песок и глину, чтобы было наглядно видно, где вода впитывается быстрее.
Вывод: Глина в отличие от песка не пропускает воду, впитывает ее и становится мягкой
Смачивает песок в трехлитровой банки, пробует снова сделать «бурю». Дети наблюдают, делают умозаключение о том, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. (Песок может сохранять форму, но лепить из него нельзя, а из глины можно.)
Опыт 7
Попробуем вылепить дождевого червя из песка, а затем из глины. Как вы думаете, что произойдет с червями, когда они высохнут? (Ответы.)
Из чего легче лепить из влажного песка или глины? (Из глины0
Мокрая глина липкая, вязкая, мягкая – из нее можно лепить разные предметы.
Когда наши черви высохнут, мы раскрасим их. Что вам понравилось на занятии больше всего? А в следующий раз мы узнаем много нового о дождевом черве.
Выводы:
Песок – наш помощник.
Кому нужен песок для жизни?
У птиц песок на дне клетки, они его клюют, он помогает переваривать твердую пищу;
У рыб песок на дне аквариума, в нем растут водные растения, сомики роются в песке и отыскивают корм.
Песок необходим и растениям, он создает рыхлую почву, легко пропускает воду. Растения хорошо растут в такой почве.
Песок используют в строительстве, его добавляют в цемент, чтобы получить очень крепкие, прочные бетонные изделия.
Песок используют для изготовления стекла.
Художники используют песок для изготовления изделий из стекла: красивая посуда, маленькие стеклянные скульптуры. Украшения для женщин.
Глина – наш помощник.
Кому нужна глина для жизни?
Ласточки-береговушки устраивают гнезда-норки в отвесных глиняных берегах рек, из крохотных кусочков глины они строя гнезда под козырьками крыш.
Глину используют для изготовления посуды, сувениров, глиняных игрушек (дымковской, филимоновской)
Глину используют для изготовления кирпичей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesok_i_glina.docx | 923.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Солнышко» Моршанского района
Тамбовской области
ПРОЕКТ
опытно-экспериментальной деятельности
«Песок и глина - наши помощники»
Материал участника муниципального этапа конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь»
участники эксперимента:
воспитанник средней группы Безруков Никита,
Руководитель:
Воспитатель I категории Хадеева И.Ф.
п. Молодежный, 2018 г.
«Песок и глина – наши помощники»
Цель:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Систематизировать знания детей о свойствах песка и глины через организацию совместной деятельности.
Проблема:
Песок и глина – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Актуальность:
Дети дошкольного возраста по своей природе — пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
В основе данной экспериментальной деятельности детей лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача — удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Гипотеза:
Если в группе создать благоприятные условия для проведения проекта (проведение бесед, заучивание стихов, эксперименты, то у детей будут сформированы познавательные знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе); родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.
Задачи:
- дать представление о свойствах песка и глины, о том, как человек использует их.
- научить лепить из глины элементарные предметы.
- закреплять умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту.
- формировать понятие о том, что песок и глина - это полезные ископаемые.
Предварительная работа: Вспомнить о том, как дети играли в песочнице в солнечную погоду и после дождя.
Форма организации: индивидуальная
Материал: Песок и глина, стеки, тетрадные листы, песочные часы, бумажные трубочки, карандаши, лупы, микроскоп. банка, кружка, резиновая трубочка.
Ход эксперимента
Мы пришли в лабораторию. Нас ждет много нового и интересного, мы сделаем немало открытий. Что вы видите на столе? (Песок и глину). Песок и глина - это полезные ископаемые
Опыт 1
Возьмите песок в руки и аккуратно насыпьте его на бумагу. Легко ли сыплется песок? (Да).
А теперь возьмите глину и попробуйте ее насыпать на бумагу.
Что легче сделать? (Легче насыпать песок). Верно, песок сыпучий, его движение напоминает движение воды. А как сыплется глина? (Комочками).
Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени? (Ответы.) Что у меня в руках? (Песочные часы.) Когда песок из одной емкости пересыплется в другую, пройдет одна минута. (Демонстрирует, засекая время.)
В этих часах песок пересыпается за 5 минут. Как вы думаете: можно ли сделать глиняные часы? (Нет) Почему нельзя?
Опыт 2
Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее сначала в ванночку с песком, потом - с глиной. Что происходит? (Сухая глина твердая – палочку в нее воткнуть трудно; а песчинки палочка легко расталкивает: не держатся друз за друга.) Верно, а сейчас мы проделаем еще один опыт.
Опыт 3
Возьмите бумажные трубочки, вложите в них карандаши, засыпьте песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вот так (показывает.) Вытаскиваем сначала карандаш, затем через некоторое время трубочку. Она поменялась? (Ответы.) Почему не поменялась?
Вывод: Верно, песчинки образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.
Помните, мы рассматривали через лупу камни? Вы хотели бы так же рассмотреть песок?
Опыт 4
Как выглядят песчинки? (Маленькие, круглые, полупрозрачные, похожи на зернышки.) Похожи ли песчинки друг на друга? (Нет)
Песчинки – это крохотные камушки, они образуются от трения ударов друг о друга больших камней.
Рассматривают глину сначала в комочках, затем в виде порошка. (Ее пылинки намного меньше песчинок.)
Вывод: песок состоит из песчинок которые не «прилипают» друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
Воспитатель. (показывает картину с изображением пустыни.) В пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые что спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь-выползают целыми и невредимыми. Помните опыт с бумажной трубочкой? Она ведь тоже осталась невредимой. Когда поднимается ветер, начинается пурга, метель, а когда поднимается ветер в пустыне - песчаная буря. Хотите, устроим бурю в трехлитровой банке?
Опыт 5
Банку надо положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которою вставлена резиновая трубочка. Через нее воспитатель с силой вдувает в банку воздух. Внутри нее создается «ветер». Что происходит с песчинками? (Они легко поднимаются верх). С кусочками глины? Почему? (Кусочки глины остаются лежать неподвижно).
Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому сдуваются, двигаются; кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелые. Почему при сильном ветре неудобно играть с песком? Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним и при сильном ветре? (Хорошо смочить.)
Опыт 6
Ребенок в своей банке смачивает песок. Каким он стал на ощупь? (Влажным, мокрым.) А куда исчезла вода? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.). Песок хорошо пропускает воду. Попробуем палочку воткнуть в мокрый песок. В какой песок она легче входит - мокрый или сухой? (Ответы.)
На сыром песке остаются следы (от человека, птиц, игрушек), по ним можно узнать, кто ходил, что происходило, на сухом песке вместо следов остаются ямки. По мокрому песку ходить легко – он уплотняется (при этом на подошве остаются песчинки), по сухому песку ходить трудно – он осыпается, ноги проваливаются.
Нальем воду в стаканчик с глиной. Как она впитывается - быстро или медленно? (Медленно, медленней, чем песок.) Часть воды остается на глине. Воспитатель выливает в песок и глину, чтобы было наглядно видно, где вода впитывается быстрее.
Вывод: Глина в отличие от песка не пропускает воду, впитывает ее и становится мягкой
Смачивает песок в трехлитровой банки, пробует снова сделать «бурю». Дети наблюдают, делают умозаключение о том, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. (Песок может сохранять форму, но лепить из него нельзя, а из глины можно.)
Опыт 7
Попробуем вылепить дождевого червя из песка, а затем из глины. Как вы думаете, что произойдет с червями, когда они высохнут? (Ответы.)
Из чего легче лепить из влажного песка или глины? (Из глины0
Мокрая глина липкая, вязкая, мягкая – из нее можно лепить разные предметы.
Когда наши черви высохнут, мы раскрасим их. Что вам понравилось на занятии больше всего? А в следующий раз мы узнаем много нового о дождевом черве.
Выводы:
Песок – наш помощник.
Кому нужен песок для жизни?
У птиц песок на дне клетки, они его клюют, он помогает переваривать твердую пищу;
У рыб песок на дне аквариума, в нем растут водные растения, сомики роются в песке и отыскивают корм.
Песок необходим и растениям, он создает рыхлую почву, легко пропускает воду. Растения хорошо растут в такой почве.
Песок используют в строительстве, его добавляют в цемент, чтобы получить очень крепкие, прочные бетонные изделия.
Песок используют для изготовления стекла.
Художники используют песок для изготовления изделий из стекла: красивая посуда, маленькие стеклянные скульптуры. Украшения для женщин.
Глина – наш помощник.
Кому нужна глина для жизни?
Ласточки-береговушки устраивают гнезда-норки в отвесных глиняных берегах рек, из крохотных кусочков глины они строя гнезда под козырьками крыш.
Глину используют для изготовления посуды, сувениров, глиняных игрушек (дымковской, филимоновской)
Глину используют для изготовления кирпичей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности " Песок и глина "
конспект занятия...
Педагогический проект по опытно-экспериментальной деятельности "Песок и глина"
Опыты с песком и глиной в средней группе...
«Песок и глина – наши помощники». (с элементами ТРИЗ и РВТ)
laquo;Песок и глина – наши помощники». (с элементами ТРИЗ и РВТ)...
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина»
Познакомить со свойствами песка – сыпучестью, рыхлостью, способностью пропускать воду и свойствами глины – пластичностью, вязкостью, неспособностью пропускать воду. Развивать умение исполь...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей логопедической группе «Песок и глина - наши помощники»
Занятие по экспериментированию для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Песок и глина - наши помощники".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
"Песок и глина - наши помощники"
Конспект НОД для обучения дошкольника исследовательской деятельности по А.И. Савенкову.Тема: Песок и глина - наши помощники...