Конспект занятия по экспериментированию в старшей логопедической группе «Песок и глина - наши помощники»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по экспериментированию для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального образования –
Городской округ Жуковский
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад компенсирующего вида №23
КОНСПЕКТ
занятия по экспериментированию
в старшей логопедической группе № 2 (ТНР)
на тему:
«Песок и глина - наши помощники»
Подготовила и провела:
воспитатель группы № 2
Ноздрина И.А.
г. о. Жуковский
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе.
Тема: «Песок и глина - наши помощники».
Цель: систематизировать знания детей о свойствах песка и глины через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- расширить знания детей о свойствах песка и глины;
- продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарь ребенка за счет прилагательных и существительных;
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление;
- развивать и совершенствовать у детей тонкую и общую моторику, навыки координации движений, ориентировки в пространстве и на плоскости;
- продолжать развивать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы;
Воспитательные
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, ответственность, инициативность;
Словарная работа: песчинки, сыпучий, глиняная, скульптор, скульптура, песчаная буря.
Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций с изображением изделий из песка и глины; беседы; рассматривание песка, глины на прогулке.
Материалы и оборудование: песок и глина, Совунья, одноразовые тарелки и ложки, песочные часы, палочки, лупы, баночка, резиновая трубочка, воронки, презентация «Песок и глина – наши помощники», музыка «Звуки природы – Пустыня».
Методы и приёмы: беседа, игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям по теме, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, рассматривание иллюстраций, объяснение.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Форма организации детей: групповая
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «На работу», физкультминутка «Начинается разминка», МП игра «Песок и глина».
Ход занятия:
I. Вводная часть – 3 минуты.
Столы стоят буквой «П». Дети стоят на ковре в кругу с воспитателем, у воспитателя в руках игрушка сова Совунья. Воспитатель обращается к детям от имени совы.
Воспитатель (Совунья):
- Здравствуйте ребята. Я давно наблюдаю за вами, как вы занимаетесь интересно, как много открытий вы делаете. Когда я к вам летела в гости, то нашла 2 мешочка, а что в них не знаю. Поможете мне разобраться? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите за столы. И ты Совунья, пойдём с нами.
II. Основная часть – 20 – 25 минут
Воспитатель достает из мешочков песок и глину.
- Ребята, как вы думаете, что это? (Ответы детей)
- Молодцы! Да, это песок и глина.
Воспитатель обращается к сове.
- Садись Совунья с нами рядом, а ребята тебе расскажут, что такое песок и глина.
- Ребята, что можно делать с песком? (Ответы детей)
- Давайте проверим какими свойствами обладают песок и глина! Но сначала нам надо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «На работу»
Большой палец встал один.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
На работу им пора.
(Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — сжимать и разжимать пальцы, а на слово «Ура» - широко расставить пальцы в стороны. На последнюю фразу – хлопки в ладоши)
ОПЫТ №1 (Работа с лупой).
Воспитатель:
- Внимательно рассмотрите песок и глину.
- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
- Как выглядит глина? (слайд 2)
Вывод:
Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой. Глина состоит из кусочков. (схема 1)
ОПЫТ №2
Воспитатель:
- Возьмите песок в ложку и аккуратно насыпайте его на тарелочку.
- Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? Какой он? (Он сыпучий)
- А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее.
- Что легче делать? (Насыпать песок)
- Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.
- А глина сыпучая? Подумайте. А как глина сыпется? (комочками)
- Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько времени прошло? (Ответы детей)
- Что у меня в руках, кто знает? (Песочные часы)
- Когда песок из одной емкости пересыпется в другую, пройдет 2 минуты. (Демонстрирую)
- Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?
- Давайте сделаем вывод.
Вывод:
ПЕСОК СЫПУЧИЙ, А ГЛИНА НЕТ.
Воспитатель:
- Совунья, ты запомнила эти свойства песка и глины?
Совунья:
- Как интересно! Какие молодцы ребята!
Воспитатель:
- Ребята, продолжим наши открытия.
ОПЫТ № 3
Воспитатель:
- Ребята, возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (Палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга)
- А теперь тоже сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете? (Глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно)
Воспитатель:
- Ребята, давайте выполним модель песка и глины. Выходите на ковёр.
МП игра «Песок и глина» (песок – дети встают с расстоянием между друг другом; глина - встают плотно друг к другу).
Вывод: песчинки располагаются далеко друг от друга, а у глины близко. (схема1)
Воспитатель предлагает детям присесть за столы.
Воспитатель:
- Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.
(Слайд 3. Показ слайда «Пустыня»)
- Посмотрите ребята на слайд. Что на нём изображено? Что вы знаете о пустыне? (Рассказы детей)
Воспитатель рассказывает детям.
В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь, выползают.
Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. (Звук песка)
Воспитатель:
- Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке? (Ответы детей)
- Только сначала мы немного разомнёмся.
Физкультминутка «Начинается разминка»
Начинается разминка
Встали, выровняли спинки.
Вправо, влево наклонились
Начинаем приседать –
Раз-два-три-четыре-пять.
Руки к верху поднимаем
И спокойно опускаем
Отдохнули все слегка? (Да).
За работу нам пора.
ОПЫТ №4
Воспитатель демонстрирует опыт с комментариями.
Воспитатель:
- Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и положить глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.
- Что происходит с песчинками? Почему?
- А с кусочками глины? Почему?
Вывод:
Песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые. (схема 3,4)
Совунья:
- Ребята, что-то я не запомнила, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.
- Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном ветре?
(Дети отвечают)
ОПЫТ №5
Воспитатель:
- Ребята, давайте посмотрим впитывают ли песок и глина воду?
- Возьмите два стаканчика с песком и глиной, стаканчик с водой.
- Аккуратно налейте немного воды в стаканчик с песком. Потрогайте песок.
- Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? (Она впиталась в песок).
- А теперь налейте немного воды в стаканчик с глиной.
- Скажите, как водичка впитывается: быстро или медленно? (Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине).
Вывод: повторим его для Совуньи. Песок легко пропускает воду, а глина водонепроницаемая. (схема5, 6) Запомнила. Смотри внимательно и слушай.
Воспитатель:
- Какое свойство песка и глины вы еще знаете?
(слайд 4. Дети играют с песком)
- Формуется только сырой песок. (схема7)
- При высыхании фигурки из песка рассыпаются (схема 8)
(слайд 5) (схема9)
- Формуется только хорошо размоченная глина. (схема10)
- При высыхании фигурки из глины остаются крепкими.
Итог занятия:
- Что мы сегодня делали? Что нового вы узнали?
- Давайте повторим все свойства песка и глины. (Рассказы детей).
- Вот эти все свойства песка и глины, люди используют. Поэтому песок и глина – это полезные ископаемые.
- А что такое полезные ископаемые? (Ответы детей).
- Для чего нужен песок и глина? (Демонстрация слайдов 5,6 - песок: для игр, посыпают дорожки, при пожаре; глина – лепят игрушки, посуду.)
- (слайд 7,8). С песком играют не только дети, но иногда взрослые. Оказывается, взрослые тоже очень любят работать с песком: скульпторы создают разные скульптуры.
- Из какого песка, а художники рисуют картины?
- Ребята, что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы! На сегодня наша лаборатория закрывается.
Совунья:
- Спасибо вам ребята за помощь! Я с вами прощаюсь. До новых встреч!
Дети прощаются с совой и идут играть с кинетическим песком в зоне экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники»....
Конспект экспериментирования в первой младшей группе. "Песок. Свойства песка"
Конспект экспериментирование с песком - это конспект занятия, направленного на расширение кругозора детей первой младшей группы. Благодаря опытам, проводимых во время занятия дети познают мир!...
Конспект занятия-экспериментирования во второй младшей группе. «Песок. Свойства песка.»
Цель: познакомить детей со свойствами песка; формировать интерес к экспериментальной деятельности; развивать мелкую моторику рук, координацию движений; учить доводить работу до конца. Форма проведени...
«Песок и глина – наши помощники». (с элементами ТРИЗ и РВТ)
laquo;Песок и глина – наши помощники». (с элементами ТРИЗ и РВТ)...
ПРОЕКТ опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина - наши помощники»
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области ПРОЕКТопытно-экспериментальной деятель...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Песок и глина - наши помощники".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
"Песок и глина - наши помощники"
Конспект НОД для обучения дошкольника исследовательской деятельности по А.И. Савенкову.Тема: Песок и глина - наши помощники...