Конспект организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ (основная область «Познание») «Новые приключения Колобка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Позднина Галина Сергеевна

Этот материал поможет активизировать познавательную и речевую деятельность, обучить использованию различных приёмов добывания информации в ходе собстенного исследовательского поиска получения знаний, развить исследовательсткие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_prikl_kolobka.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия № 13 г. Майского» Кабардино-Балкарской Республики

                                 дошкольный корпус «Ласточка»

                                                                                             

                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

                                                           Директор МОУ

                                                                  «Прогимназия № 13 г. Майского»                              

                                                                  _____________ Н.И. Прокоданова                                                                                                                                                                                                                            

                 

Конспект

организации интегрированной непосредственно-образовательной

деятельности с использованием элементов ТРИЗ

 (основная область «Познание»)

«Новые приключения Колобка»

Средняя группа

           

                           

                               

         

                                                                                  Воспитатель  Позднина Г.С.

КБР, г. Майский

2016 год

Вид непосредственной образовательной деятельности

Интегрированная

Интегрируемые образовательные области

«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Форма деятельности

Совместная деятельность взрослых и детей

Виды деятельности

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Продуктивная

Двигательная

Программные задачи

Образовательные

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей

Развивать исследовательские способности детей

Обучать использованию различных приемов добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний

Развивающие

Развивать логическое мышление

Обучать приемам исследовательской деятельности через технологию ТРИЗ, опыты и экспериментирования

Развивать доказательную речь

Умение обобщать и делать выводы

Активизировать словарь детей, отвечать полными ответами.

Принимать участие в групповой беседе,  внимательно слушать собеседников

Развивать быстроту реакции на сигнал  в процессе игры

Воспитательные

 Воспитывать инициативу, стремление наблюдать, экспериментировать

Самостоятельно искать новые сведения о мире

Применять свои знания при решении проблемных ситуаций

Словарная работа

Экспериментирование, исследования, фантазирование, миролюбивые, печальные.

Методические приёмы:

  • Успокаивающие упражнения перед занятием.
  • Музыкальное сопровождение
  • Игровой (использование сюрпризных моментов, дидактические игры, физкультминутка, пальчиковая гимнастика).
  • Наглядный (использование иллюстрации, макетов и проектов).
  • Проблемные ситуации
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, художественное слово).
  • Поощрение, анализ занятия.

Материалы и оборудование

Карточки с символическим изображением «методов исследования», тарелочки для опытов, мини-схемы, иллюстрации сказок, наборное полотно, закладки для записей, газета «Ужасно интересно все то, что неизвестно», схемы приемов изменения сказки, письмо от героев сказок.

Предшествующая работа с детьми

Коммуникация

Беседа о сказках

Познание

Дидактические игры и упражнения по технологии ТРИЗ

Решение проблемных ситуации с умением доказать свое умозаключение

Просмотр мультфильмов

Оформление газеты «Ужасно интересно все то, что неизвестно» (этот загадочный мир)

Экспериментирование и опыты в мини-лаборатории

Знакомство с природными явлениями через постановку проблемной ситуации

Чтение художественной литературы

Чтение сказок

Труд

Оформление газеты «Ужасно интересно все то, что неизвестно» (этот загадочный мир)

Художественное творчество

Карточки-символы для сказки Колобок

Физическое развитие

Физкультминутка

Создание условий для самостоятельной деятельности

Центр продуктивной деятельности

Взаимодействие с семьей

Создание папки-передвижки «Придумываем сказки по картинкам-схемам»

Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»

Техническое сопровождение

Телевизор, магнитофон

Взаимодействие со специалистами

Музыкальное обеспечение

Техническое обеспечение

Ход занятия:

Есть друг у нас Знайка, который всегда приходит нам на помощь.

Ребята, давайте установим связь со Знайкой, у него сегодня вопросы к вам.

Назовите время года? Какие вы знаете зимние явления природы?

А помогут нам фотографии, давайте посмотрим.

Это явление  называется поземка - дует ветер низовой, метет уже выпавший снег по земле. И не поднимает высоко от земли.

Метель – ветер со снегом, снег движется в одном направлении.

Вьюга – снег поднимается ветром и кружится в воздухе.

Снежная буря – очень сильный ветер со снегом, который сбивает с ног, вырывает деревья с корнем.

Снегопад – много снега который опускается на землю.

А в этой избушке вместе с бабушкой и дедушкой  живет  сказочный герой  Колобок, а вот и письмо от него.

ПРОБЛЕМА

«Здравствуйте, ребята! Я, Колобок, огорчен тем, что в моей сказке есть неприятные, печальные события. Помогите, пожалуйста, сделать её доброй и миролюбивой. С нетерпением жду вашей помощи»

Дети: Мы согласны.

II. Основная часть

ИССЛЕДОВАНИЯ

Воспитатель: Действительно, в каждой сказке есть неприятные,  ситуации, в которых оказываются герои. Над какой сказкой мы сегодня с вами поработаем и попробуем  изменить ее содержание?   (Колобок)

        Упражнение  «Кто сначала,  кто потом?»

Два ребенка выкладывают последовательность появления сказочных героев.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним,  каким образом мы можем узнать о способах изменения сказки?

Дети (перечисляют, опираясь на иллюстративный материал: карточки с символическим изображением методов исследования, помещая их на доску):

Воспитатель: давайте проверим правильно ли справился с заданием ребята,  мы (как исследователи) будем делать записи в закладочках-подсказочках.

Воспитатель: Ребята, в первую очередь мы должны подумать сами. Что нам может помочь изменить сюжет (содержание) сказки? Из чего бабушка сделала Колобок? (Из теста)

Что вы, ребята, знаете о Колобке?

Дети: Пахнет пирожком, круглый,  румяный, мягкий, сделан из теста…

Игра « Мои друзья,  все что сделано из теста»

Воспитатель: Нам нужно узнать что-нибудь новое, поэтому сейчас проведем эксперимент.

Опыт:   Кладем кусочек хлеба в водичку и через некоторое время узнаем, что произойдет с  Колобком если он намокнет.

Какой вывод можно сделать? Когда  Колобок намокает, то становится большим, набухшим)

Воспитатель:  Мы с вами подумали. Как мы еще можем узнать о способах изменения сказки?

Дети: Можно спросить у кого-нибудь (подходят к гостям занятия и задают вопрос о способах изменения сюжета сказки).

Гости (говорят свои варианты, свое видение решения этой проблемы, в том числе обращают внимание детей на возможность использования уже приобретенного опыта и групповых материалов по исследовательской деятельности: выпущенной газеты «Ужасно интересно все то, что неизвестно»

Воспитатель: Ребята, идеи наших гостей интересные. Мы с вами занимаемся исследовательской деятельностью и можем что-нибудь вспомнить и применить.

Дети (рассматривают газету «Ужасно интересно все то, что неизвестно»)

Воспитатель: Как мы сами не догадались.

Газета     «Ужасно интересно все то, что неизвестно» (зарисовки детей)

Воспитатель: Ребята, надо использовать наши знания.

 Давайте подумаем как явления могли бы изменить сказку?

Варианты ответов детей :

Если бы Колобок путешествовал в снегопад, то стал снежным Колобком.

Если бы попал в снежную бурю, то все дорожки замело и он заблудился.  

Если бы дорожка была грязной, то Колобок катившись по ней весь испачкался и его никто бы не съел.

     Если бы Колобок катился  по ледяной дорожке, то  он делал  бы  это очень быстро и никто его не заметил.

Физминутка

 (Воспитатель расставляет закладочки-подсказочки)

Воспитатель: А теперь наши юные исследователи готовы предложить один из вариантов переделанной сказки.

Коллективное рассказывание.

        

Воспитатель: И как же мы её назовем нашу новую сказку? (Новые приключения Колобка)

Воспитатель: Давайте теперь подумаем  смогли ли мы  измененить сказки, чтобы в ней все стало благополучно?

 - Что вам больше всего сегодня понравилось?

III. Заключительная часть

ОБОБЩЕНИЕ

Воспитатель: Ребята, думаю, мы совместно  хорошо потрудились.

Вы умеете экспериментировать, фантазировать, искать новые решения, а значит, и в жизни вы сумеете изменить ситуации в лучшую сторону, обойти все препятствия и неприятности, обратить их в свою пользу, а значит, сделать свою жизнь и жизнь окружающих счастливой и радостной!

Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.
Катится Колобок, а дорожка  вся снежная, он уже не румяный, а снежный. Хотел зайчик съесть Колобка, да побоялся простудиться.

Выглянуло солнышко снежинки  растаяли и превратились в воду. Колобок от воды стал таким огромным  даже больше волка. Испугался волк и убежал.

Ударил мороз и дорожка была мокрая , а стала скользкая, ледяная. Так быстро катился он, что медведь его не заметил.

Опять выглянуло солнышко. Лед растаял и тропинка стала такой грязной, что Колобок весь испачкался.  А лиса грязного колобка есть не захотела.

Здесь и сказочки конец, а кто слушал – молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой интегрированной НОД в средней группе "Новейшие приключения Колобка"

Конспект открытого занятия по сказке "Колобок" в новом изложении, с заданиями и играми...

Конспект интегрированного логопедического занятия "Новые приключения Колобка"

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы в рамках логопедического занятия....

конспект интегрированного занятия в первой младшей группе "новые приключения колобка"

Конспект интегрированного занятия «Новые приключения колобка» в младшей группеАвтор: Кармазина Наталья Вячеславовна, воспитатель МКОУ д/с№1 «Жар-птица» г. Знаменск Астраханской областиИнтеграция образ...

Конспект отрытого интегрированного занятия с детьми младшей группы в образовательной области «Познание» по ОБЖ Тема: «Опасные предметы»

Задачи:  обобщить представления у детей об опасных колюще-режущих предметах окружающего их мира, которые могут угрожать жизни и здоровью людей; предостеречь от несчастных случаев в быту....