Конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ "Гномик Вася поступает в школу" в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ "Гномик Вася поступает в школу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_gnomik_vasya_postupaet_v_shkolu.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 25 «РОМАШКА»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
с использованием элементов ТРИЗ
Тема «Гномик Вася поступает в школу»
в средней группе
Составила: Тихонова Алена Петровна,
воспитатель дошкольных групп
г. Нефтеюганск
Тема: «Гномик Вася поступает в школу»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: развитие математических способностей воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с образованием числа три на основе сравнения двух групп предметов;
- учить считать в пределах трёх;
- закреплять умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
- упражнять в умении определять геометрические фигуры осязательно-двигательным путём;
- формировать умение распознавать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) в предметах окружающей обстановки.
Развивающие:
- развивать зрительное внимание, связную речь;
- развивать у детей умение анализировать элементы объекта, их внутренние и внешние связи, сводя все представления в единое целое.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к сказочным героям, желание им помочь.
Методы и приёмы: игровой – игровая мотивация, игровые упражнения, дидактическое упражнение, физкультминутка; наглядный – презентация, показ счёта предметов, модель системного оператора, таблицы с разноуровневыми заданиями; словесный – беседа, вопросы к детям, объяснение, указание, инструкция, поощрение, совместный рассказ педагога и детей по системному оператору, рефлексия; практический – работа с раздаточным материалом, работа с разноуровневыми заданиями (таблицы), работа с системным оператором.
Материал и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация; наборное полотно, маркер;
демонстрационный материал: три белочки, три зайчика, мешочек, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); пятиэкранный системный оператор, нарисованный на доске;
раздаточный материал: двухполостные карточки, таблицы, по три гриба, три цветка на каждого ребёнка, простые карандаши.
Предварительная работа:
- настольно-печатная игра «Геометрические фигуры»,
- дидактическая игра «Найди пару»,
- работа с системным оператором.
Ход занятия:
I. Вводная часть. Игровая мотивация.
Воспитатель: - В волшебном лесу Умная Сова открыла школу. (Презентация. Слайд 2).
Гномик Вася решил пойти учиться. Для поступления в школу нужно выполнить разные задания, а у Васи не всё получается. (Презентация. Слайд 3).
А гномику так хочется учиться у Совы! (Презентация. Слайд 4).
Ребята, что делать, как быть?
Дети: - Нужно помочь гномику сделать задания.
Воспитатель: - Вы хотите помочь Васе? А вы сможете?
Дети: - Да.
II.Основная часть
Знакомство с образованием числа три на основе сравнения двух групп предметов. Обучение счёту до 3. Работа с демонстрационным материалом
1 задание «Гости из леса» (Презентация. Слайд 2).
Воспитатель: - Первое задание «Гости из леса». К нам из леса пришли гости (ставит на наборное полотно 2 зайчиков). Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько прибежало зайчиков?
Дети: - Посчитать.
Педагог считает зайчиков и делает обобщающий жест, интонационно выделяя итоговое число.
Воспитатель: - Сколько зайчиков прибежало?
Дети: - Два зайчика прибежало.
Воспитатель предлагает 2-3 детям сосчитать зайчиков.
Воспитатель: - Стёпа, поставь на нижнюю полоску столько белочек, сколько зайчиков.
Педагог считает белочек.
Воспитатель: - Сколько прибежало белочек?
Дети: - Две белочки.
Воспитатель: - Что можно сказать о количестве зайчиков и белочек? По сколько их?
Дети: - Зайчиков и белочек поровну: два зайчика и две белочки.
Воспитатель: - Их по два. Одинаковое количество.
Воспитатель: - К двум белочкам прибежала ещё одна. (Ставит на наборное полотно ещё одну белочку). Как узнать, сколько стало белочек?
Дети: - Посчитать.
Педагог с детьми считают белочек.
Воспитатель: - Сколько белочек? Сколько зайчиков? (считают) Три белочки и два зайчика – сравните, кого больше.
Дети: - Три белочки больше, чем два зайчика.
Воспитатель: - Два зайчика и три белочки – сравните, кого меньше.
Дети: - Два зайчика меньше, чем три белочки.
Воспитатель: - Как сделать так, чтобы зайчиков и белочек стало поровну?
Дети: - Добавить зайчика или убрать белочку.
Воспитатель показывает способы уравнивания предметов, вновь считает белочек и зайчиков, предлагает посчитать зверей детям. Вместе с детьми делает вывод о равенстве групп на основе результатов счёта.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Гномик Вася теперь понял, как считать и сравнивать количество предметов.
Работа с раздаточным материалом. Закрепление пройденного материала
2 задание «Грибы и цветы»
Воспитатель: - Белочки принесли с собой грибы и ягоды. Сова велела посчитать и сравнить их.
Педагог предлагает детям сесть за столы, на которых находятся двухполосные карточки, грибы и цветы.
Воспитатель: - Ребята, покажите Васе верхнюю полоску, нижнюю полоску. В каком направлении мы выкладываем предметы?
Дети: - Слева направо.
Педагог предлагает детям выложить на верхнюю полоску грибочки.
Воспитатель: - Сколько вы выложили грибов?
Дети: - Три гриба.
Воспитатель: - Есения, посчитай грибы. Ваня, посчитай грибы. А теперь на нижнюю полоску выложите цветочки.
Дети выкладывают ни нижнюю полоску цветы. Педагог уточняет, в каком направлении нужно выкладывать предметы (слева направо)
Воспитатель: - Сколько вы выложили цветочков?
Дети: - Три цветочка.
Воспитатель: - Катя, посчитай цветы. Стёпа, посчитай цветы.
Воспитатель: - Что можно сказать о количестве грибов и цветов? По сколько их?
Дети: - Грибов и цветочков по три. Поровну. Одинаковое количество.
Воспитатель: - А теперь уберите один грибок (дети убирают гриб). Что теперь можно сказать о количестве грибов и цветочков?
Дети: - Их не поровну. Грибов два, а цветов 3.
Воспитатель: - Два гриба и три цветочка - сравните, чего меньше.
Дети: - Два гриба меньше, чем три цветочка.
Воспитатель: - Три цветочка и два гриба – сравните, чего больше.
Дети: - Три цветочка больше, чем два гриба.
Воспитатель: - Как сделать так, чтобы цветов и грибов стало поровну?
Дети: - Добавить грибок или убрать цветок.
Педагог предлагает детям уравнять предметы любым способом.
Физкультминутка
Гномик по тропинке шёл, (Дети маршируют на месте)
Под кустом грибок нашёл.
Раз – грибок (Дети выполняют наклоны вперёд)
И два – грибок,
Положил в свой кузовок. (Дети вновь маршируют на месте)
3 задание. Игровое упражнение «Чудесный мешочек»
Воспитатель: - А еще для учёбы в лесной школе нужно знать геометрические фигуры. Специально для гномика Васи мы повторим названия геометрических фигур. (Презентация. Слайд 3)
Воспитатель показывает круг, затем квадрат, треугольник, прямоугольник.
Воспитатель: - Как называется эта фигура? Какого она цвета?
Педагог кладёт фигуры в мешочек. Воспитанники по очереди на ощупь определяют и называют фигуры, демонстрируют их детям (3-4 раза).
4 задание. Игровое упражнение «Найди предмет круглой (квадратной, треугольной) формы»
Воспитатель: - Ребята, а теперь мы будем находить предметы разной геометрической формы в нашей группе. Принесите мне предметы круглой формы или покажите их.
Дети находят и приносят или показывают круглые предметы педагогу.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь принесите предметы квадратной формы. Гном Вася внимательно смотрит и учится у вас. (Презентация. Слайд 3).
Дети находят и приносят или показывают квадратные предметы педагогу. Так же игра проходит с предметами прямоугольной и треугольной формы.
5 задание. Игра «Волшебный телевизор». Работа с системным оператором «Гриб». (Приложение 1)
Дети стоят полукругом у доски.
Воспитатель: - У Совы есть любимая игра «Волшебный телевизор». Сова играет в нее с учениками в школе. Вася просит вас поиграть с ним в «Волшебный телевизор» и рассмотреть гриб. Из каких частей состоит гриб?
Дети: - Шляпка и ножка. Корни.
Воспитатель: - Верно (зарисовывает части в нижнем экране). Каким раньше, в прошлом, был гриб?
Дети: - Маленьким.
Педагог заполняет левый экран.
Воспитатель: - Каким станет гриб в будущем, потом?
Дети: - Большим.
Педагог заполняет правый экран.
Воспитатель: - А где мы можем встретить гриб?
Дети: - В лесу.
Воспитатель: - Да, гриб растёт в лесу, является частью леса (заполняет верхний экран). Давайте расскажем о грибе нашему гному Васе.
Педагог с детьми составляют рассказ по заполненным экранам.
6 задание. Дидактическое упражнение «Листочки и грибы».
(Приложение 2)
Педагог раздаёт детям таблицы с разноуровневыми заданиями и просит зачеркнуть на одной строчке все грибы, а на другой – все листочки. Проверяет правильность выполнения задания, обращает внимание детей на пропущенные предметы.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, кому мы сегодня помогали? (Презентация. Слайд 3)
Дети: - Гномику Васе.
Воспитатель: - Смогли мы ему помочь? Как мы ему помогали?
Дети: - Делать задания. Готовиться в школу.
Воспитатель: - Какие задания мы выполняли?
Дети: - Мы считали зайчиков и белочек. Считали цветы и грибы. В мешочке фигуры называли, искали в группе предметы круглой формы. Гриб рассматривали и зачёркивали листья и грибы.
Воспитатель: - Кому-нибудь было трудно? А что было трудным? Гномик Вася благодарит вас, вы ему очень помогли. (Презентация. Слайд 5)
Теперь Вася сможет пойти в школу к Сове и будет хорошо учиться. Молодцы, ребята!
Использованная литература:
1.Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 1-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
2.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1 и 2. – М.: Издательство «Ювента», 2014.
3.Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
Интернет-источники:
1.https://fs01.vseosvita.ua/0100g8c5-7748-200x240.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием элементов методики М. Монтессори в 1 младшей группе "Матрешки"
Цели: вызвать интерес к новой игрушке, учить открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, продолжать вводить понятия «большой», «маленький», «один», «много», учить детей использоват...
Конспект НОД по ФЭМП с использованием игровой технологии "Логические блоки Дьенеша" в старшей группе на тему: "Путешествие в город геометрических фигур"
Конспект НОД "Путешествие в город геометрических фигур" предполагает использование игровой технологии "Логические блоки Дьенеша". Дети учатся решать логические задачи на разбиение по свойс...
Конспект занятия по ФЭМП с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича для средней группы ТЕМА: «Поможем мальчику Гео.»
Игры В.В.Воскобовича незаменимый материал для занятий по ФЭМП....
Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."
Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода к организации иссл...
Сценарий образовательной деятельности по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе №2.
Сценарий образовательной деятельности по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе №2....
Конспект НОД по ФЭМП с использованием технологии ТРИЗ-РТВ для детей в средней группе " Пять ключей"
формирование элементарных математических представлений, конструктивных способностей, коммуникативных навыков, расширять активный словарь детей....
Конспект ООД по ФЭМП с использованием элементов технологии ТРИЗ «На помощь солнышку»
Совершенствование элементарных математических знаний....