Занятие "Юные орнитологи"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Нестеренко Наталья Васильевна

Цель:  Познакомить детей с наукой орнитологией , работой  – орнитологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_yunye_ornitologi.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности  детей  в подготовительной группе на тему: «Юные орнитологи»

Цель:  Познакомить детей с наукой орнитологией , работой  – орнитологов.

Задачи:

1. Уточнять представление детей о признаках зимы.

2.Дать представление о полете птиц ( клин,стая, шеренга).

3 Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

4.Учить классифицировать птиц по заданным признакам.

5. Активизировать словарь относительных прилагательных: холодная, ветряная, пуховое, маховое.

6. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры: орнитологи, курлычат, щёлкает, щебечет, гагочат.

7. Воспитывать у детей любовь к природе.

8. Прививать   сострадание, сопереживание, сочувствие.

Оборудование:

Телевизор, картинки с  изображение  птиц,  перья птичьи ,лупа, эмблема орнитолога .

                                                      Ход Занятия.

1. Беседа. ( дети   около окна)

- Обратите внимание ,какая погода за окном ? Какое время года?  

- Почему стало мало птиц?

- Почему птицы улетели?

 

 2.   Есть такая наука, которая занимается изучением жизни птиц – орнитология. Считается, что термин «орнитология» – в переводе с греческого «наука (учение) о птицах» – появился в 16 веке, благодаря итальянскому учёному-натуралисту Улиссе Альдрованди.

А смог бы мир существовать без птиц? Если бы и смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и умирающими от голода людьми. Потому что именно птицы в огромных количествах истребляют вредных насекомых и грызунов, посягающих на наши леса и урожаи. Но даже если не брать во внимание ту колоссальную пользу, которую приносят птицы, разве не замечательно, что они просто живут рядом с нами, удивляя, заставляя задуматься, переживать, радоваться? Может быть, именно поэтому мы называем птиц своими друзьями?!  Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук. До сих пор работают ученые над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелетов птиц.

А кто такие орнитологи?( Учёные,  которые изучают птиц). День орнитолога в России отмечается 19 февраля.

Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц.  Сам же праздник – День орнитолога – ведёт свою историю с 1983 года, когда было создано Всесоюзное орнитологическое общество при Академии Наук СССР. Произошло это событие 19 февраля – отсюда и дата празднования, которая, к слову, отмечается в наши дни орнитологами и во многих государствах, бывших в ту пору Советскими республиками.На проходившем 19 февраля 1983 года Учредительном съезде Всесоюзного орнитологического общества прозвучало и предложение считать эту дату неофициальным Днём орнитолога.

 Как орнитологи изучают птиц? (Орнитологи изучают внешний вид, повадки птиц. Тщательно исследуют их место обитания, особенности их питания и выведения птенцов. Они даже знают о продолжительности жизни птиц).

А как же всё это они узнают?( Учёные много путешествуют по всему миру. Они наблюдают за птицами, фотографируют их. А ещё учёные – орнитологи   кольцуют птиц,  т. е. надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелёта, места зимовок).

А нужно изучать жизнь птиц? (Нужно. Потому что они приносят пользу).

А какую пользу? (Уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых. Ловят мышей и вредных грызунов, которые наносят вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена. Они красиво поют и радуют нас своей красотой).

3. Раз мы с вами орнитологи и  можем изучать птиц, давайте тогда с вами отправимся в экспедицию.
Птицы это кто? (Птицы – это животные, которые умеют летать, у них есть клюв, детеныши появляются из яйца) .

Дидактическая игра «Раздели на группы».
Дети выделяют группы птиц:
Зимующие, перелетные. 
Водоплавающие. 
Хищники. 
По величине. 

Рассматривание полета птиц.(  Воспитатель показывает презентацию)

–  Птицы во время полета выстраиваются в определенный порядок (Журавли летят клином , прощаются издают звуки –курлычат, грачи и мелкие птицы собираются  в  стаи ласточки издают звуки - щебечат,  утки выстраиваются дугой,  крякают, гуси летят шеренгой , гогочат.)

Физминутка. «Птичка ожила».
Птичка крыльями взмахнула,
Птица перья отряхнула,
Крылья убрала назад,
Сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо — влево,
Удивилась, что за дело?
Нет тут птицы ни одной,
Полечу-ка я домой.

Ребята, что зима приносит с собой? 
Признаки зимы: холод, мороз, стужа, опускается термометр ниже нуля. 
Ветер: порывистый, холодный, сквозной… 
Снег: мокрый, сырой. 
Предлагает подумать: всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима. 
Говорит о том, что у зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая. 

4. Лаборатория

Как вы думаете ребята, что птицам страшен голод или холод? 
Дети предполагают: «Я считаю голод и холод». «А я считаю холод»… Они дают свои объяснения. 
- Чем покрыто тело птицы? (Перьями)

- Обратите внимание на строение пера. Это маховое перо птиц, оно помогает птице держаться и летать в воздухе.

 - Посмотрите как оно падает, быстро или медленно? ( опыт) Почему оно медленно , плавно кружится (  перо легкое, так как внутри стержня – пустота)

- Перья согревают птиц или нет? (Возможно, согревают). Выясним. 
- Как вы думаете, перо теплое или нет? Почему? 
Рассматривают перья птиц и выясняют, что перо теплое, потому что есть пух. 

Исследование свойств перьев:

  1. Есть ли пух? Рассматривают под лупой. 
    2. Перо не продуваемое? Дуют на него. 
    3. Перо непромокаемое? Капают воду из шприца. 

Делают вывод: На всех перьях есть пух, оно не продувалось, не промокло. 
Значит, страшен птицам голод, а не холод. 

Как помочь птицам зимой? Если им не помочь, они могут погибнуть. (можно сделать кормушки)

 5. итог

Ребята, как вы думаете, а птицам делают памятники?

 Но за что стоит благодарить обычных птиц?

В Англии и Франции в прошлом веке были установлены обелиски с изображением голубей. Так местные жители почтили роль этих мирных птах во время военных действий – дело в том, что голубиная почта в условиях сражений представляла огромное подспорье для армии. Самоотверженные почтари выполняли свой долг с доблестью настоящий бойцов, доставляя корреспонденцию, даже получив ранение.

Но самую большую известность получил подвиг английской голубки, которая в 1942 году жила на подводной лодке. После одного из боев субмарина затонула, связь с базой была прервана, и люди, у которых должен был вскоре закончиться воздух, почти потеряли надежду на спасение. И тогда за помощью было решено отправить птицу. Голубке привязали сообщение, загрузили ее в специальную капсулу, которую вытолкнули из торпедного аппарата. Почтарь с честью прошел через все испытания и смог вовремя доставить письмо командованию. Экипаж подлодки был спасен, а птице на родине поставили памятник – за высшую воинскую доблесть!

 Вообще-то голубей человечество благодарило специальными мемориалами чаще всего. Люди всегда благоговели перед удивительным инстинктом этих маленьких птах, который позволял им безошибочно находить дорогу домой. По сути, голуби могут считаться одними из самых верных и преданных существ на свете. Впрочем, лебединая верность, вошедшая в поговорку, также была отмечена много раз. К примеру, в одной из канадских провинций на специальном постаменте возвышается статуя белоснежной лебедушки, распростершей свои крылья. Этот памятник стал официальным символом городка Гранд-Прери.

В Германии существует памятник петуху. Его личная заслуга невелика, но благодарные жители одного из древних немецких городов с помощью этой громкоголосой птицы смогли некогда обмануть врагов. Предание гласит, что под крепостными стенами несколько месяцев стояло чужеземное войско. Жители, запертые в кольце осады, начали голодать, потихоньку доев все свои запасы. Понятно, что именно на это враги и рассчитывали. И тогда была придумана хитрая уловка – петуха, который чудом избежал котла с супом, пустили гулять по верху стены.

Захватчики могли видеть, как спокойно птица бродит между защитниками, оглашая окрестности своим веселым криком. В результате они пришли к выводу, что в городе слишком много запасов, если петух чувствует себя в полной безопасности. Следовательно, осада может затянуться на много месяцев. Враги ушли, когда местные жители уже почти умирали от голода. Город был спасен, а подвиг петуха увековечили в камне.

Благодарные итальянцы почитают гусей, им даже установили специальный памятник. А все потому, что эти птицы когда-то действительно спасли от захватчиков Рим, как это утверждает известная поговорка. Происходили эти исторические события за 6 веков до Рождества Христова. Воинственные галлы как-то раз, во время своих набегов, подобрались вплотную к Риму и уже планировали атаковать.В это время истомленные защитники все поголовно спали крепким сном, и даже собаки не почувствовали, как враги ползком занимали Капитолийский холм, на котором был построен храм Юноны. При нем много лет жило стадо гусей, которых местные жители почитали птицами, посвященными богине. Именно они услышали тот едва уловимый металлический звон, который издавали доспехи галлов. Птицы, непривычные к подобному бряцанию, всполошились и начали громко гоготать. На этот крик откликнулись римские охранные псы, и лишь потом надвигающуюся опасность увидели люди. Защитники вовремя схватились за оружие, и атака захватчиков была отбита. С тех пор в Риме ежегодно стали проводиться специальные празднества, посвященные священным птицам, а в их честь был выстроен настоящий мемориал.

В Египте имеется очень оригинальный памятник, изображающий жену местного правителя верхом на страусе. И это не вольность скульптора. Дело в том, что в некоторых древних странах, в том числе в Спарте и Карфагене, эти огромные птицы считались ездовыми, успешно соперничая с лошадьми. Их выращивали на специальных фермах, а потом запрягали в колесницы или седлали. Существует историческая информация о том, что великий Птолемей для особо торжественных случаев использовал карету, которую везли восемь гигантских страусов.

Так что нашему обществу есть, за что благодарить птиц. Они всегда украшали жизнь людей своим пением, помогали, спасали от насекомых-вредителей и олицетворяли самые лучшие черты человеческой натуры – благородство, мудрость, верность и отвагу.

А у нас в городе есть памятник птицам? (ответы детей)

 Музыка «Аис т на крыше»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познание": "В царстве орнитологии"

Данная образовательная деятельность способствует формированию представлений о знакомых птицах, условиях их жизни, закреплению знаний о зимующих и перелетных птицах, названий птиц, развивает логическое...

Досуг с детьми "В мире орнитологии"

Дать новые понятия, уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц. Дать понятие о кочующих и перелетных птицах. Формировать обобщенное представление о...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Орнитологи» в средней группе.

Закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение....

ЮНЫЕ ОРНИТОЛОГИ В СТРАНЕ «НЕВИДАННЫХ СОВ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- расширять кругозор, знания детей о птицах, их особенностях, повадках,  образе жизни;-  вызвать желание создать образ своей сказочной птицы, используя возможные средства выраз...

Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Перелетные птицы» «Путешествие маленьких орнитологов»

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы.Лексическая тема: «Перелетные птицы»Тема НОД: «Путешествие маленьких орнитологов»Подготовила:Учитель-ло...

занятие в подготовительной группе "Юные орнитологи"

Занятие в подготовительной группе "Юные орнитологи"...

В царстве орнитологии

Конспект по позновательному развитию...