«Формирование представлений о природе родного края у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование представлений о природе родного края у детей младшего дошкольного возраста»
воспитатель первой квалификационной категории
Орлова А.С.
"Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни»
Д. Радович
Актуальность
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Моя задача, в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем формировать осознанное отношение к природе.
Цель: Знакомство детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
• Систематизировать знания об окружающем мире.
• Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
• Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
• Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.
• Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
• Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
• Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края.
• Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
• Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
• Разработка проекта.
• Постановка цели и задачи.
• Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
• Разработка конспектов образовательной деятельности.
Основной этап:
Работа с детьми:
Беседы:
«Что такое природа?»
«Деревья нашего края»
По содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
«О правилах поведения на природе»
«Лес и наше здоровье».
Рассматривание картин и иллюстраций:
• П. С. Меньшикова «Дикие животные».
• С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».
Чтение произведений:
• В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой».
• Успенский «История одной яблоньки», «Птицы».
• А. Яшина «Покормите птиц зимой».
• В. Степанов «Животные наших лесов».
Чарушин «Про зайчат»
- Русская народная сказка «Зимовье зверей»
- Русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый волк»
• Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
• Разучивание стихотворений о птицах, о животных,
о деревьях.
• В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
• О птицах.
• О диких животных.
• О деревьях.
• О природе.
Дидактические игры:
• «Природа – не природа».
• «Кто в домике живет?».
• «Найди перелетных и зимующих птиц».
• «Найди по описанию».
• «Найди, кого назову».
• «Опиши, а мы отгадаем».
• «Кого не стало?».
• «Чьи следы».
• «Назови ласково».
• «Кто где?».
Пальчиковые игры:
• «Есть у каждого свой дом».
• «Воробьи»;
• «Птички»;
• «Кто спит зимой?»;
• «Осенние листья»;
• «Дикие животные»;
• «Осень»;
• «Зима».
• «Зайка».
• «Сорока».
Игры на развитие дыхания:
• «Чей листок раньше улетит?»
• «Чья снежинка улетит дальше?».
Игры на развитие координации слова с движением:
• «Елка»;
• «Медвежонок»;
• «Зайка».
• «Дикие животные».
Игровые упражнения:
• «Чему человек научился у птиц?».
• «Что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?».
• «Лес шумит».
• «Хочу быть птичкой».
• «Кто живет в лесу?».
• «Дикие животные».
• «Птички».
Наблюдения:
• За сезонными явлениями.
• За деревьями.
• За птицами.
• «Чьи следы?».
Труд в природе:
• Установка кормушек.
• Подкормка птиц.
• Уборка мусора.
• Сбор природного материала для поделок.
Театральная деятельность:
• «Как готовятся звери к зиме?».
• «На лесной опушке».
• «Чудесное превращение».
Подвижные игры:
• «Лиса и зайцы».
• «Белка».
• Эстафета «Собери мусор».
• «Охотники и утки».
• Хороводная игра «Во поле береза стояла».
Экспериментальная деятельность:
• Сравнение еловых и сосновых шишек.
• Сравнение веточек сосны и ели.
• Рассматривание семян деревьев.
• Посадка семян сосны, ели, березы, клена.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: (Леонова) «Медвежонок», «Вот на ветке лист кленовый», «Зимний пейзаж», «Елочка в лесу растет», «Поможем зайчатам»
Аппликация: (Леонова) «Вы со мной знакомы близко…» «Рыбки в водице», «Домик для птиц».
Конструирование: (Куцакова) «Веселые зверушки», «Гриб», «Стрекоза»
Лепка: (Леонова) «Птичка», «Еж колючий, но не злющий», «Зима в лесу», «Они живут в лесу», «Весна пришла», «Ромашковое поле»
Познавательно – исследовательская деятельность (Природа) (Воронкевич)
«Как зимуют дикие звери», «Как живут растения зимой», «Жизнь диких зверей зимой», «Птицы».
Коммуникативная деятельность
Составление описательных рассказов о питомцах, о диких животных.
Описание животных по картинке
Взаимодействие с семьей:
• Совместное изготовление родителей и детей макета «Природа».
• Оформление выставки «Природа Нижнего Новгорода».
• Найти и выучить стихи:
- о любимом дереве родного края;
- о любимом диком животном родного края.
- о любимой птице родного края.
• Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок., примет, потешек, песенок о природе.
• Составление родителей с детьми описательных рассказов о деревьях, птицах, диких животных.
• Трудовой десант «Дерево нашей семьи».
Подведение итогов.
• У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
• Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
• С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
• Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
Данная работа нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».
Литература
-Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
-Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.
Статьи из журналов
-Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
-Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Экологические игры
-Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
Константинова Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // -Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»
- Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
-Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».
-Золотова Е. И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н. -Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
-Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
-Н. А. Рыжова, Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». –М: 2008 год.
-Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» «Карапуз» М.: 2001год.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...
"Формирование интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста по средства метода проекта"
Большую роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для ...
"Формирование любви к родному краю у детей младшего дошкольного возраста"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11398693","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"640"}}]]...
Статья по теме "Использование потенциала ИКТ в формировании представлений об объектах природного мира родного края у детей младшего дошкольного возраста"
Основы экологической культуры личности закладываются в период дошкольного детства. Родная природа является не только естественной первичной жизненной средой для каждого человека, с момента его рождени...
Формирование представлений о природе родного края у детей дошкольного возраста.
Цель – расширить и углубить знания детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире родного края через разнообразные формы работы....
Консультация для родителей «Формирование представлений о природе родного края у детей».
Любовь к природе, сознательное и бережное отношение к ней должны воспитываться в детях, с раннего детства в семье. Раннее общение детей с природой родного края поможет выработать и воспитать в их созн...