Статья по теме "Использование потенциала ИКТ в формировании представлений об объектах природного мира родного края у детей младшего дошкольного возраста"
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему
Основы экологической культуры личности закладываются в период дошкольного детства. Родная природа является не только естественной первичной жизненной средой для каждого человека, с момента его рождения, но и первым средством воспитания.
Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Поддерживая детский интерес, нужно вести дошколят от знакомства с природой родного города, края к её пониманию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46 Пушкинского района Спб
Статья по теме
"Использование потенциала ИКТ
в формировании представлений об объектах природного мира родного края
у детей младшего дошкольного возраста"
Подготовила воспитатель: Жужма А.В.
Санкт-Петербург
2017 г.
Основы экологической культуры личности закладываются в период дошкольного детства. Родная природа является не только естественной первичной жизненной средой для каждого человека, с момента его рождения, но и первым средством воспитания.
Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Поддерживая детский интерес, нужно вести дошколят от знакомства с природой родного города, края к её пониманию.
Одна из главных задач воспитателя в данном направлении - обогащать представления об объектах природного мира родного края, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.
Методы и формы работы в данном контексте средствами природы родного края могут быть весьма разнообразны.
Сегодня мы наблюдаем не только исключительный интерес к процессу интеграции ИКТ в ДОО, но и беспрецедентный акцент на важности и качестве дошкольного образования в целом.
Важность ИКТ в воспитательно - образовательном процессе заключается не в современных чипах, а в богатых, разнообразных условиях, которые эти технологии обеспечивают для деятельности детей, обуславливающей развитие их познавательных способностей.
Благодаря мультимедийным технологиям, есть возможность предоставить воспитанникам весь спектр вариантов для осмысления окружающего мира. В том числе и виртуально.
Потенциал ИКТ поможет принести детям содержание и деятельность, которые вызывают и поддерживают у них сильные и полезные эмоции.
Что для ребенка дошкольного возраста является главным? Представляется, что можно выделить трех китов, на которых стоит (и, надеемся, будет стоять) дошкольное образование.
- Первый кит связан с центральным новообразованием дошкольного возраста- воображением.
Ребенок должен уметь воображать и фантазировать. При этом он должен научиться управлять своим воображением, чтобы оно не стало причиной детских страхов. Воображение является основой игры, и то, что современные дети не умеют играть, непосредственно связано с условиями становления и развития воображения.
- Второй кит касается эмоций.
Эмоции не зря называют центральной психической функцией дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте ребенок обретает способность управлять собственными эмоциями.
- Наконец, третий кит, на котором должно строиться дошкольное образование, связан с общением и взаимодействием.
Можно без преувеличения сказать, что в дошкольном возрасте ребенок проходит университеты общения. Что же надо, чтобы у ребенка это было сформировано?
Здесь снова можно найти своих трех китов.
1. Необходима тесная связь с семьей ребенка. Без семьи нельзя создать развивающую среду, обеспечивающую формирование надлежащего уровня эмоций, воображения и общения.
2. Нужно организовывать спонтанные формы обучения (это такое обучение, когда человек учится по «своей программе», как писал Л. С. Выготский).
3. Необходимо создать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности.
Представляю вашему вниманию несколько инструментов мультимедийных технологий, позволяющих:
- обогащать первичные представления дошкольников о растениях, животных, об объектах неживой природы родного края;
- устанавливать первые естественные взаимоотношения детей с миром природы родного края;
- воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы родного края.
Одной из форм воспитательно - образовательного процесса, способствующей наиболее эффективному решению поставленных задач является игра-путешествие.
Игра как метод - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания.
Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, С.Н. Николаева назвала игровой обучающей ситуацией (ИОС). Она раскрыла её суть и значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Как показывает практический опыт, данная форма является эффективной в разных направлениях воспитания и развития дошкольников.
Виртуальное путешествие создает "эффект присутствия" - яркие, запоминающиеся зрительные образы, и позволяет получить наиболее полную информацию по рассматриваемому вопросу.
Виртуальное путешествие по тропинкам детского сада может происходить на воображаемом виде транспорта.
Детям предоставляется возможность выбора. Обсудив плюсы и минусы всех видов предложенного транспорта, дети решают, что самый подходящий для передвижения с большим количеством детей транспорт - это автобус. Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику.
Например, в игре - путешествие «Прогулка по тропинкам детского сада» - сопутствующие роли:
- это шофер автобуса, на котором едут дети;
- кассир, который продает билеты;
- воспитатель исполняет роль экскурсовода, дети - роль экскурсантов (это главные роли).
В нашем виртуальном автобусе могут ехать люди самых разных профессий.
Видеозагадки помогут узнать эти профессии.
С помощью анимации и аудиофайлов ребята сами могут себя представить в роли…космонавта, пожарного, врача и т. д..
Чтобы путешествие стало увлекательнее, используется музыкальное сопровождение.
В данной игре целесообразно использовать компьютерную презентацию с фотографиями достопримечательностей экологической тропинки.
Дети, «виртуально посещая интересные места», в игровой форме получают новые знания об объектах живой и неживой природы родного края, чему способствует обязательная в игре роль экскурсовода, которую исполняет воспитатель, анимационный герой, родители.
Именно через такую форму подачи нового материала дошкольники знакомятся с новыми объектами, узнают на фото уже знакомые, получают самые различные сведения о жизни природы, учатся любить и гордиться родным краем.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов.
В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают.
Чтобы игра была полноценной, чтобы было возможно через неё реализовать поставленные дидактические задачи, педагогу необходимо тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с детьми, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия).
Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию.
Электронные ресурсы
Троян Ю. Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте средствами природы родного края / [Электронный ресурс]. - http://festival.1september.ru/articles/613018/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по формированию представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста
Занятие №1 «Деньги. Купюра. Монета»Цель:- раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;- учить находить отличительные и сходные приз...
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
Формирование представлений о профессиях через проектную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и родителей, в процессе которой дошкольники развивают познавательные способности и творческое мышление,...
Статья «Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий»
Статья«Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий...
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРИРОДЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Формирование начальных представлений о мире природы...
Конспект НОД по формированию целостной картины мира "Овощи" для детей младшего дошкольного возраста
Формировать у детей представления об овощах...