Консультация для родителей «Формирование представлений о природе родного края у детей».
консультация (старшая группа)

Зраева Алла Александровна

Любовь к природе, сознательное и бережное отношение к ней должны воспитываться в детях, с раннего детства в семье. Раннее общение детей с природой родного края поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Консультация для родителей «Ознакомление детей с природой родного края».

        

Автор: Воспитатель 1 категории

                                                                                 Зраева Алла Александровна

2020 г.

Цель: Заинтересовать родителей и повысить их компетентность в вопросе формирования представлений о природе родного края у детей. Проводить целенаправленную работу с родителями. Помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому образованию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.

Задачи:

  • Обобщить и расширить знания родителей об объектах живой и неживой природы родного края, о географическом положении Томской области, природной зоне и климатических особенностях лесотаежной зоны, о заповедниках и заповедных местах Томской области, развивать умения родителей применять теоретический материал в воспитательном процессе детей дошкольного возраста.
  • Показать значимость ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края.
  • Повышение педагогической культуры родителей.

Актуальность выбранной проблемы.

Растительный мир сибирского края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка - это великая воспитательница.

Так как у детей дошкольного возраста недостаточно знаний о природе родного края – Томской области, низкий уровень наблюдательности; несформированность эмоционально – чувственного положительного опыта взаимодействия с природой. Необходимо расширять их кругозор не только на занятиях в ДОО, но и в повседневной жизни. А это могут сделать родители при условии, что и у них будет высокий уровень экологической культуры.

 Содержание пунктов плана.

1. «Томская область – мой родной край» - ознакомление родителей с интересными фактами о природе, животных области.

Ознакомление родителей с краткой природоведческой справкой.

Леса и почва

Основная территория Томской области представлена землями лесного фонда (85 %). Почвенный покров варьирует от серых лесных до подзолистых и дерново-подзолистых почв.

Рельеф области

Рельеф области представлен в основном плоскими заболоченными равнинами. Климат умеренно-континентальный. Среднегодовая температура равна — 0,6 °C, средняя июля: +18,1 °C, января: — 19,2 °C. Климатические характеристики северной части области отличаются большей суровостью и продолжительностью зимнего сезона.

Вода и болота

Степень заболоченности Томской области достигает 40 %. Особая экологическая ценность болот заключается в том, что они являются регулятором гидрологического режима стоков рек, служат гигантским фильтром-накопителем, поглощающим элементы из атмосферы.

По запасам пресной воды, включая подземные и открытые водоемы, Томская область занимает одно из первых мест в России.

На территории Томской области освоено несколько месторождений минеральной воды, выпускаемой под маркой «Чажемто» и «Омега». Есть природные горячие сероводородные источники, на базе которых возможно открытие санаториев.

Территория области равнинно-таежная, поэтому в составе фауны более половины животных связано с лесами, около трети тяготеют к водно- болотным угодьям. Разнообразие фауны представлено 325 видами птиц, 60 видами млекопитающих, 5 видами амфибий, 4 видами рептилий.

Флора и фауна

Долгое время главным природным богатством области считались леса. Площадь леса составляет 29,2 млн га, или 58,2 % территорий области, состоит из зон северной лесостепи, осиново-березовых подтаежных лесов, средней и южной тайги. К зоне средней тайги относятся леса левобережья Оби и правобережья севернее р. Кеть. Хвойные насаждения (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр) составляют 58 % лесопокрытой площади. Темнохвойные леса занимают высокие речные террасы и приподнятые дренированные участки междуречий. Сосновые леса повсеместны, но преобладают в бассейнах Кети и Тыма. Коренные березовые леса ограничены 57° северной широты, вторичные березово-осиновые леса растут вперемежку с темнохвойными. Для пойм характерны осоковые луга, березовые, осиновые, ивовые, тополевые леса. Густой подлесок обычно состоит из черемухи, бузины, калины, рябины, жимолости, краснотала. Болота покрыты сосной, березой карликовых форм, багульником. В лесах и на болотах много дикорастущих ценных растений, представляющих промысловый интерес: брусники, черники, клюквы, голубики, смородины, малины, морошки, клубники, толокнянки, лекарственных трав, черемши, хрена, хмеля, щавеля, дикого лука, разнообразных грибов. Особую ценность представляют 24 орехово-промысловой зоны площадью 450 тыс. га. Сельскохозяйственные угодья занимают 4,4 % всех земель области, пашня — 2,2 %.

В реках и озерах области обитают 33 вида рыб, из которых 15 имеют промысловое значение, это нельма, муксун, осетр, стерлядь, пелядь. Годовой вылов рыбы составляет более двух тысяч тонн. Запасы рыбных ресурсов в последние годы в Томской области несколько увеличились.

Богат животный мир Томской области: на ее территории обитают 28 видов промысловых диких животных — лоси, олени, косули, бурые медведи, рыси, росомахи, соболя, лисы, белки, волки и более 40 видов птиц.

2. «Люблю тебя родной мой край!» направлен на формирование представлений о заповедниках и заповедных местах Томской области, знакомим дошкольников с Красной книгой Томской области.

С детьми можно проводить следующую работу: читать художественную литературу о деревьях, заучивать стихи; рассматривать энциклопедии, иллюстрации, картины известных художников; составлять и решать кроссворды; отгадывать загадки; наблюдать за деревьями в разное время года; проводить опыты и эксперименты с корой, ветками, листьями; играть в подвижные игры; составляли рассказы на тему: «Мое любимое растение, животное»; рисовать.

Примеры игр и упражнений:

Речевая игра «Закончи предложение».

Широко раскинулся на карте Томской области океан лесов: ельники, березняки, боры, тайга. Помогите разобраться, какие деревья растут в каждом лесу?

В ельниках растут _______.

В роще растут _____.

В бору растут ______.

В тайге растут _____.

В кедровниках растут __________.

Игра – эстафета «Рыболовы»

Каждый берет из ведерка только одну рыбку.

Воспитатель: Молодцы! Понравилось рыбу ловить? Как называется рыба, которую вы поймали? (осетр, стерлядь, нельма, муксун, язь, щука, окунь, чебак)

Игра «Мы- помощники геологов»

Месторождения полезных ископаемых разыскивают геологи. У них сложная аппаратура, вертолеты и вездеходы, радиосвязь и даже фотографии Земли, сделанные из космоса.

Представьте, что мы геологи и нам нужно полететь над Томской областью. Найдите на карте город Томск. Начинаем путешествие. Я на большой карте, вы на своих. Находим месторождения нефти, газа. Ставим значок. Молодцы, вы хорошие геологи.

3. Рекомендации для родителей (на каждый вопрос плана рекомендация).

Рекомендации по ознакомлению детей с природой родного края:

1. Наблюдайте вместе с ребенком за объектами живой природы, делайте выводы, обобщайте что увидели.

2. Используйте в своей речи образные слова и выражения на природную тематику.

3. Учите ребенка пользоваться новыми словами и выражениями в разговоре и рассказывании.

4. Рассмотрите альбомы, книги, иллюстрации о разнообразии природы.

5. Привлекайте детей к выращиванию растений.

6. Участвуйте в субботниках по озеленению территории детского сада, около своего дома, в городе.

Список рекомендуемой литературы для родителей:

1. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. - М.: Просвещение, 2017. - 95 c.

2. Бердяева, Н.А. Как ребенок воспринимает окружающее // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. - Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2012. - С. 31-90.

3. Вагатова М, Чучелина Т, Конькова А и др., «Огонь - камень» Сказки народов Тюменского Севера, Свердловск, средне - Уральское кн. изд.-во, 1980, с. 50-55.

4. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, учителей и

родителей к пособиям для детей 2-7 лет. М.: Издательство Баласс Лтд. 2011. 495с.

5. Гончарова, Е.В Югория - мой край родной: учебно - методическое пособие /Е.В. Гончарова, В.И. Казакова, А.Р. Сапрыкина, И.С. Телегина - Нижневартовск: НГГУ, 2007. - 130с

6. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. - Нижневартовск, 2008. - 342 с.

7. Дружинина, Т., Николаева С. Воспитание бережного отношения к растениям // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7. - С.18-22.

8. Замотаева, Е. Ю. Педагогические условия формирования экологических представлений у старших дошкольников // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2016 г.) - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (7). - С. 122-123.

9. Игнаткина, Л.С. Ознакомление дошкольников с ростом и развитием животных. - М.: Просвещение, 2011. - 145 с.

10. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой - М.: Смысл, 2004. - 125 с.

11. Ковгае, Е.Е., Кошкарёва Н.Б., Соловар В.Н. Сказки народа ханты. - С-Петербург, ТОО «Алфавит», 2010.

12. Кузнецова, Л. М., Пудикова Л. В «Творчество народов Севера». Нижневартовск, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста по средства метода проекта"

Большую роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для ...

Формирование представлений о природе родного края через проектно-исследовательскую деятельность дошкольников

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привя...

Консультация для родителей «Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание».

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться...

Формирование представлений о природе родного края у детей дошкольного возраста.

Цель – расширить и углубить знания детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире родного края через разнообразные формы работы....

Консультация для родителей на тему: "Познаем природу родного края".

Даны рекомендации  как помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы....

«Формирование представлений о природе родного края у детей младшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общени...