Конспект по окружающему миру в старшей группе "Откуда хлеб пришел"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_o_hlebe.docx | 33.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа 2053»
Конспект занятия ознакомление с окружающим
ТЕМА: «Откуда хлеб пришел»
в старшей группе №1
Подготовила: воспитатель Курочкина И.Ю.
Москва 2020 г.
Занятие по «Ознакомлению с окружающим» в старшей группе на тему: «Откуда хлеб пришёл»
Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: картинки, тарелка с мукой.
Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?
(Молочная каша, белый хлеб, чай)
Воспитатель: А вчера?
(Омлет, булка с маслом, кофе)
Воспитатель: А что было на обед?
(Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)
Воспитатель: Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?
Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.
Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
(Белый, булки с изюмом, мягкий).
Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?
(Мама купила в магазине)
Воспитатель: А, как он в магазин попал, хотите расскажу?
- Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю специальными машинами, сеялками.
- Потом вырастают вот такие колоски
- Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу
- Там зёрна перемелют в муку. Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками. Какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая).
- Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.
Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?
(Мука, вода)
Посмотрите, какие нужны компоненты
Давайте их назовём. (Ответы детей).
Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин.
Ребята, а что ещё пекут из муки?
Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные).
Молодцы!
На тарелке лежат кусочки булки. Возьмите каждый и попробуйте.
Дидактическая игра: "Сложи правильно"
Цель: разложить и объяснить карточки в правильной последовательности. «Как хлеб на стол попадает»
Сценарий интегрированного досуга «Хлеб - в нём наша сила и здоровье»
Цели:
- Расширение и обогащение знаний детей об окружающем мире, хлебе, процессах его выращивания и изготовления;
- Изучение детьми картины И.Левитана «Рожь»;
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Словарь: каравай, буханка, бублик, хлебцы, сушки, баранки, кулебяка, колосья, батон; пашут, сеют, перемалывают, замешивают;
Материалы:
Иллюстрации, хлебобулочные изделия, колосья пшеницы, ржи, овса.
Ход досуга
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть повеселиться и хорошо провести время. Для того чтобы узнать, о чём мы будем говорить, отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней и полезней нет.
Дети: Хлеб
В группу входит ребёнок, одетый в русский национальный костюм, и вносит каравай.
Воспитатель: Как называется это изделие?
Дети: Каравай.
Воспитатель: Угощайтесь, пожалуйста. Попробуйте его на вкус. Что можно сказать о нём?
Дети: Мягкий, пышный, душистый, чёрный, вкусный. Полезный.
Воспитатель: Дети, а какое стихотворение о хлебе вы знаете?
Дети хором читают стихотворение П. Качанова «Хлеб ржаной, батон и булки»
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Сеют в поле зёрна раннею весной,
А над ними светит солнышко родное.
На ветру весёлом зашумят колосья.
Будет урожайная золотая осень.
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и узнаем, как хлеб попадает нам на стол.
(Дети подходят к стенду с картинами. Воспитатель поочерёдно обращает внимание дошкольников на серию картинок, на которых изображено, как трактор пашетземлю, сеет в землю зерно, самолёт удобряет посевы, комбайн убирает урожай. На стенде также представлены образцы колосьев ржи, пшеницы и овса.)
Воспитатель: Что делают люди на тракторе?
Дети: Пашут землю, чтобы она была мягкая, чтобы зёрнам в ней было уютно.
Воспитатель: Что делают люди на сеялках?
Дети: Сеют зерно в землю.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы зёрна в колосьях были пузатые, упругие, крупные, в них было много витаминов, полезных веществ?
Дети: Нужно чтобы дождик их поливал, солнышко грело, и тогда они превратятся в колосья.
Воспитатель: Возьмите по колоску, рассмотрите их, потрогайте.
Дети: Зёрна твёрдые, колоски колючие.
Воспитатель: Что дальше делают с колосками?
Дети: Их собирают, молотят, измельчают, делают муку.
Воспитатель: Зёрна были твёрдые, а мука из них получилась?
Дети: Мягкая.
Воспитатель: А что делают из муки?
Дети: Замешивают тесто, пекут хлеб.
Воспитатель: Хлеб из зерна, выращенного с заботой, политого дождём и согретого солнцем, очень полезен для человека.
Физкультминутка
(Дети под музыку выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Представьте, что вы маленькие зёрнышки, а я сажаю вас в землю (дети медленно под музыку приседают). Теплое солнышко прогревало землю, дождик поливал, зёрнышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимают руки вверх)
Воспитатель: Дети, а что можно сделать из муки?
Дети: Батоны, буханки, булки, хлебцы, бублики, баранки, кулебяки.
(Воспитатель подводит детей к выставке хлебобулочных изделий)
Воспитатель: Как много названий изделий из муки вы знаете. А вы любите их есть?
Дети: Да!
Воспитатель: Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать и их по вкусу.
(Дети пробуют хлебобулочные изделия на вкус)
Воспитатель: Что можно о них сказать?
Дети: Они вкусные, полезные, душистые.
Воспитатель: Давайте вспомним, как мы с вами пекли изделия из теста.
(Дети выполняют действия в соответствии с текстом и показом воспитателя)
Воспитатель:
Ча-ча-ча – наша печка горяча.
Чи-чи-чи – печёт печка калачи.
Чу-чу-чу – будет всем по калачу.
Чо-чо-чо – осторожно, горячо!
Воспитатель: Дети садитесь за столы и раскрасьте вылепленные вами хлебобулочные изделия. (Дети под музыку раскрашивают).
Воспитатель: Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошки. В старину люди говорили: «В последней крошке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.
Занятие «Откуда хлеб пришёл»
Цель: Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; воспитывать бережное отношение к хлебу; сравнивать с тем, как это делалось в старину.
Материалы к занятию: Колосья ржи и пшеницы. Зёрна пшеничные или ржаные. Мука. Хлеб ржаной(чёрный) и пшеничный (белый). Мучные изделия.
Репродукции картины «На пашне» М.К. Клодта, картины «Сеятель» Г.Г. Мясоедова, картины «Рожь» И.И. Шишкина, картины «Жатва» Г.Г. Мясоедова.
Иллюстрации с изображением мельницы, трактора, комбайна.
Ход Занятия
1. На прошлом занятии мы с вами продолжили наше путешествие в степи.
-Что же мы там увидели? Огромные поля, засеянные пшеницей.
-Почему именно в тех местах с давних времён сажают хлеб? Там очень плодородная почва, поэтому и собирают огромный урожай зерна. Степные районы кормят хлебом всю страну
О том, как выращивали хлеб в старину, вы уже знаете. А как это происходит сейчас?
2. В наше время выращивать и убирать хлеб людям помогают сильные машины. Придумали эти машины конструкторы, а собрали – рабочие на машиностроительном заводе.
- Что происходит весной на полях? Весной, лишь только оттает и просохнет земля, на полях начинается пахота.
- Чем вспахивали землю в старину? А сейчас? Едет трактор по полю, а ведёт его тракторист. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
- Что же дальше?
Теперь можно сеять! К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.
- А как сеяли раньше? Покажите.
Вот пшеница взошла! Но вместе с пшеницей взошли сорняки. Что делать? И вновь на помощь людям приходят машины. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость – она уничтожает все сорные травы.
3. Наконец пшеница созрела. Что дальше? Колхозники начинают жатву. Тогда на поле выходит другая машина – комбайн. Управляет машиной комбайнёр.
Комбайн – очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает её (отделяет зёрна), высыпает зёрна в кузов подъезжающей машины, собирай солому в копны.
- А как собирали и жали хлеб в старину? Покажите.
- Куда везут готовое зерно? Готовое зерно везут на мукомольный завод.
Мука готова. Что дальше?
С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод, где пекут буханки, булки, батоны, баранки – всё то, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.
- Вспомните, кто трудится для того, чтобы на нашем столе столе всегда был вкусный, душистый хлеб? Русская народная пословица гласит: « Не трудиться – хлеба не добиться».
4. Заканчивается занятие чаепитием. На столе угощения: булочки, кренделя, пряники, баранки.
Деятельность детей вне занятий.
Прочитайте детям: Г. Алмазов «Горбушка», Я. Дягутите «Лето» (наизусть).
Тихо встала рожь на цыпочки,
Потянулась к небесам.
Лето пёстрое рассыпалось
По полям, по лесам.
Вот ромашки долговязые
С кашкой шепчутся.
А вот
Незабудки синеглазые
Затевают хоровод.
Васильки, как капли брызнули,
Будто небо пролилось.
Набежала туча издали,
Промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели….
Созревай же, колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли.
Отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались, о чём идёт речь.
Ходит из края в край
Режет чёрный каравай.
(Плуг)
Месяц – новец
Днём на поле блестел,
К ночи на небо слетел
(Серп)
Птица Юрица
На ветер глядит,
Крыльями машет,
Сама ни с места.
(Ветряная мельница)
Всем нужен,
Не всякий сделает.
(Хлеб)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит.
(Трактор)
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких, как я
Будет целая семья
(Зёрнышко)
Корабль – великан
Не по морю плывёт,
Корабль – великан по земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт.
(Комбайн)
Вырос в поле дом
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.
(Колос).
Занятие на тему: «Из чего делают хлеб?»
Цель: Начать формировать у детей представление о долгом пути, который проходит хлеб, прежде чем попадёт на стол.
Задачи:
В общих чертах познакомить детей с процессом производства и изготовления хлеба.
Продолжать понимать смысл условных знаков.
Вызвать интерес к затронутому вопросу.
Оборудование: доска, мел, колосья любых хлебных злаков, лист бумаги или тарелка, на которой разбирают колос для изучения его строения (у каждого ребёнка).
Виды деятельности: развитие речи, ознакомление с природой, формирование экологических представлений, знакомство с окружающим миром, социализация личности ребёнка.
Методические рекомендации:
Во время разбора колоса педагог не стремится опередить словесным описанием практическую работу детей. Учитывая наглядно - образный характер мышления, педагог вначале даёт возможность детям самостоятельно познакомиться со строением колоса, затем предлагает им рассказать, как устроен колос, как лежат в нём зёрна, чем они покрыты. Такой эвристический подход сделает знания более осознанными и прочными.
Воспитатель: Вот вы вчера баловались хлебом. А знаете ли вы, как и из чего его делают? Дети отвечают.
Давайте разберём. Из чего делают хлеб?
Дети: Из теста.
Воспитатель: Из чего делают тесто?
Дети: Из муки.
Воспитатель: Из чего делают муку?
Дети: Из зёрен.
Воспитатель: Откуда берутся зёрна?
Дети: Они вырастают на растении.
Во время беседы выясняется: Чтобы получить хлеб, нужно тесто, тесто делают из муки, муку из зёрен, а зёрна выращивают в поле. Разбирая вместе с детьми процесс изготовления хлеба, воспитатель мелом чертит на доске схему этого процесса, используя условные знаки. Для облегчения восприятия материала эти знаки должны быть похожи на реальные объекты. Воспитатель: Помните, мы с вами выращивали на участке пшеницу? Сейчас колоски лежат в мешочке. Давайте рассмотрим, как устроен хлебный колос, а завтра узнаем, как из зёрен сделать муку.
Дети рассматривают колоски, освобождают зёрна от чешуек, вспоминают, как они ухаживали за пшеницей.
Рекомендации: Если в детском саду условий для выращивания пшеницы нет, колоски и зёрна летом можно нарвать в поле или попросить достать родителей.
Воспитатель: Вот мы и узнали, откуда берутся зёрна для получения муки. Всё растение называется «злак». Злаки бывают разные. Завтра мы познакомимся с некоторыми злаковыми зёрнами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по окружающему миру в старшей группе "История возникновения Москвы".
Закрепить знания детей об истории возникновения родного города. Познакомить с основателем родного города....
Занятие по ознакомлению с окружающим миром подготовительная группа "Откуда хлеб пришел?"
Программное содержание: Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола, закрепить представления о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания; рассказать, откуда берется хле...
Конспект по окружающему миру для старшей группы "Откуда хлеб пришёл".
Конспект занятияТема: "Откуда хлеб пришел" /старшая группа/Составила:Воспитатель: Лобжанидзе Р.Р.Цель: Уточнить и расширить знания детей о выращивании хлеба, об уборке урожая.Ознакомить , к...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (в старшей группе) «Хлеб наше богатство»
Программное содержание:-воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;-расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выр...
"Удивительный космос" Конспект по окружающему миру для старшего дошкольного возраста
quot;Удивительный космос" Конспект по окружающему миру для старшего дошкольного возрастаhttps://nsportal.ru/albom/2020/05/07/udivitelnyy-kosmo...
Ознакомление с окружающим миром На тему: «Откуда хлеб пришел?»
Цель данной работы Сформировать у детей представление о ценности хлеба, уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомить, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерн...
План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Моя семья"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему "Моя семья"...