Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Бытовые приборы», старший дошкольный возраст, февраль 2024г.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конопля Александра Александровна

Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Бытовые приборы»

 

Образовательная область: Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением)

 

Цель: познакомить детей с историей создания некоторых предметов бытовой техники, с процессом их преобразования человеком посредством развития науки.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с историей возникновения электроприборов;
  • Расширить и обогатить представления детей о труде людей, занимающихся наукой;
  • формировать представления детей о предметах бытовой техники, ее назначении, как облегчает труд человека;
  • закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать. Делать выводы;
  • обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к вещам, их истории;
  • воспитывать интерес к прошлому нашей страны;
  • воспитывать умение слушать взрослых и сверстников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

(дошкольное отделение)

Конспект занятия

«Путешествие в прошлое. Бытовые приборы»

Выполнили:
Конопля А.А., ст. воспитатель;

Илюхина А.А., воспитатель;

Савченко К.А., воспитатель.

Серпухов, 2024 г.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Бытовые приборы»

Образовательная область: Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением)

Цель: познакомить детей с историей создания некоторых предметов бытовой техники, с процессом их преобразования человеком посредством развития науки.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с историей возникновения электроприборов;
  • Расширить и обогатить представления детей о труде людей, занимающихся наукой;
  • формировать представления детей о предметах бытовой техники, ее назначении, как облегчает труд человека;
  • закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать. Делать выводы;
  • обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к вещам, их истории;
  • воспитывать интерес к прошлому нашей страны;
  • воспитывать умение слушать взрослых и сверстников.

Словарная работа: лучина, свеча, керосиновая лампа.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы Е. Ульева «Великие открытия и изобретения», рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: презентация «Предметы старины», иллюстрации.

ХОД занятия

- Ребята, какой сегодня день? (Сегодня ребята День Российской науки)

- Как вы думаете, что означает слово «наука»? Как вы понимаете это слово? (Наука – это изучение чего-то нового)

- Наукой занимаются учёные. Как вы думаете, что изобрели? (ответы детей)

- Какие электроприборы создали? (ответы детей)

- Ребята, все наши электроприборы, бытовая техника и многое другое появились благодаря науке. Наука занимает очень важное место в нашей жизни потому, что она облегчает жизнь людей, их быт. Научные изобретения помогают вылечивать людей и животных, кормят их, одевают и развлекают. Люди узнают что-то новое, развиваются, становятся лучше.

- Благодаря науке у нас появилось электричество, о нем мы сейчас с вами поговорим.

- Все встали по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!”.

- Очень любим дом мы свой,

И уютный, и родной.

Но не каждый бы сумел,

Переделать массу дел.

Как чудесно, что сейчас,

Есть помощники у нас.

А приходится им братцы,

Электричеством питаться.

- Ребята, а давайте подумаем с вами, о каких помощниках идёт речь? (Пылесос, стиральная машина, кофемолка, утюг и т.д.) Показ иллюстраций «Бытовые приборы»

- Как всех этих помощников можно назвать одним словом? (Электроприборы)

- Бытовые приборы – это наши верные помощники. А давайте представим, что все приборы вдруг из дома исчезли. Трудно нам без них будет? (Да, конечно трудно.)

- Всех этих помощников раньше не было.

- Давайте узнаем, как же люди раньше жили без всех этих приборов? (Да.)

- Тогда я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие, в далекое прошлое, там мы и узнаем, как же люди жили без электроприборов.

- А чтобы совершить путешествие я возьму «машину времени», нам нужно встать в круг, закрыть глаза, обернуться вокруг себя и сказать волшебные слова «Раз, два, три – в прошлое попади» (звучит музыка превращения, дети «попадают» в прошлое, воспитатель приглашает сесть на стульчики перед экраном)

(На экране слайд «Пещера с огнём»)

- Мы оказались в далеком прошлом, в пещере, где жили наши далекие предки. Давным-давно люди жили в пещерах, разводили костер, на котором готовили пищу и грелись.

- Как вы думаете, какая еще была польза от костра? (От костра в пещере было светло)

- Прошло много лет и люди научились строить дома.

(На экране слайд «Изба»)

- А как вы думаете, чем люди освещали избу? (Люди стали по вечерам зажигать лучину). А вы знаете, что такое лучина? (Нет)

 (На экране слайд «Лучина»)

- Лучина – это сухая тоненькая и длинная щепка. Как вы думаете, надолго хватало лучины? (Нет, ее хватало ненадолго)

- Удобно это было людям? (Нет)

- А почему неудобно? (От лучины мало света, она быстро прогорала)

- Да, это было не очень удобно, и люди придумали свечу.

(На экране слайд «Свеча»)

- Как вы думаете, а свеча была удобнее лучины? (Да, потому что она горела дольше)

- Свеча горела дольше, но, когда в комнате горело много свечей, становилось душно. И со временем люди изобрели керосиновую лампу.

– Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ею можно обжечься, от неё может быть пожар и от неё мало света.)

(На экране слайд «Керосиновая лампа»)

– Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились делать керосин и придумали керосиновые лампы. В нее наливали керосин, поджигали фитиль, как у свечки и лампа начинала гореть.

– Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно нужно было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался.

- Что могло случится, если разольется керосин?  (вспыхивал огонь, начинался пожар)

- Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилья. Когда появилось электричество, ученые – изобретатели изобрели лампочку.

Рассказ «Как изобрели лампочку», показ на экране «виды лампочек»)

- Кто же был этот замечательный человек, который придумал лампочку? Лампочка создавалась постепенно, и над этим трудились много учёных. Пока эти замечательные изобретатели не постарались, люди сидели в темноте, жгли свечи из воска. От них света было мало, а вот пожары не были редкостью. Нужен был яркий, безопасный и экономичный осветительный прибор.

Первым такое устройство создал Уоррен де ла Рю. В его лампочке светилась нить из платины. Бельгиец Жан-Батист Жобар добавил в неё угольный стержень. Генрих Гёбель использовал в качестве нити накаливания бамбук, а воздух из лампы откачал.

Вскоре к созданию лампочки присоединился русский изобретатель Александр Лодыгин. (на экране Портрет А. Лодыгина, лампочка которую он изобрел). В его приборе была угольная нить накала и не было воздуха. Новую лампу стали использовать для освещения улиц. Она могла гореть более тысячи часов! (рассмотреть лампочку)

Долго изобретатели пытались найти самый лучший материал для изготовления нити. Наконец Лодыгин установил, что металл вольфрам даёт яркий свет. Ещё он предложил закрутить нить в спираль. А другой учёный - Томас Эдисон — придумал цоколь, патрон и выключатель (показать, что такое цоколь, патрон и выключатель). Так кто же является изобретателем электрической лампы? Непростой вопрос. Выходит, если думать и создавать всем вместе, получается лучше, не так ли? Тут как в дружбе, чем больше людей стараются и помогают друг другу, тем больших успехов могут достичь. А если ссорятся, ничего хорошего не выйдет. Молодцы изобретатели!

- Теперь в наших домах много разных красивых светильников. Какие светильники есть у вас дома? (люстры, бра, настольные лампы, торшеры и тд.)

Физкультминутка

Ток бежит по проводам (бег на месте)

Свет несет в квартиру нам (руки «Фонарики»)

Чтоб работали приборы («Моторчики»)

Холодильник, мониторы,

Кофемолки, пылесос, («хлопки»)

Ток энергию принес (Соединить руки в замочек)

Дети остаются на ковре (садятся)

- Продолжаем наше путешествие! И познакомимся еще с одним предметом из прошлого. А вот с каким, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка:

Пятна и грязь всю она отстирала.

 Сама всё отжала – прополоскала. (стиральная машинка)

Показ иллюстрации «стиральная машина»

- Для чего нужны стиральные машины? (ответы детей)

- Ребята, в старину, когда еще не было стиральных машин, люди не ходили в грязной одежде. Кто из вас знает, как в старину люди стирали одежду? (В речке, в тазу, в корыте и тд.)

- Стирали свою одежду люди сначала руками в реке, а потом придумали стиральную доску.

Показ иллюстрации «стиральная доска». Рассказ воспитателя о стирке

- Стирка на доске была очень тяжелой работой. Сначала белье замачивали, после чего, терли, поласкали, выжимали и сушили.

- После того, как появилось электричество, ученые очень старались и придумали стиральную машину, о которой мы с вами говорим.

- А чтобы узнать следующий предмет из прошлого, нужно отгадать загадку.

Несите рубашку,

несите платок,

Их быстро разгладит мой славный каток. (утюг)

Показ иллюстрации «Утюг»

- Давным-давно люди заметили, что одежду может хорошо разгладить тяжёлый предмет, к тому же горячий. И придумали угольный утюг.

Показ иллюстрации «Угольный утюг»

- В коробочку накладывали горячие угольки. Угольки нагревали утюг и им гладили вещи.

- Утюг был безопасный? (Нет) Почему? (Он очень тяжелый и горячий)

- Такой утюг был не очень удобный. Надо чтобы всегда под рукой были горячие угли. Но углями можно обжечься, они быстро остывают, от углей пачкалась одежда. Угольный утюг был неудобен, и ученые придумали другой утюг.  Его они сделали из тяжёлого металла. Его ставили на открытый огонь или печку, ждали, пока он нагреется, а потом гладили.

Показ иллюстрации «Утюг из тяжёлого метала»

Да, такой утюг тоже был не удобен, поэтому, когда появилось электричество, люди, догадались, что утюг можно нагреть электрическим током.

- Давайте поиграем.

 Игра-имитация

Гладим, гладим мы бельё

очень мятое оно.

Утюгом туда – сюда

Белье быстро глажу -я

Белье гладим на доске,

Нет ни складочки нигде.

Поработали вдвоем,

а теперь и отдохнем.

- Продолжаем наше путешествие.

Дети садятся на стулья.

Загадка:

Он работник хоть куда!

Только пыль его еда!

Засосет к себе в живот,

И на улицу вернет.

Этот комнатный насос

Называют … (Пылесос)

(На экране слайд «Пылесос»)

- Как вы думаете, чем раньше убирали грязь с ковров? (метёлкой, выбивали, сметали и тд.)

- Когда еще не было пылесоса, люди выносили ковры на улицу и выбивали пыль простой палкой. А когда появилось электричество, человек придумал пылесос. Но они выглядели совершенно не так как сейчас. (На экране слайд «Первые пылесосы»)

Размер этого пылесоса был одинаков с ростом человека, и пылесосить им нужно было вдвоем.

- Прошло много времени, и человек изобрел современный пылесос. Вот такой замечательный помощник сегодня живёт в ваших домах. (На экране слайд «Пылесос»)

- Подружившись с ним, вы быстро наведёте чистоту и порядок в своей комнате, во всём доме, чем несказанно порадуете своих родителей.

- Электроприборы наши помощники, с ними нужно аккуратно обращаться. 

(Слайды по противопожарной безопасности с электроприборами)

- Давайте мы с вами вспомним, правила безопасности с электричеством, как правильно обращаться с электроприборами? (ответы детей)

- Что нельзя делать? (Отвечают дети, воспитатель дополняет)

- Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

- Не прикасайтесь к включенным электроприборам мокрыми руками.

- Нельзя трогать руками электрический провод, в руки можно брать только вилку.

- Нельзя оставлять включенный электроприбор без присмотра

- Нельзя дергать за шнур

- Нельзя в розетку вставлять посторонние предметы.

Молодцы! Отлично справились с заданием! 

(Дети выходят на ковер)

- Время нашего путешествия подходит к концу. И нам пора возвращаться в наше время! Я возьму «машину времени», нам нужно встать в круг, закрыть глаза, обернуться вокруг себя и сказать волшебные слова «Раз, два, три – назад в группу нас возврати» (звучит музыка превращения)

- Ребята, сегодня мы путешествовали в прошлое и узнали, как люди жили тогда без бытовых приборов, познакомились с предметами быта и утвари, которые теперь можно найти только в музеях.

- А я приготовила для вас игру.

Дидактическая игра «Угадай, чего не стало?»

(На экране 10 картинок «Бытовые приборы», дети называют все приборы по порядку, закрывают глаза, одна картинка исчезает, дети должны догадаться, какой картинки не стало. Можно усложнить игру, убрав сразу несколько картинок или вообще не убирая ничего)

Заключительная часть:

- Что вам понравилось или запомнилось больше всего?

- Что вы узнали нового?

- Молодцы, вы сегодня внимательно слушали и отвечали на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста "Путешествие в весенний лес"

Это итоговое занятие на тему "Весна" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

Конспект НОД "Путешествие в прошлое" для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия формирование представлений об истории изготовления, развития посуды у дошкольников. На занятии дети не только узнают много интересного, но и пробуют себя в роли мастеров посуды....

Конспект-занятия Ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста по социально-бытовой ориентировке

     Цель исследования: изучение предметного мира детьми   старшего дошкольного возраста на занятиях по социально- бытовой ориентировке....

Конспект-занятия Ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста по социально-бытовой ориентировке

Цель исследования: изучение предметного мира детьми   старшего дошкольного возраста на занятиях по социально- бытовой ориентировке.       Объект исследован...