Конспект-занятия Ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста по социально-бытовой ориентировке
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель исследования: изучение предметного мира детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по социально- бытовой ориентировке.
Объект исследования: процесс ознакомление ребенка с окружающим окружением.
Предмет исследования: ознакомление с предметно миром детей старшего дошкольного возраста по социально бытовой ориентировке.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально разработанная система работы по социально –бытовой ориентировке способствует эффективному ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с предметным миром.
Методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ психологических и педагогических источников по проблеме исследования.
- эмпирические методы исследования: «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_bytovaya_herek.docx | 40.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир . Большое значение для развития и социализации детей имеют предметы. Предметный мир окружает детей с момента рождения и сопровождает всю жизнь.
Через действия с предметами закладывается первоначальные основы для возможности последующего развития у детей устойчивого интереса к окружающему миру.
Задача воспитателя на занятиях по ознакомлению детей с предметным миром – помочь дошкольнику свободно и правильно ориентироваться среди множества окружающих его вещей, использовать их по назначению, бережно относиться к предметам материальной культуры, которые сопровождают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.
Цель исследования: изучение предметного мира детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по социально- бытовой ориентировке.
Объект исследования: процесс ознакомление ребенка с окружающим окружением.
Предмет исследования: ознакомление с предметно миром детей старшего дошкольного возраста по социально бытовой ориентировке.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально разработанная система работы по социально –бытовой ориентировке способствует эффективному ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с предметным миром.
Методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ психологических и педагогических источников по проблеме исследования.
- эмпирические методы исследования: «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: экспериментальные исследование приходило в МБДОУ детский сад «ЧЕЛЭЭШ» Овюрский кожуун с Саглы.
В первой главе .
1. Теоретическое основы изучения предметного мира дошкольника. Мы рассмотрели : - проблему изучения предметного мира дошкольника в психолого – педагогических литературе;
- современные концепции, их особенности и принципы создания предметно –развивающей среды;
- предметный мир детей старшего дошкольного возраста на занятиях по социально –бытовой ориентировке.
Формирующий во второй главе.
2.Мы провели эмпирическое исследование предметного мира дошкольника. Опросник «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний».
Цель: расширить знания детей о назначении предметов, которые нас окружает в быту.
Этот методика представляет собой опросник, предназначается для оценки общей ориентировки в окружающем мире и для выяснения запаса бытовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
1. Как тебя зовут?
2. Какие электроприборы ты знаешь?
3. Какие электроприборы у вас есть дома?
4. Для чего нужна телефон?
5. Для чего нужна утюг?
6. для чего нужна холодильник?
7. Для чего нужна телевизор?
8 Для чего нужна электроплита?
9. Для чего нужна электрочайник?
10. для чего нужна стиральная машина?
Результат опросника «Общая ориентация детей а окружающем мире и запас бытовых знаний» показала что, из 18 детей:
Высокий ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний проявляется у 5 детей (30%) – они называют свое имя, перечисляют электроприборы, которые находится у них в доме (телевизор, холодильник, микроволновая печь, утюг, электрочайник и т.д.) телефон нужен, для того, чтобы позвонить родственникам и знакомым; утюг нужен для того чтобы погладить белье; холодильник нужен чтобы хранить в нем продукты; телевизор нужен, чтобы смотреть по нему мультики и интересные фильмы; электроплита нужна, чтобы чтобы приготовить еду на ней; Электрочайник нужен, чтобы кипятить воду; стиральная машина нужна, чтобы стирать грязные вещи.
Средняя ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний проявляется у 8 детей (45%) – они называют свое имя, перечисляют электроприборы, которые находится у них в доме, но не все у некоторых они не знают называние . телефон нужен, для того, чтобы позвонить родственникам и знакомым; утюг нужен для того чтобы погладить белье; холодильник нужен чтобы хранить в нем продукты; телевизор нужен, чтобы смотреть по нему мультики и интересные фильмы; электроплита нужна, чтобы чтобы приготовить еду на ней;
Низкая в окружающем мире и запас бытовых знаний проявляется у 5 детей (30%) – они называют свое имя, перечисляют электроприборы, которые находится у них в доме (телевизор, холодильник, микроволновая печь, утюг, электрочайник и т.д.), но не знают их назывании.
Еще провели беседу на выявление представлений у детей старшего дошкольного возраста запас бытовых знаний.
Выходе беседы воспитатель рассматривает с детьми предмет в группе, просит их называть. (Игрушки: холодильник, телевизор, утюг, вентилятор, электроплита и д.т) и спрашивает для чего они нужны, как правильно ими пользуются, из какого материала они состоят, какими они бывают; какие меры безопасности при общении с электроприборами нужно соблюдать.
На вопрос – для нужны электроприборы ? – дети отвечают, что без них невозможно жить, они помогают нам в быту.
- Какие электроприборы вы знаете ? – дети отвечают, телевизор, утюг, холодильник, пылесос, электрочайник, телефон и т.д.
На вопрос – как правильно им пользоваться – дети отвечают, по телефону нужно звонить. Холодильник нужно класть продукты, чтобы они не испортились, ведь там холодно. Утюгом нужно гладить мятые вещи, а потом только их одевать. По телевизору показывают много интересного, особенно нравиться смотреть мультики и сказки. На электроплитке можно приготовить очень вкусную еду.
Из какого материала они состоят – дети отвечают, в основном из пластмассы, но формы.
На вопрос – какие меры безопасности при обращении с электроприборами нужно соблюдать – дети отвечают, не включать утюг, если нет взрослых дома; аккуратно класть телефонную трубку на место; уходя из дома, нельзя оставлять телевизор включенным ; дверку холодильника нужно постоянно закрывать, чтоб из не ушел холод.
Таким образом, по результатом исследования, видно, что дети не достаточно хорошо ориентируются в окружающем мир, запас бытовых знаний на низком уровне. С этой целью мы предлагаем систему работы, направленную ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста на занятиях по социально- бытовой ориентировке.
Содержание системы работы
№ | Занятие | Задачи | Методы и средства | Упражнение и игры |
1 | Телефон | Формировать знание детей о телефоне, его строении и значении; закреплять в речи слова «Телефон», «трубка»; научить пользоваться отдельными выражениями диалога; воспитывать культуры речи. | Телефон, рассказ и беседа воспитателя | Упражнении в обучении диалогу; Разыгрывание ситуации «звонок другу». Упражнение «Поздравь бабушку по телефону» Рефлексия. |
2 | Утюг | Формировать у детей отчетливое представление о назначении строении электроутюга; учить умению выделять его части, видеть особенности строения; развивать речи память, мышления, восприятие, мелкую моторику рук; закрепить знания детей о технике безопасности при обращении с утюгом; учить навыкам правильного обращения с электроприборами. | Рассказ и беседа воспитателя. Утюг мелкие вещи. | Лексические упражнения Рефлексия.. |
3 | Телевизор | Продолжать обогащать представления детей о мире предметов; телевизоре и его назначении; закрепить в слово «телевизор»; учить умению и навыками правильного обращения с электроприборами. | Рассказ и беседа воспитателя. Телевизор, пульт к телевизору, аудиозапись сказки, опросные схемы. | Правила пользования телевизором Рефлексия... |
4 | Электроплита | Формировать представление детей об электроплите, ее назначении; закреплять в речи слово «Электроплита» развивать мышление, речь, память, воспитывать правильное отношение к электроприборам | Рассказ и беседа воспитателя | Загадки, лексическое упражнение. Рефлексия.. |
5 | Стиральная машина | Формировать представление детей о стиральной машине ,ее предназначении; развивать перспективный взгляд на предметы. | Рассказ и беседа воспитателя стиральная машина картинки | Викторина «Из какой сказки?» Игра «конструкторская деятельность» |
6 | Пылесос | Познакомить детей с назначением и функциями пылесоса; развивать мышление, память, внимание, формировать речи. | Рассказ и беседа воспитателя Веник ,пылесос, щетка. | Игра «Назовите три предмета», упражнение «Опиши предмет» Рефлексия.. |
7 | Электрочайник | Формировать представление детей об электрочайнике, его назначении; учить детей умению и навыкам правильного обращения. | Рассказ и беседа воспитателя Электрочайник, самовар, картинки с изображением. | Игра «У кого лучше получится?». Упражнение «скажи наоборот » Рефлексия. |
8 | Холодильник | Познакомить детей с назначением и функциями холодильника. | Рассказ и беседа воспитателя. Картинки изображением холодильника. | Упражнение «Называй и не зевай», «Посмотри и скажи», «Найди отличия». Рефлексия. |
9 | Магнитофон | Формировать у детей понятие о магнитофоне, его назначении и функциях; воспитывать интерес к электротехнике. | Рассказ и беседа воспитателя. Магнитофон, разрезные картинки. | Игра « соберите картинку», «Кто быстрее?». Мини – шоу «Мы артисты» Рефлексия. |
10 | Электрическая лампочка | Формировать у детей понятие об электрической лампе; развивать умение и навыки правильного общения с электрооборудование | Рассказ и беседа воспитателя. Лампочка, лучина, свеча, керосиновая лампа. | Игра со словами загадки, упражнение «Сравни предметы», «День и ночь» Рефлексия. |
11 | Вентилятор | Познакомить детей с назначением и функцией вентилятор. | Рассказ и беседа воспитателя Вентилятор, картинки с изображением вентилятора, веер. | Упражнение «Вертолет» «Вентилятор», «Опиши словами». |
12 | Микроволновая печь | Познакомить детей с микроволновую печью, назначением и функциями. | Рассказ и беседа воспитателя картинки с изображением микроволновой печи.. | Игра «Гуси- Лебеди». Упражнение по картинками «В чем изготовлено?», «Из чего изготовлены электроприборы?», «Скажи, куда мы положим?», «Что за чем?». Рефлексия |
Таким образом, на этапе формирующего эксперимента нами был разработана и апробирована система работы, направления на ознакомление с предметным миром детей старшого дошкольного возраста по социально – бытовой ориентировке.
Для проверки эффективности проделанной работы, мы провели контрольный эксперимент.
Цель: определение эффективности использования системы работы по ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста по социально – бытовой ориентировке.
Для реализации задач нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, сравнилось с результатами констатирующего эксперимента.
При проведении контрольного эксперимента нами были получены следующие данные;
Высокая ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний проявляется у 8детей (44%) – они называют свое имя, перечисляют электроприборы, которые находится у них в доме (телевизор, холодильник, микроволновая печь, утюг, электрочайник и т.д.) телефон нужен, для того, чтобы позвонить родственникам и знакомым; утюг нужен для того чтобы погладить белье; холодильник нужен чтобы хранить в нем продукты; телевизор нужен, чтобы смотреть по нему мультики и интересные фильмы; электроплита нужна, чтобы чтобы приготовить еду на ней; Электрочайник нужен, чтобы кипятить воду; стиральная машина нужна, чтобы стирать грязные вещи.
Средняя ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний проявляется у 8 детей (64%) – они называют свое имя, перечисляют электроприборы, которые находится у них в доме, но не все у некоторых они не знают называние . телефон нужен, для того, чтобы позвонить родственникам и знакомым; утюг нужен для того чтобы погладить белье; холодильник нужен чтобы хранить в нем продукты; телевизор нужен, чтобы смотреть по нему мультики и интересные фильмы; электроплита нужна, чтобы чтобы приготовить еду на ней;
Низкая в окружающем мире и запас бытовых знаний проявляется у 1 детей (6%) – они называют свое имя, перечисляют электроприборы, которые находится у них в доме (телевизор, холодильник, микроволновая печь, утюг, электрочайник и т.д.), но не знают их назывании.
Результаты контрольного эксперимента отображены на рисунке 2.
Рис. 2.2 Результаты контрольного эксперимента.
Сравнительные результаты по констатирующему и контрольному этапам исследования. Результаты отображены на рисунке 3.
Рис. 2.3. Сравнительные результаты по констатирующему и контрольному исследования.
Таким образом, при сравнении полученных данных можно сделать вывод о более значительном повышении уровня ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста по социально- бытовой ориентировке.
Разработанная нами система работы, направленная ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста на занятиях по социально- бытовой ориентировке имеет практическую значимость для воспитателей.
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение детский сад «ЧЕЛЭЭШ» с Саглы Овюрского кожууна
Ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста по социально-бытовой ориентировке
Воспитатель: Монгуш С.Т
Саглы -2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам Севера»
Формирование целостного представления о природных зонах Севера....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие с капелькой»
Цели:Учить детей проводить несложные опыты с водой.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.Продолжать зна...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста.Тема: Где вода – там жизнь.
Конспект итогового открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром. Цель данной НОД : Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного пов...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте Викторина «Цветущая весна»
Викторина «Цветущая весна»(организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста)Цель: закрепить и систематизировать знания по теме «цветы»Инт...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Золотой луг"
Программное содержание:Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.Познакомить с понятиями: промысел, идти в пя...
Конспект-занятия Ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста по социально-бытовой ориентировке
Цель исследования: изучение предметного мира детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по социально- бытовой ориентировке. Объект исследован...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Насекомые" старший дошкольный возраст
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ) «НАСЕКОМЫЕ» Подготовила воспитатель Фатеева Ольга НиколаевнаЦель: Расширять представление дошколь...