План- конспект занятия с детьми подготовительной группы «Вулканы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Вострякова Татьяна Валентиновна

Конспект занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vulkan.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект занятия с детьми подготовительной группы «Вулканы»

Цель : Формирование  представление детей о неживой природе Земли.

Задачи: Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы. Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы

Познакомить с профессией ученого-вулканолога.

 Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности .

Воспитывать интерес к познаваельно-исследовательской деятельности.

Активизировать словарь детей.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование,  макет вулкана, сода, краска, уксус, поддон,  минералы

Методы и приемы: игровые: игровая ситуация, дид игра, проблемная ситуация, физкультминутка

Словесные: загадки, вопросы, чтение стихотворения, рассказывание легенды, рассказ воспитателя

Наглядные: показ слайдов, рассматривание камней показ опыта

Предварительная работа. Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными горами.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята , мы с вами живем на удивительной планете, которая называется Земля.

Воспитатель: К нам в детский сад пришла посылка от геологов. Ребята, а вы знаете кто такие геологи?

Воспитатель: Ребята, вы хотите сегодня стать геологами и узнать что-то новое о недрах нашей Земли?

-Давайте расскажем, что вы уже знает о богатствах нашей Земли. (дети рассказывают о глине, песке, меле, воде).

Воспитатель: Молодцы ребята давайте откроем посылку и узнаем  что там. (Достает мешочек с камнями и раздает детям камни). Как называются эти камни?

(Дети рассматривают камни)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

 «Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам

По пустыне шел отважно-

На одном листе отважно.

(географическая карта).

Воспитатель: Дети ,что изображено на карте? (Рассматривание карты)

Физ-минутка:

«Стоит гора старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на носочках)

Ее ветер обдувает, (обмахивают себя руками)

Ее дождик поливает, (встряхивают кисти рук)

Стоит гора,  страдает,  камешки  теряет(прикладывают  ладошки  к  щекам  и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изображать камни).

Катятся, катятся камешки прочь».

Воспитатель : А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то

почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются».

Я вам загадаю загадку о таких горах.

 «Я плююсь огнем и лавой,

Я —опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?»  (Вулкан) Слайд «Извергающийся вулкан».

Воспитатель: Послушайте легенду:

«Жил на свете бог по имени Вулкан (слайд ).

И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы .А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», -со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами».

Воспитатель: Дети Слово «вулкан» означает «бог огня» (слайд 2).

Когда вулканы «спят» (слайд 3) ,то мало отличаются от других гор. Но иногда    они «просыпаются»(слайд  4).  И тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток–лава. Лава –это расплавленные, очень горячие камни. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни. Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны.(Слайд 5). Огромная гора сотрясается от страшного  грохота,  огромная  туча  дыма  и  пепла  поднимается  над  ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно»(слайд 6). Воспитатель: Посмотрите  на  последствия  извержения  вулкана(слайд  7).Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья,  пепел  представляет  угрозу  для  воздушного  и  автомобильного транспорта. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается  мощные  слои  пепла,  что  грозит  их  обрушением.(Слайд  8) Воспитатель: Давайте заглянем внутрь вулкана (слайд 9). На самой вершине вулкана  находится  кратер. Кратер -это  огромная  чаша  с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю —это жерло вулкана, лава  из -под  земли  поднимается  по  жерлу Вулкана  и  выброс происходит из кратера вулкана.

Воспитатель: какой формы вулкан? Как называется вершина вулкана?  Как называется жидкость, вытекающая из кратера?  Из чего состоит лава?

Воспитатель :  Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. А пепел от вулкана позволяет растить очень хороший урожай (слайд 10). Вулканы ,несмотря на их грозность, очень красивые горы. В нашей стране вулканы есть на Дальнем Востоке, Камчатке. Самый большой вулкан находится у нас в стране, и называют его Ключевская сопка .(Слайд11)

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, как называются ученые, которые изучают вулканы?

Воспитатель :Для  того чтобы  узнать, когда  вулканы  могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые –вулканологи (слайд 12). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется» (слайд 13) Посмотрите, какая это опасная профессия(слайд 13).

Воспитатель: Хотите увидеть  извержение вулкана?

Воспитатель :Но прежде до вулкана нужно дойти.

 Физ-минутка:

 «По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело, мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы

пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».

Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится макет вулкана. В заранее приготовленную смесь из соды и красной сухой краски воспитатель добавляет немного уксуса. В результате дети наблюдают «извержение». Перед экспериментом воспитатель просит детей сделать шаг назад в целях безопасности. (звучит громкая музыка).

Вулканы начали "вулканить"

- Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла,

И землю сильно обожгла.

 Вулкан гремит, вулкан пыхтит!

 Как грозен он сейчас на вид!

 Но вот он начал уставать

 - Огонь в нем начал угасать.

 Последний раз огнем дыхнул,

 И на десятки лет уснул.

Итог. ( Провести рефлексию деятельности на занятии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планы факультативных занятий с детьми подготовительной группы

Представляю наработанный материал для детей подготовительной группы...

План-конспект НОД с детьми подготовительной группы «Огонь в природе»

План-конспект НОД с детьми подготовительной группы «Огонь в природе»...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по экспериментированию Тема: «Извержение вулкана»

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...