План- конспект занятия с детьми подготовительной группы «Вулканы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
План- конспект занятия с детьми подготовительной группы «Вулканы»
Цель : Формирование представление детей о неживой природе Земли.
Задачи: Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы. Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы
Познакомить с профессией ученого-вулканолога.
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности .
Воспитывать интерес к познаваельно-исследовательской деятельности.
Активизировать словарь детей.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, макет вулкана, сода, краска, уксус, поддон, минералы
Методы и приемы: игровые: игровая ситуация, дид игра, проблемная ситуация, физкультминутка
Словесные: загадки, вопросы, чтение стихотворения, рассказывание легенды, рассказ воспитателя
Наглядные: показ слайдов, рассматривание камней показ опыта
Предварительная работа. Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными горами.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята , мы с вами живем на удивительной планете, которая называется Земля.
Воспитатель: К нам в детский сад пришла посылка от геологов. Ребята, а вы знаете кто такие геологи?
Воспитатель: Ребята, вы хотите сегодня стать геологами и узнать что-то новое о недрах нашей Земли?
-Давайте расскажем, что вы уже знает о богатствах нашей Земли. (дети рассказывают о глине, песке, меле, воде).
Воспитатель: Молодцы ребята давайте откроем посылку и узнаем что там. (Достает мешочек с камнями и раздает детям камни). Как называются эти камни?
(Дети рассматривают камни)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам
По пустыне шел отважно-
На одном листе отважно.
(географическая карта).
Воспитатель: Дети ,что изображено на карте? (Рассматривание карты)
Физ-минутка:
«Стоит гора старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на носочках)
Ее ветер обдувает, (обмахивают себя руками)
Ее дождик поливает, (встряхивают кисти рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изображать камни).
Катятся, катятся камешки прочь».
Воспитатель : А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то
почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются».
Я вам загадаю загадку о таких горах.
«Я плююсь огнем и лавой,
Я —опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?» (Вулкан) Слайд «Извергающийся вулкан».
Воспитатель: Послушайте легенду:
«Жил на свете бог по имени Вулкан (слайд ).
И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы .А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», -со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами».
Воспитатель: Дети Слово «вулкан» означает «бог огня» (слайд 2).
Когда вулканы «спят» (слайд 3) ,то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются»(слайд 4). И тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток–лава. Лава –это расплавленные, очень горячие камни. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни. Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны.(Слайд 5). Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно»(слайд 6). Воспитатель: Посмотрите на последствия извержения вулкана(слайд 7).Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением.(Слайд 8) Воспитатель: Давайте заглянем внутрь вулкана (слайд 9). На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер -это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю —это жерло вулкана, лава из -под земли поднимается по жерлу Вулкана и выброс происходит из кратера вулкана.
Воспитатель: какой формы вулкан? Как называется вершина вулкана? Как называется жидкость, вытекающая из кратера? Из чего состоит лава?
Воспитатель : Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. А пепел от вулкана позволяет растить очень хороший урожай (слайд 10). Вулканы ,несмотря на их грозность, очень красивые горы. В нашей стране вулканы есть на Дальнем Востоке, Камчатке. Самый большой вулкан находится у нас в стране, и называют его Ключевская сопка .(Слайд11)
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, как называются ученые, которые изучают вулканы?
Воспитатель :Для того чтобы узнать, когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые –вулканологи (слайд 12). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется» (слайд 13) Посмотрите, какая это опасная профессия(слайд 13).
Воспитатель: Хотите увидеть извержение вулкана?
Воспитатель :Но прежде до вулкана нужно дойти.
Физ-минутка:
«По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали,
Смело, мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы
пришли,
Можно крикнуть «1, 2, 3».
Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится макет вулкана. В заранее приготовленную смесь из соды и красной сухой краски воспитатель добавляет немного уксуса. В результате дети наблюдают «извержение». Перед экспериментом воспитатель просит детей сделать шаг назад в целях безопасности. (звучит громкая музыка).
Вулканы начали "вулканить"
- Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла,
И землю сильно обожгла.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать
- Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул,
И на десятки лет уснул.
Итог. ( Провести рефлексию деятельности на занятии)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме: Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия...
планы факультативных занятий с детьми подготовительной группы
Представляю наработанный материал для детей подготовительной группы...
План-конспект НОД с детьми подготовительной группы «Огонь в природе»
План-конспект НОД с детьми подготовительной группы «Огонь в природе»...
План развивающих занятий с детьми подготовительной группы
План занятий на 2-е полугодие...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятия с детьми подготовительной группы по экспериментированию Тема: «Извержение вулкана»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...
План-конспект занятия с детьми подготовительного к школе возраста Тема: «Зарядка для ума»
Технологическая картаТема «Зарядка для ума»...