Проект во второй младшей группе «Времена года»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Создание условий для формирования элементарных представлений о временах года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremena_goda.docx | 196.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №79 «Соловушка»
Проект
во второй младшей группе
«Времена года»
Воспитатель
Максимова Т.Н.
2023 г.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Времена года». |
Основные разработчики проекта | Воспитатель Максимова Татьяна Николаевна. |
Цели и задачи проекта | Цель: Создание условий для формирования элементарных представлений о временах года. Задачи:
|
Сроки реализации проекта | С сентября 2023 года по июнь 2024 года |
Тип проекта | Долгосрочный. Информационно - практико - ориентированный |
Перечень основных мероприятий реализации проекта | Беседы; чтение художественной литературы (загадки, стихи, сказки, рассказы); изготовление работ из пластилина, выполнение рисунков, аппликаций; проведение дидактических, ролевых, подвижных игр; создание макета «Осень, зима, весна, лето». Труд в уголке природы и на огородной грядке. |
Исполнители проекта | Дети второй младшей группы, родители, воспитатель. |
Проблема проекта | У младших дошкольников не достаточно сформированы представления о временах года; не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года; не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы. |
Новизна проекта | Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ. Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания. |
Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
«Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе».
Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
Обоснование актуальности проблемы, ее практическая значимость
- Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
- Создание методической копилки по экологическому воспитанию.
- Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у дошкольников.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к экологическому воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.
- Укрепление связи семьи и ДОУ.
Теоретическая значимость проекта
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.
Цель проекта:
Создание условий для формирования элементарных представлений о временах года.
Задачи:
1.Продолжать учить детей различать признаки времён года;
2.Помочь познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят;
3.Развивать умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и с помощью поэтического слова показать красоту различных времён года, разнообразие сезонных явлений;
4.Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Гипотеза
Процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:
- Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье.
- Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
- Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
- Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.
Технологии
Личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения.
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения.
Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Развития творчества.
Творческий процесс помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно – поисковая.
Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Формы работы
С детьми | С родителями |
- Беседы; - занятия; - рассматривание альбомов, картин, иллюстраций; - выставки детских работ по проекту - дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; -заучивание стихов, пословиц, поговорок; - творческая речевая деятельность; - утренники, развлечения; - конкурсы. | - Наглядная пропаганда; - беседы и консультации; - родительские собрания; - конкурсы. |
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников: метод сравнения. |
элементарный анализ |
метод эксперимента |
метод моделирования и конструирования. |
метод проектной деятельности. |
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать. |
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств. |
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний: игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. |
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться. |
Методы и приемы
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о природе, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании. |
беседа – является связующим звеном. |
Этапы реализации проекта
1 этап –организационно – диагностический (сентябрь 2023 года)
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – формирующий (сентябрь 2023 года – июнь 2024 года)
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
3 этап – обобщающий (июнь 2024 года)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта
Пути реализации проекта
Блок № 1 «Осень разноцветная»: сентябрь – ноябрь 2023 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Форма реализации | ||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй |
Чтение художественной литературы: З. Александрова «Дождик» Беседы: «Осень в гости к нам пришла». Д/игра «Что нам осень принесла» «Весёлый огород», «Что есть что», «Собираем урожай», . Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку». Аппликация « Дождик, дождик – кап, кап, кап». Рисование «Что нам осень принесла» Лепка «Репка» | Разучивание стихотворений об осени | Консультация «Витамины с грядки» Выставка работ «Дары Осени» |
Беседы «Любимые красоты осени», «Осень золотая» Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад». П/ игра: «Листья» Аппликация «Осеннее дерево». П/игра «Солнышко и дождик». Рисование «Разноцветный осенний листик», «Дерево осеннее» | Сбор гербария Экскурсия в осенний парк. | Фотовыставка «Осень золотая». |
Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме» Рассматривание картин зайчиха с зайчатами. П/игра «Зайка беленький….». Раскрашивание «Морковка для зайчика». | Совместное ухаживание за домашними животными дома. | Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе» |
Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских работ «Дары осени», праздник «Золотая осень». |
Блок № 2 «Волшебница – зима»: декабрь 2023 – февраль 2024 года
Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Форма реализации | ||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй |
Беседы на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий). Рисование: «Падает, падает снег» П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос». Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица». Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом». Рассматривание альбома: «Зимующие птицы». П/И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке». Чтение: М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно» Игра-опыт: «Цветной снег». Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей» Беседа «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку». Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает»; | Работа детско- родительская на тему «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками» Совместное кормление птиц в садике и дома. Изготовление кормушек. Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница- зима» | Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». Папка-передвижка: «Как помочь птицам Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?» зимой?» |
Подвижные игры «На земле снежок лежит», «Снежиночки-пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»; «Игра в снежки» | ||
Итоговое мероприятие: Выставка «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». Новогодний утренник. Спортивное развлечение |
Блок № 3 «Весна-красна»: март – апрель 2024 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Форма реализации | ||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй |
Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины. Чтение В.Берестов «Март». Рисование «Вот какие у нас сосульки». Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки? » Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла» Аппликация «Ледоход» Словесно-речевые игра «Что весной бывает». Пальчиковая игра «Возвращение птиц». Д/игра «Перелётные птицы. П/игра «Птички, раз! Птички, два!». | Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд» Изготовление скворечника с ребёнком дома. | Консультация «Чем же занять ребенка на прогулке весной?» Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!» |
Итоговое мероприятие: Праздник «Времена года» |
Блок № 4 «Ах, лето»: июнь 2024 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Форма реализации | ||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй |
Чтение художественной литературы: «Дождик», заучивание стихотворения З.Александрова «Одуванчик»; Чтение и заучивание потешек «Солнышко», «Солнечный зайчик», «Водичка-водичка»; Чтение К.Чуковского «Краденое солнце»; Загадки о летних явлениях в природе. Подвижные игры: «Солнечный зайчик»; «Солнышко и дождик»; «Самолѐты»; «Пузырь»; «У медведя во бору», «Ловишки». Пальчиковые игры: «Насекомые»; «Бабочка»; «Колокольчики»; «Дождик»; «Жук»; «Солнышко-ведрышко». Дидактические игры: «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям); игровые упражнения «Дружи с водой»; «Солнце, воздух и вода» - на прищепках; Беседы: «О том, что в солнечную погоду нужно носить панаму»; «О безопасности людей на воде»; «О пользе солнца для здоровья человека»; Наблюдение за изменениями в природе; Эксперименты: опыты с водой (солѐная, цветная и т. д.); опыты с песком (сырой, сыпучий, сухой); опыты с вертушкой (крутится, не крутится) Рисование: «Цветы на лугу»; рисование на асфальте «Солнышко лучистое», «Лужи», «Волны»; Игры с водой и песком: «Кораблики»; «Мыльные пузыри»; «Печем куличики»; «Рисуем пальчиками по песку»; «Тонет - не тонет»; «Поймай рыбку»; Наблюдение за изменением под воздействием тепла растительного мира, за птицами на участке. | Экскурсия в летний лес. | Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)». |
Итоговое мероприятие: развлечение "Солнышко лучистое, в гости приходи!". Презентация проекта. |
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате реализации проекта предполагается достичь следующих результатов: дети лучше замечают красоту родной природы; у них возникает желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки; дети получают удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.
Литература:
1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
2. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
3. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
5. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
7. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
8. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.
9. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Приложение
Диагностика уровня развития мышления дошкольников
по теме «Времена года»
Целью проективной методики «Времена года» является исследование уровня развития мышления ребенка-дошкольника 3-4 лет.
Процедура проведения теста: Воспитатель показывает ребенку рисунок и инструктирует его о способе выполнения задания.
Инструкция испытуемому: «Внимательно посмотри на этот рисунок и скажи, какое время года изображено на каждой из его частей, объясни, почему ты считаешь именно так. Если все понятно, начинай!»
За 2 минуты ребенок должен не только назвать определенное время года, но и обосновать свое мнение, объяснить, почему он так считает, указать признаки, которые по его мнению свидетельствуют о том, что на рисунке изображено именно это время года, а не другое.
Рисунок к выполнению методики «Времена года».
Оценка результатов
10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков,
свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все
картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех
картинках, вместе взятых.
6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но
указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов — ребенок правильно определил время года только на одной-двух
картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не
назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в
зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Времена года, красоты неживой природы"
Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления пр...
Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе : "Времена года"
Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе : "Времена года"...
Познавательно-продуктивная деятельность для детей второй младшей группы "Времена года"
Цель: повторить и закрепить знания о временах года.Задачи:- закрепить характерные признаки времен года, их последовательность;- развивать речь детей, логическое мышление, умение отгадывать загадки;- в...
НОД по экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе "Времена года"
Возраст детей : 3 года.Длительность : 15 мин. Образовательная область : «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникати...
Проект по экологии во второй младшей группе "Времена года"
Соответствует ФГОС....
Долгосрочный проект во второй младшей группе "Времена года"
Долгосрочный проект во второй младшей группе "Времена года"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы «Времена года».
Цели:- Формировать представления о временах года;- Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года;- Развивать интерес к окружающей природе; активность, вн...