Проект во второй младшей группе «Времена года»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Создание условий для формирования элементарных представлений о временах года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 196.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №79 «Соловушка»
Проект
во второй младшей группе
«Времена года»
Воспитатель
Максимова Т.Н.
2023 г.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Времена года». |
Основные разработчики проекта | Воспитатель Максимова Татьяна Николаевна. |
Цели и задачи проекта | Цель: Создание условий для формирования элементарных представлений о временах года. Задачи:
|
Сроки реализации проекта | С сентября 2023 года по июнь 2024 года |
Тип проекта | Долгосрочный. Информационно - практико - ориентированный |
Перечень основных мероприятий реализации проекта | Беседы; чтение художественной литературы (загадки, стихи, сказки, рассказы); изготовление работ из пластилина, выполнение рисунков, аппликаций; проведение дидактических, ролевых, подвижных игр; создание макета «Осень, зима, весна, лето». Труд в уголке природы и на огородной грядке. |
Исполнители проекта | Дети второй младшей группы, родители, воспитатель. |
Проблема проекта | У младших дошкольников не достаточно сформированы представления о временах года; не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года; не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы. |
Новизна проекта | Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ. Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания. |
Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
«Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе».
Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
Обоснование актуальности проблемы, ее практическая значимость
- Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
- Создание методической копилки по экологическому воспитанию.
- Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у дошкольников.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к экологическому воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.
- Укрепление связи семьи и ДОУ.
Теоретическая значимость проекта
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.
Цель проекта:
Создание условий для формирования элементарных представлений о временах года.
Задачи:
1.Продолжать учить детей различать признаки времён года;
2.Помочь познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят;
3.Развивать умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и с помощью поэтического слова показать красоту различных времён года, разнообразие сезонных явлений;
4.Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Гипотеза
Процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:
- Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье.
- Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
- Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
- Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.
Технологии
Личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения.
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения.
Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Развития творчества.
Творческий процесс помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно – поисковая.
Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Формы работы
С детьми | С родителями |
- Беседы; - занятия; - рассматривание альбомов, картин, иллюстраций; - выставки детских работ по проекту - дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; -заучивание стихов, пословиц, поговорок; - творческая речевая деятельность; - утренники, развлечения; - конкурсы. | - Наглядная пропаганда; - беседы и консультации; - родительские собрания; - конкурсы. |
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников: метод сравнения. |
элементарный анализ |
метод эксперимента |
метод моделирования и конструирования. |
метод проектной деятельности. |
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать. |
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств. |
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний: игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. |
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться. |
Методы и приемы
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о природе, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании. |
беседа – является связующим звеном. |
Этапы реализации проекта
1 этап –организационно – диагностический (сентябрь 2023 года)
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – формирующий (сентябрь 2023 года – июнь 2024 года)
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
3 этап – обобщающий (июнь 2024 года)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта
Пути реализации проекта
Блок № 1 «Осень разноцветная»: сентябрь – ноябрь 2023 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Форма реализации | ||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй |
Чтение художественной литературы: З. Александрова «Дождик» Беседы: «Осень в гости к нам пришла». Д/игра «Что нам осень принесла» «Весёлый огород», «Что есть что», «Собираем урожай», . Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку». Аппликация « Дождик, дождик – кап, кап, кап». Рисование «Что нам осень принесла» Лепка «Репка» | Разучивание стихотворений об осени | Консультация «Витамины с грядки» Выставка работ «Дары Осени» |
Беседы «Любимые красоты осени», «Осень золотая» Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад». П/ игра: «Листья» Аппликация «Осеннее дерево». П/игра «Солнышко и дождик». Рисование «Разноцветный осенний листик», «Дерево осеннее» | Сбор гербария Экскурсия в осенний парк. | Фотовыставка «Осень золотая». |
Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме» Рассматривание картин зайчиха с зайчатами. П/игра «Зайка беленький….». Раскрашивание «Морковка для зайчика». | Совместное ухаживание за домашними животными дома. | Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе» |
Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских работ «Дары осени», праздник «Золотая осень». |
Блок № 2 «Волшебница – зима»: декабрь 2023 – февраль 2024 года
Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Форма реализации | ||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй |
Беседы на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий). Рисование: «Падает, падает снег» П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос». Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица». Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом». Рассматривание альбома: «Зимующие птицы». П/И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке». Чтение: М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно» Игра-опыт: «Цветной снег». Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей» Беседа «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку». Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает»; | Работа детско- родительская на тему «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками» Совместное кормление птиц в садике и дома. Изготовление кормушек. Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница- зима» | Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». Папка-передвижка: «Как помочь птицам Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?» зимой?» |
Подвижные игры «На земле снежок лежит», «Снежиночки-пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»; «Игра в снежки» | ||
Итоговое мероприятие: Выставка «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». Новогодний утренник. Спортивное развлечение |
Блок № 3 «Весна-красна»: март – апрель 2024 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Форма реализации | ||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй |
Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины. Чтение В.Берестов «Март». Рисование «Вот какие у нас сосульки». Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки? » Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла» Аппликация «Ледоход» Словесно-речевые игра «Что весной бывает». Пальчиковая игра «Возвращение птиц». Д/игра «Перелётные птицы. П/игра «Птички, раз! Птички, два!». | Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд» Изготовление скворечника с ребёнком дома. | Консультация «Чем же занять ребенка на прогулке весной?» Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!» |
Итоговое мероприятие: Праздник «Времена года» |
Блок № 4 «Ах, лето»: июнь 2024 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Форма реализации | ||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй |
Чтение художественной литературы: «Дождик», заучивание стихотворения З.Александрова «Одуванчик»; Чтение и заучивание потешек «Солнышко», «Солнечный зайчик», «Водичка-водичка»; Чтение К.Чуковского «Краденое солнце»; Загадки о летних явлениях в природе. Подвижные игры: «Солнечный зайчик»; «Солнышко и дождик»; «Самолѐты»; «Пузырь»; «У медведя во бору», «Ловишки». Пальчиковые игры: «Насекомые»; «Бабочка»; «Колокольчики»; «Дождик»; «Жук»; «Солнышко-ведрышко». Дидактические игры: «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям); игровые упражнения «Дружи с водой»; «Солнце, воздух и вода» - на прищепках; Беседы: «О том, что в солнечную погоду нужно носить панаму»; «О безопасности людей на воде»; «О пользе солнца для здоровья человека»; Наблюдение за изменениями в природе; Эксперименты: опыты с водой (солѐная, цветная и т. д.); опыты с песком (сырой, сыпучий, сухой); опыты с вертушкой (крутится, не крутится) Рисование: «Цветы на лугу»; рисование на асфальте «Солнышко лучистое», «Лужи», «Волны»; Игры с водой и песком: «Кораблики»; «Мыльные пузыри»; «Печем куличики»; «Рисуем пальчиками по песку»; «Тонет - не тонет»; «Поймай рыбку»; Наблюдение за изменением под воздействием тепла растительного мира, за птицами на участке. | Экскурсия в летний лес. | Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)». |
Итоговое мероприятие: развлечение "Солнышко лучистое, в гости приходи!". Презентация проекта. |
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате реализации проекта предполагается достичь следующих результатов: дети лучше замечают красоту родной природы; у них возникает желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки; дети получают удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.
Литература:
1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
2. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
3. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
5. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
7. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
8. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.
9. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Приложение
Диагностика уровня развития мышления дошкольников
по теме «Времена года»
Целью проективной методики «Времена года» является исследование уровня развития мышления ребенка-дошкольника 3-4 лет.
Процедура проведения теста: Воспитатель показывает ребенку рисунок и инструктирует его о способе выполнения задания.
Инструкция испытуемому: «Внимательно посмотри на этот рисунок и скажи, какое время года изображено на каждой из его частей, объясни, почему ты считаешь именно так. Если все понятно, начинай!»
За 2 минуты ребенок должен не только назвать определенное время года, но и обосновать свое мнение, объяснить, почему он так считает, указать признаки, которые по его мнению свидетельствуют о том, что на рисунке изображено именно это время года, а не другое.
Рисунок к выполнению методики «Времена года».
Оценка результатов
10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков,
свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все
картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех
картинках, вместе взятых.
6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но
указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов — ребенок правильно определил время года только на одной-двух
картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не
назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в
зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Времена года, красоты неживой природы"
Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления пр...

Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе : "Времена года"
Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе : "Времена года"...

Познавательно-продуктивная деятельность для детей второй младшей группы "Времена года"
Цель: повторить и закрепить знания о временах года.Задачи:- закрепить характерные признаки времен года, их последовательность;- развивать речь детей, логическое мышление, умение отгадывать загадки;- в...

НОД по экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе "Времена года"
Возраст детей : 3 года.Длительность : 15 мин. Образовательная область : «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникати...

Долгосрочный проект во второй младшей группе "Времена года"
Долгосрочный проект во второй младшей группе "Времена года"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы «Времена года».
Цели:- Формировать представления о временах года;- Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года;- Развивать интерес к окружающей природе; активность, вн...