НОД по экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе "Времена года"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Джуманьязова Елена Сергеевна

 

Возраст детей : 3 года.

Длительность : 15 мин.

 

Образовательная область :   «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.

 

                                               «Времена года»

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать,таять.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами льда (нагревается, тает, замерзает, остывает)
  • Закрепить понятия «нагревается», «тает»,»замерзает», «остывает»
  • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
  • Развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей
  • Развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
  • Вызвать восторженное отношение к стихотворному слову
  • Развивать умение слышать воспитателя
  • Развивать умение работать в группе

 

Оборудование: чашки (4 на каждого ребенка), вода разных температур, кусочки льда.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы с вами начнем наше исследование . я хочу загадать вам загадку.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Жить нельзя нам без……..( воды.)

Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами исследуем очень интересные свойства воды. А для начала , скажите мне, что мы уже знаем о воде? Ответы детей – прозрачная, льется, меняет цвет, замерзает, тает.

Воспитатель: все верно, ребята. В наши дома вода поступает к нам по водопроводным трубам, в любое время года. А вот в природе с водой происходят разные изменения. И сегодня мы с вами узнаем , как меняется вода в водоемах и наступлением разных времен года. А прежде чем мы начнем исследование , проведем  физкультминутку.

 

Физкультминутка ( дети встают в круг. Повтор 2-3 раза)

Над водой летят стрижи, (руки в стороны)

 Под водой плывут ерши, (присели)

 Плывет лодочка-краса—

 Расписные паруса.

(руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища)

 

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, какое сейчас время года?Ответы детей (зима). Верно, за окном зима.

Снежок порхает, кружится,

 На улице бело.

 И превратились лужицы

 В прозрачное стекло.

Снежок изрезан лыжами,

 Как мел, скрипуч и сух.

 И ловит кошка рыжая

 Веселых белых мух.

Зимушка –зима пришла и воду в речках и озерах заморозила. Во что превращается вода зимой? Ответы детей- в лед.

Воспитатель: ребята, возьмите в руки по кусочку льда. Какой он на ощупь ? Ответы детей: холодный, мокрый,тает.   Воспитатель: Вспомните, что такое лед? Ответы детей- лед,это замерзшая вода. Воспитатель: Верно, ребята. Зимой вода в природе замерзает, водоемы покрываются льдом. Положите лед в чашку перед собой, здесь у нас будет зима.  Какое время года идет следом за зимой? Ответы детей – Весна.

Ещё в полях белеет снег,

 А воды уж весной шумят —

 Бегут и будят сонный брег,

 Бегут, и блещут, и гласят...

 Они гласят во все концы:

 «Весна идёт, весна идёт,

 Мы молодой весны гонцы,

 Она нас выслала вперёд!

Солнышко весной становится теплее и лед в водоемах начинает таять. Как льдинка,  ваших теплых ладошках. Сейчас в чашку я налью вам теплую воду( 2 чашка). Опустите пальцы в чашку . Какая вода? Ответы детей- теплая. Воспитатель: в этой чашке у нас будет Весна.  А какое время года наступает после Весны? Ответы детей- лето. Воспитатель: молодцы, ребята. Следом за весной идет лето.

Пришло к нам лето жаркое

Весёлая пора.

Как утки, в речке плещемся

Мы с самого утра.

И тут же соревнуемся:

А кто из нас скорей

Сумеет стать коричневым

От солнечных лучей.

Лето жаркое настало. Солнце греет сильнее и вода в речках и озерах стала теплая- теплая. (Воспитатель наливает в третью чашку очень теплую (но не горячую) воду). Ребята, попробуйте пальцами, какая вода стала летом? Ответы детей- очень теплая, можно купаться и плавать. Воспитатель: правильно, ребята. Летом очень полезно проводить время на природе, плескаться в воде и загорать на солнце. Но лето заканчивается, и наступает следующее время года. Какое приходит время года следом за летом? Ответы детей- Осень. Воспитатель- верно ребята. Наступает осень.

Дождь по улице идёт,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

Пришла прохладная Осень в гости, солнечные лучи стали греть слабее и вода  в водоемах остыла. (воспитатель наливает  в четвертые чашки холодную воду). Ребята, опустите пальцы в чашку . какая вода стала осенью? Ответы детей- холодная.  Воспитатель:  верно. С наступлением каждого времени года вода в природных водоемах меняет свою температуру.

Рефлексия:

Воспитатель: давайте еще раз  проверим, как меняется наша вода. Что происходит с водой в природе  зимой? Ответы детей- вода замерзает, превращается в лед. Воспитатель , посмотрите в наши чашки ,где зима. Что там? Ответы детей- лед начал таять от тепла. Воспитатель: правильно. В помещении тепло , и как как будто для нашей льдинки наступила весна,  она согрелась и стала превращаться снова в жидкую воду. А какая у нас вода в чашке с названием Весна? Дети проверяют). Ответы детей: теплая. Воспитатель: что будет происходить с водой с наступлением лета? Проверьте в чашках с названием Лето? Ответы детей- вода будет нагреваться солнцем и становиться еще теплее. Воспитатель: молодцы. А когда наступит холодная осень? Ответы детей( проверяют воду в чашке Осень)- солнце станет греть слабее и вода остынет, станет холодной, и когда наступит Зима замерзнет.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Сегодня мы узнали с вами, какими свойствами обладает вода. Она может замерзать, таять, нагреваться и остывать. Спасибо вам большое за такую интересную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda_eto.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст детей : 3 года.

Длительность : 15 мин.

Образовательная область :   «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.

                                «Времена года»

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать,таять.

Задачи: 

  • Познакомить детей со свойствами льда (нагревается, тает, замерзает, остывает)
  • Закрепить понятия «нагревается», «тает»,»замерзает», «остывает»
  • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
  • Развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей
  • Развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
  • Вызвать восторженное отношение к стихотворному слову
  • Развивать умение слышать воспитателя
  • Развивать умение работать в группе

Оборудование: чашки (4 на каждого ребенка), вода разных температур, кусочки льда.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы с вами начнем наше исследование . я хочу загадать вам загадку.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Жить нельзя нам без……..( воды.)

Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами исследуем очень интересные свойства воды. А для начала , скажите мне, что мы уже знаем о воде? Ответы детей – прозрачная, льется, меняет цвет, замерзает, тает.

Воспитатель: все верно, ребята. В наши дома вода поступает к нам по водопроводным трубам, в любое время года. А вот в природе с водой происходят разные изменения. И сегодня мы с вами узнаем , как меняется вода в водоемах и наступлением разных времен года. А прежде чем мы начнем исследование , проведем  физкультминутку.

Физкультминутка ( дети встают в круг. Повтор 2-3 раза)

Над водой летят стрижи, (руки в стороны)

 Под водой плывут ерши, (присели)

 Плывет лодочка-краса—

 Расписные паруса.

(руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища)

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, какое сейчас время года?Ответы детей (зима). Верно, за окном зима.

Снежок порхает, кружится,

 На улице бело.

 И превратились лужицы

 В прозрачное стекло.

Снежок изрезан лыжами,

 Как мел, скрипуч и сух.

 И ловит кошка рыжая

 Веселых белых мух.

Зимушка –зима пришла и воду в речках и озерах заморозила. Во что превращается вода зимой? Ответы детей- в лед.

Воспитатель: ребята, возьмите в руки по кусочку льда. Какой он на ощупь ? Ответы детей: холодный, мокрый,тает.   Воспитатель: Вспомните, что такое лед? Ответы детей- лед,это замерзшая вода. Воспитатель: Верно, ребята. Зимой вода в природе замерзает, водоемы покрываются льдом. Положите лед в чашку перед собой, здесь у нас будет зима.  Какое время года идет следом за зимой? Ответы детей – Весна.

Ещё в полях белеет снег,

 А воды уж весной шумят —

 Бегут и будят сонный брег,

 Бегут, и блещут, и гласят...

 Они гласят во все концы:

 «Весна идёт, весна идёт,

 Мы молодой весны гонцы,

 Она нас выслала вперёд!

Солнышко весной становится теплее и лед в водоемах начинает таять. Как льдинка,  ваших теплых ладошках. Сейчас в чашку я налью вам теплую воду( 2 чашка). Опустите пальцы в чашку . Какая вода? Ответы детей- теплая. Воспитатель: в этой чашке у нас будет Весна.  А какое время года наступает после Весны? Ответы детей- лето. Воспитатель: молодцы, ребята. Следом за весной идет лето.

Пришло к нам лето жаркое

Весёлая пора.

Как утки, в речке плещемся

Мы с самого утра.

И тут же соревнуемся:

А кто из нас скорей

Сумеет стать коричневым

От солнечных лучей.

Лето жаркое настало. Солнце греет сильнее и вода в речках и озерах стала теплая- теплая. (Воспитатель наливает в третью чашку очень теплую (но не горячую) воду). Ребята, попробуйте пальцами, какая вода стала летом? Ответы детей- очень теплая, можно купаться и плавать. Воспитатель: правильно, ребята. Летом очень полезно проводить время на природе, плескаться в воде и загорать на солнце. Но лето заканчивается, и наступает следующее время года. Какое приходит время года следом за летом? Ответы детей- Осень. Воспитатель- верно ребята. Наступает осень.

Дождь по улице идёт,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

Пришла прохладная Осень в гости, солнечные лучи стали греть слабее и вода  в водоемах остыла. (воспитатель наливает  в четвертые чашки холодную воду). Ребята, опустите пальцы в чашку . какая вода стала осенью? Ответы детей- холодная.  Воспитатель:  верно. С наступлением каждого времени года вода в природных водоемах меняет свою температуру.

Рефлексия:

Воспитатель: давайте еще раз  проверим, как меняется наша вода. Что происходит с водой в природе  зимой? Ответы детей- вода замерзает, превращается в лед. Воспитатель , посмотрите в наши чашки ,где зима. Что там? Ответы детей- лед начал таять от тепла. Воспитатель: правильно. В помещении тепло , и как как будто для нашей льдинки наступила весна,  она согрелась и стала превращаться снова в жидкую воду. А какая у нас вода в чашке с названием Весна? Дети проверяют). Ответы детей: теплая. Воспитатель: что будет происходить с водой с наступлением лета? Проверьте в чашках с названием Лето? Ответы детей- вода будет нагреваться солнцем и становиться еще теплее. Воспитатель: молодцы. А когда наступит холодная осень? Ответы детей( проверяют воду в чашке Осень)- солнце станет греть слабее и вода остынет, станет холодной, и когда наступит Зима замерзнет.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Сегодня мы узнали с вами, какими свойствами обладает вода. Она может замерзать, таять, нагреваться и остывать. Спасибо вам большое за такую интересную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «СОЛНЫШКО» «СЕКРЕТЫ ВОДИЧКИ»

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица  Вид проекта: практический, исследовательско -познавательный. Время реализации: крат...

Конспект Досуговой деятельности во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим: «В ГОСТИ К ВРЕМЕНАМ ГОДА»

Формировать  начальные представления  о временах года, познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года, совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками в малых гру...

Расписание непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на образовательный период 2013 – 2014 года.

Сетка занятий в группах детского сада. Расписание занятий во второй младшей группе. Понедельник 1. Физкультурное занятие 16.00. Рисован...

План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)

В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе "Подарок для Зайчонка"

В представленном конспекте содержутся материалы для проведение занятия-игры "Подарок для Зайчонка" во второй младшей группе, направленной на развитие экспериментальной деятельности, активиза...

Экспериментально исследовательская деятельность во второй младшей группе

Эксперименты и опыты с детьми младшего дошкольного возраста...

Конспект Экспериментально - исследовательской деятельности Во второй младшей группе «Волшебная капелька»

                                Конспект  Экспериментально - исследовательской деятельностиВо второй младшей...