Конспект НОД по по познавательно – исследовательскому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Свойсва воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком. Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы и обобщения. Закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_svoystva_vozduha.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»
«Свойства воздуха»
Конспект образовательной деятельности
по познавательно – исследовательскому развитию
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель
Моисеева М.Г.
Цель: Обобщить представления детей о воздухе.
Задачи:
Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком.
Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы и обобщения.
Закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.
Дать представление о таких природных явлениях как ураган, буря, смерч; познакомить с некоторыми правилами безопасности.
Устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы.
Пополнить словарный запас детей и побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер.
Оборудование: сосуд с водой, пакет, соломинка (коктейльная трубочка), резиновый шар, мяч, веер, веточка с листочками;
Словарная работа: "порывистый", "резкий", "ураганный", "разрушительный", «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий»
Ход ОД
Дети поделены на 2 подгруппы.
Воспитатель: Ребята, вы уже догадались, что мы сейчас будем заниматься чем-то интересным. А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня знакомится, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать какой он по счету.
Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.
ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»
СОЛНЦЕ - НАЗОВИТЕ 1 ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «О»
ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»
ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»
ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»
ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»
-Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».
Дети: Воздух.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить о воздухе и будем работать в наших папках по экспериментированию.
А что вы знаете о воздухе?
Дети отвечают.
-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух это то, чем мы дышим)
-А где есть воздух? (везде)
-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
-А можно жить без воздуха? (ответы детей)
-Почему? (ответы детей)
Воспитатель. Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде.
Давайте изобразим схематически в наших папках что вы знаете о воздухе. Может кто-то еще что-нибудь вспомнит.
Дети работают в папках.
Как еще можно узнать о воздухе, где можно раздобыть информацию?
Дети. Спросить у другого. (Дети спрашивают у взрослых.)
Воспитатель. Прежде чем мы ответим на ваш вопрос, послушайте сказку.
Воспитатель рассказывает детям сказку.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь, стороны той государь. Царь был суровый, жадный, несправедливый. Однажды решил царь посвататься к принцессе из соседнего царства, но принцесса велела царю прислать свой портрет. Позвал царь художника и велел написать свой портрет. Разложил художник краски, взял кисти, полотно и только было начал рисовать, как что-то зашелестело, зашумело и краски у художника упали и все смешались. Рассердился царь, ногами затопал, кулаками застучал. Во второй раз художник взялся за кисти, но вдруг вокруг потемнело, засвистело, загудело, и неведомая сила унесла кисти у художника. Совсем обезумел царь, еще пуще затопал ногами и приказал художнику, чтобы через два дня портрет был готов, иначе голова с плеч. Загрустил художник, что делать? Краски испортились, кисти пропали. И тогда решил он обратиться за помощью к доброму волшебнику, чтобы узнать, кто же ему мешает. Волшебник сказал: если отгадаешь мою загадку, я тебе помогу.
А вы, ребята, отгадаете? Послушайте.
Загадка:
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает,
Груши с веток обрывает.
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг - и нет его нигде!
Дети: Ветер!
Воспитатель: А почему же ни царь, ни художник его не видели?
Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его, как и воздух можно только почувствовать. Ветер –это движение воздуха.
Воспитатель: Как еще можно назвать ветер, когда он сильный и когда он слабый? (ветерок, ветрище)
Воспитатель: Каким бывает ветерок?
Дети: Ветерок бывает нежный, добрый, тёплый, ласковый, освежающий, слабый, незаметный, приятный
Воспитатель: Что умеет делать ветерок?
Дети: Шелестеть листьями, освежить, кружить снежинки, унести воздушный шарик;
Можно изобразить в папках ветерок.
Воспитатель: А каким бывает ветер?
Дети: Сильный, тихий, неприятный, прохладный, холодный, колючий, жаркий, быстрый, резкий, порывистый.
Воспитатель: Что умеет делать ветер?
Дети: Шуметь, качать деревья, поднимать пыль, унести шапку, забираться к прохожим под воротники, гудеть в трубе, дуть, двигать облака, тучи.
Можно изобразить в папках ветер.
Воспитатель: А каким бывает ветрище?
Дети: Свирепый, обжигающий, пронизывающий, быстрый, сильный, неприятный, ураганный, разрушительный.
Воспитатель: Что умеет делать ветрище?
Дети: Свистеть, гнать волны, вырывать деревья с корнем, срывать крыши, переворачивать машины, бросать снег и пыль в глаза.
Можно изобразить в папках ветрище.
Физминутка
Звучит музыка.
Воспитатель: Подул лёгкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях (дети шелестят пальцами).
Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки (дети шелестят кистями рук).
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветки деревьев, гнет их стволы, клонит к земле (дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону).
Но вот ветер утих, выглянуло солнышко.
Отдыхают деревья от бури (дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками)
Воспитатель: Ребята, а что же такое ветер, как же он образуется?
Ответы детей. Где можно узнать об этом?
Дети: В интернете, энциклопедии, посмотреть по телевизору, позвонить специалисту.
Просмотр презентации..
Вывод: Ветер — это движение воздуха. Ветер дует, потому, что солнце нагревает участки земли и моря. Тёплый воздух поднимается, а холодный - опускается, и когда они встречаются, образуется ветер.
Работа в папках
А еще я хочу вам предложить посмотреть дома интересную передачу, которая называется «Планета открытий. Откуда берется ветер»
Воспитатель: А вы знаете, какие добрые дела совершает ветер?
Дети: Он помогает надуть парус, помогает запускать воздушного змея; вертит крылья мельницы; переносит семена растений; освежает, если нам жарко? ветер может двигать предметы.
Какие еще остались методы сбора информации? (Наблюдение, энциклопедия, эксперимент).
Давайте перейдем к следующему методу сбора информации: проведем опыты.
Воспитатель: Но сначала скажите, как вы думаете. у нас в группе есть ветер? Давайте проверим.
1. Воздух движется.
Помашите рукой у лица, что ощущаете?
А теперь подуйте на руку, что чувствуете?
Вывод: эти ощущения вызваны движением воздуха у лица, руки. Воздух можно по-разному ощущать, хотя его мы и не видим. Воздух может перемещаться с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер.
2. «Воздух есть во мне».
1.Перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и соломинкой
Воспитатель: Дети, возьмите палочку для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку. Что вы видите? (пузырьки) Что это значит?
Вывод: я выдохнул воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.
2. Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок)
3. «Воздух – невидимка»
1. Пусть ребята положат ладошку на грудь и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим.
2.Предложите детям ладошками зажать рот и нос, а сами посчитайте вслух, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».
Вывод: Человеку необходим воздух, чтобы жить. Воздух бесцветный, прозрачный (через него всё видно).
4. «Воздух не имеет вкуса и запаха»
А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха. А теперь возьмите салфетки и подышите носом возле них, понюхайте, чем пахнет. (Ответы детей.) Что можно теперь сказать? (Воздух растворяет запахи.)
Воспитатель: Как это проверить?
1. «Воздух в корке апельсина»
Я беру со стола корку апельсина и пройду перед детьми с коркой апельсина в руке. Вы сразу же почувствуете запах апельсина, который распространяется в нашей группе. Вывод: воздух приобрел запах апельсина.
2. «Воздух в запахе духов»
Беру «духи», осторожно сниму крышку, побрызгаю немного на свою одежду и пройду мимо вас. Вывод: «воздух» приобрел запах моих духов.
Какой сделаем вывод? (ответы детей)
«Воздух не имеет запаха, но с его помощью запах можно почувствовать»
Предложите детям вдохнуть носом воздух. Затем возьмите лимон, чеснок, одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, которые распространяются по помещению.
Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.
5. «Сжатый воздух»
Воспитатель: (Достает не надутый воздушный шар) Дети, что это такое? (шарик) Какой шарик? (Красный, резиновый, тянется, худенький) Шарик просит меня, чтобы я его надула. (воспитатель надувает шар)
Чем наполнили шар? (воздухом). Каким стал шар? (большим, прозрачным). Тяжелее стал шарик или легче? (тяжелее). Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха (он лопнет). (Воспитатель отпускает шар, не завязав его).
Воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там. Где еще находится сжатый воздух? (в резиновом мяче, в шинах велосипеда) (показывает резиновый мяч)
6. «Реактивный шарик»
Предложите детям надуть воздушные шары и отпустить их. Обратите внимание на траекторию и длительность его полета шариков. Помогите детям сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть.
Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Вывод: Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях.
7. «Воздух можно словить»
Я беру пакет и «поймаю» воздух. Подниму пакет над головой и опущу его резко вниз, затем закручу пакет, и «воздух» оказался в пакете. Вот я доказал, что воздух есть везде, даже в «пакете», но я его не вижу, потому что он прозрачный и невидимый.
8.«Воздух есть в стакане»
Вариант 1. Для этого опыта я беру пустой стакан, переворачиваю стакан вверх дном и медленно опускаю его в банку с водой. Стакан я держу прямо. Что же получилось? Вода не попадает в стакан, значит, в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Вариант 2. У меня на столе стакан. Как вы думаете, в нем есть воздух?
Прикрепим на дно стакана кусочек пластилина, введем в него салфетку и прижмем ее ко дну. А теперь, повернув отверстием вниз, опустим стакан резко в воду, так, чтобы он был полностью погружен.
Проверяем, замочила ли вода салфетку?
Вынимаем стакан из воды и трогаем руками салфетку.
Вывод: салфетка сухая. Воздух не дал войти воде в стакан.
Вариант 3. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой.
Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство
9. «Воздух в мыльных пузырях, и он легкий»
Я беру мыльный раствор. Открою крышку, поднесу ее к своим губам и подую в колечко. Появились воздушные пузырьки, они полетели. Вывод: воздух при надувании оказывается в мыльных пузырьках. Воздух движется.
Предложите детям поиграть с мыльными пузырями и воздушными шарами (этим вы докажите, что воздух легкий). Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием.
Вывод: Воздух очень лёгкий.
Воспитатель. Мы узнали, что воздух везде, повсюду, невидим, имеет вес, не имеет запаха, но его можно почувствовать. А как вы думаете, можно услышать воздух?
Воспитатель: А это мы сейчас проверим.
10. «Воздух можно услышать»
1. Выпускаем воздух из надутого шарика.
2. А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук.) Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать.)
3. Дети самостоятельно определяют. Произносят звук ш-ш-ш, ффффф)
- Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.) А как в природе мы слышим воздух? (Слышим, как воздух шелестит листвой и т.п.)
4. А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «р», «к», «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Дети делают вывод: Воздух можно услышать, он дрожит, возникают звуки.
11."Ветер, ветер, ты какой?"
(перед каждым ребенком на столе полоски бумаги или бумажные салфетки)
Воспитатель: Подуем на бумагу тихо и сильно. Что происходит? (Бумага колышется сильно и слегка)
А хотите устроить настоящий ветерок?
12. Опыт «Парусные суда»
(Ветер помогает плыть паруснику)
На столах прозрачные емкости с водой – это «море».
Воспитатель: Какое сейчас «море»?
Дети: Спокойное, волн нет, вода не двигается.
Воспитатель: Можно ли сделать, чтобы на «море» появились волны?
Дети: Надо подуть на воду.
Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны. Лёгкий ветерок на море моряки называют «бризом». Опускаем на воду кораблик, он не плывёт. Почему кораблик не плывёт?
Дети: Потому что нет ветра.
Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?
Дети: Надо чтобы подул ветер. (Дети помогают кораблику плыть.)
Воспитатель: А если очень сильно подуть, что произойдёт с корабликом?
Дети: Перевернётся.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, ветер имеет силу? Докажите.
Дети: - Он может вырвать дерево с корнем, значит сильный.
- Ещё он надувает огромные паруса, значит, имеет силу и т. д.
Воспитатель: Как называется очень сильный ветер? - Бурей, Штормом, может перевернуть даже самый большой парусник.
Вывод:
Воспитатель: Что мы знаем о воздухе?
1. Воздух есть везде. Он повсюду, вокруг нас.
2. Воздух нельзя увидеть, потому что он прозрачный.
3. Воздух движется.
4. Имеет вес.
5. Не имеет своего запаха, но его можно почувствовать.
6. Воздух можно услышать.
-А можно это доказать? (ответы детей: да, нет)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много фактов узнали о воздухе. Вы хорошо поработали, и я вам дарю мыльные пузыри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".
В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско - родительский проект по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"...
конспект ООД Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».
Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы "Свойства воздуха"
конспект занятия...
Индивидуальный план профессионального развития на 2023-2024 учебный год Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»
Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окру...