конспект ООД Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».
Название: «Волшебница вода».
Цель: развитие познавательно- исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми свойствами воды.
Задачи:
1.Образовательные: -формировать представление о некоторых свойствах воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода- растворитель, в воде некоторые предметы растворяются, а некоторые-нет; - объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации; -создать целостное представление о воде как о природном явлении; -дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе, правилах обращения с водой в быту и в природе;
2. Развивающие:
- развивать мыслительную активность, диалогическую речь, творческое воображение, умение самостоятельно делать выводы,
-обогащать и активизировать словарь;
3. Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру, умение работать в коллективе, сообща.
Словарная работа: текучесть, растворитель, фильтр, пар - это тоже вода.
Методические приёмы: сюрпризный момент (письмо от Незнайки); практические: (опыты с водой, льдом); наглядные: рассматривание предметных картинок и схем; словесные: беседа, вопросы поискового характера.
Оборудование: пластиковые стаканчики по количеству детей, воронки по количеству детей, вода, сахар, соль, ложка, лед; фартуки по количеству детей.
Предварительная работа: 1.Беседы о воде, её роли в жизни человека. 2.Проведение занятий - экспериментирований с водой. 3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода". 4.Чтение художественной литературы (потешки, загадки о воде, рассказ М. Пришвина «Живая вода». 5. Наблюдения за водой в быту и в природе, за облаками, дождем, снегом.
Интеграция образовательных областей.
«Познание»
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
-продолжать учить читать схемы.
-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
-закреплять знание детей о свойствах
«Безопасность»
- закреплять правилам безопасности при проведении опытов.
«Коммуникация»
-развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь.
- воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.
-развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:
- помочь затрудняющимся детям узнать о свойствах воды;
- оказать помощь при проведении опытов.
ХОД НОД:
1.Организационный момент. Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем:
«Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!».
– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.
«Друг к другу лицом повернулись
И друг другу улыбнулись.
Руку правую подали,
Руку левую пожали
И друг друга мы обняли.
Все готовы заниматься,
Будем очень мы стараться!»
I часть: Вводная.
Воспитатель: Сегодня утром к нам в детский сад принесли письмо от Незнайки. Она адресована самым любознательным, самым старшим детям в детском саду. Я сразу поняла, что это письмо адресовано нашей группе. Прочтем что пишет нам Незнайка? «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, но они всё равно не понимают. Помогите мне пожалуйста!
Воспитатель- Почему Наша планета Земля синего цвета? (показ глобуса). Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра). Дети - На ней много воды. Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она? Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.
Воспитатель - Ну что, ребята как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?
Дети - да.
Воспитатель – А как? Мы же не все свойства воды знаем.
Дети –проведем наблюдения за свойствами воды и наши наблюдения отправим Незнайки.
Воспитатель- проведем опыты с водой, выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.
Воспитатель - я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, и отправить Незнайке. Воспитатель- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами.
Воспитатель - Сегодня мы познакомимся с другими свойствами воды ( текучесть; пар тоже вода; вода- растворитель, в воде некоторые предметы растворяются, а некоторые-нет; объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации)
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель - Чтобы познакомиться со свойствами воды, нам нужно отправиться в волшебную лабораторию, где мы будем проводить исследования по изучению свойств воды. А вы знаете, что это такое лаборатория?
Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Одевайте фартуки с нарукавниками и занимайте свои рабочие места.
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию вспомните с правилами поведения в лаборатории:
Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.
-Аккуратно обращаться с посудой.
-Нужно слушаться воспитателя.
-Внимательно следить за результатом опыта.
-Закончив наблюдение, сделать вывод.
Предлагаю провести опыт для выявления свойства воды.
1.Опыт «ВОДА – ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»
Вос-ль: Возьмите стаканчик с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).
Вос-ль: Почему вы смогли перелить воду из стаканчика на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку?
Дети: Потому что вода жидкая.
Вос-ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью.
Вос-ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку.
(Самостоятельная работа детей)
Вос-ль: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Вос-ль: А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Вос-ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Вывод. «Не имеет формы». (схема)
Вос-ль: Верно, значит какое свойство воды- «Не имеет формы». Молодцы, отлично справились с этим заданием.
Давайте познакомимся со следующим свойством воды.
Опыт 2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Вода может быть твердой? Проверим. Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед- это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство. (схема)
Давайте познакомимся со следующим свойством воды.
Опыт 3 «Пар-это тоже вода» Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над кофейником? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в кофейник наливала только воду. А вы не знаете? Высказывания детей. Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода).
Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая". (схема)
Воспитатель: Ребята, а в каком виде мы с вами увидели воду? Дети: жидкости, льда, пара.
Физкультминутка
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили,
Влево, вправо поклонились,
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора.
Давайте познакомимся со следующим свойством воды.
Опыт 4. «Вода – растворитель». «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».
Вос-ль: Ребята, я попрошу вас подойти к следующему столу. На столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:
«Белый камень в воде тает». (Сахар)
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Вос-ль: Теперь вторая загадка:
«В воде родится,
Воды боится». (Соль)
Убираем салфетку со второго блюдца.
Вос-ль: И, наконец, последняя загадка:
«Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде – пенится,
Брызгается и шипит». (Масло)
Вос-ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?
Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.
Вос-ль: Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Давайте возьмем две баночки с водой. В одну положим кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?
Дети: Сахар растворился в воде.
Вос-ль: Теперь возмем другую баночку и насыплем в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло.
Дети: Соль растворилась в воде.
Вос-ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная работа детей.
Вос-ль: Что произошло с маслом?
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.
Вос-ль: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вывод: В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. (схема).
Давайте познакомимся со следующим опытом.
Опыт 5. «Очистка воды»
Вос-ль: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Вос-ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Вос-ль: А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей.
Вос-ль: У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идёт самостоятельная работа детей.
Вос-ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Вос-ль: Куда же делось масло?
Дети: Всё масло осталось на фильтре.
Выод: Воду можно очистить с помощью фильтра.(схема)
Вос-ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Воспитатель Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Кому нужна вода? (ответы: человеку, животным, растения и т.д.) Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.)
Ответы детей: вода нужна для питья, для роста растений, для приготовления пищи, для купания, для стирки, для вырабатывания электроэнергии.
Воспитатель - Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Правильно, пресная вода — это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
Ситуативный разговор «Берегите воду!»
- Ребята, как будем беречь воду?
Примерные ответы детей:
- Нужно не забывать закрывать краны.
- Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
- Не засорять водоемы.
- Не мусорить на берегах рек.
- Не мыть в водоемах машины.
-Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)
Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Рефлексия - Какие свойства есть у воды? Текучесть. Вода- это жидкость. Вода не имеет собственной формы. Вода может растворять одни предметы и не растворять другие. Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке схемы наших опытов, что бы он рассказал о свойствах воды. Ребята вам понравилось быть исследователями. Спасибо ребята, вы все большие молодцы. Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. И пора возвращаться в вашу группу
- Давайте снимем фартуки и встанем в кружок и скажем такие слова:
Раз, два - раз, два - в группу вам спешить пора. Попрощаемся с нашими гостями- до свидания.
Анализ образовательной деятельности
Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».
Название: «Волшебница вода».
Цель: развитие познавательно- исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми свойствами воды.
Задачи:
1.Образовательные: -формировать представление о некоторых свойствах воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода- растворитель, в воде некоторые предметы растворяются, а некоторые-нет; - объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации; -создать целостное представление о воде как о природном явлении; -дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе, правилах обращения с водой в быту и в природе;
2. Развивающие:
- развивать мыслительную активность, диалогическую речь, творческое воображение, умение самостоятельно делать выводы,
-обогащать и активизировать словарь;
3. Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру, умение работать в коллективе, сообща.
Словарная работа: текучесть, растворитель, фильтр, пар - это тоже вода.
Методические приёмы: сюрпризный момент (письмо от Незнайки); практические: (опыты с водой, льдом); наглядные: рассматривание предметных картинок и схем; словесные: беседа, вопросы поискового характера.
Оборудование: пластиковые стаканчики по количеству детей, одноразовые трубочки по количеству детей, вода, молоко, сахар, соль, ложка, лед; фартуки по количеству детей.
Предварительная работа:
1.Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2.Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
4.Чтение художественной литературы (потешки, загадки о воде, рассказ М. Пришвина «Живая вода». 5. Наблюдения за водой в быту и в природе, за облаками, дождем, снегом.
Интеграция образовательных областей.
«Познание»
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
-продолжать учить читать схемы.
-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
-закреплять знание детей о свойствах
«Безопасность»
- закреплять правилам безопасности при проведении опытов.
«Коммуникация»
-развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь.
- воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.
-развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:
- помочь затрудняющимся детям узнать о свойствах воды;
- оказать помощь при проведении опытов.
Введение в ситуацию:
Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Актуализация знаний:
Актуализировать знания детей о свойствах воды, её назначении.
Затруднение в ситуации:
Создать мотивационную ситуацию для познавательной деятельности, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.
Открытие нового знания:
Сформировать представление о том, что в воде могут растворяться некоторые вещества, что воду можно очистить с помощью фильтра. Сформировать опыт преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
Включение нового знания:
Закрепление нового знания и использование в игровой деятельности знаний о свойствах воды. Тренировка познавательной активности, мышления.
Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями.
Технология занятия представлена в форме проблемного обучения. Продолжительность занятия 30 минут.
Структура представлена 5 частями: введение в ситуацию, актуализация знаний , затруднение в ситуации, открытие нового знания, включение нового знания в систему знаний.
Все содержание деятельности детей на занятии соответствует поставленным целям.
Введение в ситуацию: (эвристическая беседа о воде) мотивировало детей на включение в образовательную деятельность.
Сюрпризный момент, эмоциональный настрой подготовили детей к предстоящему занятию и вызвало у детей эмоциональный отклик, определило смысловую завязку занятия. Актуализация знаний реализовывалась с помощью стихотворения «Вы слыхали о воде?», Работой по карточкам по определению свойств воды. Использование музыкального сопровождения также вызвал эмоциональный отклик у детей.
Открытие нового знания позволило сохранить у детей интерес и мотивацию к достижению «детской цели» с помощью экспериментальной деятельности (растворение веществ в воде) и способствовало открытию нового знания (в воде некоторых вещества растворяются).
Затруднение в ситуации создало мотивацию для исследовательской деятельности (найти способ очистки воды от масла).
Включение нового знания в систему знаний (Игра «Растворяется-не растворяется») обеспечило связь нового «открытого» детьми знания с имеющимся у них опытом.
Осмысление реализовывалось при помощи рефлексии деятельности на занятии, т.е. посредством вопросов воспитателя: «Кому вы сегодня помогли? «А что нового и интересного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....
Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Опыт работы по организации экспериментальной деятельности вдетском саду...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...
Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"
Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...
Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Продемонстрировать педагогам практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии детей 5-6 лет логико-математического мышления через дидактические игр...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеостанции»
С этим опытом работы в 2022 году я выступила на Муниципальных Педагогических чтениях и продолжаю работать над этой темой и далее...
Родительское собрание для родителей (законных представителей) по теме: «Развитие предпосылок научно-технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования конструктора «Фанкластик»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в процессе активного обсуждения данной темы, практическое использование конструктора «Фанкластик&r...