Конспект занятия. Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Народная культура, быт и традиции на Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре русского народа на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_kultura_i_traditsii.docx | 36.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия.
Ознакомление с окружающим миром
в подготовительной группе
«Народная культура, быт и традиции на Руси»
Воспитатель: Гладкина М.А.
МКДОУ Д/сад №8 г.Коркино
Цель: Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре русского народа на Руси.
Задачи:
Образовательная:
- Формировать первоначальное представление об особенностях жизни русского человека, быте и обычаях на Руси;
- приобщать детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа.
Развивающая:
- Развивать интерес к народным традициям и обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы, традиции народных праздников, малые фольклорные формы, народные игры;
- расширять и обогащать словарный запас за счёт новых слов, обозначающих предметы русского быта.
- развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательная:
- Воспитывать желание узнавать что-то новое о жизни людей на Руси;
- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, культуре своего народа;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.
Ход занятия.
- Организационный момент
Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и улыбаются.
Возьмёмся за руки, друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
Всем детям с самого утра!
И скажем: «Здравствуйте, друзья!»
– Ребята, а что означает слово «Здравствуйте»? (Этим словом мы желаем всем здоровья, показываем своё доброе отношение, вежливость и воспитанность).
- Основная часть
- Послушайте, как я вас буду приветствовать.
- Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!
Дай Бог тому,
Кто в этом дому –
Пусть наделит вас Господь
И житьём, и бытьём, и здоровьицем!
- Ребята, как вы думаете, когда так люди приветствовали друг друга? (Приветствовали в старину стародавнюю).
В: - Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в старину стародавнюю. Вспомним с вами народную культуру, быт и традиции русского народа.
– Ребята, как называется страна, в которой мы сейчас с вами живем? (Россия)
Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас? (Нет, раньше не было кирпичных домов, машин, электричества)
- Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история.
- Вы знаете, как называлось наше государство раньше? (Русь, Русь Матушка, Русь деревянная.)
- Почему деревянная? (Потому, что строились деревянные дома. Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить было просто.)
- Скажите, а кто такие предки? (Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших прадедушек и прабабушек).
- Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? (Славяне похоже на слово “слава”). А это значит, что славяне – это славный народ.
Традиции
- У каждого народа есть свои песни, танцы, народные игры, традиции.
Ребята а, что такое традиции?
- Традиция – это правила, обычаи, порядок, которому следуют народы, праздники, которые проходят по каким-то правилам.
- Традиции бывают Семейные , Народные.
Семейные традиции - это когда из поколения в поколение передаются какие – то семейные порядки и традиции, которые отмечают только в какой – то одной семье.
- Ну, а мы с вами будем говорить о народных традициях, которые чтит и соблюдает весь наш Русский народ.
Традиции народных праздников передаваемые из поколения в поколения сохранились и в наше с вами время. Мы с вами справляем народные праздники такие как:
Новый год – в каждой семье по традиции в доме устанавливают ёлку, наряжают её, ставят под ёлку подарки каждому члену семьи.
Масленица – (проводы зимы и встреча весны) - длилась целую неделю. Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами. провожают зиму, сжигают снежную бабу, пекли блины и т.д.
Пасха – Расцвет весны, пробуждение жизни - церковный праздник
На Пасху начиная с четверга убирали избу (чистый четверг), наводили порядок, в пятницу прекращали все работы, украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), в субботу посещали церковь, всё светили, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) , приветствовали друг друга: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»
Эти все традиции тоже сохранились в наше время и передали нам их наши предки.
- А как мы знакомимся с традициями нашего народа?
- Как ми их узнаём? (Из книг, энциклопедий, телевизора, интернета)
- Но в старину всего этого не было. Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям? (В старину старики передавали молодым знания и традиции через пословицы, потешки, поговорки, загадки, заклички, приметы, сочиняли очень много сказок). Давайте с вами вспомним их:
- Пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
- ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий. - Поговорка «В гостях хорошо, а дома лучше». – домашний уют, созданный своими руками или руками близкого человека, невозможно заменить никаким походом в гости.
- Потешки – это шутливые стишки, которыми родители сопровождали первые игры с ребёнком:
«Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазки глядели, чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».
- Загадка: «Четыре братца под одной крышей живут. Что это?»
- Закличка: Божья коровка, Чёрная головка,
Улети на небо, Принеси нам хлеба,
Чёрного и белого, Только не горелого. - Небылицы: (Сочинялись для смеха, для забавы)
«Медведь по небу летит, хвостом вертит»,
«Свинья гнездо свила, деток вывела».
- Русские народные сказки: колобок, теремок, курочка ряба, гуси – лебеди и много других …
Это всё, ребята, называется народные Малые Фольклорные Формы. Которые придумывал народ. Слово «Фольклор» обозначает «народная мудрость». Все это родилось в народе. Это называется народная культура. Поэтому мы бережем нашу культуру.
Пальчиковая игра: «Небылица»
У Матрешкиной сестрицы - Хлопают в ладоши
По деревне небылицы
Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают
В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших.
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их краше Показывают рога приплясывая.
Корова пляшет.
За дверью слышится стук. (Сюрпризный момент)
Воспитатель вносит игрушку Домовёнка Кузю.
- Ребята, кто это к нам пришел в гости? (Домовёнок Кузька). Он мне что-то шепчет на ушко. Он очень стесняется и шепчет мне на ушко. Он узнал, что мы с вами знакомимся с культурой и традициями русского народа и решил прийти к нам сегодня в гости и сделать нам сюрприз. Давайте посмотрим, что же принёс нам в коробочке домовенок Кузька.
Воспитатель достаёт из коробки кукол в Русских народных костюмах.
- Каких красивых кукол принёс нам Кузька. Ребята, рассмотрим их. Куклы одеты в женский народный костюм.
Он состоит из рубахи и сарафана. На голове кокошник. Есть праздничный костюм, а есть повседневный, он состоит из рубахи, сарафана, может быть юбка и фартук, на голове платок или косынка. Молодые девушки на голове носили кокошник или повязку в виде ленты, а замужние женщины косынку или платок.
- А вот куклу в мужском народном костюме нам Кузька не принёс. Ребята, он что-то мне опять хочет на ушко сказать. Он просит рассмотреть его одежду, в чём он одет. Мужская одежда - это рубаха косоворотка и порты (так назывались штаны), рубаху носили на выпуск и подпоясывали поясами, на ногах лапти. (Рассматриваем, как одет домовенок кузька)
- Одежду делали своими руками. Ткань сами ткали, выбеливали, сварачивали в рулоны, кроили, шили. Девушки и женщины рукодельничали, вышивали на одежде разные узоры. А ещё украшали избу расшитыми полотенцами (рушник).
Зимой.
- Славяне на Руси носили шубы из меха животных. Мех сохранял тепло и защищать от морозов. Шили шубы из шкур меха лисы, енота, соболя и других животных. Женщины зимой покрывали голову вязанной шалью из шерсти или теплым плотком.
Одним из важных элементов зимней одежды была шапка, шили из меха и вязали из шерсти. Особую известность получила ушанка — головной убор, закрывающий уши, который часто оформлялся вышивкой и широкими меховыми отворотами. На ногах носили валенки.
- Ребята, что-то наш домовенок заскучал. Давайте попросим домовёнка рассказать о себе.
- Домовой - это душа избы, душа любого дома, поэтому он так и называется от слова ДОМ.
- Я живу в избе за печкой и охраняю эту избу от злых духов, от плохих людей. Я люблю, когда все совершают хорошие дела и поступки. Люблю, когда хозяева хлебосольные, т.е. всегда привечают и угощают гостей. А если кто-то делает что-то плохо в доме, то я начинаю прятать вещи, стучать и бить посуду - это будет им уроком, что так вести себя нельзя.
Изба
- А мы с вами заглянем в русскую избу.
- Вот перед нами деревянное жилище.
- Как по-другому называли жилье в старину? (терем, изба, хоромы, землянка).
- Давайте заглянем, что в ней. (Рассматривают убранство русской избы.)
Сени
- Заходим в избу и попадаем в сени (это по современному прихожая)
Горница
- Далее проходим в большую комнату, которая называется Горница. ( Это самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева жили, проводили всё своё время, встречали гостей).
В доме больше не было комнат. Спальня, по современному, отделялась только шторкой. Вдоль стен горницы стояли лавки, рядом с ними стоял большой стол. Лавки были накрыты половиками самоткаными. На лавкой хозяева сидели, занимаясь своими делами, дети играли.
Печь
- Что внутри этой избы? (Большая Русская печь) Она занимает почти пол избы. Печка обогревает всю избу.
- Ещё печь ласково называли «Кормилицей». Потому что она действительно кормила людей – в ней варили кашу, щи, пекли хлеб, картошку…
От вытопленной печки в избе оставалось тепло даже в самые лютые морозы.
Очаг печки назывался горнилом, в нем разводили огонь и готовили еду.
Под печкой оставалось свободное место, оно так и называлось – подпечье.
А использовалось оно для хранения печного инвентаря: ухватов (разного размера), кочерга, совок и т. д.
Над горнилом в русской печи располагалась — лежанка. На печи спали и даже в лютые морозы на печи было очень тепло. А также изгоняли простудные заболевания. На печи сушили одежду (валеночки, носочки и т. д.). А топили печь Дровами!
Чугунок
- В чём же варили еду на печи?
Использовали чугунок
Почему он так назывался, потому что он чугунный.
Чугун – это очень крепкий метал, он выдерживал любой огонь, и любой удар. Чугунок незаменим был в хозяйстве, служил вместо кастрюли.
Чтобы брать горячий и тяжёлый чугунок, нужен был ухват.
Какая же утварь (посуда) была в доме?
- На Руси в древние времена использовали различные виды посуды, такие как глиняные горшки, кувшины, миски, тарелки и ложки. Также распространена была посуда из дерева, такая как кадушки, кружки и солонки. В более поздние времена начали использовать и посуду из металла, такую как медные и жестяные кастрюли.
- Повседневно посуду использовали простую, не расписную. А вот на праздники и для дорогих гостей ставили посуду расписную.
- Когда мастера красиво расписывали посуду и наносили определённый узор – это называется народный промысел.
Игра: «Что было – что стало»
- Ребята, домовёнок Кузька хочет узнать, а какими предметами в быту пользуемся мы сейчас. Давайте покажем Кузьке и поиграем в игру:
«Что было – что стало».
Хлебосольство.
- В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это – хлебосольство. Оно состоит из двух слов… каких, ребята? (хлеб и соль). И произносят его обычно тогда, когда хотят поделится и угостить гостей всем тем, что есть у него дома. А самыми ценными продуктами на Руси были… Как вы думаете, какие продукты? (хлеб и соль). А дорогих гостей всегда встречали на пороге дома караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью. (картинка)
- Ребята, домовёнок Кузька просит меня обратить внимание на накрытый стол для чаепития.
- Как же на Руси накрывали на стол.
- Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). Затем калачи, бублики, сладости. Знаменитые калачи пекут только в России.
- В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. Заварка была травяная, из лечебных трав (ромашка, иван-чай) которую собирали и засушивали. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.
Труд в старину
- Жизнь у наших предков была очень тяжелая. Почти все работали на земле, пахали, сеяли. Все делали своими руками.
- Русский народ считается очень трудолюбивый. В зимнее время женщины и девушки пряли пряжу, шили одежду, вязали. В домах электричество не было, поэтому они зажигали Лучину, работали и пели старинные песни. И это называлось «Посиделки». Посмотрите вот на таких прялках пряли пряжу. Подвязывали кудель (шерсть, лен) и с помощью веретёшки спрядали в нити.
Женщины пряли пряжу да приговаривали: «Мы прядём, а ниточка тянется, нам работа наша нравится.»
- Мужчины с сыновьями тоже рукодельничали: из дерева вырезали различные детские игрушки и фигурки, матрёшки, ложки, посуду, разделочные доски, скалки, кадушки и т. д, а ещё и лапти плели.
- Люди это делали не толко для себя, но и на продажу. Ездили на ярморку, показывали своё ремесло другим и продавали свои изделия.
- На ярморке устраивали народные гуляния с песнями и хороводами. Дети играли в народные игры.
- Какие народные игры мы с вами знаем? («Прятки», «Жмурки», «Ручеёк», «Ловишка», «Колечко, колечко выйди на крылечко», «Золотые ворота», «Яблочко наливное»)
Физминутка: Народная игра «Яблочко»
Старинные игрушки для детей
Игрушки для своих детей делали родители сами, вот как они выглядели:
- свистульки из дерева;
- деревянные матрёшки;
- лошадки-качалки;
- глиняные игрушки;
- тряпичные куклы собранные из разных лоскутов ткани.
- Кукла из соломы.
Все куклы, ребята, делали без лица, безликими, т.к. боялись, чтоб злой дух не вселился в куклу.
- Ребята, некоторые куклы у нас есть на выставке.
Заключительная часть
- Ребята, наше занятие подошло к концу. Чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.
- Ребята, вам понравилось занятие? Что вам запомнилось?
- С какими традициями и культурой русского народа мы сегодня познакомились?
- Домовёнок Кузька что-то хочет сказать мне на ушко.
- Он хочет с нами попрощаться. Ему пора возвращаться домой. А то хозяева его потеряют. Но на прощание он принес нам материал и предлагает из него сделать вот такую куколку-пеленашку.
- Давайте, ребята попрощаемся с домовёнком Кузей.
– До свидания!
- Подойдём к столу и я покажу, как в старину дети делали куколку – пеленашку.
(Дети делают куклу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия ознакомление с окружающим в средней группе.
Конспект занятия «Ознакомление с окружающим»в средней группе на тему: «Ознакомление со свойствами стекла»Цель: познакомить детей со свойствами стекла при помо...
Конспект занятия Ознакомление с окружающим: «Знакомство с бытом и культурой бурят» (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Хадаханский детский сад «Солнышко» Конспект занятияОзнакомление с окружающим:...
Конспект открытого занятия Ознакомление с окружающим миром(подготовительная группа) "Мое Отечество-Россия!"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Доскинский детский сад» Организованная образоват...
«Знаменательные места города Саров» План конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
Цель: Обобщение знаний дошкольников о своем городе, памятных и примечательных местах; людях, прославивших его.Задачи: Расширять и обобщать знания и представления детей о своем городе, памятных и приме...
Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.
Мною представлен конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему : " Знакомство с профессией повар - кондитер". Конспект оформлен в удобной форме, в вид...
Конспект занятия ознакомление с окружающим в средней группе. Теме «Транспорт»
Формировать представление о транспорте и его видах.Дать информацию об истории появления транспортРазвивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным при...
Конспект занятия по познанию окружающего мира подготовительной группы
Сценарий занятияпо образовательной области познание, окружающий мирдля детей подготовительного возраста Тема: «Зима. Сезонные наблюдения» Воспитатель:Косоварова Натал...