Конспект занятия Ознакомление с окружающим: «Знакомство с бытом и культурой бурят» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Хадаханский детский сад «Солнышко»
Конспект занятия
Ознакомление с окружающим:
«Знакомство с бытом и культурой бурят»
(подготовительная группа)
Воспитатель:
Бужгирова Елена Степановна
Задачи:
Образовательные: Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия разных народов; обогатить словарный запас существительными: орнамент, юрта, Сагалгаан – белый месяц, войлок, дымник, казан. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Развивающие: формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – штапм, выполняя элементы – волны, завиток.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к традициям и обычаям бурят, побуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, народной культуре.
Материал: карта, демонстративные орнаменты, изображения юрты, макет юрты, кукла юноши в национальном костюме, гуашь, штамп, национальная музыка, ноутбук.
Образовательные области: Познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут лена Степановна, а как вас зовут я вижу. Я приехала к вам из другого детского сада, и сегодня с вами я буду заниматься.
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Верно. Россия – очень большая страна (показ на карте).
- А где мы живем? (ответы детей)
- Мы живем в Иркутской области, в Усть-Ордынском Бурятском Автономном округе. В нашем округе живут люди разных национальностей: русские, татары, башкиры, буряты и другие.
- Сегодня к нам в гости пришел бурятский мальчик Батор.
- Сайн байна! Меня зовут Батор, я пришел, чтобы рассказать вам о бурятском национальном празднике «Сагаалган».
Сагаалган — это Новый год по лунному календарю, в переводе означает Белый месяц, один из самых популярных праздников бурят. Обычно, этот праздник бывает в конце зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.
- Ребята, а что такое белая пища?
(молоко, сметана, творог, кефир….)
- Как вы думаете, что желают люди друг другу?
(благополучия, богатства, здоровья, удачи…)
Сагаалган - это лучший повод навестить всех родственников и друзей, с которыми нечасто видишься в течение года.
- Ребята, а вы знаете, как раньше называлось жилище бурят?
(ответы детей…)
Отгадайте загадку:
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла –
Ни единого угла. (Юрта)
-Верно, юрта – жилище бурят – скотоводов. (выставляет макет юрты).
- Что вы можете о ней рассказать?
(ответы детей). (круглая, без углов…)
- как вы думаете, юрту ставят или строят? (Ставят).
- Правильно, юрту ставят. Существует определенный порядок установки юрты. Прежде всего, буряты выбирали место для установки юрты.
Юрта – основное жилище кочевников – скотоводов. Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок – прочный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают валенки). Чтобы получить из шерсти войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем спуталась. Ребята почувствуйте какой войлок на ощупь, на что он похож?
Юрта – круглая, многогранная постройка с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым или попросту «дымник». В центре юрты располагается котел для приготовления пищи – казан. Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола. Естественно, что в холодные и дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто.
- Чем покрывали юрту?
(войлоком)
Давайте повторим вместе.
- Из чего изготовлен войлок?
(шерсти)
- Куда выходил дым?
(дымник) повторим
- Как назывался котел, для приготовления пищи?
(казан) повторим
- А теперь немного поиграем.
Подвижная игра «Юрта»
Юрта, юрта, круглый дом,
Побывайте в доме том!
(Дети становятся в круг).
Гости явятся едва –
(Подняли руки).
В печку прыгают дрова.
(Наклонились, подкладывают).
Печка жарко топится.
(Прыгают в круг).
Угостить торопится
(Прыжки назад).
Ладушки, ладушки,
(Хлопают в ладоши).
Круглые оладушки!
(Все кружатся).
-А сейчас давайте посмотрим, как украшены юрты. (Показ)
К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д. Орнаменты мы видим везде. Они – одно из древнейших проявлений народного творчества.
- Как вы думаете, что такое орнамент?
Слово «орнамент» в переводе «узор», «украшение».
- На первой юрте изображен волнообразный орнамент. Этот орнамент обозначает волны реки.
А вторая юрта – эта юрта украшена растительными завитками.
Для орнамента буряты использовали красные, желтые, зеленые, синие и белые цвета. Любимые цвета народа.
- Ребята, а где еще вы видели бурятские орнаменты – узоры?
(на шапке, платьях, серьги, герб…)
- ребята предлагаю создавать узор на шаблонах. У вас на столах лежат вот такие листочки, на что они похожи? ( на юрту)
Показ приемов рисования. (макаем штампом в гуашь и наносим на шаблон). Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете рисовать, только поторопитесь, как только она закончится, вы должны завершить работу.
- Ребята, посмотрите, какие получились нарядные юрты.
- Чем мы их украшали?
(Узором, орнаментом.)
Правильно, орнаментом.
Давайте еще раз повторим – орнамент.
- Давайте, покажем Батору.
Батор: Очень понравились ваши работы, я хочу в праздник Сгалгаана сказать вам благопожелание на бурятском языке…
Воспитатель: это пожелание переводится с бурятского: Растите сильными,
здоровыми, трудолюбивыми.
Итог занятия: сегодня мы с вами познакомились с некоторыми традициями и обычаями бурятского народа, узнали как называется жилище бурят (юрта), что такое орнамент и где он используется. (Отметить активных детей)
Ребята, спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия Ознакомление с окружающим: "Знакомство с бытом и культурой бурят" | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Хадаханский детский сад «Солнышко»
Конспект занятия
Ознакомление с окружающим:
«Знакомство с бытом и культурой бурят»
(подготовительная группа)
Воспитатель:
Бужгирова Елена Степановна
Задачи:
Образовательные: Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия разных народов; обогатить словарный запас существительными: орнамент, юрта, Сагалгаан – белый месяц, войлок, дымник, казан. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Развивающие: формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – штапм, выполняя элементы – волны, завиток.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к традициям и обычаям бурят, побуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, народной культуре.
Материал: карта, демонстративные орнаменты, изображения юрты, макет юрты, кукла юноши в национальном костюме, гуашь, штамп, национальная музыка, ноутбук.
Образовательные области: Познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут лена Степановна, а как вас зовут я вижу. Я приехала к вам из другого детского сада, и сегодня с вами я буду заниматься.
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Верно. Россия – очень большая страна (показ на карте).
- А где мы живем? (ответы детей)
- Мы живем в Иркутской области, в Усть-Ордынском Бурятском Автономном округе. В нашем округе живут люди разных национальностей: русские, татары, башкиры, буряты и другие.
- Сегодня к нам в гости пришел бурятский мальчик Батор.
- Сайн байна! Меня зовут Батор, я пришел, чтобы рассказать вам о бурятском национальном празднике «Сагаалган».
Сагаалган — это Новый год по лунному календарю, в переводе означает Белый месяц, один из самых популярных праздников бурят. Обычно, этот праздник бывает в конце зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.
- Ребята, а что такое белая пища?
(молоко, сметана, творог, кефир….)
- Как вы думаете, что желают люди друг другу?
(благополучия, богатства, здоровья, удачи…)
Сагаалган - это лучший повод навестить всех родственников и друзей, с которыми нечасто видишься в течение года.
- Ребята, а вы знаете, как раньше называлось жилище бурят?
(ответы детей…)
Отгадайте загадку:
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла –
Ни единого угла. (Юрта)
-Верно, юрта – жилище бурят – скотоводов. (выставляет макет юрты).
- Что вы можете о ней рассказать?
(ответы детей). (круглая, без углов…)
- как вы думаете, юрту ставят или строят? (Ставят).
- Правильно, юрту ставят. Существует определенный порядок установки юрты. Прежде всего, буряты выбирали место для установки юрты.
Юрта – основное жилище кочевников – скотоводов. Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок – прочный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают валенки). Чтобы получить из шерсти войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем спуталась. Ребята почувствуйте какой войлок на ощупь, на что он похож?
Юрта – круглая, многогранная постройка с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым или попросту «дымник». В центре юрты располагается котел для приготовления пищи – казан. Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола. Естественно, что в холодные и дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто.
- Чем покрывали юрту?
(войлоком)
Давайте повторим вместе.
- Из чего изготовлен войлок?
(шерсти)
- Куда выходил дым?
(дымник) повторим
- Как назывался котел, для приготовления пищи?
(казан) повторим
- А теперь немного поиграем.
Подвижная игра «Юрта»
Юрта, юрта, круглый дом,
Побывайте в доме том!
(Дети становятся в круг).
Гости явятся едва –
(Подняли руки).
В печку прыгают дрова.
(Наклонились, подкладывают).
Печка жарко топится.
(Прыгают в круг).
Угостить торопится
(Прыжки назад).
Ладушки, ладушки,
(Хлопают в ладоши).
Круглые оладушки!
(Все кружатся).
-А сейчас давайте посмотрим, как украшены юрты. (Показ)
К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д. Орнаменты мы видим везде. Они – одно из древнейших проявлений народного творчества.
- Как вы думаете, что такое орнамент?
Слово «орнамент» в переводе «узор», «украшение».
- На первой юрте изображен волнообразный орнамент. Этот орнамент обозначает волны реки.
А вторая юрта – эта юрта украшена растительными завитками.
Для орнамента буряты использовали красные, желтые, зеленые, синие и белые цвета. Любимые цвета народа.
- Ребята, а где еще вы видели бурятские орнаменты – узоры?
(на шапке, платьях, серьги, герб…)
- ребята предлагаю создавать узор на шаблонах. У вас на столах лежат вот такие листочки, на что они похожи? ( на юрту)
Показ приемов рисования. (макаем штампом в гуашь и наносим на шаблон). Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете рисовать, только поторопитесь, как только она закончится, вы должны завершить работу.
- Ребята, посмотрите, какие получились нарядные юрты.
- Чем мы их украшали?
(Узором, орнаментом.)
Правильно, орнаментом.
Давайте еще раз повторим – орнамент.
- Давайте, покажем Батору.
Батор: Очень понравились ваши работы, я хочу в праздник Сгалгаана сказать вам благопожелание на бурятском языке…
Воспитатель: это пожелание переводится с бурятского: Растите сильными,
здоровыми, трудолюбивыми.
Итог занятия: сегодня мы с вами познакомились с некоторыми традициями и обычаями бурятского народа, узнали как называется жилище бурят (юрта), что такое орнамент и где он используется. (Отметить активных детей)
Ребята, спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.
Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....
Конспект занятия "Ознакомление с окружающим миром-Путешествие с колобком" во второй младшей группе
Ознакомление с окружающим миромТема: Путешествие с колобкомЦель: Закрепить знание детей о диких животныхПрограммное содержание:Задачи:1. Образовательные:- систематизирование и обобщение у детей знаний...
Конспект по ознакомлению с окружающим "Знакомство с самоваром, чаепитие"
"Знакомство с самоваром, чаепитие"...
Конспект НОД "Ознакомление с миром природы" на тему: "Чудеса воды" в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе «Чудеса воды»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Звуковая культура речи» подготовительная группа
Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речиЗадачи:Учить детей отчетливо произносить звуки [ж], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять д...
Конспект занятия «Ознакомление с природой в детском саду» «Полюбуйся: весна наступает…» Подготовительная группа
Цель: Расширять представления детей о весенних изменениях в природе.Задачи: - Формировать эстетическое отношение к природе средствами художественных произведений.- Воспитывать интерес к художественно-...
Конспект занятия по театрализованной деятельности «Мы учимся быть актерами» для детей старшей группы «Буратино»
Цели:Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, движений).Задачи:Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем...