Конспект ООД по направлению: " Познавательное развитие"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по направлению
«Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста на тему
«Кто такие микробы?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mazhitova_lyaysan_marganovna_konspekt.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «Тылсым» с. Давлетово муниципального района
Абзелиловский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной
деятельности по направлению
«Познавательное развитие»
с детьми старшего дошкольного возраста на тему
«Кто такие микробы?»
Выполнила:
воспитатель первой квалификационной
категории
Мажитова Ляйсан Маргановна
2024 г.
Направление развития: «Познавательное развитие».
Вид детской деятельности: познавательно - исследовательская деятельность.
Тема образовательной деятельности: «Кто такие микробы?».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.
Цель: формирование представлений у детей о микроорганизмах.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать формированию представлений о микроорганизмах - микробах, как источнике большинства болезней, о свойствах микробов (растут, размножаются, питаются); дать первоначальное представление, что микроорганизмы могут приносить как вред, так и пользу; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;
- продолжать закреплять знания о предметах и правилах личной гигиены;
- продолжать способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни; пониманию важности заботы о своем здоровье; продолжать знакомить с правилами безопасности при проведении опытно - экспериментальной деятельности.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в ходе проведения опытно-экспериментальной деятельности;
- развивать память, основы логического мышления, воображение, мелкую моторику, внимание, наблюдательность, любознательность, координацию движений, аккуратность;
Воспитательные:
- воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки, интерес к экспериментальной деятельности.
Интеграционные задачи:
- продолжать способствовать развитию речи как средству общения; закреплять умение строить высказывание, отвечать на вопрос, отгадывать загадки, проговаривать текст пальчиковой гимнастики; активизировать словарь детей новыми словами: микробы, микроскоп, здоровье, здоровый образ жизни, размножаются, питаются, лаборатория, опыты;
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу; формировать навыки самостоятельности, сотрудничества.
Методы и приемы:
практические: опыты-эксперименты, пальчиковая гимнастика;
наглядные: показ изображения микробов, показ опытов-экспериментов;
словесные:беседа, рассуждения, поощрения, словесная игра.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, форма для детей (фартуки, нарукавники, чепчики), столы и наборы для опытов на каждого ребенка, ширма.
Демонстрационный материал: презентация, иллюстрации опытов на ширме.
Раздаточный материал: на каждого ребенка - поднос с водой, куркума, мыло жидкое, распечатанный рисунок ладони руки форматом А4 в файле, перманентные маркеры, губки, стаканы с водой, ручка с УФ, закрытый зип пакет с нарисованными на руке микробами, салфетки сухие и влажные.
Предварительная работа: чтение книг К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Л. Зильберг «Потому что принимаю витамины A,B,C», Г. Остера «Микроб», загадывание загадок о соблюдении культурно-гигиенических навыков, разучивание стихов, разучивание подвижной игры «Микробы полезные и вредные», продолжение знакомства с микроскопом, просмотр полезных мультфильмов о гигиене «Ми-ми-мишки, Зубная фея», «Аркадий Паровозов. Правила гигиены». Проектная деятельность - опыты с молоком, хлебом на выращивании плесени, дрожжевой закваски, яйца в уксусе.
Этапы:
- Организационный
Дети сидят на стульях
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Сегодня у нас за занятием наблюдают гости, они смотрят на нас через камеры, давайте дружно встанем и с ними поздороваемся.
Коммуникативно-речевая игра «Здравствуйте!»
Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть все будут здоровыми!»
Гостям всем скажем мы.
Молодцы, а теперь садитесь на стульчики.
Воспитатель: Сегодня мне на электронную почту пришло письмо (на экране письмо и фиксик). Угадайте, от кого это письмо? Прекрасно, все узнали Нолика.
Воспитатель читает письмо детям: «Здравствуйте, ребята, вы - самые старшие в садике, помогите мне, пожалуйста, с заданием. Мне Дедус дал домашнее задание - про микробы рассказать, и опыты подготовить, а я ничего не знаю. Помогите, пожалуйста.»
Воспитатель: Поможем?
Дети: Да!
Воспитатель: Наше занятие записывается, мы потом видео отправим Нолику.
Дети, когда мы здороваемся друг с другом, то желаем при этом человеку здоровье. В народе говорят: «Здоровому человеку все здорово». Мы уже многое знаем, мы уже говорили с вами о здоровом образе жизни. А что значит «быть здоровым?» Когда мы отвечаем, то не выкрикиваем, поднимаем руки, не говорим хором, держим осанку.
Ответы детей: Когда человек не болеет, он веселый, жизнерадостный, сильный, бодрый, энергичный, красивый и т.д.
Воспитатель: Превосходно, совершенно верно! Здоровье - это самое главное в жизни. Каждый человек должен думать о своем здоровье и соблюдать правила здорового образа жизни.
Основная часть
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Там, где грязь – живут они,
Мелкие, не увидать.
Их там очень-очень много,
Невозможно сосчитать.
Воспитатель: Девочки и мальчики, о ком идет речь?
Ответы детей: О микробах!
Воспитатель: Замечатательно, как вы догадались?
(ответы детей)
Воспитатель: Будем дружить с микробами?
Ответы детей: Нет!
Воспитатель: Почему вы не хотите с ними дружить?
(ответы детей)
Воспитатель: Сегодня на занятии мы проведем опыты и эксперименты и узнаем все про этих загадочных микробах - могут ли они быть только вредными, чем они питаются, как размножаются, а также вспомним правила здорового образа жизни. Дети, сегодня мы находимся не в простой лаборатории, а в лаборатории «Профессора Чудакова». У профессора Чудакова есть помощники, кто они?
Ответы детей: Фиксики
Воспитатель: Великолепно, это Фиксики. Вы все сегодня будете Фиксиками, моими помощниками. Но перед работой в лаборатории нам необходимо узнать, как же выглядят микробы. Посмотрим презентацию. (Закрыть потом проектор.)
Показ презентации «Вредные микробы»
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что это? (предположение детей)
Это всего лишь капелька воды из крана, но только увеличенная в несколько тысяч раз. Видите, как много здесь точек, чёрточек, каких-то «головастиков»? Это микробы, мельчайшие живые существа. У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа, но они так же, как мы, едят, дышат, передвигаются. Мир вокруг нас полон таких существ. Они везде – в воздухе, в воде, на земле, на нашем теле. Когда вредные микробы попадают в наш организм, то человек начинает заболевать. Посмотрите, чем питаются микробы? А как они размножаются? Оказывается, микробы бывают не только вредными, но и полезными, полезные микробы находятся в различных продуктах питания. Вот мы и узнали много фактов про микробы, пора отправляться в нашу лабораторию.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним правила безопасности поведения в лаборатории. Почему мы одеты в специальную одежду?
Ответы детей: Чтобы не испачкаться.
Воспитатель: Совершенно верно. Правило №1 - на столах ничего не трогать без разрешения воспитателя. Правило №2 - пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено. Правило №3 - бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило №4 - соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Проходите к лабораторным столам и занимайте места в шахматном порядке.
1.Опыт «Микробы спасаются бегством»
Перед вами находятся тарелки с куркумой и маленькие тарелки с жидким мылом. Макаем кончик пальца в жидкое мыло и погружаем палец в воду.
Воспитатель:Что происходит? Микробы убежали? Почему убежали? Как вы думаете?
Ответы детей: Да, убежали итд. Микробы боятся мыла.
Воспитатель:Правильно. Молодцы! У воды есть поверхностное натяжение, мыло разрушает поверхностное натяжение, это приводит к тому, что куркума уплывает к краям, и кажется, что он убегает от мыла.
- Опыт «Исчезающие микробы» Берем маленький пакетик с нарисованными микробами, опускаем в стакан с водой. Когда мы смотрим на картинку сверху вниз, то картинка исчезает. Дети, у всех картинка исчезла?А теперь пакетик поднимайте, появилась?Это происходит из-за цветовых волн, которые движутся с разной скоростью. Когда цветовые волны перемещаются с воздуха в воду, то цветовые волны замедляются, и микробы становятся нам невидны. Отлично у всех получилось!
Пальчиковая игра «Мыло»
Мыло бывает разным-преразным: (намыливаем руки)
Синим, зеленым, оранжевым, красным (сжимаем и разжимаем кулачки)
Но не пойму, отчего же всегда (удивляемся, разводим руки в стороны, приподнимаем плечи)
Черной-пречерной бывает вода? (расслабляем мышцы тела).
- Опыт «Невидимые микробы» -ручка с УФ фонариком
Берем со стола ручки и рисуем на своей ладони фигуру, посмотрите, вы что-нибудь видите? Правильно, ничего не видно, а теперь включите фонарики и посветите на ладонь. Что вам видно? Нарисованную фигуру. Так и микроб простым глазом не увидеть . Микробов можно увидеть только под микроскопом. Для этого опыта мы использовали ручку, у которой специальные чернила, которые можно увидеть только посветив ультрафиолетовым фонариком. Прекрасно справились!
- Опыт «Появляющиеся микробы» Положите салфетку в воду, и посмотрите, что произойдет. У вас на салфетках появились микробы? Вот и можно сказать, что микробы боятся чистой воды. Молодцы, у вас все получается, так держать!
- Опыт «Победа нам микробами»
Вода и мыло - настоящие друзья. Чтобы ни один микроб не попал к нам в организм, нужно мыть руки с мылом. Мыло помогает избавляться нам от микробов и оставаться здоровыми. А теперь, нарисуйте маркерами микробов на подготовленные листочки, а затем возьмите губки и представьте, что это мыло, начинаем стирать микробов, т.е мыть руки. Превосходно, все справились!
Если вам понравились опыты, давайте как Фиксики покажем пальчиками и скажем «Тыдыщ!!Тыдыщ! » Молодцы!!
Воспитатель: А чтобы наши руки стали чистыми, я предлагаю протереть их влажными салфетками (все протирают руки). Какие стали наши руки?
Дети: Чистыми.
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Дети: На немытых руках всегда множество микробов, поэтому надо чаще мыть руки с мылом, а если нет такой возможности, протирать их влажной салфеткой.
Воспитатель: Молодцы, дети, вы справились с задачами.
Рефлексия. ( Ширма, картинки проводимых опытов, сердечки)
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами работать, и я тоже поставлю лайк самому понравившемуся опыту. Вы все супер, справились с опытами. Дети, возьмите пожалуйста сердечки, которые лежат на ваших столах в контейнерах, и по очереди с самого начала стола по одному подходим к ширме , и ставим сердечки в кармашек того опыта, который вам больше всех понравился. Кто сердечки поставил, садимся на стулья.
Посмотрите, какой же опыт набрал больше всех сердечек? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, вам всем понравились опыты, а дома вы родителям покажете опыты? Что вы сегодня расскажите родителям о микробах?
Дети: Умницы вы мои, правильно надо чаще мыть руки, а, если нет такой возможности, протирать их влажной салфеткой. Любые фрукты и овощи нужно мыть перед едой. Носить маску, если рядом больной человек или если сам болеешь, чтобы от тебя не заразились другие.
Воспитатель: Теперь вы знаете некоторые правила: хочешь быть здоров - правильно питайся! Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся!
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Дети, за вашу помощь и активность Нолик дарит вам медали! Дети, вы сегодня большие молодцы, замечательно справились всем огромное спасибо за активное участие в лаборатории «Профессора Чудакова». Мне очень понравилось наше занятие, вы все супер!
Воспитатель: До свидания, дети, вам пора возвращаться в свою группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление «Познавательно-речевое» Образовательная область «Познание» Те
Конспект для работы с детьми старшей группы. Разработала для конкурса "Воспитатель года - 2013", в котором участвую. Открытое мероприятие по этому конспекту проведу 05.12.2012года, в рамках конкурса "...
Конспект образовательной деятельности. Направление "Познавательно - речевое". Образовательная область "Познание". Тема: "Природа - наш общий дом".
Конспект для работы с детьми старшей группы. Разработала для конкурса "Воспитатель года - 2013", в котором участвую. Открытое мероприятие по этому конспекту провела 05.12.2012года, в рамках конкурса "...
Конспект НОД коррекционной направленности в старшей группе детей с нарушением зрения
Конспект непосредственно образовательной деятельности...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление «Познавательно-речевое» Тема: «Природа - наш общий дом». Подготовительная группа.
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление «Познавательно-речевое»...
Конспект социально-личностного направления сюжетно-ролевая игра «Автошкола» в подготовительной группе
конспект сюжетно-ролевой игры "автошкола"...
Конспект занятия по направлению «Ознакомление с пространственными отношениями» в средней группе Тема: «Прогулка матрёшек в лес».
Конспект занятия по направлению «Ознакомление с пространственными отношениями» в средней группе....
План-конспект образовательных ситуаций, направленных на развитие культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Обучение Культурно - гигиеническим навыкам в игровой форме....