Экологические притчи
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Фея мая

М. Скребцова

Фею каждого весеннего месяца Лес встречал разными дарами. Приходило время новой Фее в лес идти, а он уже цветочки для нее на своих полянах готовил. Однажды вернулась Фея Апреля из леса с корзинкой, полной цветов. Каких только цветов в ней не было: и модница медуница, и хрупкая перелеска, и кокетливая ветреница, и золотые баранчики-ключики. Подлетела к ней ее сестрица — Фея Мая и ахнула:

— Ой, сестрица, какие цветочки тебе Лес подарил! Вот бы и мне такой дар получить. Да хватит ли у Леса сил для меня и времени.

Отвечает Фея Апреля своей сестре:

— Лес ждет тебя-не дождется. Он еще при мне для тебя цветочки выращивать стал. Я их сорвать собиралась, да не позволил мне он, сказал, что твои они. Лети, сестрица, к нему поскорей.

Полетела Фея Мая в лес, опустилась на лесную благоухающую полянку и по сторонам огляделась. Между двумя широкими и зелеными листочками поднимались беленькие душистые колокольчики на длинных стебельках и тихо позванивали. Наклонилась к ним Фея, положила их в свою корзинку и говорит:

— Спасибо тебе, Лес, что ландышами майскими — любимыми цветами весны меня встретил.

Зашумел ветвями Лес:

— Если ты нагнешься пониже, то заметишь еще один мой подарочек. Он поскромнее ландыша, но тоже хорош собой. Майником его называют. Это младший братишка ландыша, поэтому его зеленовато-белые бутончики и красные ягодки поменьше.

Посмотрела Фея Мая и видит, прямо возле ног ее крошечный цветочек растет с колоском белых душистых цветов. Два зеленых листочка колосок обняли, совсем как у ландыша. Цветочки майника издавали удивительно нежный жасминный запах, которым Фея Мая надышаться не могла.

Тут Лес снова Фею позвал:

— Лети, Фея, дальше. Время идет, а корзинка твоя и до половины еще не наполнилась.

Весело вспорхнула Фея Мая и перелетела на другую лесную полянку. Полянка встретила ее сине-фиолетовым благоуханием.Пригляделась Фея Мая и все поняла. Это в траве душистые фиалки расцвели.

— Набрала Фея букетик фиалок и говорит:

— Какие дары у тебя ароматные, милый Лес. В моей корзинке словно букет весенних духов собрался.

Отвечает ей Лес:

— Я еще один душистый подарочек для тебя приготовил. Беги по этой лесной дорожке и увидишь его.

Пошла Фея по лесной дорожке. Тем временем смеркаться стало. Забеспокоилась Фея, что не найдет в темноте подарочек лесной, но Лес ее успокоил:

— Не волнуйся, красавица, цветы эти сами тебе дорожку в темноте укажут.

Действительно, чем темнее становилось, тем сильнее звал Фею удивительный аромат. Пошла она прямо на запах и видит, белые гроздья цветочные на высоких толстых стебельках красуются. Вокруг бабочки ночные так и вьются.

Говорит лес Фее:

— Принимай, Фея, в свою корзинку орхидеи — самые душистые майские цветы. Благоухают они только в сумерки. За это их ночными фиалками зовут.

Переночевала Фея на поляне с ночными фиалками, и всю ночь ей душистые сны снились. Утром умылась она росой и пошла дальше. Видит, под елками сплошным ковром светло-зеленые листики сердечками на тоненьких стебельках, а между ними бело-розовые цветки на теплом ветерке головками покачивают. Дотронулся башмачок Феи до ковра цветочного, цветочки и листики сразу же сомкнулись и поникли.

Растерялась Фея, не знает, что и делать:

Лес ей объясняет:

— Не переживай, Фея. Это же кислички. Они из всех весенних цветов самые нежные и чувствительные. Кисличку стоит лишь задеть слегка, как она сразу же вянуть начинает, будто засыпает. Перестанешь ее тревожить, она снова расправляется.

Спрашивает Фея у Леса:

— Как же я в корзинку такую недотрогу возьму?

Отвечает Лес:

— Просто сорви ее руками. Кисличка, наверняка, теплым рукам весны обрадуется, и ничего с ней не случится.

Фея так и сделала, и кисличка присоединилась к другим майским цветам в ее корзинке.

Вскоре корзинка Феи майскими цветами наполнилась. От корзинки исходило такое благоухание, будто все самые дивные запахи мая слились воедино.

Поклонилась Фея Мая Лесу за дары волшебные, а он говорит:

— Это я тебя, Фея, благодарить должен. Не будь тебя, не сумел бы я вырастить ни один из этих цветочков. Все они — детки мая. Улыбнулась Фея Мая Лесу и улетела к своим сестрицам. Добрый Лес и соскучиться не успел, как на одну из его полянок опустилась прекрасная Фея Июня с пустой корзиной, которую ему еще предстояло наполнить.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

- Что нового вы узнали о майских цветах и растениях? Какие из этих цветов вам больше всего нравятся и почему?

- Нарисуйте корзинку с цветами, которую Лес Фее Мая подарил. Чем майские цветы отличаются от мартовских и апрельских?

- Нарисуйте корзинки с дарами, которые Лес подарил разным месяцам года.

- Напишите сказку о том, как однажды, гуляя по лесу, вы нашли цветочную корзинку Феи какого-либо весеннего месяца.

- Нарисуйте Фею Мая в наряде из майских цветов.

 

 Две фиалки

М.Скребцова

Разбудила как-то днем одна душистая фиалочка фиалку ночную. Очень ей понять хотелось, почему ночная фиалочка на все другие фиалки не похожа.

Спрашивает она ее:

— Почему ты, сестрица, на нас не похожа? Платьице у тебя совсем другое. На толстом зеленом стебле у тебя белые цветы в кисточку собраны, а у нас по одному цветочку на тоненьком стебельке. Наши цветочки, словно глазочки с лепестками-ресничками в разные стороны, а твои — с верхней и нижней губой и длинным шпорцем. Характер у тебя тоже не наш, не фиалковый. Мы в травке прячемся, а ты выше всех свой стебель поднимаешь. Но больше всего меня интересует, почему ты днем спишь, а ночью благоухаешь? Ты все интересное пропускаешь! Каждый день весна лес чем-то удивительным одаривает.

Отвечает ей ночная фиалка:

— Если все будут ночью спать, кто станет кормить ночных лесных бабочек? Для ночных насекомых должны расти ночные цветы. К тому же, сестрица, ночью в лесу чудес не меньше: весна ведь на ночь спать не ложится. Кроме того, я и не из фиалковой семьи вовсе, а из семейства орхидей. Мы с тобой, фиалочка, душистостью схожи, вот люди за запах душистый и назвали меня ночной фиалкой. Сама весна меня лесными духами ночи величает.

Так что не мешай мне, сестрица, спать, силы для ночи набираться. Шмели, пчелы, мухи да бабочки — давно меня днем не будят, берегут мой сон. Чтобы не спутали они мои белые цветочки с какими-то другими цветами, днем я стараюсь не пахнуть.

Нечего сказать фиалке душистой, поняла она, что у каждого цветочка — свое лесное счастье.

Если увидите в лесу белые цветочки ночной фиалки, собранные в длинную кисточку, не удивляйтесь, что не подлетают к ним насекомые. У этого цветочка жизнь по своим собственным часам расписана.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

- Как вы думаете, чья лесная жизнь легче и интереснее: фиалки ночной или фиалки душистой? Какие еще цветы ночью не спят?

- Напишите сказку о том, как одна ночная фиалка с ночной бабочкой дружила.

- Напишите сказку о том, как ночные бабочки день рождение ночной фиалки справляли.

- Напишите сказку о том, как фиалка душистая однажды решила ночной жизнью пожить.

 

 

М.СКРЕБЦОВА

Как-то нарвала девочка в лесу букетик синих перелесков-подснежников. В лесу было холодно и сыро. Снег еще не сошел. Пожалела девочка цветочки нежные на хрупких ножках и говорит:

— Поторопились вы из земли выбиться, вот и зябните сейчас. Хоть и оделись ваши коричневые ножки в пушок теплый, но сами вы такие беззащитные, не справиться вам с холодами! Отнесу-ка я вас домой.

Так и сделала девочка. Дома она поставила свои цветочки в банку с водой. Но скоро заметила, что цветочки головки повесили и чахнуть стали.

Расстроилась девочка, заплакала. Вдруг слышит голосок:

— Не плачь. Сейчас уже поздно плакать. Мы, перелески, только в лесу расти можем. Крепко-накрепко мы с землей связаны. Корешки наши зимой под снегом не спали, они бутоны к весне растили. Стали бутоны наши крепкими, выносливыми, вот и расцвели мы голубенькими цветочками.

Удивилась девочка, наклонилась над цветочками и спрашивает:

— Разве не зябко вам было в лесу на ветру сыром?

Отвечает один из цветочков:

— Конечно, было холодно. Но кто-то должен весну-красну встретить. Если увидит она, что не встречает ее никто, и приходить не захочет. Вот мы и торопимся вылезти из-под снега. На то мы и подснежники. Весна всегда радуется, когда нас видит. От весенней радости воздух сразу теплым становится, мы и согреваемся.

— Простите меня, перелески, — попросила девочка, — что я вам весну встретить помешала.

Отвечают перелески:

— Мы не обиделись на тебя, весна ведь только началась. Наши сестрицы-перелески скоро зацветут по всем перелескам. Недаром нам имя Перелески дано. Так что есть кому весну-красну встретить.

После этого случая девочка перелески больше не собирала, но часто приходила ими полюбоваться и расспрашивала их обо всем.

— Хороши ваши голубые цветочки, перелески, но вот листья ваши вам совсем не подходят, такие они грубые и пятнами покрыты, — говорила девочка.

— Листья наши — труженики великие, ­— отвечали перелески. — Они выросли в прошлом году и все лето солнышкино тепло впитывали, в корневище запасы собирали. Потом зиму целую под снегом провели, помогали корневищу бутоны наши вырастить. Не удивительно, что они так выглядят. Как только мы отцветем, старые листья молодые листочки сменят. Поначалу они пушком нежным покрыты, но вскоре станут гладкими, чтобы получше солнышкино тепло впитывать, побольше запасов собирать.

С тех пор девочка каждую весну к перелескам приходила, и их тоненькие голоски радостно звенели:

— Привет тебе, девочка, от весны-красны!


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

- Что нового о перелесках вы узнали из этой сказки?

- Какие чувства вызывают в вашей душе первые весенние цветы?

- Нарисуйте фею весны в наряде, украшенном перелесками.

- Как вы думаете, кем станет девочка, когда вырастет? Напишите сказку о том, как девочка со всеми цветами лесными подружилась.

- Как вы думаете, чем люди могут травам и цветам помочь? Чем, в свою очередь, цветы и травы могут помочь человеку?

- Напишите сказку о том, как лесные травы и цветы девочку на праздник леса пригласили. 

 

 

Сердце человеческое

М. Скребцова

Рос в одной деревне дуб. Был он старый-старый. Никто точно не знал, сколько ему лет. Старики говорили, что, когда они детьми были, дуб уже старым казался. Дуб в деревне любили. Много примет и поверий вокруг него ходило. Нельзя было грубо ругаться возле дуба — непременно потом заболеешь. Нельзя было на землю мусор возле дуба выбрасывать — к несчастьям неожиданным. Нельзя было ветки у дуба обламывать — говорили, что к смерти это. И радостные приметы тоже были. У дуба молодые в любви объяснялись, чтобы любовь крепла; к дубу будущие матери приходили, сил набирались; к дубу детей новорожденных приносили, чтобы здоровыми росли; к дубу больных приводили, чтобы сила дерева в них переливалась. Иногда дуб и правда помогал. Чаще же все так и шло в жизни людей, как сами они этого хотели. Однако к дубу с почтением относились.

Однажды дом возле дуба продали. Новый хозяин о дубе ничего не знал и решил срубить его, как только обживется на новом месте:

— В окно посмотришь — один дуб перед глазами. Весь свет он мне загораживает.

Но дело это нелегкое — дуб срубить. Хозяину помощь была нужна. Стал он по домам ходить, спрашивать, не поможет ли кто. Никто и слушать его не хотел. Наоборот, люди его отговаривали, приметами пугали. А хозяину хоть бы хны, на своем стоит:

— Не хотите, один справлюсь, без помощи.

Накануне задуманного приснился ему сон. Молнии сверкают, на дворе ураган, старый дуб скрипит всеми ветками и сучьями, будто с ветром разговаривает:

— Отжил я свое, ветер, хватит. Не мил больше людям. Раньше здесь добрые муж с женою жили, разговаривали со мной, на красоту мою любовались. Я и горя не ведал. Не такие ураганы выстаивал. Сердце человеческое меня теплом и добротой наполняло. А теперь сила моя исчезла, сердца человеческого рядом не чувствую, одиноко мне, умираю.

Послышался треск, дуб накренился. Порывы ветра были такими сильными, что весь дом содрогался.

Хозяин в ужасе подумал:

— Господи, если он на дом мой упадет, живого места от меня и от дома моего не останется.

Он выбежал в чем был на улицу и взмолился:

— Не падай, держись, дружище! Крепок ты еще, чтоб умирать. Смотри, ветер уже стихать начал, держись. Хозяин к самому дубу подбежал, обнял его, обхватил, что было сил, поддерживать стал...

Дерево трещало всеми сучьями. В один момент оно содрогнулось и качнулось так сильно, что вокруг вся земля вздрогнула, и хозяин в этот момент проснулся...

Первым делом он бросился к окну. Сияло утреннее солнце, и дуб стоял, как ни в чем не бывало. У хозяина от сердца отлегло.

— Бог с тобой, живи на здоровье, раз уж ты такой нежный.

С тех пор хозяин с дубом лучшими друзьями стали.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

- Как вы думаете, если бы хозяину не приснился этот сон, исполнил бы он задуманное?

- Напишите сказку о дружбе хозяина и дуба.

- Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы с деревом подружиться? Хотели бы вы подружиться с каким-либо деревом и почему?

- Как вы думаете, какому дереву больнее, когда его срубают: старому или молодому?

 

Перелеска

М. Скребцова

Как-то нарвала девочка в лесу букетик синих перелесков-подснежников. В лесу было холодно и сыро. Снег еще не сошел. Пожалела девочка цветочки нежные на хрупких ножках и говорит:

— Поторопились вы из земли выбиться, вот и зябните сейчас. Хоть и оделись ваши коричневые ножки в пушок теплый, но сами вы такие беззащитные, не справиться вам с холодами! Отнесу-ка я вас домой.

Так и сделала девочка. Дома она поставила свои цветочки в банку с водой. Но скоро заметила, что цветочки головки повесили и чахнуть стали.

Расстроилась девочка, заплакала. Вдруг слышит голосок:

— Не плачь. Сейчас уже поздно плакать. Мы, перелески, только в лесу расти можем. Крепко-накрепко мы с землей связаны. Корешки наши зимой под снегом не спали, они бутоны к весне растили. Стали бутоны наши крепкими, выносливыми, вот и расцвели мы голубенькими цветочками.

Удивилась девочка, наклонилась над цветочками и спрашивает:

— Разве не зябко вам было в лесу на ветру сыром?

Отвечает один из цветочков:

— Конечно, было холодно. Но кто-то должен весну-красну встретить. Если увидит она, что не встречает ее никто, и приходить не захочет. Вот мы и торопимся вылезти из-под снега. На то мы и подснежники. Весна всегда радуется, когда нас видит. От весенней радости воздух сразу теплым становится, мы и согреваемся.

— Простите меня, перелески, — попросила девочка, — что я вам весну встретить помешала.

Отвечают перелески:

— Мы не обиделись на тебя, весна ведь только началась. Наши сестрицы-перелески скоро зацветут по всем перелескам. Недаром нам имя Перелески дано. Так что есть кому весну-красну встретить.

После этого случая девочка перелески больше не собирала, но часто приходила ими полюбоваться и расспрашивала их обо всем.

— Хороши ваши голубые цветочки, перелески, но вот листья ваши вам совсем не подходят, такие они грубые и пятнами покрыты, — говорила девочка.

— Листья наши — труженики великие, ­— отвечали перелески. — Они выросли в прошлом году и все лето солнышкино тепло впитывали, в корневище запасы собирали. Потом зиму целую под снегом провели, помогали корневищу бутоны наши вырастить. Не удивительно, что они так выглядят. Как только мы отцветем, старые листья молодые листочки сменят. Поначалу они пушком нежным покрыты, но вскоре станут гладкими, чтобы получше солнышкино тепло впитывать, побольше запасов собирать.

С тех пор девочка каждую весну к перелескам приходила, и их тоненькие голоски радостно звенели:

— Привет тебе, девочка, от весны-красны


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

- Что нового о перелесках вы узнали из этой сказки?

- Какие чувства вызывают в вашей душе первые весенние цветы?

- Нарисуйте фею весны в наряде, украшенном перелесками.

- Как вы думаете, кем станет девочка, когда вырастет? Напишите сказку о том, как девочка со всеми цветами лесными подружилась.

- Как вы думаете, чем люди могут травам и цветам помочь? Чем, в свою очередь, цветы и травы могут помочь человеку?

- Напишите сказку о том, как лесные травы и цветы девочку на праздник леса пригласили. 

 

 

Два дерева

Когда-то давным-давно росли в одном лесу два дерева. Когда капли дождя падали на листья или вода омывала корни первому дереву, оно впитывало в себя совсем немного и говорило: "Если я возьму больше, что останется другим?"

Второе дерево забирало всю воду, которую природа давала ему. Когда солнце дарило свет и тепло второму дереву, оно наслаждалось, купаясь в золотистых лучах, а первое забирало себе лишь малую часть.

Прошли годы. Ветви и листья первого дерева были настолько малы, что не могли впитать даже каплю дождя, солнечные лучи не могли пробиться к скудным плодам, теряясь в кронах других деревьев.

"Я всю жизнь отдавало другим, а теперь взамен не получаю ничего," — тихо повторяло дерево вновь и вновь.

Рядом рос второй герой нашей притчи, роскошные ветви которого были обильно украшены большими плодами.

"Спасибо тебе, Всевышний, за то, что ты дал мне в этой жизни все. Теперь спустя годы, я хочу отдать в сотни раз больше, поступив так, как поступаешь ты. Под своими ветвями я укрою тысячи путников от палящего солнца или от дождя. Мои плоды будут радовать многие поколения людей своим вкусом. Спасибо, что ты дал мне эту возможность — дарить," — так говорило второе дерево.

 

Улитка

Однажды в холодный ветреный день запоздалой весны одна улитка начала взбираться на вишневое дерево.

Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на нее. Затем один из них подлетел к ней и спросил:

- Эй ты, бестолочь, разве не видишь – на этом дереве нет вишен?

Не прерывая своего пути, малютка ответила:

- Будут, когда я туда доберусь. 

 

Глупая рыбка 

- Извините, - спросила как-то маленькая рыбка у большой, - а Вы знаете, где найти океан?

- Океан там, где ты сейчас находишься, - ответила большая рыба.

- Прямо здесь? Но ведь это просто вода. А я хочу найти именно океан, - разочарованно вздохнула рыбка и уплыла искать где-нибудь еще. 

 

Нельзя спасти всех

Однажды во время прилива принесло очень много морских звёзд. Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать на солнце.

Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море, чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь.

К нему подошёл человек и спросил:

— Зачем ты делаешь это? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет! Твои попытки ничего не изменят!

— Конечно, я не смогу спасти их всех…

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:

— Но, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

 

Близкие дали

Упала скала на родник и закрыла его. Неоткуда стало реке начало брать. Иссякла она, пересохла, и осиротели, обнищали разом все лежащие по её руслу сёла и города. Докатилась беда до устья, где жил тот самый человек, который взрывом скалу с горы сбросил. Золото он искал. И говорят, даже нашёл немного. И специально ведь подальше ушёл, чтобы природе родных мест не повредить. А вот оно как получилось…

 

Вечная жизнь

Царь Ановширван, которого народ называл также Справедливым, однажды отправился в паломничество по стране как раз в то время, когда родился пророк Мухаммед. На освещённом солнцем склоне горы он увидел сгорбившегося над работой почтенного старого человека.

В сопровождении своих придворных царь подошёл к нему и увидел, что старик сажает маленькие, не больше года, саженцы.

— Что же ты делаешь? — спросил царь.

— Я сажаю ореховые деревья, — ответил старик.

Царь удивился:

— Ведь ты уже так стар. Зачем тебе саженцы, листву которых ты не увидишь, в тени которых не будешь отдыхать и не вкусишь их плодов?

Старик взглянул на него и ответил:

— Те, кто был до нас, сажали, а мы пожинали плоды. Теперь мы сажаем, чтобы те, кто будет после нас, тоже могли бы пожинать плоды.

 

Истинная природа

Некогда в Палермо жил принц, который хвастался, что может весь свет переделать по-своему. И правда, во дворце его творились диковинные вещи. Лошадь он научил есть мясо, собака у него жевала сено, а осёл плясал тарантеллу, колотя по бубну копытом.

Но больше всего гордился принц своим котом. Десять учёных в пышных париках и чёрных мантиях потратили десять лет, чтобы обучить принца всем наукам, приличествующим его высокому званию. А принц положил ещё больше труда, чем десять учёных за десять лет, чтобы кот позабыл о том, что он кот. Когда принц, наконец, достиг, чего хотел, он сказал своим друзьям:

— Приходите ко мне завтра на ужин, и вы убедитесь, что, если очень постараться, можно превозмочь природу. Это докажет вам мой учёный кот.

Друзья приняли приглашение. Один из них, человек умный и догадливый, подумал так: «Если речь идёт о коте, то не плохо на всякий случай запастись мышкой!» Так он и сделал.

На следующий день все собрались в парадном зале дворца. Там был накрыт пышный стол. А посреди стола неподвижно, как деревянная статуя, стоял на задних лапах учёный кот и держал зажжённую свечу.

Когда гости уселись за стол, слуги начали вносить на золочёных блюдах кушанья, приготовленные из мяса, дичи и рыбы. От блюд поднимался такой вкусный запах, что у приглашённых потекли слюнки. А кот даже усом не повёл. Не шелохнувшись, он продолжал держать горящую свечу.

Принц обвёл всех торжествующим взглядом.

— Ну, что я вам говорил! — воскликнул он. — Не правда ли, искусство выше природы!

— Конечно, конечно! — закричали восхищённые гости.

Только один из них промолчал. Он положил рядом с собой широкополую шляпу, украшенную перьями, и незаметно пустил под неё мышку.

Мышка, почувствовав себя на свободе, живо высунула из-под шляпы свою мордочку. Едва кот завидел мышку, как забыл разом всё, чему обучил его принц с таким трудом. Свеча полетела в сторону, зазвенели разбитые бокалы, а кот схватил мышку и убежал с ней, задрав хвост.

Так принцу и не удалось не то, что весь свет, а даже кошачью природу переделать на свой лад.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Экологический проект «Снег, снег кружится, белая вся улица».

(для детей старшего дошкольного возраста)


Снег бывает разный:
Чистый, невесомый,
Снег бывает грязный –
Липкий и тяжёлый.
Снег летит пушистый,
Мягкий и приятный,
Снег бывает рыхлый,
Снег бывает ватный.

Т. Второва

Цель: создать условия для формирования знаний о природе.

Задачи:

- расширять знания о свойствах снега;

- формировать представления о значении снега в природе;

- обогащать и активизировать словарь.

Ожидаемые результаты:

- расширять представления о снеге.

- повышение уровня развития речи, словарного запаса;

- формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.

Этапы реализации проекта

 Организационный:

- оформление экологической зоны «Снежинки – белые пушинки»;

- подбор материала;

- сбор и анализ литературы;

Основной:

- наблюдение за снегом, снежинками, опыт «Почему тает снег?», «Определение свойства снега и льда», развлечение «Снежный Колобок», рисование «Друзья Снежного Колобка», подвижная игра «Снежинки», игра «Снежный ком».

-взаимодействие с родителями, конкурс на составление детского или семейного рассказа «Путешествие снежинки».

Заключительный:

- выставка продуктивной деятельности детей;

- постройки фигур на участке из снега;

- награждение участников за составление детского или семейного рассказа   «Путешествие снежинки».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВА СНЕГА И ЛЬДА

Опыты

Цель:

•  Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

•  Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

•  Активация словаря: опыт, гололёд, снегопад, оттепель.

Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.

Ход занятия: Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:

Снег на полях, 

Лёд на реках, 

Вьюга гуляет – 

Когда это бывает? (Зимой)

А чем вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Всё это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег, и лёд). О каком явление в неживой природе говорится в этих загадках?

На дворе - горой, 

А в избе – водой. (Снег)

Прозрачен, как стекло, 

А не вставишь в окно. (Лёд)

Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)

Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд)

Бел, да не сахар, нет ног, да идёт. (Снег)

Раз снег и лёд бывают только зимой, то они, наверное, чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы) Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила для вас два стакана: в один из них я положила снег, а в другой – лёд.

Опыт №1. «Определение цвета».

- Какого цвета снег? (белый)

- Какого цвета лёд? (бесцветный)

Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).

Опыт №3. (Проводится на улице).

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

Физ. минутка: Дети имитируют движение катания на коньках и игры в снежки.

Опыт №4. «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.

Вывод:

Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы). Как из воды получить лёд? (Ответы). Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь). Показать картинки. В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

                                       

ЭКСПЕРИМЕНТ СО СНЕГОМ.

Почему тает снег?

Задача: подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла, превращаясь в воду.

Материал: емкость для снега, снег, чистая питьевая вода.

Ход:

 Предложить детям на прогулке слепить колобки из снега (обратить внимание, что снег липкий, замерзает, принимает необходимую форму. Из снега делают различные постройки) Разместить в группе колобки из снега в местах, с разной температурой (батарея, подоконник, полочки и т.д.) Через некоторое время предложить детям принести колобки. Выяснить, что произошло с колобками, и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду). Выливают полученную воду в емкость и рассматривают ее цвет, количество, прозрачность. Сравнивают эту воду с водой из водопроводного крана по цвету, прозрачности.

Вывод: снег тает от теплого воздуха. При таянии он превращается в грязную воду. Эта вода не прозрачная, пить ее нельзя.

ПОСТРОЙКА ФИГУР ИЗ СНЕГА 

(свободная игровая деятельность).

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

«Снежинки»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево, вернуться в и.п. То же – в другую сторону. Дети кружатся, плавно двигая руками.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок –

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

                          М. Лесна – Раунио.

ИГРА

«Снежный ком»

Задача: развивать коммуникативные навыки.

Дети свободно передвигаются на участке (в группе), выполняя различные танцевальные движения: «снежинки летают». При слове «ком», которое произносит взрослый, все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.

           

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ

«Друзья снежного колобка»

Программное содержание: способствовать творческому самовыражению детей, побуждая их выразительно выполнять подражательные движения, показывая, как можно кататься на лыжах и коньках.

Закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, учить самостоятельно придумывать сюжет для рисунка и выстраивать композицию.

Материалы: Альбомный лист голубого цвета, акварельные краски, кисти, салфетка, банка с водой (на каждого ребенка), иллюстрации «Зимние забавы».

Ход.

           Снег, мороз, метель и ветер.

           Кто же, дети, мне ответит,

           В какое время год

           Стоит такая погода?

                                              ( М. Картушина)

Ребята, что вам нравится зимой, какие зимние забавы вы знаете? (ответы детей).

Зимой весело: можно кататься на санках с горки, лыжах, коньках, лепить снеговиков, играть в снежки (показ иллюстрации «зимние забавы).

         Ах ты, зимушка - зима!

         До чего ж ты хороша!

         Принесла ты нам коньки,

         Саночки, игру в снежки,

         Принесла ты снег и лед,

         Славный праздник Новый год.

         Новогодний хоровод

         Будем помнить целый год.

                                                        (М. Картушина)

Ребята, давайте с вами отправимся «на улицу», покатаемся на коньках, лыжах.

Посмотрите к нам на встречу катится Снежный Колобок и мне, кажется, что он печальный.

Воспитатель: Колобок, ты почему такой грустный? Что случилось?

Колобок: Мой единственный друг – Маша заболела. И теперь мне не с кем совсем играть.

Воспитатель: Не печалься, Колобок, а давай ты с нами будешь играть.

Колобок: А вы меня не съедите?

Воспитатель: Дети, разве можно кушать снег? (ответы детей)

Воспитатель: Колобок, давай с нами покатаемся на коньках.

         Хороши мои коньки:

         Быстроходны и легки.

         Я на них не падаю,

         Даже маму радую.

Дети показывают, как катаются на коньках под «Вальс» В. Макарова.

А теперь наденем лыжи, покатаемся на них.

           Если я иду на лыжах -

            Детский сад на много ближе.

            До него ведет меня

            По утрам моя лыжня.

Дети подражают движениям лыжников под пьесу «Зимний праздник» М. Старокадимского.

Ребята, давайте поиграем с Колобком в игру «Колобок»

Песня – игра «Колобок»

Колобок, Колобок, белоснежный мой бочек.

По тропинке я качусь, никого я не боюсь.

Поиграть с вами пришел,

И веселый пляс пошел.

Дети: Колобок, ты Колобок,

            С нами вместе поиграй,

             Раз, два, три всех догоняй!

Колобок: Как весело с вами играть. Сколько вас много, вы все дружные, веселые, у каждого есть друг. А я один, а мне так хочется иметь друзей!

Воспитатель: Не расстраивайся, Колобок, а давай мы будем твоими друзьями, и ребята нарисуют, как они с тобой играют зимой на улице, в какие зимние забавы.

Ребята, давайте нарисуем Колобку как мы с ним играем.

Во время работы включить фонограмму «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского.

В конце занятия Колобок рассматривает детские работы.

Колобок:  Спасибо вам, ребята, за чудесные работы. (Колобок может подарить детям угощения).

СНЕЖНЫЙ КОЛОБОК

Развлечение для детей старшей группы.

Декорации: лес, домик Колобка.

Действующие лица:

Колобок

Лиса

Медведь

Машенька

Заяц

Кот

Волк

Синички (девочки) - «Озорная полька» муз. Н. Вересокиной.

СКАЗОЧНИК: Ребята, все вы знаете сказку о Колобке: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел», а наша сказка тоже о Колобке, да на новый лад.

Жил-был Колобок, не простой, не золотой, не из теста, а из снега.

Жил себе, поживал в ледяной избушке. На завтрак ел ледяную сосульку, на обед - снежок, на ужин-мороженое. Любил Колобок по снегу покататься с горы, катится и поет: Я Колобок- Колобок, из снега слеплен, качусь, верчусь - никого не боюсь!

Так катился Колобок, пока под ноги лисе не попал.

ЛИСА: Это кто меня не боится? Ты, что ли?

КОЛОБОК: Я!

ЛИСА: Ну-ка, попробую тебя на вкус!

СКАЗОЧНИК: Раз! - И откусила от Колобка маленький кусочек.

ЛИСА: Ай, ай, ай! - какой безвкусный, холодный! Бедные мои зубки, мое горлышко (кашляет).

КОЛОБОК:  Я Колобок нежный, я Колобок снежный! Не хвались, Лиса. Не съела Колобок, горло застудила, простыла!

ЛИСА: Ах ты, вредный кусок льда, от тебя одна беда!

СКАЗОЧНИК: А Колобок дальше покатился. Катится он с горки, стал большим.

МЕДВЕДЬ: А вот и Колобок! Колобок, я тебя съем!

КОЛОБОК: Я Колобок нежный, я Колобок снежный. Не ешь меня, Медведь! Горлышко застудишь, болеть будешь!

МЕДВЕДЬ: Я? Болеть?

СКАЗОЧНИК: Раз! И укусил Колобка!

МЕДВЕДЬ: Ой! Ой! Не вкусный какой! Я охрип, я осип, бедный я медведь!

СКАЗОЧНИК: И давай реветь, да никто его не слышит, только сиплые звуки издает. Погрозил он лапой Колобку и покатился к своей берлоге. А Колобок дальше покатился.

Танец синичек.

ВОЛК: Это кто катится мне под ноги? Вкусненький, беленький?

КОЛОБОК: Это - я Колобок нежный, Колобок снежный.

ВОЛК: Наверное, ты зайчик! Сейчас я тебя съем.

КОЛОБОК: Не ешь меня, волчок, заболит у тебя бочок, схватишь ты простуду!

ВОЛК: Ел я зайцев, ем и буду!

СКАЗОЧНИК: Раз! И откусил от Колобка маленький кусочек.

ВОЛК: Ты не зайчик, ты ледовое чудище! (Кашляет) Я тобою подавился, чуть было бедный волк не удавился!

СКАЗОЧНИК: А Колобок дальше покатился. Катился он, катился, коту под ноги.

КОТ: Какой большой кусок сыра катится!

КОЛОБОК: Я не сыр, я Колобок нежный, я Колобок снежный!

КОТ: А я все равно тебя съем!

КОЛОБОК: Не ешь меня, котик, горло болеть будет, лапы застудишь!

КОТ: Ох, и хитрая головка сыра попалась!

СКАЗОЧНИК: Раз! И откусил от Колобка маленький кусочек.

КОТ: Ой, в горле жжет! Льдом горло сковало! Такого со мной не бывало!

СКАЗОЧНИК: А Колобок дальше покатился. Прыг-скок. На встречу Колобку зайчик скачет.

ЗАЙЧИК: Какая капуста большая катится! Сейчас я капустки отведаю!

КОЛОБОК: Не ешь меня, зайчик. Я не капуста, я Колобок нежный, я Колобок снежный!

ЗАЙЧИК: Я умный зайка, меня не обманешь!

СКАЗОЧНИК: Раз! И укусил Колобок за бочок!

ЗАЙЧИК: Ой, ой! А капуста не простая, вся капуста - ледяная! Мое горлышко болит, где доктор Айболит?

СКАЗОЧНИК: А Колобок дальше покатился. Катился- катился прямо под ноги девочке Машеньке.

МАШЕНЬКА: Какой Колобок красивый! Колобок, Колобок, давай с тобой поиграем! Я с горки катиться буду, а ты меня догонять будешь!

КОЛОБОК: А ты меня съесть не захочешь?

МАШЕНЬКА: Я не ем снег, ты же снежный Колобок!

КОЛОБОК: Я Колобок нежный, я Колобок снежный! Давай с тобой играть!

СКАЗОЧНИК: И Колобок и Машенька до вечера катались с горки. А потом дали друг другу обещание, что завтра опять с горы кататься будут.

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Притча для родителей

Детское дошкольное учреждение делает всё возможное, чтобы дети росли в добре, мире и развивались согласно современным тенденциям образования… Но помните, уважаемые родители, социум вокруг ребёнка скл...

Притчи для детей

Притча: «Материнское сердце»На освещенной солнцем лесной опушке росла с юными дочками красивая береза. Любила она своих деток, ласкала раскидистыми ветками, защищая от холодного ветра и проливно...

Просто поверь в себя (притча)

Притча о том, что не нужно бояться изменений и не надо останавливаться на достигнутом....

Коррекционные сказки, притчи, байки для дошкольников и младших школьников

"Cказкотерапия" – это терапия особой сказочной обстановкой, в которой проявляется личность, мечта. Сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит...

Притча как средство воспитания. "Притча о двух должниках. Одному было прощено больше, другому меньше".

Мало кто знает что притчи могут изпользоваться как средство духовно-нравственного воспитания детей. Главное правильно и как можно доступнее объяснить это детям....

Экологические притчи

Небольшие рассказы-притчи для детей дошкольного возраста об экологии....