конспект логопедического занятия "Красна речь притчею" ( с применением ИКТ, для детей подготовительного возраста)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Берестовая Лариса Вячеславовна

Занятие  рекомендуется проводить в конце учебного года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasna__rech__pritcheyu.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

«КРАСНА  РЕЧЬ  ПРИТЧЕЮ»

Конспект подгруппового занятия

(подготовительная  группа)

                                         

                                        Подготовила учитель – логопед

                                          Берестовая Лариса Вячеславовна

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Расширить и обобщить представления детей о красоте, богатстве, величии родного языка. Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить

Правильное использование в речи притяжательных прилагательных, родственных слов, сравнительных оборотов. Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза:  звуко – слоговой анализ слов, анализ предложе6ния с предлогом. Совершенствовать навыки доказательной речи на основе загадок, пословиц, поговорок, крылатых выражений (фразеологических оборотов), притчи.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности. Развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную  память, вербальное мышление, творческое воображение. Развивать тонкую и общую моторику.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

Чтение книги «Пословицы, стихи и загадки о русском языке» О.Д.Ушаковой, знакомство с биографией В.Даля и с «Толковым словарём живого великорусского языка», «Пословицами русского народа», разучивание физ. минутки «Головою три кивка», робота по презентации «Какие бывают слова?».

ОБОРУДОВАНИЕ:

Детская Электронная книга – презентация «Красна речь притчею»

1.Организационный момент:

(Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними)

Логопед, при помощи вопросов, нацеливает детей на размышления о том, для чего нужно иметь правильную грамотную речь. В ходе дискуссии делается вывод о целесообразности обучения родному языку, о первостепенной роли книги.

2.Дети проходят на свои места.

На мониторе – СЛАЙД №1: Тема и структурные компоненты занятия.(блоки) :1-загадки

2.Крылатые выражения

3.Пословицы и поговорки

4. Притча

Логопед : Давайте вспомним  одну из пословиц из сборника В.Даля «Пословицы русского народа»:  КРАСНА РЕЧЬ ПРИТЧЕЮ.

А ведь верно: мы радуемся, услышав речь не просто правильную, но и образную, позволяющую ощутить игру слова. Мы сейчас «поиграем» со словами, чтобы почувствовать меткость, певучесть, юмористические нотки нашего языка.

Дети выбирают блок. (рекомендуется начать с  блока -ЗАГАДКИ)

3. Слайд№2. Блок – загадки:

 Загадка№1:    Тридцать три сестрички        Если знаешь их секрет,

                             Ростом невелички.                То на всё найдёшь ответ.

Загадка№2:         Не куст , а с листочками,

                                Не рубаха, а сшита,

                                Не человек, а рассказывает.

Дети отгадывают загадки ( буквы, книга соответственно), используя доказательную речь. Выполняют задания логопеда:

- назвать 1 звук 2 слога  слова БУКВЫ. Дать характеристику.

- назвать 2 звук 1 слога слова КНИГИ. Дать характеристику.

-  Подобрать родственные слова к слову КНИГА. (книголюб, книгохранилище, книжка, книжный,   книжечка)

4. Слайд №3.  

                           

Логопед предлагает  подобрать схемы к словам - БУКВЫ и КНИГА.

Затем дети подбирают  другие слова к этим схемам:

Схема№1- маска, каска, лампа, лапка, рамка…

Схема№2- грибы, спицы, трико …

5. Офтальмотренаж и упражнения, направленные на снятие статического напряжения.

6. Слайд №4: Блок- пословицы, поговорки.

Дети читают пословицы, трактуют их смысл.

Дети припоминают  другие пословицы о словах, о речи, о книгах:

Доброе слово и кошке приятно. Не спеши языком спеши делом. Глядит в книгу – видит фигу…

7. Слайд№5. 

Дети вспоминают  правила правописания предложений.

Логопед предлагает детям   подобрать к схеме предложения подходящую пословицу: Доброе слово и железные двери открывает.

                       Слово к месту говорится.

Дети называют пословицу, выделяют предлог.   Затем логопед  даёт задание -  подобрать другие предложения с предлогом К.    

Дети: Мама подошла к телефону. К магазину подъехала машина…

8.Слайд №6. Задание - заменить предложения пословицами.

     Учись всю жизнь.                                                Держи язык за зубами.

Не болтай.                                                             Делано наспех – делано на смех.

Не торопись, делай всё                                     Век живи – век учись.    

аккуратно.      

9. Офтальмотренаж. Физ.минутка «Головою три кивка»

1 - подняться, потянутся,                         (потянулись)

2 – согнуться, разогнуться,                      (наклоны)

3 – в ладоши три хлопка,                         (хлопки)  

4 – головою три кивка.                              (движения головой)

5 – руками помахать,

6 – на место сесть опять.  

10.Слайд №7: Блок – крылатые выражения.

Логопед читает стихотворения, дети определяют крылатые выражения и толкуют  их смысл.

№1 «Запомни,- папа говорит,-          №2  Маленький Петя был высмеян

И намотай на ус:                                                                                     папой,

Ты взрослых слушайся, сынок,                 «Что же ты пишешь, как курица

Пока ты карапуз!»                                                                                  лапой!»              

Бегу я к зеркалу скорей                              Пискнул обижено бедный ребёнок,  

И на себя гляжу,                                            «Я ведь не курица, только                    

Но никаких таких усов,                                                                         цыплёнок!»

Пока не нахожу.

11.Слайд №8:

Задание – Определить по рисунку крылатое выражение.

Найти на рисунке того, кто испугался волка и дрожит как осиновый лист.

Дети отвечают, используя притяжательные прилагательные: лисий, заячий…

12. Слайд №9. Блок – притча :

Логопед читает притчу: «Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и задушевный – как песни над колыбелью.»

                                                                                         А. Толстой.

Логопед   спрашивает детей,  с чем сравнивает  слова русского языка писатель. Дети  отвечают: с   весенней радугой, с меткой стрелой, с певучей песней.

Логопед просит придумать детям свои сравнения.

Дети:  Слова нашего языка – ласковые, как мамины руки. Наш язык прекрасный, как первый подснежник…

13. Организационный момент по окончанию занятия. Подведение итогов.

Оценка работы детей логопедом и самими детьми. Музыкальное сопровождение: «Прекрасное далёко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей подготовительного возраста по развитию речи на тему "Путешествие с Буратино"

Конспект НОД для детей подготовительного возраста «Путешествие с Буратино»Программное содержаниеОбразовательные задачи:Продолжать знакомить детей с буквами и звуками, закрепить звук «Б» и «Бь»Закрепит...

Конспект интегрированного занятия с применением театрализованной деятельности детей подготовительной группы «В гостях у бабушки Агафьи».

Цель: Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области развитие речи для детей подготовительного возраста.Тема: «Путешествие в Королевство Здоровья».

Цель:обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада, пропаганда ЗОЖ как совокупности знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, что позволит дошколь...

Адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей с общим недоразвитием речи (1,2,3 уровней), (Средний,старший, подготовительный возраст)

Задачи Программы:·        содействовать объединению обучения и воспитания детей с нарушением речи в целостный образовательный процесс;·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением мнемотехники для детей раннего возраста 2 – 3 лет «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением мнемотехники для детей раннего возраста 2 – 3 лет«Путешествие по сказкам»Цель: способствовать фор...