формирование представления о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
статья (подготовительная группа)
В статье раскрывается акктуальность темы,общая цель и задачи,подробно расписывается методика проведения пяти дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_pitanii_2.docx | 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность »
.
Введение
Здоровье детей в любом обществе является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Во многом здоровье человека определяется качеством его питания уже в детском возрасте. Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения формируется тоже в дошкольном возрасте. Правильное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнерадостность, рост, вес и общее состояние здоровье малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Дети не могут самостоятельно оценить полезность того или иного продукта, а также сколько его можно употребить. Многие родители не способствуют формированию правильного рациона питания в семье. А это - залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления старших дошкольников с разнообразием продуктов
и осознанный выбор из них полезных для сохранения и укрепления своего здоровья, и с другой – отсутствие целенаправленной , систематической работы .
Проблема: недостаточно знаний у детей о здоровом образе жизни, а именно о правильном питании, как одной из составляющих ЗОЖ, отказ от полезных продуктов дома и в детском саду.
Для решения сформулированной проблемы мы выбрали такую форму работы с воспитанниками и семьями воспитанников, как проектную деятельность, которая позволяет организовать интересную совместную познавательную деятельность детей и взрослых в рамках одной темы.
Реализовать его поможет программа «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой и Т.А. Филипповой.
Основные воспитательные и образовательные задачи
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о полезных продуктах, которые выращивают и производят в Нижегородской области.
Воспитательные задачи:
- Воспитание патриотических чувств у детей седьмого года жизни через знакомство с народными традициями русской кухни Нижегородской области.
- Воспитывать бережливое отношение к продуктам питания.
- Воспитывать уважительное отношение к профессиям людей, которые выращивают и производят разные и полезные продукты питания.
- Воспитывать культуру здоровья, как к главной человеческой ценности.
Образовательные задачи на детей:
- Способствовать формированию интереса к изучению национальной культуры Нижегородской области через реализацию программы «Разговор о правильном питании»
( часть 1).
2. Уточнить представления детей о том, какие полезные продукты выращивают и производят в Нижегородской области.
3. Расширять представления детей о рациональном питании, а именно, объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим.
4. Закрепить навыки этикета и гигиены питания.
Образовательные задачи на родителей:
1. Акцентировать внимание родителей о необходимости рассказывать детям о важности правильного питания.
2. Познакомить родителей с основными принципами организации здорового питания детей.
3. Сделать родителей своими союзниками, предложив интересные формы сотрудничества.
1. Основные формы и направления педагогической работы
с детьми
Для того, чтобы работа была не только интересной, но и эффективной, следует учитывать возрастные особенности детей и их возможности. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, то игровая деятельность является основной формой обучения. Именно игра позволяет каждому ребенку проявить свою активность и поддержать интерес к теме, потому что игровая мотивация понятна и доступна детям данного возраста. Так как это старший дошкольный возраст, то мы сделали акцент на играх обучающего характера, а именно, дидактических. Разнообразили игровую деятельность игровыми заданиями в интересном необычном пособии лэпбук «Азбука питания». Все игры и лэпбук были изготовлены совместно с детьми.
Игровая деятельность
Дидактическая игра «Самые полезные продукты»
Тип игры: лото
Задача: закрепить знания о полезных и менее полезных продуктах.
Игровая задача: выбрать продукты и определить их степень полезности.
Игровые правила: брать по одной карточке и одному цветному кружку.
Игровой материал: большие разлинованные карточки, много предметных карточек с изображением различных продуктов и цветные кружочки красного, желтого и зеленого цвета.
Игровые действия: самостоятельно выбирать предметные картинки, подбирать к ним цветные кружки и раскладывать на большое разлинованную карточку. Цвета подбираются по следующему принципу: зеленый – продукты ежедневного рациона, желтый – полезные продукты, используемые часто, красный – продукты, употребляемые изредка.
Дидактическая игра «Составь меню»
Тип игры: собрать из частей целое
Задачи:
- формирование умения сервировать стол к приему пищи
- отбирать полезные продукты, готовые блюда и напитки
- составлять из них меню на завтрак, обед, ужин.
Игровая задача: накрыть на стол
Игровые правила: подобрать самостоятельно меню от начала и до конца
Игровой материал: большая цветная карта с изображением стола, который покрыт скатертью и на нем расположена пустая посуда (тарелки, блюдце, ложки, вилки и другое), вырезанные по форме различные продукты и блюда из них.
Игровые действия: ребенок определяется, на какой прием пищи он будет раскладывать блюда (или завтрак, или обед, или ужин), потом на посуду выкладывает различные карточки.
Дидактическая настольная игра «Что сначала – что потом?»
Тип игры: последовательное выкладывание предметных картинок
Задачи: закрепить представления детей о сложности появления того или иного продукта питания, показать значимость труда многих профессий, которые необходимы для того, чтобы этот полезный продукт появился на нашем столе, обогащение словаря детей.
Игровая задача: покажи картинками последовательность появления (изготовления) продукта.
Игровые правила: выложить правильную последовательность
Игровой материал: три игровых поля «Хлебзавод», «Птицефабрика», «Молокозавод», много предметных картинок с изображением отдельных продуктов, способов их переработки, а также карточки с названиями предприятий (хлебзавод, молокозавод, птицефабрика и т.д.) и профессий (доярка, пекарь, птичница и другие).
Игровые действия: играть могут трое детей одновременно, каждый ребенок определяется, какой продукт он будет «производить» и карточками выкладывает последовательность появления продукта (например, курочка – зерна - вода – травка – птицефабрика – инкубаторы- яйцо; поле – трактор – дождь и солнце – пшеница (колос) – комбайн – зерно – хлебзавод - мука – печь – хлеб; поле с коровами – ферма с доярками – молоковоз – молокозавод- процесс изготовления молочных продуктов – молочные продукты).
Дидактическая игра «Аскорбинка и ее друзья»
Тип игры: пазлы
Цель: закрепить знания детей об основных витаминах, которые имеются в разнообразных продуктах, за счет которых они становятся полезными.
Задачи:
- рассказать о витаминах растительного происхождения, которые содержаться в овощах, фруктах, злаках и т.д.;
- рассказать, что только при правильном приготовлении витамины в данных продуктах сохраняются;
- развивать любознательность, память
Игровой материал: девять круглых карточек, на которых изображены витамины и 36 угловых карточек с изображением продуктов питания и злаков.
Игровая задача: правильно подобрать к круглой карточке угловые карточки.
Игровые правила: подбирать к круглой карточке угловые так, как предполагает вариант игры ( их несколько).
Игровые действия: Первый вариант: у каждого игрока (их может быть от 2 до 9 детей) одинаковое количество круглых карточек, угловые карточки лежат лицевой стороной вверх на общем столе, по сигналу ведущего игроки одновременно берут нужные угловые карточки (пазлы) с продуктами и подставляют к своей круглой, согласно витамину на ней, получая целую картинку и побеждает тот, кто первый правильно и быстро собрал пазлы;
Второй вариант: у каждого игрока (их может быть от 2 до 9 детей) одинаковое количество круглых карточек, угловые карточки лежат лицевой стороной вниз на общем столе (не видно продуктов), игроки по очереди и по одному берут любую угловую карточку (пазл), переворачивают ее, и если картинка подходит к его витамину, то прикладывают к своей круглой карточке и продолжают брать еще угловую карточку с продуктом, но если не подходит угловая карточка к витамину, то игрок кладет ее на общий стол, и игру продолжает другой игрок, выигрывает тот, кто первый соберет свои пазлы.
Дидактическая игра «Путешествие по стране Правильного питания»
Тип игры: ходилки
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о правильном питании.
Задачи:
- Закрепить представления детей о том, какие продукты наиболее полезные;
- Дать представление о важности регулярного питания, соблюдения режима питания;
- Повторять правила гигиены питания.
- Формировать представления о завтраке, обеде, полднике и ужине как обязательных компонентах ежедневного рациона питания.
- Закреплять представления о разнообразии вкусовых ощущений от разных продуктов и блюд.
- Формировать представление о структуре обеда и сервировке стола во время приема пищи.
- Учить согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
- Развивать в игре сообразительность, самостоятельно решать поставленную задачу.
Игровые правила:
1. Каждый участник поочерёдно бросает игральный кубик и делает соответствующее перемещение по игровому полю, начиная с картинки «завтрак» - это старт и заканчивают на картинке «Подготовка к ужину – приготовление овощного салата».
2.При попадании на знак с вопросом, играющий берет соответствующую карточку и отвечает на вопрос.
3.При попадании на знак с полезными продуктами – проходит на 3 хода вперед.
4.При попадании на знак с вредными продуктами – возвращается на 3 знака назад.
5.На поле есть две дорожки вопросов, которые позволяют сократить путь к финишу. Для этого необходимо ответить на столько вопросов, сколько изображено знаков с вопросами.
6.Победителем становится тот, кто первым доберётся до финиша (картинки приготовления салата).
Игровой материал: игровое поле, фишки, кубик, карточки с вопросами «Что лишнее?», «Что общего?», «Какой флажок?», «Что сначала, что потом?», «Какой будет сухофрукт?».
Игровое поле:
- дорожки, которые соединяют все компоненты режима питания (картинки с изображением завтрака, обеда, полдника, перекуса фруктами и подготовка к ужину)
- на дорожках есть кружочки: обычные и с разными знаками (смотреть игровые правила)
- две специальные дорожки со знаками вопроса
Задания на карточках с вопросами:
1. «Что лишнее?» - среди овощей лишний фрукт, среди фруктов лишний овощ,
2. «Что общего по вкусу? - кислые (лимон и клюква), горькие (перец и рябина)
3. «Какой флажок?» - разделение продуктов по степени полезности: зеленый флажок – есть ежедневно, желтый флажок – есть один раз в три дня, красный флажок – есть как можно реже (н-р, сладости)
4. «Что сначала, что потом?» - три сюжетных картинки с последовательными действиями с продуктами ( сорвать, помыть, съесть)
5. «Какой будет сухофрукт?» - картинка с изображением свежего фрукта и знак вопроса, на который дети отвечают (изюм, чернослив).
Уникальность игры в том, что дети могут придумать и нарисовать другие задания с вопросами по данной теме (можно дополнять).
- Информационные источники
- Безруких М.М. , А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Разговор о здоровье и правильном питании» Методическое пособие- М.,: ОЛМА Медиа Групп. 2014 г.
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, М., «Мозаика-Синтез», 2015г.
- Доскин В.А., Л.Г. Голубева «Растем здоровыми», М., Просвещение . 2003 г.
- Интернет-ресурсы: социальная сеть работников образования.
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы ,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , М,, Мозаика- синтез. 2017 год
- Эльконин Б.Д. «Детская психология», М., «Педагогика», 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый практико-значимый проект «Формирование представлений о правах ребенка у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесс...
Анкета для родителей, направленная на выявление их отношения к проблеме формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста.
Цель - выявление особенностей воспитания ребёнка в семье и отношения к сотрудничеству со специалистами ДОУ по вопросам формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольног...
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"
Структура магистерской диссертации на тему «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного ...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"
Текст выступления перед государственной комиссией на защите магистерской диссертации....
Презентация для защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"
Презентация для текста защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей с...
План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....
Ранняя профориентация в ДОУ: формирование представлений о разных профессиях у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
Ранняя профориентация в ДОУ: формирование представлений о разных профессиях у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность...