«Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию экспериментирования в подготовительной группе»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
«Развитие познавательно-исследовательской
деятельности через организацию экспериментирования
в подготовительной группе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_v_25_sadu2024_yanvar_25chislo.docx | 302.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»
(МАДОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)
Выступление на Городском методическом объединении воспитателей подготовительных к школе групп
на тему:
«Развитие познавательно-исследовательской
деятельности через организацию экспериментирования
в подготовительной группе»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Баранова Ирина Юрьевна
Выступление для воспитателей.
«Развитие познавательно-исследовательской
деятельности через организацию экспериментирования
в подготовительной группе».
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения.
Детское экспериментирование имеет огромный творческий потенциал, оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствуют развитию речи)
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнется – ломается, высоко – низко - далеко, мягкий – твердый – теплый и.т.д).
Приступая к работе с детьми в этом направлении, поставили перед собой следующую цель:
- практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности. Исходя из цели, поставили задачи.
Задачи:
- сформировать у детей представления об окружающей среде;
- развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств (символов, моделей);
- поддержать у детей самостоятельность при проведении опытов.
Например: при формировании знаний о бумаге и картоне, об их свойствах, были поставлены задачи по умению выражать свои мысли, используя все части речи, отвечать на вопросы, касающиеся данной темы, узнавать бумагу и то, как она используется, изучить свойства, структуру бумаги, решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает бумага и как её можно использовать.
Чтобы узнать о том, что бумага размокает в воде, рвется, мнется, режется ножницами, шуршит, были выбраны такие методы исследования, как изучение бумаги, прямые и косвенные наблюдения, проведение опытов с бумагой и анализ полученных результатов.
Были проведены этапы работы:
1. Подготовительный:
а) Определение и изучение объекта;
б) подбор загадок и стихов;
в) игры с бумажными игрушками.
2.Исследовательский:
а) Рассматривание поделок из бумаги (оригами, аппликация);
б) эксперименты с бумагой;
в) игры с бумажными игрушками.
3.Заключительный:
обобщение результатов работы в виде беседы с детьми.
Чтобы узнать на чем мы рисуем, что такое бумага и какая она, мы познакомились с бумагой и стали исследовать её при помощи опытов:
Опыт «Волшебная бумага»
Детям выдала альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами? Вывод: бумагу можно использовать для рисования.
Далее у нас с детьми были сделаны выводы исследований: 1) Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая;
2) бумага бывает прочной и не прочной;
3) она боится воды;
4)ткань прочнее бумаги;
5) бумага может резаться ножницами или разрываться руками;
6) из бумаги можно делать игрушки;
7) при сжатии бумага издает звук;
8) бумага разлетается при ветре;
9) её можно склеивать.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – бумага обладает многочисленными удивительными свойствами. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Для этого мы создаем специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является организация развивающей среды. Эту работу начали с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, разработали картотеку на тему «Детское экспериментирование».
В группе создана мини-лаборатория, где размещаем различные коллекции, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.), есть место для выращивания растений, для хранения природного и бросового материала, для проведения опытов.
Так же в процессе экспериментирования мы стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: - что мы делали? Что мы получили? Почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение. Рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.
Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности.
После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
Работа с родителями:
Известно, что не одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы провели родительское собрание, консультации, на которых пытались объяснить родителям, что главное – дать ребенку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребенка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.
Мы привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды, в группе и они помогают в пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
В заключение хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности в процессе экспериментирования в подготовительной группе.
Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности в процессе экспериментирования в подготовительной группе.Тема: «Значение воздуха в природе ».Цель: Показа...
Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.
В докладе представлена и описана предметно - пространственная среда, влияющая на развитие познавательно - исследовательской активности, ее описание и значение. Доклад представлен на межрайонном семина...
Развитие познавательно -исследовательской активности детей через проектную деятельность «Деревянные игрушки»
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализ...
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в форме экспериментирования в подготовительной группе "Зачем зайцу длинные уши"
Деятельность: познавательно-исследовательскаяФорма: экспериментированиеИнтеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: способствовать формированию пр...
Проект: «Развитие познавательной-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность с помощью сказки»
laquo;Самое лучшее открытие то,которое ребенок делает сам.(Ральф У. ЭмерсонЦель: в процессе познавательно-исследовательской деятельности направить внимание детей на динамичность окружающего мира, на ...
Конспект образовательной деятельности «Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование» в подготовительной группе «Самоцветики»
Целью создания образовательного материала является: активизация умственных способностей, развитие логического мышления, познавательных возможностей детей с помощью экспериментирования с солью,...
Буклет "Развитие познавательно - исследовательской деятельности через организацию экспериментирования"
Выступление на педагогической конференции 2020 год....