Проект по познавательно – экологической деятельности старшего дошкольного возраста. «Огород на подоконнике».
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект по познавательно – экологической деятельности старшего дошкольного возраста.
«Огород на подоконнике».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod_na_podokonnike.docx | 711.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение городского округа Долгопрудный детский сад
общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»
(МАДОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)
Проект по познавательно – экологической деятельности старшего дошкольного возраста.
«Огород на подоконнике».
Руководитель проекта:
Баранова И.Ю.
Долгопрудный 2023.
Проблема: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта: среднесрочный. (с 15февраля по 15 июня 2023)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Автор проекта: Баранова И.Ю.
Интеграция: познавательное развитие, коммуникативная деятельность, художественно-эстетическое развитие.
Результат проекта. Выставка работ в ДОУ
Актуальность проекта:
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Цель:
Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности.
Научить с помощью воспитателя сажать растения;
Поливать растения под руководством воспитателя;
Дать представления о выращивании растений;
Наблюдение за всходами растений;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям
Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;
Организация художественно – продуктивной творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
-Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;
-Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Развивающие:
-Развивать познавательные и творческие способности.
-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
-Получить положительные эмоции от полученных результатов.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Информационно – методическая и познавательная литература.
2. Дидактические и настольно – печатные игры.
Описание предметно – развивающего пространства:
Оборудование для оформления: «Огорода на подоконнике»: лист ватмана, пластмассовая плитка - имитация травы, конструктор, бабочки, посуда для посадки растений, луковица, чеснок, семена кабачка, семена фасоли, почва.
Активизация словаря: лук, чеснок, фасоль, кабачок, семена, земля, вода, солнце, трава, сажать, поливать, смотреть, наблюдать.
Работа над проектом с родителями:
привлечь родителей к организации и реализации проекта; обсуждение темы проекта; рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях.
Продукт проекта: "Огород на окне"
Работа над проектом с детьми:
Познавательно – исследовательская деятельность (ОД): рассматривание растений (понятия большой- маленький; один-много);наблюдение за посадкой, первыми всходами;
Развитие речи (беседы, чтение художественной литературы);
Игровая деятельность (игры, игровые ситуации).
Предполагаемый результат:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Мероприятия | Цели | Ответственные | |||
1 этап подготовительный | |||||
1.1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода | Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования | Воспитатель | |||
1.2. Составление плана над проектом. | Реализация мероприятий по проектной деятельности | Воспитатель | |||
1.3. Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике». | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | Воспитатель, | |||
1.4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала о луке (энциклопедии), дидактических и театрализованных игр, бросового материала, произведения устного народного творчества. | Создать условия для реализации проекта «Овощи сажаем-заботимся об урожае». | Воспитатель, | |||
1.5. Создание условий для организации работы: приобретение емкости, почвы, лука, бросового материала для оформления | Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей. | Воспитатель, | |||
1.6. Консультация для родителей «Огород на подоконнике» | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатель. | |||
1.7. Ознакомление с фотоматериалом по огороду детского сада | Сформировать интерес у детей к проектной деятельности. | Воспитатель, | |||
2 этап – основной | |||||
2.1.Рассматривание иллюстрации о растениях, беседы с детьми. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углубить и расширить знания о растениях. | Воспитатель. | |||
2.2. ОД по сказке «Репка» | Упражнения в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Формирование умения называть свойства предметов: большой, маленький и др. | Воспитатель. | |||
2.3. ОД по художественно – эстетическому развитию «Раскрасим лучок». | Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет карандашей (зеленый и желтые цвета), правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные). | Воспитатель. | |||
2.4. ОД по сенсорному развитию (дидактическая игра)«Чудесный мешочек». | Обогащение чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом; развитие внимания и памяти; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки; учить детей правильно употреблять в речи название качеств, предметов (величина, цвет), отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ. | Воспитатель. | |||
2.5. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами. | Познакомить с фольклорными произведениями. | Воспитатель | |||
2.6. Рассматривание иллюстраций, картинок. | Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. | Воспитатель. | |||
2.7. Отгадывание загадок про овощи . | Развивать смекалку, память, внимание. | Воспитатель. | |||
2.8.Рассматривание муляжей овощей, уточнение формы, цвета. | Формировать представления детей об овощах . | Воспитатель. | |||
3 этап – заключительный | |||||
3.1. Подведение итогов. | Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей. | Воспитатель, дети. | |||
4 Этап - презентационный | |||||
Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта. | Обобщение опыта работы. | Воспитатель, | |||
Создание фотоальбома «Огород на подоконнике» | Подвести итог проделанной работы. | Воспитатель, | |||
|
|
|
Выводы:
Проект проходит в игровой форме и носит познавательно- исследовательский характер. Дети учатся целенаправленно изучать предмет, выделяя наиболее характерные признаки, сравнивая отдельные части, отмечая существенные и второстепенные. В ходе опытов и экспериментов создавались ситуации, в которых дети самостоятельно анализировали, устанавливали причинно-следственные связи, делали выводы, овладевая представлениями о законах развития растений, явлениях природы.
Прививая любовь и интерес к природе, у детей формируются положительные качества личности: доброта, желание и умение заботиться о растениях, бережно относиться к ним. При общении с растениями, у детей обогащается кругозор, получают представление о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития.
Таким образом, реализация проектной деятельности явилась необходимым условием для формирования правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Используемая литература
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159с.
- Дыбина О.В., Рахманова М.П. Неизведанное рядом. Творческий центр. Сфера. Москва. 2001 – 76 – 78с.
- Дыбина О.В.Ребенок в мир поиска. Творческий центр Москва 2007.- 60с.
- Евдокимова Е.С. Техноглогия проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
- Зубкова Е.М. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет – М.,2007
- Иванова А.И. Эклогические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56с.
- Николаева С.Н. Юный эколог Москва Мозаика – Синтез 2010. – с.3 – 156с.
- Дыбина О. В. Неизведанное – рядом. М. : Творческий центр, 2001г.
- Большая книга увлекательных занятий для детей. М. :Росмэн, 2010г.
- Мартынова Е. Н. Сучкова Н. М., Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет. Волгоград: Издательство Учитель, 2012г.
Источник
https://www.maam.ru/detskijsad/-ogorod-na-podokonike-v-detskom-sadu.html
Приложение 1
- https://disk.yandex.ru/i/pmTFT5jAShNP5w
- https://disk.yandex.ru/i/MCOHusZPSkaBJw
- https://disk.yandex.ru/i/NhOIM01_UJ1V5w
Приложение 2
Консультация для родителей
« Огород на окне»
Дети - прирождённые огородники, потому что они любопытные, любят учиться на практике и играть в грязи.
Работая в саду или на огороде, ребёнок испытывает удовлетворение и радость из-за того, что может за чем-то ухаживать, а также наблюдать за жизненным циклом растений непосредственно на личном опыте. Работа в огороде даёт детям возможность овладеть необходимыми практическими жизненными умениями и навыками, которым не учат в современной школе. С помощью огородничества к детям приходит осознание необходимости охраны окружающей среды. Ещё один важный аспект: если детские усилия дают результаты, то вместе с ростом растений растёт и детская самооценка.
Чтобы маленькие огородники получили от процесса работы в огороде больше удовольствия и не устали от ожидания, нужно подобрать для посадки такие растения, которые быстро растут (детям хочется быстрее увидеть результаты своих трудов!), с плодами, которые потом можно будет собрать и употребить в пищу. Если малыши помогают вам посадить цветы, выберите сорта таким образом, чтобы они цвели на клумбе по очереди.
Что можно посадить с ребёнком?
1. Подсолнух. Посадите один или два, поскольку они занимают много места. Через 2 недели появится маленький росток, через 8 недель он зацветёт.
2. Редис. Особенно заинтересует ребёнка, потому что созревает за 20-30 дней.
3. Фасоль. Прорастёт через 10 дней, созреет за месяц. Можно посадить в горшке и поставить на подоконник.
4. Помидоры черри. Лучше купить рассаду, а не садить зёрнышко. Ребёнку понравится срывать плоды.
5. Морковка. Дозреет за 60 дней в мягкой земле при хорошем поливе и будет съедена с огромным аппетитом.
6. Картофель. Его сажают не так, как остальные овощи. Плюс, ребёнку понравится тот факт, что он зарыл в землю всего одну, а осенью выкопал много.
7. Тыква. Это удивительное растение (из 1 семечки вырастает огромная тыква!) обязательно должно расти в детском огороде.
8. Лук. Быстро растёт, за ним практически не нужно ухаживать. Но он не очень интересен для ребёнка, да и невкусный.
Чтобы ребёнок чувствовал свою ответственность за посаженные растения, выделите ему отдельный участок земли под огород. Тогда он будет знать, что если он не польёт растения, то кроме него никто этого не сделает, и они погибнут. Если у вас несколько детей, отведите отдельные участки для каждого, чтобы они не ссорились.
Поделитесь с ними своими инструментами (под присмотром взрослых!) и покажите, как ими нужно пользоваться. Лучше дать настоящие, чем дешёвые пластиковые лопатки, которые сразу же сломаются и только расстроят ребёнка.
Дети лучше обучаются, когда осознают практическую ценность своих действий. Пусть занимаются своими растениями в огороде от момента посадки зерна до подачи на стол, тогда они поймут, что работа в огороде - это не просто развлечение. Урожай ребёнка должен непременно попасть на обеденный стол, даже если он незначительный.
Если ребёнок очень маленький, но ему очень интересно возиться на своём мини-огороде, схитрите самую малость, и помогите ему (только так, чтобы он не видел). Если же ребёнок не проявляет интереса к огородничеству, предложите ему сделать чучело, чтобы отпугивать им птиц - наглых расхитителей маминого урожая.
Мотивируйте ребёнка, привлекая внимание родственников и друзей к тому, что он сделал на огороде: посылайте бабушкам и дедушкам фотографии, на которых ребёнок занят работой в саду, угощайте гостей овощами, выращенными заботливыми крохотными ручонками. И обязательно каждый раз акцентируйте внимание на том, что это плод стараний вашего талантливого огородника.
Консультация для родителей
«В саду или в огороде».
Природа является неисчерпаемым источником познания, развивая мыслительную деятельность, она оказывает воздействие на эстетическое и нравственное воспитание ребёнка.
Лето – благоприятная пора для развития и воспитания дошкольника, возможность понаблюдать за яркими природными объектами, проводить больше времени в непосредственном общении с природой.
Огород - это не только возможность вырастить урожай своими руками, но и привлечь ребёнка к посадке и уходу за растениями, помочь понять секреты и тайны природы.
Приобщая ребёнка к посадке и уходу за растениями в своем мини-огороде, не забывайте, что ребёнку для лучшего познания нужно задействовать все органы чувств: всё понюхать, пощупать, посмотреть, попробовать на вкус, послушать. Не лишайте его этой возможности. Выращивать можно зелень, бобовые, лук, листовой салат, перец и другие овощные культуры. Обсудите с ребёнком, что будете высаживать, подготовьте почву, инструменты, и за дело!
Несколько подсказок перед началом работы:
- внимание детей непродолжительное, привлекает всё интересное, поэтому и занятия с растениями должны быть увлекательными, доставлять удовольствие
- высаживайте растения, которые быстро растут и дают урожай, так как видимые результаты помогают поддерживать интерес ребёнка к деятельности
- наблюдая и выращивая цветы, сравнивайте их по форме, размеру, обращайте внимание на результаты труда
- выращенные собственными руками овощи обязательно пробуйте вместе с детьми.
Собственный опыт дает ребёнку ощущение успеха, поможет ближе познакомиться с природой, установить взаимосвязь между растениями и людьми, а главное - это прекрасная возможность провести время со всей семьей.
Проводите занимательные эксперименты вместе с детьми.
«В почве есть воздух»
Цель: показать, что в почве есть воздух.
Материал: почва, банка с водой, лупа.
Предложите ребёнку рассмотреть комочки почвы с помощью лупы, затем проверить, есть ли в почве воздух: опустить в банку с водой комочек и понаблюдайте, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух, значит, в ней могут жить животные и растения.
«Хитрые семена»
Цель: познакомить ребенка со способами проращивания семян.
Материал: семена фасоли, кабачков, земля, 2 баночки, салфетка из марли, розетка, палочка.
Рассмотрите с ребенком семена, предложите подумать, в чем сходства и различие между ними. Предложите подумать, какие из семян прорастут быстрее – сухие или заранее замоченные. Одно семя фасоли и семечко кабачка посадить в землю, а другие завернуть с марлевую салфетку, смочить водой. На следующий день посадите семена в землю и понаблюдайте, какие семена взошли быстрее.
Вывод: заранее замоченные семена взошли быстрее.
«Что внутри»
Цель: Показать ребенку, что стебель может проводить воду к листьям.
Материал: Стебли моркови, петрушки, вода, растение, лупа.
Рассмотрите с ребенком растение полюбуйтесь сочной зеленью. Предложите подумать, как вода из корней попадает к листочкам. Рассмотрите срез стебля петрушки (моркови) через лупу. Сожмите пальцами стебель, выясните, что в нем есть вода.
Вывод: вода по стеблю поступает к листьям через отверстие.
«Живой кусочек»
Цель: Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.
Материал: Плоская емкость, корнеплоды моркови, редьки, свеклы.
Определите название овоща, предложите проверить, есть ли в корнеплодах запас питания. Поместите корнеплоды в теплое, светлое место и понаблюдайте за появлением зелени, пока зелень не начнет вянуть. Корнеплоды стали мягкими, в них мало жидкости.
Вывод: корнеплоды дают питание для листьев.
Клумбы с удивительно розовыми петуниями, оранжевыми и желтыми бархатцами, хризантемами необыкновенно радуют и дарят нам летнее настроение.
И вы вместе со своим ребенком можете создать мини-клумбу, где сможете высадить композиции из цветов, порадоваться ярким краскам и результату своего труда.
Вы можете также украсить свой балкон. Это совсем несложно.
«Висячие сады»
Материал: натуральная губка, веревка длиной 80 см, семена трав и цветов, распылитель.
Протяните веревку сквозь губку и завяжите на конце веревки узел, который будет удерживать губку. Намочите губку в воде и отожмите, чтобы воды не было много. Заполните отверстия в губке семенами трав и цветов, подвесьте губку в оконном проеме, в котором достаточно света для растений. Каждый день опрыскивайте свой подвесной сад. Через две недели семена прорастут, и губка покроется травкой и цветами.
Желаем Вам с пользой и удовольствием провести время со своими детьми!
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный экспериментально-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Огород на подоконнике"
Влияние окружающего мира на развитие ребенка....
Педагогический проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Спасибо деду за Победу»
АктуальностьЧувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это люб...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Огород на подоконнике"
Проект поможет расширить представления детей об окружающем мире, обобщить и расширить знаниядошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. сформировать положительноеотношение к ...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Огород на окне»
Консультация для педагогов МАСТЕР-КЛАССЦель мастер-класса: освоение и последующее применение технологии «проектная деятельность, детское экспериментирование» в практической деятельно...
Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...
Проект по познавательно – исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста. «Я – исследователь».
Проект по познавательно – исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста.«Я – исследователь»....