Проект по познавательно – исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста. «Я – исследователь».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Баранова Ирина Юрьевна

Проект по познавательно – исследовательской деятельности

старшего дошкольного возраста.

«Я – исследователь».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_issledovatel.docx966.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение городского округа Долгопрудный детский сад

общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)

Проект по познавательно – исследовательской деятельности

старшего дошкольного возраста.

«Я – исследователь».

Воспитатель:

Баранова И.Ю.

г. Долгопрудный 2022

Проблема:  формирование дошкольников и родителей в познавательно -  исследовательской деятельности.

Паспорт проекта

Вид проекта: исследовательская деятельность

Продолжительность проекта:  краткосрочный (апрель 2023г.)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Автор проекта: Баранова И.Ю.

Интеграция: познавательное развитие,  коммуникативная деятельность, художественно-эстетическое развитие.

Результат проекта. Презентация «Анатомическая модель меня». Презентация « Мое первое исследование»

Актуальность:

Познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Гипотеза: если заинтересовать ребенка в исследовании, то родитель непременно поддержит его интерес, и будет способствовать его дальнейшему развитию. Это будет способствовать более успешному формированию естественнонаучных знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Привлечь внимание родителей для участия в конкурсе «Я – исследователь».

Задачи:

Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;

Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

Обогатить совместно с родителями развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;

Способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребёнка совместно с родителями;

Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.

Ожидаемые результаты проекта.

Вовлечение максимального количества детей и их родителей в создание проектов по экспериментально-исследовательской деятельности.

I этап предварительный

• Планирование работы:

• Родительское собрание. Знакомство родителей с экспериментированием как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира.

• Проинформировать родителей о предстоящем конкурсе.

• Рассказать родителям о целях, задачах, формах и содержании работы по организации познавательно - исследовательской деятельности.

• Подготовить памятки для родителей.

• Для получения обратной связи использовать анкетирование родителей.

• Изучение литературы, сайтов по детскому экспериментированию. (О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников.

• Подготовка материала для опытов.

II этап Основной

На родительском собрании проведено анкетирование родителей на тему: «Детское экспериментирование в семье», с целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей. По результатам анкетирования 60% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисовании, конструировании, в играх с песком, водой, воздухом.  52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду, дома. 40% родителей сказали, что делятся открытиям с ними. 38% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребёнка.

Разработана консультация и памятка для родителей, как подготовить ребенка к экспериментированию.

Привлечены родители к организации предметно-развивающей среды. Это позволило родителям познакомиться с материалами и оборудованием для организации опытов с детьми в домашних условиях. В уголок экспериментирования внесены прозрачные емкости, коктейльные трубочки, жидкое мыло, глицерин, пластиковая бутылка, марля, проволока, нить.

Проведены индивидуальные консультации и беседы с родителями, которые позволили выбрать приемлемые формы работы с ребенком.

Дети выступили в саду с презентацией своего опыта. Предоставлена возможность всем желающим продемонстрировать свои наблюдения и исследования сверстникам. Родители подготовили стенды и презентации для выступления детей, предоставили видео съёмку экспериментов.

III этап заключительный.

Обсуждение с детьми представленных им опытов и экспериментов сверстников. По мнению детей самым интересным и познавательным был опыт Кукушки варвары «Аленький цветочек».

Дети получили дипломы с призовыми местами.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2024/01/22/img-20230626-wa0000.jpg?itok=s48EJQXj 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2024/01/22/img-20230626-wa0001.jpg?itok=xZBtX9RS 

Оценка результатов и отчетности.

По итогам проекта приняли участие 2 детей и их родителей со своими опытами. Таким образом, результатом взаимодействия семьи и детского сада стало включение родителей в педагогический поиск в вопросах развития детского экспериментирования, активизация детско-родительских отношений, развитие навыков познавательно–исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Дети с интересом продолжают экспериментировать, родители принимают в этом активное участие. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Список используемой литературы:

Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста, 2007г.

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников.

Приложение 1

Выступление в конкурсе «Я - исследователь».

Яша

«Анатомическая модель меня».

Здравствуйте! Мой проект называется «Анатомическая модель меня». Мы сделали ее с мамой, чтобы я лучше понимал, как я устроен внутри. Теперь я понял и могу вам это рассказать.

Человек состоит из скелета, внутренних органов, мышц и кожи. У человека есть системы: нервная, дыхательная, система кровообращения, пищеварительная и выделительная. я расскажу о каждой поподробнее.

Нервная система. У человека есть пять чувств: зрение, обоняние, вкус, слух и осязание. Информация об этих чувствах передается по нервам к нам в мозг и там обрабатывается.

Дыхательная система. Воздух мы вдыхаем через рот. Оттуда он идет по трахее и через бронхи поступает в легкие. Там кровь забирает полезный кислород из легких и отдает вредный углекислый газ. Мы выдыхаем тогда этот воздух обратно.

Система кровообращения состоит из сердца и сосудов. Сердце состоит из мышц и имеет две камеры. Когда сокращается первая камера, кровь идет по малому кругу кровообращения. В малом кругу кровообращения, кровь богатая углекислым газом, идет к легким. Там она отдает вредный углекислый газ и получает из легких необходимый кислород. Богатая кислородом кровь идет во вторую камеру сердца, и камера выталкивает кровь по большому кругу кровообращения, откуда богатая кислородом кровь поступает во все органы.

Система пищеварения. Пища поступает к нам в рот. Там мы ее пережёвываем, и она по пищеводу идет в желудок. Желудок – это такой мешок из мышц. Мышцы сжимают его, и пища в желудке перемешивается и переваривается. Переваренная пища идет в тонкий кишечник. Из тонкого кишечника кровь забирает вещества из переваренной пищи и относит их в печень. Печень – это очень важный орган. Она разделяет поступившие из пищи вещества на полезные и вредные. Полезные идут обратно в кровь, а вредные из организма выводится. Непереваренные остатки пищи поступают в толстый кишечник и тоже выводятся из организма.

Выделительная система. Почки из крови забирают избыток жидкости и вредные вещества и делают мочу. Моча поступает в мочевой пузырь и выводится из организма.

Спасибо за внимание!

https://disk.yandex.ru/i/DglaAwmCw92N9g 

Полина

«Мое первое исследование».

Каждый год я с бабушкой сажаю урожай: морковь, помидоры, огурцы, кабачки и многие другие овощи.

Хочу рассказать как в этом году я сажала помидоры. Сначала я полила землю водичкой, далее я выбрала зернышки, которые мне больше всех понравились, и посадила их.

На этом слайде показано как зернышки взошли через 1 месяц, какие они уже стали большими, через 4 месяца даже появились маленькие зеленые помидорки. Все это время помидоры находились под специальной лампой.

А здесь прошло пол года  и помидоры мои выросли. Я люблю сажать с бабушкой урожай.

https://disk.yandex.ru/i/JmeiO9anYNed-A 

Приложение 2

E:\2023-2024 АТТЕСТАЦИЯ\ВЫЛОЖИТЬ НА САЙТ\Проекты\Детская научно - практическая конференция Я - исследователь\Фото\20230327_120625.jpg

E:\2023-2024 АТТЕСТАЦИЯ\ВЫЛОЖИТЬ НА САЙТ\Проекты\Детская научно - практическая конференция Я - исследователь\Фото\IMG-20230327-WA0027.jpg

E:\2023-2024 АТТЕСТАЦИЯ\ВЫЛОЖИТЬ НА САЙТ\Проекты\Детская научно - практическая конференция Я - исследователь\Фото\20230327_121211.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....

Проект "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Цель данного проекта: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством детского экспериментрирования....

Педагогический проект "Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста на основе развивающих игр"

Тип проекта:Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.Участники проекта:Дети, родители воспитанников, воспитатели группы, заведующая, старший воспитатель.Актуальность темы:Предметная исслед...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности, старший возраст «Учёные –исследователи в гостях у Фиксиков.»

Цель.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи.- расширять знания о том, где «живёт» электричество;- закреплять умение пользоваться алгоритмом для про...

«Малыши-исследователи» - проект по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста.

Цель проекта: Обогатить познавательную сферу детей раннего возраста посредством элементарной исследовательской деятельности.Познавательно-исследовательский проект «Малыши-исследователи» бу...

Педагогический проект: «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями в играх»

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...

Дидактическая игра по развитию познавательно- исследовательской деятельности дошкольного возраста «Четвертый лишний».

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеКоноваловский детский сад           Дидактическая игра по развитиюпознавательно...