Инновационный педагогический проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Исследовательно-экспериментальная деятельность»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Исследовательно-экспериментальная деятельность»
Введение
В правительственном документе об образовании «Федеральный государственный образовательный стандарт ДО» отмечено, что одной из главных задач обучения и воспитания дошкольников является формирования активной, самостоятельной, творческой личности. В рекомендациях ФГОС сделан акцент на том, что особое внимание следует уделять познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними). Здесь же указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, предпочтение отдается инициативе и самостоятельности дошкольников, предоставлении выбора.
В ФГОС обусловлены существенные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, обогащение детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В задачах стандартизации дошкольного образования выделяется одна задача на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Все задачи познавательного цикла в федеральном стандарте предполагают формирование интересов детей посредствам любознательности и познавательной мотивации. И определены как развитие познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
В работах педагогов Н.Н. Поддъякова (1995г.), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно исследовательская деятельность, наряду с игрой, претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет самостоятельность. Ученые А.И. Иванова, И.Э.Куликовская, О.В. Дыбина, настоятельно рекомендуют использовать метод исследований в работе с дошкольниками. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Результаты исследований ученых подтверждают, что воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детской исследовательской практики - истинно детской деятельности и ее активное внедрение в практику работы детского сада.
В исследованиях А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др. указывается, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования самостоятельности у дошкольников.
В настоящее время изучение проблемы самостоятельности ведется в различных направлениях. Именно в исследовательской деятельности наиболее активно дети могут проявлять самостоятельность: подавать идеи, планировать ход выполнения исследования и т.д. В исследовательской практике наиболее ярко проявляются особенности мыслительной активности дошкольников. Однако, очень важно, чтобы экспериментальная деятельность была под неусыпным контролем воспитателя, который бы видел каждого ребенка, внимательно следил за соблюдением правил безопасности при проведении различных опытов.
Опыты, которые воспитатель проводит с детьми, а также предлагает для самостоятельной деятельности на выбор, как в НОД, так и вне этой деятельности, должны соответствовать возрастным возможностям детей, а также требовать от них определенного умственного напряжения и проявления самостоятельности.
Однако, при исследовании развития воображения в процессе самостоятельной исследовательской практики детей дают о себе знать имеющиеся на сегодняшний день противоречия: несоответствие методических материалов и пособий современным требованиям ФГОС. Применение исследовательской практики в детских садах минимально, хотя детям нравится данный вид деятельности.
Об этом же говорит слабая разработанность методики ее формирования у дошкольников и потребностью дошкольных педагогов в соответствующих научно-методических рекомендациях, требованиях, при которых бы эффективно развивалась самостоятельность у дошкольников; отсутствием нормативов и потребностью системы дошкольного образования в компетентных специалистах, готовых к осуществлению развития самостоятельности у детей в исследовательской деятельности.
По мнению О.В. Киреевой выявление и реализация потенциала детского экспериментирования для развития исследовательской активности старших дошкольников представляет актуальную проблему современного дошкольного образования.
Многочисленные исследования профессиональной деятельности воспитателей детских садов (Л.Н. Башлакова, А.М, Борович, Е.Ф. Гладкова, Е.А. Гребенщикова, В.И. Логинова, А.Б. Николаева и др.) говорят о том, что всего лишь небольшой процент воспитателей имеют четкие знания о сущности, содержании, способах развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Сопоставление различных точек зрения на проблему развития самостоятельности позволяет отметить ряд противоречий:
- слабая разработанность методики ее формирования у дошкольников и потребностью дошкольных педагогов в соответствующих научно-методических рекомендациях, требованиях, при которых бы эффективно развивалась самостоятельность у дошкольников;
- стремление воспитателями активно использовать детское экспериментирование с целью развития самостоятельности у дошкольников и не разработанностью технологии организации этого вида деятельности;
- несоответствие методических материалов и пособий современным требованиям ФГОС.
Основные цели и задачи Проекта:
Формирование у дошкольников основ естественно-научных знаний и представлений, осуществление проектно – исследовательской деятельности в процессе экологического развития посредствам технологии А. И. Савенкова.
Данная цель предполагает решение через поставленные перед педагогами следующие задачи развитие и гармонизация эмоционально-познавательной сферы детей; развитие интеллектуальной сферы детей с предоставлением выбора; развитие психических процессов и моторики детей.
Решая поставленные задачи в проекте, мы предполагаем, что педагогическое сопровождение развития с предоставлением выбора детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности возможно если:
- усилить эмоциональную насыщенность исследовательской деятельности детей путем включения в нее проведение всевозможных опытов по технологии А.И. Савенкова;
- организовать работу по развитию исследовательского интереса, любознательности у каждого ребенка;
- проводить работу с детьми в непосредственной образовательной деятельности и вне её с использованием различных экспериментальных приемов;
- создать атмосферу уважения, доверия, открытости, готовность к активной творческой экспериментальной деятельности в рамках преемственности со школой и семьей.
Основные принципы, на которые опираемся для повышения эффективности педагогического проекта в предоставлении выбора дошкольникам в рамках использования технологии А.И. Савенкова это:
• опора на различные анализаторы функциональных систем;
• комплексно-познавательное воздействие;
• личностное развитие и активность познавательных процессов;
• поэтапное формирование интеллектуально-познавательных действий;
• учет социальной ситуации развития.
Оборудование в реализации Проекта:
В научной лаборатории группы должны быть:
- схемы алгоритмов для самостоятельного выполнения опытов, которые соотнесены с настоящими объектами, явлениями и предметами в группе;
- карточки, иллюстрирующие лабиринты в горизонтальной и вертикальной плоскостях, которые бы позволили ребенку самому «путешествовать» от одного главного объекта познания к другому.
А. И. Савенков отмечает три кита обучения самостоятельности дошкольников в рамках исследования или детского экспериментирования:
1. развитие у дошкольников умений и навыков для самостоятельного выполнения исследований;
2. активизация исследовательской практики детей;
3. постоянный мониторинг уровня знаний и умений при самостоятельном проведении исследований дошкольников.
Реализация содержания Проекта:
Проект долгосрочный осуществляется в период трех учебных годов и включает в себя средний и два старших дошкольных возрастов.
Доступ детей к научной лаборатории не ограничен во время режимных моментов нахождения детей в групповой комнате, кроме дневного сна.
Работа в научной-лаборатории состоит как из экспериментальных, так и из эколого-познавательных мероприятий. Вся образовательная деятельность предполагает общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием основ научно-естественных представлений и элементарных физических явлений. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и построена таким образом, что один вид экспериментальной деятельности сменяется познавательным. Именно это позволит сделать деятельность детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой, предоставляя выбор дошкольникам.
Все детские исследования имеют необходимые ограничения или противопоказания к применению в соответствии с их необходимостью. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нем внимание, выполнять необходимые определенные действия, принимать удобные для занятия позы и т.п. Включение опытов и введение в занятие различных научно-экспериментальных эффектов, воздействующих на восприятие, требует постепенности и периодичности и проводится только под контролем педагога.
Экспериментально-исследовательская работа выполняется в такой последовательности:
- педагог задает такие вопросы, которые бы побуждали детей к выработке проблемы;
- моделирование опыта в схеме;
- постановка вопросов, которые помогли бы понять суть опыта, план выполнения и законы природы;
- активизация коммуникативных умений детей: «Можно спросить друга, как он думает выполнять это задание?»;
- «первая проба»: использование результатов самостоятельного выполнение опыта, состоящей в понимании ребенком личного мотива при выполнении каких-либо действий (влияющих на выбор).
Активизации самостоятельной опытной деятельности способствует созданная в группе пространственно-предметная среда (наличие научно лаборатории). Развивающая среда основывается на принципах, которые разработали В.А. Петровский и Р.М. Чумичева:
- самостоятельно определяется дистанция при взаимодействии ребенка с объектами деятельности;
- активность и самостоятельность, предполагающая озвучивание приемов при работе ребенка объектами, которые находятся в группе;
- стабильность и динамичность: у каждого предмета есть свое место, но если нужно, то его можно передвинуть;
- мобильное зонирование. Это способствует озвучиванию связей, которые существуют в мире окружающей природы, в жизни человека и др.;
- эмоциональность, индивидуальная комфортность помогает ребенку осознать свою внутреннюю связь с природой, создающую внутренний покой, чувство своей гармоничности с природой.
В проекте по теме опытно-экспериментальной деятельности, используются элементарные понятия физики, то есть представлен цикл НОД по знакомству дошкольников с физикой (приложение к проекту)
Ожидаемые результаты инновационного Проекта.
В основе технологии А.И. Савенкова мы предлагаем следующие критерии принятия и эффективного саморазвития самостоятельности в исследовательской деятельности у дошкольников по результатам проекта:
Высокий интерес к заданиям, в начале деятельности – высокая активность, действия становятся целенаправленными, иногда неоднократно повторяются, с поддержкой взрослого и небольшой помощи через поощрение это приводят к существенному подъему активности, инициативы, дети адекватно оценивают свою работу, при усложнении задачи проявляется более высокая организованность, инициативность и независимость, в этом случае заметно ярко выраженное эмоциональное отношение к своей деятельности и достигаемым результатам, наблюдается ответственное отношение к работе, стремление не отступать перед трудностями, преодолевать их своими силами, не обращаясь к взрослому за помощью. Внимательное принятие задач, сосредоточенность, активные действия, направленные на достижение результата, обращения к взрослым за помощью редки и появляются лишь после исчерпания собственных возможностей, работа выполняется без спешки, суетливости.
Практическая значимость реализации Проекта:
Практическая значимость инновационного проекта состоит в том, что в его основе используется технология (методика) А.И. Савенкова и процесс развития самостоятельности у дошкольников в опытно-исследовательской деятельности с предоставлением выбора. Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений.
Все мероприятия и кратковременные образовательные практики, представленные в проекте, являются комплексом развивающей методики А.И. Савенкова и могут проводиться в рамках дополнительного развивающего курса в детском саду как бесплатная/платная образовательная услуга педагогом. Разработки по проекту могут служить и основой для создания собственных программ с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной возрастной группы и быть рекомендованы в применении дошкольного пространства групповых комнат для разработки научной лаборатории для дошкольников. Несомненной самоценностью проекта является четкая логика построения опытно-экспериментальной среды для обстановки познания и развития любознательности в НОД и упражнениях. Представленный материал по проекту можно использовать не только в детских садах, но и в процессе домашнего воспитания, а также в работе различных центров дошкольного развития.
Риски Проекта и меры по их устранению:
В ходе работы над Проектом педагоги могу столкнуться с рядом трудностей: самостоятельная исследовательская деятельность детей требует:
Во-первых, создания полноценной предметно-развивающей среды в группе, которая бы стимулировала дошкольника к активной самостоятельной поисковой деятельности;
Во-вторых, наличие лабораторного уголка, содержащего знакомые игры, которые позволят им или вспомнить изученный материал, или модернизировать его, закрепить в свободной игровой среде.
Предметно-развивающая среда группы должна соответствовать содержанию и целям, рекомендуемым ФГОС ДО, которая бы была способна формировать основы экспериментально-исследовательских навыков детей. Находящиеся в уголке игры должны позволять постепенно усложнять задачи, которые будут решаться детьми в процессе экспериментальной деятельности самостоятельно. Во всех развивающих уголках должны быть общие знаки и символы, которые призваны отражать неживую и живую природу, животных, человека и логические связи с ними, изменения своего эмоционального состояния при достижении положительного или отрицательного результата опыта.
Педагогическое сопровождение при внедрении Проекта в практику образовательного учреждения:
На основании п. 2.7 ФГОС ДО интегрированный подход к самостоятельной исследовательской деятельности детей включает в себя пять образовательных областей развития личности.
Следовательно, в процессе педагогического сопровождения воспитанников при проведении самостоятельных исследований в рамках предоставления выбора социально-коммуникативная область предполагает развитие у них общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения.
Педагогическое сопровождение самостоятельной исследовательской практики детей требует соблюдения следующих условий:
- исключение искусственных ограничителей: различные запреты: «туда не ходи», «там не ползай», «руками не трогай», «стой рядом, а то испачкаешься»;
- не внимание к вопросам детей: «не говори глупости», «отстань», «не приставай», пренебрежительное отношения к детским выводам и умозаключениям. Внешнее, насильственное ограничение поисковой активности ребенка приводит к снижению потребности в исследовательском поиске, у детей исчезает желание придумать что-то новое, т.е. снижаются условия развития самостоятельности и ограничивает выбор детей;
- хорошо организованная предметно-развивающая среда в группе, которая будет стимулировать ребенка к исследовательской деятельности (наличие уголка исследовательской практики);
- работа с родителями, вовлечение их в образовательный процесс по формированию творческого исследовательского поиска.
Золотые правила педагогического сопровождения детей в процессе исследовательской деятельности для педагога:
- всегда подходить к проведению работы творчески;
- учить детей действовать самостоятельно;
- не давать им прямых инструкций;
- не сдерживать инициативу детей;
- не делать за них то, что они могут сделать сами или то, что они могут научиться делать самостоятельно;
- не спешить с озвучиванием оценочных суждений.
Сопровождая воспитанников в освоении исследовательской деятельности, воспитателю следует постоянно помнить о рекомендациях ФГОС, в которых говорится, что дошкольника необходимо целенаправленно обучать, давать ему знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки, а именно: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить собственные мини-доклады; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Преемственность исследовательской деятельности детей в детском саду и в школе:
В проекте в рамках преемственности предусмотрены мероприятия с выходом в школу детей в возрасте 5-7 лет, и представлены как цикл экскурсий (приложение к проекту).
Для достижения эффективности и преемственного подхода между ДОУ и школой были использованы следующие методики.
Методика № 1 Систематическое наблюдение (автор А.И. Савенков). Данная методика позволяет получить представление о содержании детского экспериментирования.
Методика № 2. Практические ситуации. «Выбор деятельности» (автор Л.Н. Прохорова). Целью этой методики является исследование предпочитаемого вида деятельности.
В процессе исследовательской деятельности дошкольник познает мир, который его окружает, и пути его развития. Поэтому исследовательскую деятельность нужно расценивать не просто как один из методов обучения, а как главный путь познания дошкольниками окружающего мира, с которому необходимо как можно ближе подводить обучение.
Под исследовательской деятельностью мы будем понимать:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
- выделена структура исследовательской деятельности в дошкольном возрасте, которая включает в себя:
1. Постановку исследовательской задачи.
2. Прогнозирование результата.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.
4. Распределение детей на подгруппы.
5. Наблюдение результатов экспериментирования.
6. Фиксирование результатов экспериментирования.
7. Формулировка выводов.
- под педагогически сопровождением будем понимать:
1. обучение детей видению и формулировке проблемы;
2. выдвижение разнообразных гипотез;
3. ведение поиска и нахождение возможных вариантов решения;
4. проведение экспериментов;
5. обучение формулированию выводов по результатам собственных исследований.
- педагогическое сопровождение включает в себя:
- развитие у детей исследовательских умений и навыков;
- детскую исследовательскую практику;
- мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.
Таким образом, педагогическое сопровождение в рамках преемственности ДОУ и школы, а также развития самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности призвано:
- усилить эмоциональную насыщенность исследовательской деятельности;
- организовать работу по развитию самостоятельности у каждого ребенка;
- проводить работу с детьми на занятиях и вне их с использованием различных экспериментальных приемов;
- создать атмосферу уважения, доверия, открытости, готовность к активной творческой самостоятельности как со стороны педагогов, так и родителей.
Итоговые результаты работы по Проекту:
В результате нашей работы по реализации Проекта у детей за три года сформировались навыки и умения проведения исследований, и одновременно эта деятельность способствовала более эффективному усвоению представлений о мире.
Данная работа на практике подтвердила то, что у всех детей дошкольного возраста можно и нужно развивать исследовательскую деятельность с предоставлением выбора. Нужно только создавать ребятам условия для ее развития самостоятельности и любознательности, помочь им фантазировать и проявлять творчество.
Мы считаем, что наш Проект будет интересным и полезным в педагогической практике. Что позволит воспитателям полноценно организовать деятельность детей по формированию самостоятельной исследовательской деятельности, которая стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
В результате реализации Проекта и в рамках кратковременных образовательных практиках ребенок-дошкольник учится делать выводы, самостоятельно овладевает представлениями о том или ином явлении в окружающем его мире. Результатом реализации работы является приобретенный детьми опыт реального видения предметов и явлений, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Таким образом, эффективность Проекта в ходе его реализации говорит о целесообразности использования различного материала во всех видах деятельности детей для формирования и развития самостоятельной исследовательской деятельности дошкольников в предоставлении выбора.
Список литературы, в рамках Проекта:
1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. [Текст] / C.И. Агеева. – М.: изд-во Лайда, 2011. – 340 с.
2. Богоявленская Д. Б. Как можно посмотреть на предмет с разных сторон: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. М., 2010. Т. 1. 106 с.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса - Мозаика-Синтез, М – 2010. - 112 с.
4. Власова Н.Г. Игры экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ. [Текст] / Н.Г. Власова // Информационно -методический и научно - педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - С. 24-36.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. Методические указания. [Текст] /Л.С. Выготский, Магнитогорск, МГТУ им. Г.И. Носова, 2011, 28 с. (с. 15).
6. Гибсон Р. Делай и играй. Веселые игры. [Текст] / Р. Гибсон. – М.: «РОСМЭН», 2013. – 425 с.
7. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. [Текст] / Учебно - методическое пособие. / В.А. Деркунская - М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.
8. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. / [Текст] / О.В. Дыбина - М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с. (серия «Вместе с детьми»).
9. Закон Российской Федерации «Об образовании». [Текст] / Новосибирс. Сиб. унив. из-во, 2013.
10. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. [Текст] / А. И. Иванова Управление ДОУ, № 4, 2004. С. 84-92.
11. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. [Текст] / О.В. Киреева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №33 (73). Педагогика и психология, теория и методика обучения. – СПб, август 2008. – 244 с.; С. 83-87.
12. Крамаренко И.П. К вопросу об использовании исследовательской деятельности в рамках компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.П.Крамаренко // Компетентностный подход в образовании: от теории к практике: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – 535 с. (С.307)
13. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. [Текст] / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333 с.
14. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания [Текст] /А.И. Савенков, – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
15. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
16. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. [Текст] /А.И. Савенков, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 80 с.
17. Соколенко Т. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность [Текст] /Т.В. Соколенко // Молодой ученый. - 2014. - № 20. - С. 624-626.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В рекомендациях ФГОС сделан акцент на том, что особое внимание следует уделять познавательно-исследовательской деятельности. (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
Ряд противоречий
Цель проекта: Формирование у дошкольников основ естественно-научных знаний и представлений, осуществление проектно – исследовательской деятельности в процессе экологического развития посредствам технологии А. И. Савенкова
Задачи: развитие и гармонизация эмоционально-познавательной сферы детей; развитие интеллектуальной сферы детей с предоставлением выбора; развитие психических процессов и моторики детей.
Принципы эффективности педагогического проекта: опора на различные анализаторы функциональных систем; комплексно-познавательное воздействие; личностное развитие и активность познавательных процессов; поэтапное формирование интеллектуально-познавательных действий; учет социальной ситуации развития.
Условия реализации проекта: схемы алгоритмов для самостоятельного выполнения опытов, которые соотнесены с настоящими объектами, явлениями и предметами в группе; карточки, иллюстрирующие лабиринты в горизонтальной и вертикальной плоскостях, которые бы позволили ребенку самому «путешествовать» от одного главного объекта познания к другому.
Последовательность экспериментально-исследовательской работы:
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Читали художественные и энциклопедические издания о природе; Играли: дидактические тематические игры; Разгадывали загадки, учили стихи; Знакомились легендами, народными приметами. 1 этап – накопление знаний
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА активно наблюдали; исследовали: пробовали на вкус, ощупывали, описывали и определяли где растут овощи; ставили опыты: «что внутри овоща», «как растет корнеплод»; занимались творчеством: «Чудо выставка» овощей причудливой формы. 2 этап – практический
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА - Подготовили мини-сообщения детей об овощных семействах и их целебных свойствах «Овощи рассказывают» - открытое занятие на тему «___» 3 этап – завершающий
Ожидаемые результаты проекта: Высокий интерес к заданиям, высокая детская активность; Поддержка активности и инициативы детей; Ответственное отношение к познавательно-экспериментальной деятельности; Внимательное принятие задачи и ее выполнение.
Практическая значимость реализации проекта: в основе проекта используется технология (методика) А.И. Савенкова и процесс развития самостоятельности у дошкольников в опытно-исследовательской деятельности с предоставлением выбора. Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений; четкая логика построения опытно-экспериментальной среды для обстановки познания и развития любознательности в НОД и упражнениях.
Риски проекта и меры по их устранению: Во-первых, создания полноценной предметно-развивающей среды в группе, которая бы стимулировала дошкольника к активной самостоятельной поисковой деятельности; Во-вторых, наличие лабораторного уголка, содержащего знакомые игры, которые позволят им или вспомнить изученный материал, или модернизировать его, закрепить в свободной игровой среде.
Итоговые результаты работы по проекту: сформировались навыки и умения проведения исследований, и одновременно эта деятельность способствовала более эффективному усвоению представлений о мире; ребенок-дошкольник учится делать выводы, самостоятельно овладевает представлениями о том или ином явлении в окружающем его мире; полноценно организована деятельность детей по формированию самостоятельной исследовательской деятельности, которая стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"
Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели. В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая она бывает...
Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»
Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...
Презентация педагогического проекта по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Я помню, я горжусь!»
С самого раннего возраста мы занимаемся воспитанием патриотизма, любви к Родине и уважению к её традициям. Все подготовленные мероприятия и акции как раз и решают эти зад...
Педагогический проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Спасибо деду за Победу»
АктуальностьЧувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это люб...
Сценарный план педагогического мероприятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «На острове далеком, ждут помощи друзья…»
Сценарный план педагогического мероприятия по позновательному развитию детей старшего возраста "На острове далеком ждут помощи друзья..."...
Педагогический проект по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Малые летние Олимпийские игры в детском саду»
Педагогический проект по физическому развитию...
Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...