«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Огород на окне»
консультация по окружающему миру на тему
Консультация для педагогов МАСТЕР-КЛАСС
Цель мастер-класса: освоение и последующее применение технологии «проектная деятельность, детское экспериментирование» в практической деятельности воспитателя.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
МАСТЕР-КЛАСС
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
«Огород на окне»
Подготовил воспитатель
ГБДОУ № 81
Хасанова Р. Р.
Калининского р-н,
г. Санкт- Петербург
2016 г.
Цель мастер-класса: освоение и последующее применение технологии «проектная деятельность, детское экспериментирование» в практической деятельности воспитателя.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Цель занятия: Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению технологии «проектная деятельность, детское экспериментирование» реализуемой в ГБДОУ № 81.
Ход мастер-класса:
«Может быть, дети
ещё не могут осмыслить природу
как всенародное достояние,
пусть они понимают её как сучок,
на котором находится гнездо,
где живём мы, птенцы природы».
Сухомлинский В. А. (1918-1970), педагог.
- Представление технологии.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения является экологическое воспитание детей. Этому уделяется особое внимание в работе педагогического коллектива ОУ
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания.
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:
- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социальным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социальному окружению.
- Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.
- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социальным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Данная работа осуществляется мной через организацию непосредственно образовательной деятельности -– темы: «Деревья и кустарники на нашем участке»; «Плоды фруктовых деревьев», «Где ночует солнце?», «Кошка и котёнок» и т.д.,– наблюдение во время прогулки за цветником, птицами, насекомыми, животными; все виды художественно-продуктивной деятельности: рисование (раскрашивание), лепка, аппликация.
В прошедшем учебном году я большое внимание стала уделять экологическому воспитанию, приобщению детей к природе с целью формирования экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности. В своей работе я решаю задачи экологического воспитания через формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире у детей.
Чтобы решить поставленную задачу, я действовала в нескольких направлениях:
-работа по самообразованию (изучала литературу, Интернет-ресурсы, осуществляла подбор необходимого материала, оформила в помещении группы, дополнила новыми необходимыми пособиям имеющийся в группе центр природный, работала над составлением конспектов непосредственно образовательной деятельности, тематических недель);
- работа с детьми (организация познавательно-исследовательской деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа);
- работа с родителями (проекты, консультации, беседы, оформление папок-передвижек).
Одним из эффективных методов работы я считаю - проектную деятельность, которая является одной из современных образовательных технологий. С её помощью у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, интерес к познанию, а у родителей
В прошлом году (при подготовке к летнему оздоровительному сезону) мною был реализован проект «Огород на подоконнике» с детьми среднего дошкольного возраста, который показал, на мой взгляд, хорошие результаты. Его целью было - формирование экологической культуры у детей и их родителей, желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.
Проект я разделила на три этапа: организационный, практический и заключительный.
Предлагаю вам посмотреть, как это происходило у нас в саду (Презентация – приложение № 2).
На организационном этапе я провела беседу с родителями «Знакомство с проектом» с целью привлечения их к реализации проектной деятельности. Оформила родительский уголок, где разместила рекомендации по работе с детьми по проекту.
Так же провела беседу с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт с целью расширения детского кругозора. Дети, проживающие в частных домах, охотно рассказывали о том, как они наблюдали за работой взрослых дома и о том, какую помощь они сами оказывали своим близким.
Затем я осуществляла сбор (коллекция) и рассматривание с детьми семян, которые воспитанники приносили из дома. Совместно с детьми, мы подготавливали почву для посадки, оформляли сам огород, воспитывая трудолюбие и развивая творческие способности.
Во время практического этапа проекта я занималась посадкой семян овощей, цветов и луковиц совместно с детьми, воспитывая в них желание помогать взрослым. Затем я подготовила фоторепортаж для родителей «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Его целью было привлечение к совместному труду всех детей в группе. наблюдение за ростом и развитием растений
Так же на втором этапе реализации проекта я знакомила детей с фольклорными произведениями: пословицами, поговорками, песенками, в которых упоминается об огороде, овощах и фруктах. Дети охотно разгадывали загадки про овощи и фрукты, что способствовало развитию их смекалки, памяти, внимания. Мы рассматривали иллюстрации, картинки на огородную тематику, муляжи овощей и фруктов, уточняли их форму, цвет, размер.
На протяжении проекта мы занимались художественной продуктивной деятельностью: рисовали овощи и фрукты, раскрашивали раскраски, лепили из пластилина фрукты и овощи, применяя раннее приобретённые умения и навыки, тем самым, я старалась воспитывать в них желание заниматься творчеством самостоятельно. Затем вместе с детьми мы занимались оформлением мини выставки «Наш урожай».
К реализации проекта я старалась привлечь родителей своих воспитанников, поэтому дети совместно с родителями выполняли творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.
Когда наши посевы проросли, я учила детей ухаживать за рассадой: правильно поливать, рыхлить почву, прореживать всходы.
Так же я старалась развивать актёрские способности воспитанников, проводя игру-драматизацию по русской народной сказке «Репка».
Когда наша рассада окрепла, мы совместно с детьми высадили её в грядки на общем огороде. В ходе реализации проекта я сделала презентацию для родителей «Огород на подоконнике», где поэтапно отобразила проделанную мною и детьми огромную работу по реализации проекта.
На заключительном этапе проекта «Огород на подоконнике» была организована выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями и связанных с тематикой проекта, а так же презентация «Огород на подоконнике».
К концу проекта у детей сформировались представления о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах, обогатился их словарный запас, мои воспитанники научились бережно относиться к природе, стали охотно помогать ухаживать за комнатными растениями в живом уголке и за цветочной клумбой и грядкой на участке детского сада, активно применяя знания, полученные в процессе проектной деятельности.
2. Моделирование.
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент в самостоятельной деятельности. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти - двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.
Предложить сделать дневники наблюдения 2-3 слушателям МО
3. Рефлексия.
Спасибо Вам за совместное творчество. Было приятно выступать перед Вами. И в конце своего выступления предлагаю:
- поиграть в игру «Закончи фразу» (приложение 1).
- расписать акрослово «НАБЛЮДЕНИЕ» (приложение 2)
Приложение 1
ОБ УМЕНИИ И ТРУДОЛЮБИИ
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Терпенье и труд всё перетрут.
Делу — время, а потехе — час.
Мастер на все руки.
Семь раз примерь, а один отрежь.
Ученье — путь к умению.
О ЛЕНИ И НЕРАДИВОСТИ
Поспешишь — людей насмешишь.
Делать спустя рукава.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Словами и туда и сюда, а делами никуда.
Приложение 2
Акрослово
Н- необходимо
А- аккуратность
Б- бережно
Л- легонько
Ю- ювелирно
Д- долго
Е- ежедневно
Н- научно
И- интересно
Е- естественно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....
: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...
Развитие познавательно-исследовательской активности у детей в процессе проектной деятельности в ДОУ.
Организация проектной деятельности в ДОУ для совершенствования познавательно-исследовательской активности у детей....
Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"
laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон ...
"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста
Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...
Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...