Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница-соль»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Ходина Лариса Владимировна

Расширить представления детей о свойствах соли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol_i_ee_svoystva.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе «Волшебница-соль»

Цель: Расширить представления детей о свойствах соли.

Задачи:

Образовательные задачи: 

Познакомить с разными видами соли (каменная, поваренная, морская).

Формировать умение выполнять задания четко следуя рекомендациям воспитателя.

Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.

Уточнить знания детей о соли, её значении в природе и в жизни человека. 

Развивающие:

Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Развивать навыки экспериментирования.

Развивать навыки связной речи, память, мышление, мелкую и общую моторику.

Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности при работе с солью, испытывать радость от экспериментирования.

Материал: Фартуки, шапочки, нарукавники для каждого ребенка; соль 3 вида – каменная, морская, поваренная; презентация с иллюстрациями; одноразовые стаканчики, тарелочки, ложки, увеличительные стекла, по 1 сырому яйцу на каждого ребенка, пищевой краситель, зубочистки.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку:

1. Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. (Соль.)

2. Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Соль – это пищевой продукт. Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде.

- Какого цвета соль по вашему мнению? Действительно, мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения и имеет сероватый оттенок. Соль серого цвета, это неочищенная соль, иначе ее называют каменной солью. А вот белая соль, это уже соль очищенная и ее называют поваренная соль. А еще бывает - морская соль. Способ добычи морской соли — это выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы морской соли, которые можно потом собрать в корзины. 

- Как вы думаете, где добывают соль? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы соли.

- Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеванию сердца, нарушению пищеварения, разрушению костной и мышечной ткани. Действительно, без соли человек не может жить, это плохо влияет на его здоровье. Да и пища без соли не так вкусна. Много лет назад соли добывали мало, поэтому говорили про соль, что она дороже золота. Соль была дорогим товаром и купить соль могли только очень богатые люди.

 - Ребята, так давайте все вместе попробуем узнать, что же такое соль? Какие свойства имеет соль?

 - Ребята, давайте мы с вами представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

- Сегодня мы с вами, как самые настоящие ученые займемся изучением соли и будем проводить разные эксперименты. Но для этого важно соблюдать правила техники безопасности:

- не трогать руками глаза, ничего не пробовать на вкус без разрешения старшего научного сотрудника

- соблюдать тишину, работать аккуратно

- не толкать соседа

- сначала слушаем, смотрим, затем повторяем

- задание выполнили и убирали приборы на рабочее место.

Игровое упражнение «Ученые»

Как настоящие ученые мы вырастем вот такими большими (потянуться вверх на носочках)

Сделаем вот столько научных открытий (развести руки широко в стороны)

Разгадаем самые таинственные секреты (нагнуться и помахать руками)

И расскажем об этом всем людям (развести руки в стороны).

- И так, юные ученые, я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Просьба занять ваши рабочие места.

Опыт №1 «Из чего состоит соль»

- У вас на столе стоит баночка с солью. Как вы думаете, имеет ли соль запах? Как мы можем это определить? Поднесите баночку с солью к носу и ответьте на мой вопрос.

Итак, делаем первый вывод свойство соли: соль не имеет запаха. Второй вывод, который мы можем с вами сделать, это о том, что соль белого цвета.

- Теперь возьмите немного соли и положите ее на тарелочку. Что вы заметили? Соль сыплется, она рассыпчатая. (в случае затруднения показать, как сыплется соль). И таким образом, мы делаем еще один вывод, о том, что соль рассыпчатая.

- На что похожа соль по внешнему виду? На порошок. Чтобы проверить подлинность ваших слов я предлагаю вам взять в руки увеличительное стекло и внимательно рассмотреть соль. Что же вы видите при ближайшем рассмотрении? Соль состоит из крупинок кристаллов. Соответственно, мы с вами можем сделать вывод о том, что соль – кристаллическая

Опыт №2 «Соль хрустит»

- Ребята, вы в тарелочку уже насыпали соль, надавите на соль с помощью ложки, что вы слышите? Хруст. Точно такой же хруст мы слышим при ходьбе по снегу в морозный денек.

- Как вы думаете, от чего появляется такой звук? Соль, так же, как и снег состоит из кристаллов, поэтому при надавливании они ломаются, и мы слышим характерный звук. Поэтому, мы можем сделать вывод о том, что соль состоит из кристаллов и хрустит при трении.

Опыт №3 «Соль поглощает воду»

- Ребята, у вас на столах стоят стаканчики с водой. Возьмите 1-2 чайных ложки воды и добавьте в соль. Что же произошло по вашему мнению? Соль впитала в себя воду, значит, можно сделать вывод о том, что соль поглощает воду.

Опыт №4 «Соль растворяется в воде»

- Ребята, возьмите один стаканчик с водой, насыпьте в него 1 чайную ложку соли и перемешайте. Что же произошло? Соль растворилась в воде. Соль исчезла? Нет, она растворилась. И мы с вами делаем вывод о том, что соль растворяется в воде.

- А как можно проверить, вывод о том, что соль не исчезла, а растворилась в воде? Воду можно попробовать на вкус. И какой же будет вкус у воды? Соленый. Все верно, мы можем сделать вывод о том, что соль в воде растворяется.

Опыт №5 «Соль делает воду более плотной»

- Ребята, как вы считаете, соленая вода похожа на морскую воду? А в реке вода какая? Пресная.

- А вы знаете, о том, что в соленой воде легче плавать? Хотите в этом убедиться? Для этого нам нужно провести еще один опыт. Возьмите второй стаканчик с пресной водой и аккуратно опустите в него яичко. Что же вы видите? Яйцо утонуло. А теперь возьмём второй стакан с водой, добавим в него соль, перемешаем и опустим в него яйцо. Что же произошло? Яйцо не утонуло, оно плавает. Соль делает воду плотной и держит яйцо. Значит, можно сделать вывод о том, что в соленой воде легче плавать.

- Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети хлопают, услышав продукт, который можно солить и топают, когда слышат название продукта, который не употребляют в соленом виде. (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

Творческая работа.

Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

- А вы знаете, что на соли можно рисовать?

- Посмотрите, перед вами тарелочки с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы будете рисовать зубочисткой на тарелочке с солью. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель…»  (снеговик)

«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна» (елка)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые…» (снежинки)

- Какая красота у вас получается! Молодцы! Все справились с заданием.

Рефлексия

- Ребята, чем мы с вами сегодня занимались в научной лаборатории? Что же нового вы узнали о соли? Какое важное открытие вы сделали?

- Спасибо вам большое, мои маленькие первооткрыватели, я буду с нетерпением ждать вас в нашей научной лаборатории для новых открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью с элементами экспериментирования с детьми подготовительной группы "Волшебница соль"

Разработанный конспект предоставляет возможность познакомить детей со свойствами соли, провести ряд экспериментов с данным материалом....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница- соль» (подарок маме к 8 Марта).

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница- соль» (подарок маме к 8 Марта)....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Волшебница - соль"

В этом конспекте дети вместе с воспитателем исследуют свойства соли....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Волшебница--соль"

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница- соль».Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательс...

Конспект ОД по познавательно – исследовательской  деятельности в подготовительной группе «Волшебница соль».

Систематизировать представления детей о соли и её свойствах. Развивать речевую активностей детей, мелкую моторику рук. Развивать интерес к окружающему миру, окрывая новое в знакомом. Развивать наблюда...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница-соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница-соль»...