Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Волшебница - соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Никитина Диана Анатольевна

В этом конспекте дети вместе с воспитателем исследуют свойства соли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_solyu.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.

Задачи.

Обучающие. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли; уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека; знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Развивающие.  Развивать мышление, любознательность, наблюдательность; умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы; решать проблемные ситуации;  развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитательные. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Ход организованной деятельности.

Приветствие:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём,

И к гостям здороваться пойдём!

Поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

К вам Звездочка пришла (воспитатель перевоплощается в Звездочку)

Чудо - гостья: «Сегодня всем вам предстоит стать учеными. В лабораторию пойдете, и чудо-опыт проведете с одним сыпучим веществом, сейчас узнаете о нем».

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Воспитатель: Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Что вы знаете про соль? Какими свойствами она обладает? (Ответы детей).

Рассказ воспитателя.

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета (показ иллюстрации). Производится соль в разных видах: поваренная, йодированная, морская (показать виды соли). Соль бывает  мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.(Дети проверяют соль на вкус и запах)

Воспитатель спрашивает детей, важна ли соль в жизни человека и почему? (Ответы детей).

Презентация «Использование соли, ее польза и вред»

Воспитатель сопровождает показ слайдов комментариями. Соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «не солоно хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета    «Соль рассыпал – к ссоре», поэтому люди придумали пословицы о соли.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Воспитатель рассказывает, где можно использовать соль? (показ слайдов).

Соль применяют в косметологии: ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.

В приготовлении пищи.  Мы каждый день с вами солим пищу, поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи.

В консервировании овощей. Соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом, поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время.

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек, идя по дорожке, не поскользнулся, не упал, а на проезжей части не было аварий.

Соль и вредна для человека, растений, животных. В чем же ее вред? (показ слайдов).

Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».

Мы капусту рубим- рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём,

(мнут капусту)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём,

(сгибание и разгибание кистей рук).

Дидактическая игра «Чудесные мешочки».

Воспитатель предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки) на ощупь найти мешочек с солью.

Педагог приглашает детей в лабораторию, чтобы провести опыты с солью.

(Для начала ребята вспоминают правила поведения в ней).

Опыт № 1. «Плавающее яйцо».

Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности.

Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.(Делают вывод дети)

Опыт № 2. «Соль растворяется в воде».

Для опыта нам понадобится 2 стакана с холодной и с теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить.

Дети наблюдают и делают вывод. (В холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее)

Опыт № 3. «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и почистили бокал. Он стал чистым, даже блестит на свету. Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду.

Опыт №4. «Акварель+ соль».

Воспитатель знакомит детей с техникой рисования «акварель+ соль», предлагает нарисовать радугу. Как только дети заканчивают рисовать, сразу же хорошенько «солят» весь лист. Дети наблюдают, какое чудо сотворит соль с рисунком

Для закрепления материала воспитатель проводит игру «Что мы знаем о соли».

(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе " Соль - друг, соль - враг"

Направление: научно-исследовательское, практико-ориентированное.Участники: дети, воспитатель. Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ» Предвар...