Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью с элементами экспериментирования с детьми подготовительной группы "Волшебница соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Разработанный конспект предоставляет возможность познакомить детей со свойствами соли, провести ряд экспериментов с данным материалом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: продолжать формировать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования с природным веществом — солью.
Задачи: Формировать у детей представления о свойствах и видах соли, применении и значении в жизни человека.
Формировать умение высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы.
Развивать инициативу и самостоятельность в ходе экспериментирования.
Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования солью и акварелью..
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка». Индивидуальная работа по рисованию солью. Рассматривание иллюстраций. Беседа "Польза и вред соли". Обсуждение технологии выделывания сыромятых шкур, просмотр презентации"Применение соли"
Материалы и оборудование: Фильм «Добыча соли», ложечки , листы картона черного цвета ,образцы соли (мелкая -экстра, крупная -каменная ), стаканчики с водой по два, лупы на каждого ребенка. Мешочки тканевые и полиэтиленовые с солью на каждого ребенка. Свеча, соленая вода для опыта"Выпаривание". Мяч для игры. Листы для рисования с силуэтом елочка, гуашь белого цвета соль, салфетки.
Методы и приемы: Проблемная ситуация, постановка детьми цели предстоящей деятельности, проблемный диалог (вопросы к детям),загадывание загадки, исследование, игра с мячом, динамическая пауза, рисование солью под спокойную музыку.
Ход занятия:
Ребята, я хочу предложить вам отгадать загадку: из воды родится, а воды боится (ответы детей)
Однажды Никита Кожемяка, герой знакомой нам русской народной сказки, решил привезти соль для выделывания сыромятных шкур. Он погрузил на корабль несколько мешков и отправился в путь в город Киев. Но вдруг небо почернело, на море разыгралась буря и мешки волной были выброшены в море. Долго боролся со стихией Никита и когда все же удалось спасти 2 мешка , они оказались пустыми…. Куда делась соль? Мешки были крепко завязаны. Это осталось для него неразгаданной тайной.
Ребята, а вы смогли бы ответить на этот вопрос?
Куда делась соль?
Как можно узнать?
Что будем делать? (проведём опыты, узнаем что-нибудь новое и интересное о соли).
Что такое соль? Где в природе находится соль?
Я приглашаю вас посмотреть фильм о том, откуда же берётся соль.
Демонстрация фильма «Добыча соли»
Вопросы к детям:
-Откуда же ребята берётся соль? (добывают из солёных морей, озёр, шахт)
-Молодцы! А чтобы проверить вторую часть загадки и помочь ответить на вопрос «Куда делась соль?», я приглашаю вас пройти в нашу мини-лабораторию.
Просьба, в лаборатории соблюдать правила безопасного поведения и строго действовать по моей инструкции.
Перед вами образцы соли. Попробуйте определить, не касаясь образцов на что похожа соль? (частицы соли напоминают песчинки, похожа на снег, сахар..)
Давайте попробуем надавить ложечкой на соль, что слышите? (слышен хруст, скрип, как снег «скрипит»).
На лист картона ложечкой положите предложенные образцы солей. Рассмотрите их под лупой и скажите, одинаковые ли они и чем отличаются? (Образец соли №1 – соль крупная, состоит из маленьких кристалликов, цвет тёмно-белый; каменная. Образец №2— соль более мелкая, имеет белый цвет. экстра.
Какой можно сделать вывод? (соль белого цвета, состоит из мелких частиц-кристаллов, сыпучая)
Прежде чем приступить к исследованию соли, хочу предложить вам поиграть.
Игра с мячом. «Соль нужна для того, чтобы…»
Опыт №1.Подвиньте поближе стаканчики с водой. Положите в каждый стаканчик по одной чайной ложке разные образцы солей. В каком стаканчике соль исчезла быстрее и почему? (ответы детей)
Ребята, а как вы думаете, куда исчезла соль? (ответы детей)
А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилось? (ответы детей: попробовать на вкус -солёная )
Опыт №2Возьмите ваши мешочки из ткани с солью, и опустите в стаканчик с водой. Что происходит? Из какого материала нужно было сделать мешки, чтобы они не промокли? (из полиэтилена, который не пропускает воду). Как проверить? Опускаем полиэтиленовые мешочки с солью в воду, что наблюдаем? Какой можно было бы дать совет нашему герою? (Использовать мешки из непромокаемого материала)
Опыт№3 (демонстрирует воспитатель)
А как вернуть соль из воды? Мы могли бы помочь Никите Кожемяке? (высказывания детей).
Давайте попробуем вернуть соль: нагреваю при помощи свечи солёную воду в ложке. Что происходит? Что остаётся в ложке после выпаривания воды?
Какой можно сделать вывод? (соль не исчезает в воде, а растворяется, её можно получить вновь, нагревая солёную воду). Что можно было бы посоветовать герою нашей сказки? (просушить мешки на солнышке, тогда можно собрать немного соли).
Получилось ли нам разгадать тайну исчезновения соли?
Что нового узнали?
Что понравилось больше всего?
В чём испытывали трудности?
— А ещё соль можно назвать художницей, ею можно рисовать. Как можно рисовать солью? (предположения детей)
Динамическая пауза "Елочка" под видеозапись
Ребята, а чтобы эта история вам запомнилась, мы с вами оформим выставку своих рисунков выполненных нетрадиционным способом – солью и расскажем дома своим родителям. Выставка работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с элементами моделирования и экспериментирования в подготовительной группе
Детям очень нравится чувствовать себя "настоящими волшебниками", а может быть и "настоящими учёными"...
Занятие по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования в средней группе. Тема: «Путешествие с капелькой»
Знакомство со свойствами воды, значимость воды в природе и жизни человека. Обучение бережному отношению к воде....
Занятие по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования. Тема: « Каменный уголь и мел».
Конспект по экспериментированию с углем и мелом....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования "Волшебница- водица".
В конспекте разработан материал по проведению НОД по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования "Волшебница-водица" в первой младшей группе....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы тема:"Вулканы"
Интересное занятие о природном явлении вулкане. Восхищение у детей вызывет извержение, с помощью химических веществ....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования в логопедической группе ОНР. "Мир камня"
Цель занятия:Активизировать мыслительную и созерцательную способности ребенка, помогать развить чувственное восприятие действительности, воздействуя на органы чувств: зрение, слух, осязание.Будить акт...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Волшебное электричество».
Материал обобщает знания детей об электричестве, расширяет представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.Позволяет знакомить детей с причиной проявления статич...